«Главным дьяволом был не еврей, а Ленин!» (3)

May 01, 1990 00:00

Часть-1 Часть-2 Часть-3 Часть-4



«Новое русское слово» №28330, 1 мая 1990 | Владимир Козловский
«Главным дьяволом был не еврей, а Ленин!»
Русские писатели в Вашингтоне




«Я хотела бы обратиться с очень коротким вопросом ко всем журналистам, поскольку вы из разных областей, - сказала русская женщина из зала, обращаясь к писателям, лишь один из которых живет не в Москве. - Будьте любезны, скажите нам, есть ли какая-то надежда в народе, что можно сейчас выйти из этого страшного кризисного положения без гражданской войны?».

«Дайте я отвечу», - сказал своим товарищам Рыбас, который до сих пор молчал, но его перебила дама, сидевшая рядом с вашим корреспондентом: «У меня только один вопрос к господину Михайлову, - начала она с акцентом, изобличающим давнее пребывание на чужбине. - Почему вы считаете честью для себя печатать свои произведения в "Огоньке"? И почему вы отказываетесь с таким отвращением от других журналов? В чем честь этого "Огонька"? Вы так сказали с гордостью: "Мои произведения - только в "Огоньке!"».

Михайлов, ничего такого не говоривший и, наверное, не ожидавший нападки справа, потянулся было к микрофону, но сперва дали слово Рыбасу для ответа на первый вопрос.

«Чем закончится нынешняя ситуация в России - я думаю, это самый главный вопрос, который сейчас владеет умами, - начал он. - Мы не можем назвать себя пророками, но можем обратиться к исторической аналогии. Это не первая реформа, которую переживает Россия. Была эпоха Великих реформ Александра II, была реформа Петра Аркадьевича Столыпина, была радикальная перестройка после гражданской войны в Советском Союзе и вот теперь горбачевская перестройка. Надо сказать, что Горбачев по сравнению с реформами своих предшественников очень сильно запаздывает. Но основные источники оптимизма, с одной стороны, и тревоги, с другой стороны, - это реформы в отношении собственности. Они сейчас наконец-то вошли в решающую стадию. Хочу напомнить слова Столыпина, которого многие считали в свое время антисемитом, но который предложил, тем не менее, Николаю II проект отмены черты оседлости и вообще всех ограничений, касающихся евреев. Но слова его касаются другого вопроса: "Свободен человек только тот, который владеет собственностью". И вот сейчас, когда эйфория по поводу гласности, по поводу пробудившейся свободы в Советском Союзе достигла, пожалуй, пика и стала даже спадать, обнаружилась очень сильная усталость народа, связанная как раз с нерешаемостью декларированных проблем.

И вот эта усталость проникла так глубоко даже в стан леворадикапов, что эта группировка раскалывается - на людей, которые желают жить в состоянии эйфории, и людей, которые желают заниматься делом. И я думаю, что Россия наконец-то получает четвертую возможность. Первые три не были использованы: в первых трех случаях леворадикальные силы отказывались войти в сотрудничество с правительством, - сейчас же эти силы, по-видимому, входят в сотрудничество с правительством на здоровой основе. Поэтому есть надежда, что обстановка будет стабилизироваться».

«Я добавлю еще, что пессимизм прогрессивнее оптимизма, - добавил Михайлов. - Я немножко по-другому, чем мой коллега, смотрю на будущее и буду счастлив, если я ошибусь, потому что это будет ошибка в лучшую сторону. Моя жена все время говорит: "Давай уедем!". Я говорю: "У нас нет Израиля! И нам придется оставаться". Когда я говорил об "Огоньке", я говорил о том, что стихи напечатал там Куняев. Я в "Огоньке" очень давно не печатаюсь.. Это просто ошибка произошла слуховая, может быть, в переводе ошибка. Я очень давно не печатаюсь ни в "Молодой гвардии", ни в "Огоньке". Это просто, знаете, испорченный телефон».

Рубл предоставил слово вашингтонскому экономисту Игорю Бирману. «Игорь Бирман ждет давно и терпеливо, - заметил он, - а те, кто знает Игоря, знают, что это на него не похоже». Бирман ждал своей очереди, чтобы сказать следующее:


«Я русскоязычный американский налогоплательщик, - начал он. - Ваша поездка стоила нам, американским налогоплательщикам, 60 тысяч долларов. Позвольте мне за эту цену кое-что вам сказать. Во-первых, Станислав Куняев спорил насчет значения слова "нацист", "плагиат" и так далее. Простите, пожалуйста: вы вместе с Южно-Африканским союзом представляете только две страны в современном мире, где людей различают не по вероисповеданию, а по расе. И если вы стоите на этой позиции, если вы считаете, что еврей определяется еврейской кровью, а не по тому, что он верит в Иегову, то вы расист. Позвольте вам это сказать».

