Всего 26 фото
Сегодня мы увидим и рассмотрим не совсем однозначный скульптурный комплекс в Москве - "Дети - жертвы пороков взрослых". Эта скульптурная композиция как аллегория борьбы со злом и общественными пороками, установлена на Болотной площади в Москве на территории сквера 800-летия Москвы в 2001 году. Автор - художник и скульптор Михаил Шемякин. Заодно уж немного коснемся и истории Болотной площади.
Болотная площадь
В XI веке на месте современной Болотной площади находилось болото, по западной кромке которого проходила Волоцкая дорога. Со временем местность осушали и застраивали, но деревянные постройки уничтожались постоянными пожарами. В 1495 году после очередного пожара по приказу Ивана III на местности был разбит большой плодовый сад, рядом с которым поселились дворцовые садовники, чтобы ухаживать за ним. Западная граница сада находилась напротив Водовзводной башни Кремля, а на востоке сад доходил до Москворецкого моста. Позднее близлежащие к саду территории стали застраивать торговыми рядами. Москвичи начали называть это место "Болото", название это впервые появилось в письменных документах в 1514 году.
02.
В 1611 году на Болоте состоялось одно из первых столкновений с польско-литовскими интервентами в ходе московского восстания. Существуют сведения о том, что в XVII веке стрельцы использовали незастроенную часть территории в качестве полигона. Кроме этого, Болото было популярным местом для развлечений и проведения кулачных боёв, а также для казни мятежников. В 1662-м году на площади казнили предводителей Медного бунта, через восемь лет сожгли старца Авраамия - сподвижника протопопа Аввакума, а в 1671 году на пустыре рядом с Болотом в назидание горожанам развесили останки Степана Разина, которого четвертовали на Красной площади. Также на площади казнили колдунов: в 1691-м сожгли волхвов Дорофейку и Федьку и в этот же день отрубили голову стольнику Андрею Безобразову.
03.
При правлении Петра I на Болоте проходили казни стрельцов, которые были причастны к Стрелецким бунтам. В 1701 году разбитый ранее сад сгорел в очередном пожаре. Пётр I решил не застраивать его, и площадь осталась пустовать, поэтому её начали использовать для фейерверков и празднеств в честь коронации монархов - отсюда название Царицын луг, его окопали дренажными рвами. При Петре по краям Болота построили Всехсвятский мост, Суконный и Винный дворы. Последним, кого казнили на площади, стал Емельян Пугачёв. Казнь состоялась в январе 1775 года. В 1948 г., в честь 800-летия Москвы, на площади был открыт сквер, спроектированный архитектором Виталием Долгановым. Парадный вход украсили гранитными колоннами, вазами, шарами и чугунной литой решёткой. За ним возвели Болотный фонтан, который в 1976 году стал светомузыкальным. В 1958 г. в сквере установили памятник Илье Репину и через четыре года площадь переименовали в Репинскую.
04.
Однако это название не прижилось и в 1993 г. ей вернули имя Болотная.
Памятник "Дети - жертвы пороков взрослых" Михаила Шемякина
Заказчиком и соавтором идеи памятника на Болотной площади в сквере выступил покойный ныне мэр Москвы Юрий Лужков. Он проявлял большой интерес к ходу работы Шемякина над памятником и во время одной из встреч со скульптором даже подсказал ему своё видение позы одной из фигур - «Садизм». Однако)....
05.
Сам Шемякин рассказывает, - "Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: Изобразите порок "детская проституция" или "садизм" (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей. Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осёл, танцующий с погремушкой. И так далее...".
06.
2 сентября 2001 года, в День города Москвы, скульптура, подаренная Михаилом Шемякиным столице, была установлена на Болотной площади архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым. Спонсором памятника выступила компания "Роснефть" (Здание желтого цвета "Роснефти" как раз служит ярким фоном этому памятнику). Первое время скульптура была общедоступной для горожан, но после нескольких актов вандализма, когда злоумышленники отпиливали металлические элементы со скульптур, его огородили забором. Несмотря на популярность памятника среди жителей Москвы и туристов, случаи вандализма по отношению к скульптурам прекратились.
