Водоотводный канал - Москва

Feb 01, 2021 17:04



Всего 36 фото

Водоотво́дный канал проложен в 1783-1786 годах вдоль центральной излучины Москвы-реки вблизи Кремля. Вместе с Москвой-рекой образует остров Балчуг. Длина канала 4 км, ширина от 30 до 50 м, глубина около 2 м. Через канал переброшено 11 мостов, в том числе пять пешеходных. Русло канала было проложено по заболоченной низине, старице Москвы-реки на месте бывшего Болота. При прокладке канала болото было осушено. Канал отходит от реки выше Большого Каменного моста, около памятника Петру I, и впадает в районе Шлюзовой набережной.



Этот пост станет своеобразным путеводителем - по содержанию и объему он будет достаточно сдержанным, все мосты и некоторые набережные которые мы увидим, имеют отдельные подробные статьи, так что при желании узнать подробнее о том или ином мосте Водоотводного канала или набережной можно углубиться по ссылкам и получить более подробную информацию. Таким образом я попытался избежать слишком объемного объема текста и его перенасыщения визуальным материалом. Для общих же сведений о Водоотводном канале и легкого просмотра этой статьи будет вполне достаточно.

Водоотводной канал берет свое начало от нынешней стрелки Москва-реки и соответственно самого канала
02.


Стрелка Москва-реки и Водоотводного канала. Канал как бы от «Петра» справа в кадре «за белым пароходом»)

Впервые план устройства канала был представлен в «Прожектированном плане» 1775 года, составленном П.Н. Кожиным и Н.Н. Леграном. Помимо прокладки канала по старице Москвы-реки, предполагалось прорезать два канала в низменных поймах Остоженки и Якиманки, для защиты этих районов от наводнений. На востоке, предполагалось затопить низменности в районе нынешних Озерковской набережной и Краснохолмских мостов, а на острове устроить зерновой порт и укреплённый складской комплекс.
03.


«Прожектированный план» 1775 года, составленный П.Н. Кожиным и Н.Н. Леграном

План этот, в существенной части, был реализован в 1780-е годы, когда понадобилось отвести русло реки для восстановления опор Всехсвятского Каменного моста, пострадавших во время половодья в апреле 1783 года. По поводу этого происшествия Московский главнокомандующий граф Чернышёв сообщал Екатерине II: «Обвалились три арки моста и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 руб. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся».

Зерновой порт так и не был построен; укрепленный военно-складской замок, Новый Кригскомиссариат, был выстроен по проекту Леграна выше по течению (дом № 24 по Космодамианской набережной). Восточнее Балчуга, остров пересекал поперечный канал на месте старых «ендов», через него был переброшен деревянный Модельный мост. Красные Холмы не были отрезаны каналом от Замоскворечья, однако сохранялась старица Москвы-реки к югу от Земляного Вала (параллельно Кожевнической улице). На западе, русло реки было расширено, образовав островок-косу между современными Бутиковским переулком и Пречистенской набережной.
04.


Реализованный проект Водоотводного канала - Хотевский план Москвы 1853 года

Позднее во время половодий канал отводил часть избыточной воды. С постройкой Бабьегородской плотины канал стал судоходным, но только на четыре месяца в году, обычно с 1 июня, пока разборная Бабьегородская плотина находилась в собранном положении.
05.


Бабьегородская плотина между современными Берсеневской и Пречистенской (бывшей Кропотнической) набережными. На втором плане Бабий городок за Москва-рекой. 1886 год.

В месте впадения канала в основное русло одновременно с Бабьегородской была построена Краснохолмская плотина со шлюзом около Шлюзовой набережной. Для спрямления судоходного канала было проложено второе русло вдоль современной Шлюзовой набережной. Красные Холмы превратились в треугольный островок, связанный с Замоскворечьем и основным островом несколькими деревянными мостами. Вдоль канала, в Голутвинской слободе, в Садовниках и Кожевниках, обосновались текстильные фабрики и механические мастерские. Коса между Берсеневкой и Остоженкой была вновь объединена с большой землёй и вскоре застроена; поперечный канал у Балчуга был ликвидирован только в 1870-е годы.06.


