«Главным дьяволом был не еврей, а Ленин!» (4)

May 04, 1990 00:00

Часть-1 Часть-2 Часть-3 Часть-4



«Новое русское слово» №28333, 4 мая 1990 | Владимир Козловский
«Главным дьяволом был не еврей, а Ленин!»
Русские писатели в Вашингтоне




«Какую роль вы отдаете в процессе возрождения в России Православной церкви? - спросили из зала. - И второй маленький вопрос: каково ваше отношение к деятельности советского патриарха Сергия?».

«Россия свой национальный идеал тысячу лет назад выбрала, - сказал Павел Горелов. - С этого начинается повествование нашей национальной летописи, "Повести временных лет". В лице князя Владимира Россия выбрала свой путь. Это христианство, Православие. Истинная Россия - это страна милости, а не ненависти. И когда мы говорим о великой России, мы говорим не об узко националистической России».

«Нам здесь упомянули про 60 тысяч долларов, - продолжал Горелов, имея в виду названную Игорем Бирманом сумму, в которую обходится ЮСИА поездка писателей по Америке. - Но это не значит, что мы покупаемся и продаемся».

«Мы продали часть России Соединенным Штатам, - вставил Михайлов. - Очень дешево».

«Замечательно писал Бунин однажды: "Кто смеет учить меня любви к родине? - продолжал Горелов. - Но есть нечто выше родины: это мой Бог и моя душа. Святой Михаил Черниговский, продолжает Бунин, шел в Орду ради России. Но даже ради России он не захотел поклониться идолам в ханской ставке!" Только одно маленькое уточнение к Бунину: Михаил Черниговский именно потому и не поклонился идолам в ханской ставке, что он хотел не временных интересов России, а вечных! Потому что наша родина и душа - одной природы. Нельзя продать родину и спасти душу!».

«Я хотел бы внести оптимистическую ноту, - поднялся пожилой американец, попытавшийся увести разговор от «Повести временных лет», души и иных тонких материй в свой позитивистский мирок.

- Как и все американские ученые мы восхищались академиком Сахаровым и имели честь принимать его в этом городе всего полтора года назад. Мы скорбим по поводу его кончины. В Советском Союзе много блистательных ученых, которые говорят о свободе, о демократии, о защите прав человека и способны внести большой вклад в прогресс вашей страны. Вы что, не верите, что ваша страна, с ее наукой и техникой, а также ресурсами (в отличие от Японии, которая была разрушена и представляет собой небольшой островок), способна в течение десяти-двадцати лет встать на ноги и стать одной из богатейших стран мира? Если вы будете слушать таких людей, как Сагдеев, академики Амбарцумян, Виталий Гинзбург и других, которые стремятся к созданию прогрессивного Советского Союза с высоким уровнем научно-технического развития».

Американец положительно не понял, с кем имеет дело, хотя дискуссия к тому времени тянулась уже третий час, и Тарановский очень хорошо переводил все, что говорили гости.

«Этот вопрос, по-моему, был связан с предыдущим вопросом, - начал Михайлов, хотя, на первый взгляд, связи особой не было. - Наш Валентин Распутин очень много занимался Байкалом, спасал омуль. Однажды я, встретив его, сказал: "Валентин Григорьевич, твоя задача - спасти меня, мою душу, ибо по Писанию сказано, что ты должен быть ловец душ человеческих, и если ты спасешь меня, то я спасу омуля". И поэтому, конечно, мы чего-то достигнем, если мы вернем духовность, которая немыслима без Церкви».

Не знаю, как отнесся американский ученый к такому экологическому средству. Но они явно говорили с гостями на разных языках: он им про то, чтобы слушать Гинзбурга и создавать прогрессивный Советский Союз, а они ему - про духовность и Православную церковь, а еще раньше - про державность и борьбу с русофобией и сионизмом.

