Высоко-Петровский монастырь 2018, или Кое-что о древних "вилочковых" надгробных крестах. Часть 4.

Oct 08, 2018 11:02



Всего 74 фото

Этот пост появился вне каких-либо планов на счет его возможной публикации. Более того, снимать в Высоко-Петровском монастыре я совсем не собирался. Однако оказавшись рядом с монастырем и с любопытством заглянув в проездные ворота со стороны Крапивинского переулка заметил, что в монастыре идут полным ходом масштабные реставрационные работы. Все бы было бы хорошо и вроде можно уходить, оставив посещение монастыря до лучших времен, но взгляд сразу же отметил две большие горы свежих (явно только из-под земли) белокаменных обломков надгробных плит около надвратной церкви Пахомия и достаточно большие скопления обломков тех же средневековых надмогильных плит с "вилообразными (вилочковыми) крестами" в галерее где как многие знают, находятся надгробия семьи Нарышкиных. Это и побудило осмотреть монастырь, внимательно исследовать только что откопанные надмогильные плиты с редкими средневековыми вилочковыми крестами, изучать их (а впоследствии кое-что интересное найти насчет подобных плит), да и вообще увидеть, что собственно происходит в монастыре. Думаю, и вам это будет любопытно. Так что вы увидите все как есть, в том числе кое-что и в нынешнем "реконструкционно-неприглядном" виде.

Скоро по всей видимости Высоко-Петровский монастырь превратится в обычную "евроремонтно-рафинированную" достопримечательность Москвы и утеряет свой многовековой узнаваемый естественный шарм и энергетику "старины" как оно у нас водится. Тем более, несмотря на то что я уже публиковал об этом монастыре пару лет назад три статьи ( часть первая об истории монастыря), захотелось зафиксировать фотокамерой все что ещё попадется под руку связанное с историей и архитектурой обители и выяснить все же, откуда в дальнем южном дворе монастыря столько белого камня и обломков древних надгробий. Также я попробую выложить фотографии с неизбитыми ракурсами, что довольно затейливая задача потому как фотографий Высоко-Петровского монастыря в сети море. Ну, так приступим, пожалуй.


Для начала план Высоко-Петровского монастыря для ориентировки. Мы зашли на территорию через южные ворота рядом с надвратной церковью Пахомия (п.10).
02.



План монастыря по уровню первого этажа: 1 - Собор Петра Митрополита. 2 - Боголюбская церковь. 3 - Усыпальница К.П. Нарышкина. 4 - Колокольня с церковью Покрова над Святыми воротами. 5 - Настоятельный корпус. 6 - Церковь Сергия Радонежского. 7 - Братские кельи с палатами Нарышкиных. 8 - Монастырские службы. 9 - Толгская церковь. 10 - Церковь Пахомия над южными воротами. 11 - ограда со стороны Петровского бульвара..

Мы находимся во втором южном (хозяйственном) дворе Высоко-Петровского монастыря. Эту землю со своей усадьбой Кирилл Полуэктович Нарышкин, отец Натальи Кирилловны (русской царицы), подарил на день рождения Петра (Первого) царю Алексею Михайловичу, которая вплотную примыкала к территории монастыря с юга. Царь в свою очередь передал её монастырю, и его территория в результате тогда практически удвоилась. До середины XVII в. монастырь занимал только северную часть теперешней территории. Сюда бывает многие не доходят, попадая в монастырь с Петровки, а ведь тут есть что осмотреть. Как мы видим Церковь Преподобного Сергия Радонежского сейчас реставрируется. Построена она как трапезная церковь в 1690-1702 годах на месте южного деревянного корпуса монастыря в стиле нарышкинского барокко.
03.



В западной стороне территории южного двора монастыря и находится первая складированная масса белокаменных остатков монастырских надгробных камней и надгробных досок.
04.



Ряды камня у Пахомиевской/Петропавловской церкви обращают на себя внимание. Здесь временно сложены плиты белого камня и песчаника реставрационного периода архитектора Дедушенко Бориса Прокофьевича. Это бывшая облицовка ступеней Толгского храма, которую в рамках проекта Минкультуры было решено заменить (крыльцо со ступенями сейчас выросло почти в два раза в длину). Этот реставрационный материал монастырь попросил подрядную организацию не утилизировать и оставить в обители на будущее, поэтому он и оказался сложен здесь. Здесь же до переноса под Сергиевское гульбище находилось некоторое количество элементов надгробных плит, оказавшиеся в отсыпке под асфальтовым покрытием перед Толгской церковью, которое было заменено на камень осенью 2018 года.05.