Стрелка Москва-реки (слева) и Водоотводного канала. На дальнем плане Патриарший мост 1994 года постройки

После реконструкции московского гидроузла и строительства Нагатинской плотины Бабьегородская и Краснохолмская плотины и шлюз были разобраны, и канал утратил своё водоотводное и судоходное значение в связи с тем, что сток стал регулироваться Карамышевской и Нагатинской плотинами, обеспечившими и необходимый уровень воды в основном русле для судоходства. В 1930-е годы были заменены все ранее существовавшие автомобильные мосты через канал. После строительства Краснохолмских мостов старое русло канала вдоль Садового кольца было засыпано.
Начнем же наше путешествие по Водоотводному каналу Москвы. Здесь на стрелке нас встречает грандиозный и неоднозначный памятник Петру Первому вызвавший в своё время бурю критики общественности. Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» работы Зураба Церетели был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Это один из самых высоких памятников в России. Его общая высота 98 метров, высота фигуры Петра 18 метров. По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Сам Церетели эту информацию называет недостоверной...
07.


Стрелка Москва-реки и Водоотводного канала с установленным здесь памятником Петру I. Начало канала у нас соответственно справа.

В 1920-м году Водоотводной канал выглядел таким образом. Это участок от стрелки до Малого Каменного моста.
08.


Водоотводной канал. 1920 год. Как мы видим, набережные были насыпные.

Патриарший мост

Патриарший мост - пешеходный мост через Москву-реку. Мост соединяет территорию Храма Христа Спасителя, Пречистенскую, Берсеневскую и Якиманскую набережные. Строительство моста было начато в 2002 году, открытие состоялось в сентябре 2004-го. На его обеих сторонах установлены памятные доски со следующим текстом: «Патриарший мост сооружен в 2004 году по проекту архитектора М.М. Посохина, художника З.К. Церетели и инженеров А.М. Колчина, О.И. Чемеринского». На момент открытия мост соединял храм Христа Спасителя только с Берсеневской набережной. 14 июня 2005 года постановлением столичного правительства мосту было присвоено название «Патриарший».
09.


Первым по течению Водоотводного канала нам встречается вторая очередь Патриаршего пешеходного моста.

Мост расположен недалеко от станции метро «Кропоткинская». Он соединяет Пречистенскую набережную с Берсеневской, пересекает Болотный остров на уровне десяти метров над землей, а потом и Водоотводный канал, заканчиваясь на Якиманской набережной. Рядом с мостом расположены два причала для прогулочных судов: «Патриарший мост» («Храм Христа Спасителя») на левом берегу реки Москвы и «Театр Эстрады» напротив него.

В 2006 году правительство города приняло решение о продлении моста до улицы Большая Якиманка. Заказчиком строительства являлись инжиниринговая компания «Москапстрой» и дорожно-строительная компания «УКС ИКСиД», а генподрядчиком - корпорация «Трансстрой». 1 сентября 2007 года состоялось открытие новой части моста. В 2008 году в районе схода на Берсеневскую набережную мост был снабжен наружным лифтом, а также снегосплавным пунктом с резервуаром для приема снежной массы.
10.


Патриарший мост (вторая очередь) над Водоотводным каналом

Так выглядит Водоотводной канал от стрелки до Патриаршего моста (его второй очереди)
11.


Водоотводный канал. Фото снято с пешеходной зоны второй очереди Патриаршего моста

Малый Каменный мост

Малый Каменный мост - второй из мостов по течению Водоотводного канала Москвы. Является продолжением Большого Каменного моста и соединяет улицы Серафимовича и Большая Полянка. Первый мост через Водоотводный канал на этом месте был построен в 1788 году. Мост был деревянным и назывался Космодамианским (по находившейся недалеко церкви Косьмы и Дамиана). В 1880 году был построен каменный трёхпролётный мост, получивший название Малый Каменный.
12.


Сейчас мы находимся на Патриаршем мосту Водоотводного канала - вид в сторону Малого Каменного моста

В 1938 году на месте каменных пролетов было сооружено однопролётное железобетонное строение. Руководили проектом инженер И.Н. Гольбродский, а также архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы. И хотя материал, из которого сделана новая конструкция, далек от природного камня, название моста, пришедшее из XIX века, сохранилось до нынешних времен.
13.


Малый Каменный мост и «Дом на Набережной». Вид со стороны Кадашёвской набережной.

Так Болотная набережная выглядела в 1932 году... Как мы видим, здесь в то время была пароходная пристань под названием «Дом Правительства».
14.


Болотная площадь. 1932 год.

Лужков мост

Лужко́в мост (официальное название «Третьяковский мост») - один из пешеходных мостов через Водоотводный канал (третий по счету по течению). Соединяет Болотную площадь с Кадашёвской набережной. Со стороны Болотной площади мост выходит к памятнику И.Е. Репину, с противоположной стороны - к Лаврушинскому переулку.
15.