Давайте-ка, рассмотрим внимательно все эти "пороки"...
Памятник состоит из пятнадцати скульптур. В центре композиции изображены двое детей с завязанными глазами. У их ног лежат книги: "Народные русские сказки" и "Сказки" Александра Пушкина.
07.
Фигуры детей окружают как бы охватывающей дугой скульптуры в виде антропоморфных монстров, олицетворяющих "взрослые" пороки:
Наркомания - это лысый худощавый мужчина со шприцем и "сломанными крыльями"! По-мне так, крылья у Наркомании в полном порядке)...
Можно легко этот образ идентифицировать как "Мефистофеля" и, иже с подобными...
08.
Проституция - это фигура женщины с головой "лягушки". Фантазия Шемякина не знает границ. Может быть он имел ввиду, что скульптуру будут с интересом рассматривать именно дети, которые определенно будут его воспринимать как угодно, но не с точки зрения "глубокой мысли" продажности человеческого тела насчет порочных сексуальных утех взрослых относительно детей.
09.
Образ "мамочки" довольно нелепый, исключая наверное лишь то соображение, что "голова" персонажа напоминает некоторых героев знаменитой саги "Звездные войны" как например, Джа-Джа Бинкса из первого эпизода) А может быть, скульптору приснилась в таком "сказочном" кошмарном сне именно такая вот "золотая рыбка" с "пышной" женской грудью!?)
10.
Воровство - фигура мужчины с головой кабана (а скорее, с хитрой свиной), уносящего мешочек с деньгами.
"Голубой воришка-свин", своеобразно!?) Можно даже легко представить, что это олигарх, но "мешочек" уж "неприлично" маленький) И при чем тут дети!?)
11.
Алкоголизм - карикатурное изображение Бахуса с кубком. "Бахус" довольно колоритный пафосный с характерным "пивным животиком". Источник в тексте описывающий этого персонажа скромно и тихо умалчивает об изображение лукавого беса на крышке бочки с вином на котором и восседает этот самый Бахус) Кто-то конечно же скажет, что это скорее всего голова Пана или Фавна, но увы, совсем не похож))
12.
Невежество - фигура осла с погремушкой в руках. Да, конечно, "осел с погремушкой", чем не образ Невежества?, но какой-то он определенно вызывающий и побуждающий возглас подростка, - "прикольно", а не заставляющий задуматься вообще о невежестве в мире и нахождения его собственном окружении...
13.
Такое ощущение, что "дети с завязанными глазами" здесь совсем лишние и речь идет о чем-то совсем другом, нежели о жутковатых пороках взрослых пытающиеся воздействовать на неустойчивую чистую детскую психику)
14.
Лжеучёность - "карикатурное" изображение Фемиды со шлемом на глазах, свитком с алхимическим древом и двуглавой марионеткой у ее ног. Достаточно мрачная фигура, по-фантазировать о символический смысле этого образа здесь можно весьма щедро при доле воображения)
15.
Равнодушие - многорукая фигура не слышащая и невидящая с телом наподобие саркофага, занимает центральное место в композиции.
Напоминает кого-то из ярких женских политических фигур)
16.
Пропаганда насилия - фигура торговца оружием со щитом с изображениями на нем современных образцов этого самого оружия. Что-то в этом "пороке" есть более чем "неуловимое" от Буратино. Совершенно "не в бровь" персонаж)
17.
Вот они тут, "втроем")
18.
Садизм - фигура в рясе с головой носорога - совместное творение бывшего нашего градоначальника и нью-йоркского скульптора. Ну, не знаю, а мне почему-то видится в этом образе персонажа элементы коренастой фигуры мэра) Жутковатый "порок" - не в плане вызывающий страх, а образ обладающий такой звериной силой и прущий напролом, да еще и не имеющий символьных аналогий для нашего образного мышления)
19.