Удалось кое-что найти здесь...
06.



Самое интересное находится в галерее под гульбищем Сергиевской церкви где традиционно ранее выставлены надгробные камни-"саркофаги" Нарышкиных уже давно извлеченные из их родового захоронения под Боголюбской церковью. Но в настоящее время можно заметить, что кроме этих надгробных камней в галерее выложено множество новых артефактов.
07.



Вновь найденные надгробные плиты - очень ценная находка для монастыря. Ей мы «обязаны» коммунальщикам и сетевикам советского прошлого. Значительная часть этих плит находилась в газоне за алтарем Боголюбской церкви, куда их сбрасывали в то время при прокладке коммуникаций по территории монастыря. Лежали плиты почти на поверхности. В 2017 году, при подготовке Боголюбского храма к реставрации, плиты были извлечены и временно размещены под гульбищем Сергиевского храма. 2018 году эта коллекция пополнилась. Летом была произведена частичная замена коммуникаций между Боголюбской церковью с Толгской и Петровским собором, пролегавших на глубине 30-40 см под асфальтом. В ходе этих работ также были извлечены и перенесены под гульбище Сергиевского храма части надгробных плит, которые некогда "кому-то хватило ума" использовать их в обкладке коммуникаций, а не утилизировать. В результате как я понял, все обнаруженные обломки погребальных плит и прочих белокаменных артефактов представлявших какую-то ценность сложили именно в этой галерее.08.



Кто помнит, ранее здесь находились "саркофаги" Нарышкиных и было мало белокаменных надгробных плит, сейчас же можно заново заняться исследованиями (обломков много), пока их не увезли в неизвестном направлении как это часто бывает. Кстати, я не обнаружил пару интересных надгробных плит находившихся здесь ранее. А очень хотелось их отснять. Возможно их просто переместили и я их не обнаружил пока.
09.



Рассмотрим же этот редкий археологический материал.

Вилочковый (вилообразный) крест

Что удивило, так это множество фрагментов белокаменных погребальных плит с нанесенными на них "вилообразным (вилочковым) крестом" как принято его называть в научном мире
10.



Собственно это и не крест вовсе. Он представляет собой узорную окантовку, как бы "вилообразный крест" и розетку в верхней части плиты.
11.


В узле ветвления креста и центре розетки располагается круглое расширение обычно с солярным символом, часто в виде креста или изредка свастики в круге. Солярные символы у вилочкового креста и розетки всегда одинаковы на одной плите но различны на разных плитах (на фото ниже справа и слева).
12.



Что интересно, датировка этих надгробных плит примерно XIV-XVI, начало XVII вв. В XVII веке подобные плиты исчезают или появляются явно использованные вторично с разным качеством надписей в верхней "свободной" части плиты. Никаких надписей на этих плитах кстати изначально не было до XV века. Более того с начала XVII века эти плиты в массовом порядке утилитарно и похоже целенаправленно использовались в строительных целях. Их можно найти в фундаментах более поздних церквей. Далеко ходить не надо, даже в самом Высоко-Петровском монастыре еще недавно можно было увидеть подобные плиты использованные в качестве дорожек ведущих к храму, а точнее они находились у Петровского собора; такие же были обнаружены при раскопках и в его фундаменте. Возможно это всё как-то связано с реформами патриарха Никона. Что касается самого узора, здесь довольно прозрачно угадываются скажем так, "ведические" символы и представления о триедином мире для языческих верований славян (Явь, Правь, Навь).
13.



Рассмотрим в ведическом ключе (как мое предположение) символику "вилообразного креста" (вилочкового креста):

Нижняя часть креста символизировала жизненный путь человека (путь души), который состоял из двух начал духовного и материального. Солярный символ в центре символизирует душу уходящую в Свет (к Богу - верхний полукруг), сбрасывающую земную бренную оболочку и конец земной жизни. Далее, после смерти человек разделяется на две сущности, материальная уходит налево - ошуюю (по левую руку), предается земле, огню; душа же уходит направо - одесную (по правую руку). Аналогично происходит рождение, когда пройдя по кругу воплощений материальное и духовное начало встречаются, возникает новая земная жизнь, которую непременно когда-то вновь ждет смерть и разделение. Аналогичные представления существуют и у индусов, а круговорот жизней в индуизме имеет термин "колесо сансары" (это еще "до Будды"). Таким образом средневековые христиане массово до начала XVII века исповедовали язычество или скорее ведизм (наряду с христианством) и это веско отражалось на загробной символике надгробных плит.14.