«Второе, что нужно вам сказать, - продолжал Бирман. - Вы достаточно образованные люди, чтобы понимать, что если вы ссылаетесь на Протоколы сионских мудрецов и не оговариваетесь, что вы знаете, как знает весь мир, что это подделка, то вы присоединяетесь к авторам Протоколов сионских мудрецов. Третье: вы очень убедительно и правильно, мистер Сафонов, говорили об опасностях национальной и межплеменной вражды в СССР. Я готов вам был зааплодировать. Если бы... если бы я не читал ваши откровенно антисемитские заявления в советской печати. И позвольте это вам тоже сказать!».

«И последнее, - сказал Бирман. - Вы знаете (не говорите, что вы отстали от Америки), что такое сионист. Сионист - это человек, который хочет, чтобы евреи жили в Израиле. Никакого другого значения у этого слова нет! Когда вы говорите, что вы за евреев, но против сионистов, это по меньшей мере неубедительно».

«Позвольте мне ответить!» - громко сказал Сафонов, явно накаляясь и не давая Тарановскому перевести, но тот, как всегда, оказался молодцом и перевел мгновенно. «Позвольте мне сразу ответить! - повторил Сафонов, и по его лицу я решил, что он сейчас же вызовет Бирмана на дуэль. - Как мне это ни прискорбно, ни печально говорить (нехорошо, будучи гостем, произносить какие-либо неприятные, тяжелые слова), но я должен сказать со всей ответственностью, что господин Бирман в его словах по отношению ко мне - человек бесчестный и можно было бы найти эпитет похлеще. Я объясняю это тем, что ни одного моего устного или печатного заявления антисемитского характера не существует. Более того, я должен вам сказать, что на протяжении лет трех-пяти я не опубликовал в советской печати ни одного заявления, ни одной статьи. И очень сожалею, что господин Бирман, услышав от меня такой ответ, поспешил удалиться. Дискуссия закончена».

На середине этой тирады Бирман действительно поднялся с места и начал протискиваться между рядов. Я обрадовался, что сейчас произойдет потасовка, которая внесет разнообразие в наше повествование, но не тут-то было: Бирман попрощался со знакомыми в публике и вышел из зала.

«Так что очень плохо, - продолжал между тем редактор «Литературной России», - когда ваш такой прекрасный, хороший сегодня диспут омрачен провокационной выходкой!».


«Господа американцы! - очень тихим голосом начал Леонид Бородин, который из советских гостей был больше всех похож видом на иностранца. - Я был в некотором шоке в течение первого часа, начал сомневаться, в Америке ли я! По-моему, или так мне казалось, что главным качеством характера американца является отзывчивость на беды, на несчастья во всем мире, потому что Америка - это люди со всего мира, и вот, наверное, в силу этого обстоятельства они сохранили в себе чувство отзывчивости. Да знаете ли вы, что у нас сегодня происходит в стране? Мне вот показалось, что совершенно не знаете! По нашим бесконечным просторам, по нашим вымершим деревням ползают умирающие старухи! В наших бесконечных поселках, малых и больших, люди гибнут от пьянства. У нас на Кавказе ежедневно, и в эту минуту, когда мы с вами сейчас говорим, гибнут люди. На грани катастрофы громадная страна, которая, если она взорвется, отразится на вас и на ваших налогообложениях!

О чем мы здесь говорим? Люди умирают у нас. Я тридцать лет назад открыл для себя русскую деревню. Вы этого не видели - что такое русская деревня 50-х годов! Первый раз меня забирали в 56-м, и тридцать лет в моих глазах стоит эта первая увиденная нищая, обездоленная русская деревня! Которая на моих глазах вымерла за эти тридцать лет. Вот эта боль мною лично двигала все тридцать лет, водила меня и в лагеря, и в ссылки, куда угодно. Эта боль! Я - плохо ли, хорошо ли - знаю всех, здесь сидящих. И если бы я в ком-нибудь из них отклика на эту мою боль не увидел, если бы я не увидел союзника по этой боли, я бы здесь не сидел!

Нас сюда послала надежда... Я, конечно, извиняюсь за налоги, которые увеличились за счет нас, возродившаяся Россия возместит вам убытки!

Еврейский вопрос есть в России, есть! Есть он, ну что говорить! Есть! Есть он, этот вопрос. Я не знаю, есть ли в Америке, а у нас есть этот вопрос. Больной это вопрос? Больной! Чего об этом говорить. Но это один вопрос. Еще ни один волос не упал с головы ни одного еврея в то время, как на Кавказе люди сейчас убивают друг друга. В Средней Азии созревает такая ситуация. Понимаете? О чем мы с вами говорим?