Водоотводный канал, Болотная набережная. На дальнем плане Лужков мост.

16.


Как вам зима 1984-го? Прямо-таки как сейчас). Болотная набережная. Лужкова мосте не будет еще десять лет.

Мост является составной частью архитектурно-художественного ансамбля Государственной Третьяковской галереи, вследствие чего он официально (в соответствии с титулом ГБУ «Гормост») называется «Третьяковским». Еще одно название этого моста - «Поцелуев мост».
17.


Лужков мост

Мост открыт в середине 1994 года (инженер А.О. Хомский, архитекторы Т.В. Астафьев, Г.И. Копанс) и выглядит как однопролётная арка. Работы выполнены по проекту ОАО «Институт Гипростроймост». Конструкция моста представляет собой балочное пролётное строение переменного сечения из высокопрочной стали. Дизайн малых форм, осветительной арматуры, а также рисунок ограды с медальонами, выполненные на исторические сюжеты по эскизам скульптора Зураба Церетели, по мнению проектировщиков, «отвечают традиционному московскому стилю».
18.


В 1995-м году в акватории канала появились первые в Москве плавающие фонтаны. Тогда это были собранные работниками Гормоста понтоны с установленными на них насосами ГНОМ-100. Всего фонтанов было четыре.

На Лужковом мосту в апреле 2007 года появилось первое в Москве «дерево любви» - металлическая скульптура предназначенная специально для того, чтобы на неё влюблённые люди вешали замки «на счастье». Через полгода добавили ещё два дерева, так как на первом место быстро кончилось; в дальнейшем деревья добавлялись регулярно. По состоянию на конец 2011 года имелось семь деревьев на мосту и 15 рядом с его оконечностью на Болотной набережной.

Малый Москворецкий мост

Малый Москворецкий мост - первоначальное название «Новый Чугунный мост» - один из мостов через Водоотводный канал. Мост соединяет Болотную улицу на острове Балчуг с улицей Большая Ордынка. Продолжение моста - Большой Москворецкий мост через Москву-реку. Его длина - 32,5 м; ширина - 40 м. Мост однопролётный, монолитно-железобетонный. Название своё Малый Москворецкий мост, как и Большой Москворецкий, получил от Москворецкой набережной. Первоначально, как и многие московские мосты, Малый Москворецкий был «живым» наплавным мостом. Даже в девятнадцатом веке о надводных мостах существовало в Москве очень приблизительное представление, а наплавные часто разрушались во время наводнений. Позже на его месте была построена деревянная свайная конструкция.19.


Малый Москворецкий мост. Справа Кадашёвская набережная.

Современный Малый Москворецкий мост построен в 1937 году в соответствии с Генеральным планом развития Москвы 1935 года как часть нового транспортного луча, соединяющего Красную и Добрынинскую площади и далее уходящего на юг. Малый Москворецкий мост, вместе со стоящим с ним по одной оси Большим Москворецким мостом (на фото ниже на втором плане), должен был стать начальным участком этого луча. Для реализации этого плана была снесена часть застройки острова и начало Большой Ордынки, которую планировали спрямить по оси мостов, а ширину улицы увеличить до 60 метров.
20.



Чугунный мост

Чугунный мост - мост балочной конструкции из сборного железобетона через Водоотводный канал в Москве. Расположен вблизи Малого Москворецкого моста, соединяет Балчуг с Пятницкой улицей. Это пятый известный мост на этом месте, построенный в 1966 году с использованием опор моста постройки 1889 года (или четвёртый, если считать работы 1966 года не заменой моста, а реконструкцией).
Первый мост на этом месте, деревянный, названный Высокопятницким, был выстроен в 1785 году, одновременно с прокладкой Водоотводного канала. Второй мост был выполнен висячим, построен в начале XIX века.21.



Третий мост - собственно Чугунный мост - был построен в 1835 инженером П.Я. Витте. Это был арочный мост из сборных чугунных конструкций с ездой понизу. Три ажурные чугунные арки позволяли пропускать под мостом суда, но ограничивали пропускную способность его проезжей части. Четвёртый мост был построен в 1889 году и унаследовал имя предшественника. Это был трёхпролётный балочный мост (балки из литого железа) полной длиной 45.56 и шириной 17.6 м (в том числе 12.8 м проезжей части).
22.


Садовническая набережная. На дальнем плане Чугунный мост.  Вид с Овчинниковской набережной.