«Мы скорбим, если видим, что некоторые князья Церкви позволили себе очень тесно соединиться с бюрократическим партийным аппаратом. Но когда мы встречаемся со средним, обычным духовенством, таким же, как и мы, простые люди-миряне, мы видим, что Церковь жива, что она едина, и, несмотря на Карловацкий собор и несмотря ни на что, мы видим впереди единую Православную церковь, которую ничто не будет разделять. И если нам удастся войти в этот храм, мы, конечно, сможем стать богатыми, здоровыми и счастливыми».

Пока Тарановский переводил, Сафонов шепотом напомнил Михайлову, что надо бы и про технический прогресс. «Конечно, - добавил Михайлов, - технический прогресс да приложится, главное все- таки - душа! Эммануил - с нами Бог!». Аплодисменты.

«Товарищу , который, - начал Куняев и тут же поправился: - господину, который задал вопрос о Церкви, я хочу ответить, что в четвертом номере "Нашего современника" будет одна уникальная и необычная публикация: там будут напечатаны все речи, обращения и послания к народу патриарха Тихона, последнего святого русского, в период революции и гражданской войны. В качестве исторического комментария к этим публикациям будет напечатано тайное и до сих пор не опубликованное у нас письмо Ленина о необходимости уничтожения Православной церкви. А что касается вопроса о нашем научном потенциале и вере в него, я, например, верю в научный потенциал, на котором зиждится научно-технический прогресс наш в ближайшем будущем. Верю в наших ученых, у нас очень много блестящих ученых, ученых, благородных по своему существу и преданных науке. Таким, в частности, является Игорь Ростиславович Шафаревич, который был беззаветным правозащитником, движением за права человека и единственным из академиков вступился и написал резкое письмо против гонений на академика Сахарова в разгар этих гонений!».

Я спросил, почему Куняев и Сафонов проиграли на последних выборах. Сафонов было схватил микрофон отвечать, но его перебили, и этот вопрос остался без ответа. Вернувшись из Вашингтона, я получил забавную статью из «Известий» (В. Невельский, «Рекорд патриота», 11 апреля с.г.), в которой рассказывается о том, как энтузиасты борются за подъем тиража редактируемой им «Литературной России».

Вашингтонец Александр Дворкин извинился, что забыли про Пасху, и сказал писателям: «Христос воскресе!». «Воистину воскресе!» - хором ответили писатели. После того, как Рубл поблагодарил присутствующих, Куняев начал трясти руку сидевшей рядом со мной дамы, которая не могла понять, что за честь печататься в «Огоньке», и сказал ей: «Спасибо за поддержку, она была нам очень необходима».

Я, между тем, подошел к Михайлову и спросил, как он относится к «Памяти»: он единственный из гостей ее упомянул. «Вы знаете, - сказал он, - для меня "Память" является незнакомцем с повязкой на глазах, сидящим в карете с опущенными шторками. Я видел ее один раз по телевидению, и она произвела на меня крайне отрицательное впечатление. Я имею в виду Васильева». - «Почему?». - «Потому что это очень примитивно, и, знаете ли, любая мысль, доведенная до абсурда, становится антимыслью. Поэтому если я, скажем, могу предположить, что в России будет монархия, я не могу ее принять в тех формах, в которых предлагает ее господин Васильев. Никогда!».

«Чем вам эти формы не по душе?» - спросил я. «Он предлагает тот же самый насильственный, тоталитарный способ загоняния людей куда-либо, - сказал Михайлов, - что непозволительно, даже если иметь самую благую цель. С нами это делали уже 72 года!».