Я знаком с представителями всех крупнейших российских патриотических объединений. Именно они, руководители этих российских патриотических объединений, более всего сегодня заинтересованы в том, чтобы в России не произошло погромов! Более всего! Потому что мы понимаем, что за это, если это произойдет - даже по дикой случайности, или по провокации, или по глупости, или по умыслу - мы заплатим Россией!

А сегодня наша задача - попытаться найти общий язык с нашими народами. И попытаться вызвать среди вас сочувствие к нашим проблемам, к проблемам России, страны сложной, громадной, запутавшейся в своих противоречиях. Спасибо, я, кажется, перебрал время» (аплодисменты).

«У меня вопрос к господину Куняеву, - сказал из заднего ряда по-английски мужчина, представившийся бывшим московским корреспондентом «Униты». - К Куняеву как к главному редактору "Нашего современника" и к господину Сафонову как к главному редактору "Литературной России". Я читал в "Нашем современнике", кажется, в октябрьском номере за 89-й год, платформу 28 народных депутатов, входящих в группу "Россия". "Наш современник" и "Литературная Россия" официально высказались в поддержку этой политической платформы, в которой написано, что русскую молодежь следует воспитывать в духе "державности": "Держава как идея, держава как сила, держава как военная мощь". Из этого явствует, что редакторы обоих органов не согласны с новым мышлением Горбачева в целом и со всей внешнеполитической линией перестройки. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее и какова ваша позиция по вопросам внешней политики?».


«Да, такое письмо было, и такая платформа действительно была, - подтвердил Куняев. - Но мы просим вас понять вот что: Россия всегда была великой державой. Она иногда теряла часть своих территорий, иногда приобретала, но всегда была все-таки великой державой. И ради Бога откажитесь от мифа, что державность России была создана только мечом и кровью. Потому что в Россию армяне пришли, спасаясь от турок, грузины - от персов, украинцы - от поляков, киргизы - от китайцев. И, принимая эти народы под свою защиту, Россия, естественно, вступала в конфликты с очень мощными соседями. Несколько раз в истории России были войны, которые называются "нашествие", с которыми одна армия справиться не могла, а приходилось воевать всему народу. Такого опыта нет, наверное, ни у одного народа в мире. А ведь история еще не закончилась. Если бы рядом с Россией была Канада или маленькая Панама, то, конечно, в этой избирательной платформе не было бы такого тезиса. Но рядом с Россией - еще волнующийся и не определившийся громадный мусульманский мир. Рядом с Россией - громадный Китай, будущее которого тоже неясно: вы помните события на центральной площади Китая в прошлом году? Объединение Германии - тоже сложная и тревожная проблема, не для США, но для России. И обо всем этом не думать и не чувствовать мы не можем. И, вообще, сила народа и государства, может быть, сейчас нужна не для войны, а для того, чтобы все-таки тебя уважали. И чтобы с тобой не разговаривали пренебрежительным тоном!»

Возможно, есть и другие способы заслужить уважение человечества. Например, сделать так, чтобы по вымершим деревням не ползали умирающие старухи, как сказал Бородин. Но Куняев здесь все больше об уважении к силе. А говорят, что его зря пригласили в Америку: мне, например, не от кого больше было услышать здесь взгляды, которые, кажется, называют «великодержавными». Дико, но любопытно. Люди умирают! - говорит Бородин, и я лично от души сочувствую, но эти пока все про свою «русофобию», «сионизм», а теперь вот чтобы не разговаривали пренебрежительно. У блатных такой подход к уважению.

«У меня встречный вопрос, - сказал Сафонов. - Неужели наш коллега считает, что Горбачев действительно против государственности и наличия необходимой военной мощи, что надлежит иметь государству? Я полагаю, Россия бы не потерпела такого президента, который занимался бы только разрушением государства и разрушением его военной мощи».

«Можно отвечать на русском языке? - спросил италь-янец. - Я так же хорошо знаю позицию Горбачева, как и вы. Я очень внимательно читал доклад Горбачева в ООН в 1988 году. И когда читаю платформу, которую поддерживает ваша газета, то вижу, что между докладом Горбачева и вашей платформой есть огромная разница! И я ничего не скажу против вас: вы имеете право, у вас есть платформа, которая на сто процентов противоположна платформе Горбачева. Ничего страшного! Но только это надо знать!».