Позорный столб "для тех, кто без памяти", в виде стилизованной гильотины. А по-мне так, это своеобразное пыточное приспособление, а не гильотина)
20.
И вот, наконец, и вроде бы, детская тема - Эксплуатация детского труда - "фигура фабриканта с птичьей головой". Странный не определяющийся образный смысл кроме как взывающий к полотнам Босха. Да, неприятный персонаж, но в рассматриваемом смысле должно бы быть что-то другое, если уж мы об эксплуатации детского труда...
21.
Нищета - изображение "старухи", просящей милостыню. Но первое, что приходит в голову, когда мимолетно выхватываешь персонаж из череды ему подобных, что это вечный странник, проповедник или даже Иисус...
22.
Война - фигура рыцаря в доспехах, с крыльями и в противогазе, держащего бомбу. Понятно, что Война держит вроде как бомбу, но вольная фантазия легко и невольно скатывается на вырисовывание банальной "морковки в руках" несмотря на характерные демонские крылья этого персонажа)
23.
И не удержусь от сарказма, что голова "Войны" вполне похожа на голову инопланетянина-мандешаванина из известного фантастического фильма "Пятый элемент" Люка Бессона...24.
Пятый элемент Люка Бессона - Мандешаванин
...или Боевого дроида из тех же "Звездных войн")
25.
Плагиат образов нескромно-явный, уж не стал других персонажей разбирать, чтобы не превратить этот репортаж в сатирический)))
Памятник работы Михаила Шемякина вызвал полярную реакцию общественности. Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования Вера Абраменкова сравнила скульптурные изображения пороков с символикой "в духе масонских лож, тайных орденов типа розенкрейцеров, оккультных сект" и назвала памятник вредным для детской психики. Она раскритиковала памятник с религиозных позиций за акцентированное изображение пороков:
«По замыслу автора, это "памятник детям, жертвам пороков взрослых". В народе, правда, его немедленно прозвали просто "памятником порокам". И неслучайно, ведь эта огромная композиция, раскинувшаяся на достаточно обширной территории, почти вся посвящена старательному, живописному изображению пороков. Их тринадцать, чёртова дюжина. Они стоят полукругом, возвышаясь, как бы нависая над двумя детишками, мальчиком и девочкой. У детей глаза завязаны, а руки вытянуты. То ли они играют, то ли что-то ищут. Впечатление жуткое: полукруг пороков наступает на маленьких, беззащитных детей, находящихся в центре композиции.
И я полностью с ней согласен.26.
В общем, цель и замысел установки этой композиции на Болотной площади с ее жуткой историей конкретного места человеческих казней и катастроф не совсем ясны. Скульптурная композиция чужда нашей архетипичной традиции - славянских сказочных персонажей как негативных так и позитивных практически не угадывается. По мне так, это изображения даже не пороков, а эдаких демонов "западного толка", как бы это не звучало экстремально. Но пусть все же прозвучит хотя бы с иронией)
P.S. Представляете, как бы это творение Шемякина выглядело бы еще и при мрачном февральском тягостном дневном свете с мрачными низкими зимними тучами. Поэтому и отснял его в весеннем солнце)
Источники:
Анастасия Берсенева, Ксения Вильчинская. Дети - жертвы пороков взрослых… И памятники бывают страшными. Russian Mystery. 1 марта 2018.
Дети - жертвы пороков взрослых М.М. Шемякин. LookAtMe.
Сергей Шокарев, Михаил Вострышев. Вся Москва от А до Я. - Москва: Алгоритм, 2011
Татьяна Шишова. "Памятник порокам" Шемякина с точки зрения психолога. Интервью с доктором психологических наук Верой Абраменковой. Православие.ру
© Vladimir d’Ar, 2020