«Почему вы возражаете, если ЮСИА пригласило сюда людей, у которых другая точка зрения? - спросил я после встречи у Семена Резника. - По-моему, плюрализм, который здесь все проповедуют, как раз и состоит в том, чтобы выслушивать точки зрения самых разных людей, и тем более тех, с кем вы столь резко не согласны?». «Я ни в коей мере не возражаю, что Информационное агентство США пригласило этих людей, - ответил Резник. - Но когда институт Джорджа Кеннана, институт русских исследований, объявил в своей программе, что эти люди будут представлять здесь разные этнические группы и обсуждать проблемы этнических групп в Советском Союзе, где живет больше ста разных народов, а они представляют даже не русский народ, а одно очень маленькое направление современной русской общественной мысли, то против вот такого неадекватного их представления я действительно возражаю, считаю это большой ошибкой, которая ведет к непониманию между аудиторией и этими людьми, к непониманию их точки зрения. Но я думаю, что мы задали им хорошие вопросы, они разговорились и свою позицию изложили достаточно ясно».


«Было довольно интересно послушать некоторых из виднейших выразителей неонацистских настроений в Советском Союзе, - заявил директор Союза советов борьбы за евреев СССР Майках Нафталин. - Эти люди говорят о русском национализме, о спасении деревни, выражают озабоченность по поводу пьянства. Но о чем они не говорят так это о том, что у себя на родине они печатают злобные нападки на евреев, возлагая на них вину за все проблемы, о которых они сегодня упоминали».

«Но что они конкретно сказали неонацистского?» - спросил я.

«Здесь очень мало сказали, - ответил Нафталин. - Они пытались создать известную дистанцию между тем, что они печатают и пишут на родине, и тем, что они говорили в этой аудитории. Проблема с этим форумом была та, что их представили как независимых ученых, издателей, редакторов и писателей, и они действительно видные люди у себя в стране, но их не представили теми, кто они на самом деле есть, а именно представителями самого злостного неонацистского движения - русского националистического патриотического движения, главным объединяющим мотивом которого являются антиеврейские настроения. И это настолько влиятельные люди, что Горбачеву пришлось назначить двух из них в свой кабинет, состоящий из 13 человек, который заменит Политбюро. Вот насколько сильны эти люди и их философия в Советском Союзе».

С 6 по 8 мая, перед приездом в Нью-Йорк, делегация должна была посетить Монтану и, в частности, выступить в колледже Литл Биг Хорн («Маленький Большой Рог») в Монтане, расположенном в индейской резервации. 23 апреля монтанский Совет по приему иностранных гостей отменил визит русских писателей после того, как президент колледжа Джанин Пиз-Уинди Бой заявила, что «мы решили отказать в гостеприимстве группе антисемитов, которые желают зла целой группе людей в России».

«Принимая это решение, я учитывала, что у них есть право свободно выражать свои взгляды, - говорится в заявлении, - но само существование колледжа зиждится на определенной позиции в отношении прав человека. В этом смысле мы не нейтральны. Для диалога есть много других мест».

«Диалог с этой группой людей больше не представляется возможным ввиду приставшего к ней (и, насколько я понимаю, справедливо) антисемитского ярлыка», - заявила директор Совета по приему иностранных гостей Уэнди Бей Льюис.

С другой стороны, встретиться с гостями выразила желание Американская сионист-ская организация. Ее представитель сообщил автору этих строк, что они ответили согласием.

Оригинал: «Новое русское слово» №28333, 04.05.1990, с.5.
Скриншот

См. также:

- 19.04.1990 Владимир Козловский. Куняев с товарищами в Вашингтоне // «Новое русское слово»
     Вчера в Кеннановском институте в Вашингтоне состоялась трехчасовая встреча с прибывшей в Америку на месяц делегацией русских литераторов, которых пригласившее их Информационное агентство США характеризует как «консерваторов», а местные еврейские организации, выразившие протест против их визита, провозгласили «антисемитами» и даже «неонацистами».


антисемитизм, Бородин Леонид, Ленин, Лихоносов Виктор, евреи, Солженицын Александр, Наш современник, Рыбас Святослав, Память, Литературная Россия, Сафонов Эрнст, Шафаревич Игорь, Кеннан, письма, Куняев Станислав, Михайлов Олег, русофобия, Новое Русское Слово, Распутин Валентин, США

Previous post Next post
Up