«Я только добавлю к этому, - сказал Сафонов, даже не дав перевести, - не будем затягивать, времени нет, но я только хочу разъяснить, что было опубликовано письмо народных депутатов, ну, скажем, конгрессменов наших, наших сенаторов. И если вы уловили в нем нечто, непохожее на то, что было в речах Горбачева, то, видимо, у сенаторов есть необходимость чуть-чуть подправить президента и подсказать ему, как действовать дальше. У нас очень молодой президент и молодое президентство, поэтому учение необходимо».


«Я бы хотел спросить у делегации, как ее члены смотрят на то, чтобы Советский Союз разделился на части, и Россия сделалась бы независимой страной, не обремененной ре-спубликами, составляющими ныне внутреннюю империю, - сказал политический обозреватель Чарльз Краутхаммер, сидевший за спиной у Тарановского в своем инвалидном кресле (несколько лет назад он сломал позвоночник, прыгая в бассейн). - Не хотите ли вы, чтобы Литва обрела независимость и Россия избавилась от бремени и обязательств, которые накладывает на нее существование Советского Союза? И еще маленький вопрос. Говоря о Протоколах сионских мудрецов, господин Куняев заметил, что ряд их предсказаний сбылся, упомянув могущество прессы и сделав также поразительное заявление о "спаивании народа". Может быть, он объяснит, что имеется в виду».


«По первому я могу ответить», - сказал Сафонов товарищам. «Недолго», - попросили они. «Ну да, - согласился Сафонов и начал: - Я думаю, что было бы преступно ставить вопрос об искусственном отделении республик от России. Кроме высоких государственных интересов, существуют чисто бытовые жизненные интересы. И когда речь идет о Литве, я думаю, что будет с моим дядей и его семьей, живущими в Литве. Когда я думаю о Грузни, я думаю о моих родственниках, среди которых есть и грузины, и армяне, и русские, живущие в Грузии. Значит, речь должна идти о двух главных направлениях в этой политике. Дать те законы, которые позволят любой республике при ее желании отделиться. Но эти законы должны быть при гарантиях защиты прав всех людей некоренного населения, живущих в этих республиках. Ситуация сейчас такая, что, я думаю, Россия не будет вводить танки, противостоять против отделения любой республики. Значит, дело разумной выдержки и разумной политики нашего правительства. Мы на это надеемся».

«Я бы сейчас чуть-чуть как бы поправил своего коллегу Эрнста Сафонова, когда он сказал, что Россия введет танки: не Россия, а центральная власть!». - «Да, да, признаю!» - согласился Сафонов. «...которая, - продолжал Куняев, - не является Россией, а является надстройкой над всеми национальными образованиями нашего союза». В зале захлопали почитатели гостей, составлявшие, на глаз, десятую часть аудитории.

«Поправку признаю, - вставил Сафонов, - но, видимо, это вызвано только тем, что мы здесь только и слышим: не Советский Союз, а Россия, Россия, Россия! Я уже по здешнему говорю...».

«И историческая несправедливость сегодняшнего момента в этом и заключается, - продолжал Куняев, - что грехи центральной власти на на протяжении всех 70 лет приписываются России только потому, что они идут из Москвь Ну, а что касается этих Протоколов, которые вам уже, наверное, надоели больше, чем мне, то, ну, там есть масса таких вещей, которые, как я написал, как будто наболтала греческая сивилла: предсказания будущих войн и революций в XX веке, еще мам всякие политические и геополитические свершения, которые в той или иной мере сбылись... А во-обще, лучше всего я их напечатаю в своем журнале и напишу: "Осторожно, фальшивка"».

Так мы присутствовали при решении напечатать Протоколы сионских мудрецов в Советском Союзе.

( Окончание следует)

Оригинал: «Новое русское слово» №28330, 01.05.1990, с.6.
Скриншот

См. также:

- 19.04.1990 Владимир Козловский. Куняев с товарищами в Вашингтоне // «Новое русское слово»
     Вчера в Кеннановском институте в Вашингтоне состоялась трехчасовая встреча с прибывшей в Америку на месяц делегацией русских литераторов, которых пригласившее их Информационное агентство США характеризует как «консерваторов», а местные еврейские организации, выразившие протест против их визита, провозгласили «антисемитами» и даже «неонацистами».


антисемитизм, Бородин Леонид, Ленин, Лихоносов Виктор, евреи, Солженицын Александр, Наш современник, Рыбас Святослав, перестройка, Литературная Россия, Сафонов Эрнст, Шафаревич Игорь, Кеннан, письма, Куняев Станислав, Михайлов Олег, русофобия, Новое Русское Слово, Распутин Валентин, США, Огонек (журнал)

Previous post Next post
Up