Садовнический мост

Садовнический мост - пешеходный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Чугунным и Комиссариатским мостами. Назван по историческим Садовническим слободам XVI-XVII веков (Садовническая набережная). Садовнический мост построен в 1963 году по проекту инженера Н.Д. Брагиной и архитекторов В.А. Корчагина и К.П. Савельева. В том же году был перестроен Чугунный мост. По Комиссариатскому мосту пущено трамвайное движение, а двумя годами позже был выстроен и Шлюзовой мост.23.



В основе Садовнического моста - две трубы теплотрассы диаметром 75 см, связывающей Замоскворечье с тепловой электростанцией ГЭС-1 на Раушской набережной. Проектировщики рассматривали вариант прокладки труб по дну канала, но оказалось дешевле перебросить их поверху. Несмотря на то, что малый мост было бы целесообразно выполнить в монолитном железобетоне, «по велению времени» он был выстроен сборным, из уникальных элементов заводского изготовления. Коробчатая арка имеет 32 метра в длину при стреле подъёма 6,2 метра. Арка опирается на подземные ростверки на свайных основаниях.
24.


Садовнический мост - вид со стороны Овчинниковской набережной

Садовнический мост - истинное украшение Водоотводного канала
25.



Направляемся далее в сторону Комиссариатского моста
26.



Комиссариатский мост

Комиссариа́тский мост - автодорожный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Садовническим и Зверевым пешеходными мостами, связывает потоки Бульварного кольца c Замоскворечьем. Назван по Новому Кригскомиссариату - историческому зданию Военного ведомства, построенному в 1776-1780 архитектором Н. Леграном, в котором до недавнего времени располагался штаб Московского военного округа. Некоторое время назад штаб выехал, но памятник остался пока в руках военного ведомства.27.



Первый, деревянный, Комиссариатский мост был построен в середине XIX века. Он располагался к востоку от современного моста, по трассе Комиссариатского переулка. На правобережной, замоскворецкой стороне канала старый Комиссариатский мост упирался в глухую стену домов по Овчинниковской набережной.
28.


Первый Комиссариатский мост на Канавке. 1908 год. Снимок сделан после "пасхального" наводнения 1908 года. На дальнем плане фрагменты здания «Нового Кригскомиссариата» на Садовнической улице.

Большой Устьинский мост дореволюционной постройки, и продолжавший его Толкучий проезд, в свою очередь, упирались в Садовническую набережную по левому берегу канала; моста, продолжавшего бы эту трассу в Замоскворечье, до революции построено не было. Современный Комиссариатский мост был построен в 1927 по проекту Б.П. Тяжелова по трассе старого Большого Устьинского моста, пересекавшего реку Москву ниже тогдашнего устья Яузы; новый Большой Устьинский мост был построен в 1938 несколько выше по течению, но сквозной проезд с Большого Устьинского на Комиссариатский мост сохранился благодаря излому трассы правобережного подхода Устьинского моста.
29.


Садовническая набережная с двухэтажной застройкой XIX века. В правой части кадра - Комиссариатский переулок, здесь и стоял первый Комиссариатский мост.

Зверев мост

Зве́рев мост - пешеходный мост через Водоотводный канал в Москве (между Озерковской к Садовнической набережными). Мост расположен между Комиссариатским и Малым Краснохолмским мостами, по трассе Садовнического (до 1954 года - Зверева переулка) и Большого Татарского переулков. Название мост получил по названию переулка (а точнее, фамилии дореволюционной домовладелицы). Построен «Зверев мост» в 1930-м году по проекту инженера Николая Калмыкова и архитектора Исидора Француза. Основа моста - тонкая пологая арка из монолитного железобетона. Толщина несущей арки от 40 см в замке до 63 см в пятах. Над аркой - гидроизоляция из просмолённого джута и также бетонное, ступенчатое дорожное полотно (минимальная толщина всей конструкции в замке арки - 54 см).30.


«Зверев мост» через Водоотводный канал - вид со стороны Озерковской набережной

Высота Зверев моста является достаточной для прохождения по каналу судов небольших и средних габаритов (Подмостовой габарит для прохода малых судов - 14 × 5 м.). Длина моста с подходами составляет 42,7 метра, протяженность основного надводного пролета - 32,7 метра, ширина конструкции - чуть более трех метров. Устои сооружения находятся на наклонно зафиксированных деревянных сваях, выполненных по специальному проекту и являющихся достаточно прочными и надежными для того, чтобы с запасом выдержать вес сооружения.
31.


«Зверев мост» - вид с Озерковской набережной на Садовническую.
Справа в кадре - комплекс офисных зданий класса А «Аврора - Бизнес-Парк» на месте старой ткацкой фабрики А. Шрадера.

На фото ниже - вид со «Зверева моста» на Водоотводный канал в сторону севера столицы. В совсем дальней перспективе можно заметить Останкинскую башню.
32.


Вид на Водоотводный канал со Зверева моста

Малый Краснохолмский мост

Малый Краснохо́лмский мост - автомобильный и пешеходный мост через Водоотводный канал в Москве. Мост расположен между Зверевым и Шлюзовым пешеходным мостами. Его продолжает Большой Краснохолмский мост. Мост сооружён на трассе Садового кольца и соединяет улицу Зацепский Вал с Нижней Краснохолмской улицей. Длина моста - 70 м, основного пролёта - 42 м.
33.



Мнения историков по поводу того, кто был автором проекта строительства моста, расходятся: по некоторым сведениям это были инженер Константинов и архитектор Власов, по утверждениям противников этого предположения строительством руководили инженер Пащенко и архитектор Кокорин.
34.


Садовническая набережная. На дальнем плане в правой части кадра Малый Краснохолмский мост.

Ранее, в 1912 году, на этом месте был возведен двухпролетный железный мост. Новое строение получило свое название именно от него. Старый же мост был назван созвучно расположенной рядом возвышенности - Красному холму, ныне переименованному в Таганский. По мосту ходил трамвай. Любопытно, что в некоторых исторических источниках первые упоминания об этом мосте относят как к 1827-му, так и к 1838 году. И называют его в этих источниках Высокодамбовским.
35.


Малый Краснохолмский мост - вид с моста на Садовническую набережную

Шлюзовой пешеходный мост

Шлюзовой пешеходный мост (Второй Шлюзово́й мост) - пешеходный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Малым Краснохолмским и Шлюзовым мостами. Соединяет деловой центр «Красные холмы», расположенный на острове, с районом Павелецкой площади в Замоскворечье. Свои названия мост получил от Шлюзовой набережной, а та в свою очередь - от шлюза, который существовал здесь с 1830 года до 30-х годов прошлого века и был ликвидирован вместе с пуском канала имени Москвы, соединившего Москву-реку и Волгу. С северной стороны к центральной части арки примыкает пешеходная эстакада, соединяющая мост, в том числе и со вторым уровнем «Красных холмов». Особенность главной арки моста - то, что её лестница разделена продольными перилами на три параллельных пешеходных «русла». Мост был построен в 1996 году. Его длина - 40 метров.
36.



Шлюзовой мост

Шлюзово́й мост - автодорожный мост через Водоотводный канал в Москве. Перекрывает восточное устье канала, соединяет Космодамианскую и Шлюзовую набережные реки Москвы. Построен в 1965 году по проекту З.В. Фрейдиной. Мост является завершающим по течению в каскаде мостов Водоотводного канала. Шлюзовой мост выстроен параллельно руслу реки Москвы, под углом 35° к оси канала. Арка главного пролёта образована двумя Т-образными консолями (вылеты русловой консоли по 9.3 м) и центральной вставкой длиной 14.06 м. Все детали - из сборного предварительно напряжённого железобетона. Основание береговых опор - на бетонных сваях глубиной до 8 м. Шлюзовый мост упоминается в фильме «Следствие ведут Знатоки» («Ответный удар»), но как «Павелецкий».
37.


Остров Балчуг. Шлюзовый мост. На фото офисный комплекс «Riverside Towers», Swissotel «Красные холмы» и «Дом Музыки».

В общем, с точки зрения романтики Водоотводный канал в какой-то степени можно даже сравнить с удивительными санкт-петербургскими каналами.

Источники:

Нестерук Ф.Я. Водное строительство Москвы. Москва, 1950.
Носарев А.В., Скрябина Т.А. Мосты Москвы. Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы. М. : Вече, 2004.

© Vladimir d’Ar, 2021

Бабьегородская плотина
Патриарший мост
Лужков мост
Кадашевская набережная
Болотная площадь
Малый Москворецкий мост
Москворецкая набережная
Малый Каменный мост
Чугунный мост
Садовнический мост
Комиссариатский мост
Зверев мост
Малый Краснохолмский мост
Шлюзовый пешеходный мост
Шлюзовой мост (Краснохолмская плотина и шлюз)

история москвы, москва, мосты москвы, город, мосты, городской пейзаж, водоотводный канал

Previous post Next post
Up