Мы наблюдаем "узор жизни" в виде жгута из двух составляющих - материального и духовного (на фото ниже). Часто вместо солярного символа можно было увидеть причудливый узор плетения и трансформации тела и духа наподобие кельтских. Также в орнаменте использовался и так называемый "волчий зуб" (на фото выше справа).
15.



Также вместо солярного символа трансформации мы также видим довольно редкий - круг с линейно выстроенными в шесть рядов "волчьими зубами".
16.



Вот здесь можно посмотреть этот символ в приближении.
17.



И хоть официальная наука сдержанно относится к подобным "альтернативным" измышлениям насчет ведизма и язычества, если не сказать больше, мне кажется всё довольно прозрачно по смыслу в этой средневековой славянской символике жизни и смерти. Другое дело, получается, что в средние века верования славян-христиан довольно долго были еще под влиянием дохристианских верований и представлений о жизни и смерти. А ведь казалось бы, князь Владимир окрестил Русь очень давно и с тех пор должна была бы доминировать христианская символика в виде креста, распятия скажем, ан нет; не все так просто. И это наша история в виде вот таких вот её "осколков" (в буквальном смысле относительно того что мы видим) которая не совсем удобна исходя из того что нам обычно внушают.18.



Справедливости ради отмечу, что все эти орнаменты и солярные символы вполне себе могут нести византийские истоки. На фото ниже схожие символы на фасаде древней византийской церкви Святой Феодоры в Константинополе. А если "копнуть" еще глубже, то считается, что в этих символах проявляется персидское орнаментальное влияние...
19.


Вторичное использование надгробных плит "с вилочковыми крестами"

На фото ниже явно видно что надпись более "свежая" нежели орнаментальная обработка плиты - кое-где текстовая вязь даже "наезжает" на нее. Используется для надписей кстати всегда свободное поле в верхней части плиты. В этом смысле эти надгробные плиты даже были "удобны" - бери и используй, не надо было осуществлять дорогостоящие мероприятия по добыче, доставке и обработке белого камня) Вот только как насчет уважения с праху умершего!? В этом отношении часто можно вскользь услышать, что это надгробные доски неких "грешников-отступников", и что вроде с ними-то и можно так поступать. Но о каких "грешниках" официально идет речь остается непонятно.
20.



На плите на фото ниже текст только только-только "уместили" на свободное поле "христианско-ведической" надгробной плиты. В нижней части плиты справа видна небольшая часть "ответвления вязи".
21.



Посмотрим, что пишут насчет древнерусских надгробий, академик Б.А. Рыбаков и московский археолог Л.А. Беляев:

"Первые белокаменные надгробия появились в Московской Руси в XIII веке, когда здесь окончательно утвердилось христианство. Как показали археологические раскопки, в московском крае в это время исчез распространенный у славян обычай захоронений в курганах. И в городе, и в селе умерших стали хоронить у церквей в вырытой в земле яме. Место захоронения отмечали валуном или гладким белокаменным надгробием, на которое иногда наносились узоры, имитирующие "узоры на дорогих тканях" (а вот и официальная версия).

Однако, как это ни покажется странным, надписей на древнейших надгробиях не было. Они появились гораздо позднее: самое древнее подписное надгробие, найденное в Троице-Сергиевой лавре, датировано 1480 годом. В массовое употребление они вошли с 1492 года. Но почему - возникает закономерный вопрос - наши предки до этого времени никак не отмечали на могилах имена близких им людей? Может быть, потому, что перекочевавшая из первобытной древности традиция почитания предков была столь сильна, что потомки не нуждались в этом? Или же грамотных людей, способных составить хотя бы краткую эпитафию, было слишком мало? Или же общинный коллективизм мешал признать в отдельном человеке личность и он был частью целого? Но дело, как кажется, в другом.

"В 1492 году, том самом году, когда Христофор Колумб открыл Новый Свет, на Руси ожидали конца света. В этом году истекала седьмая тысяча лет от Сотворения мира и многие ошибочно полагали, что в это время и произойдет светопреставление. Но именно в это время произошли, если так можно выразиться, "тектонические" сдвиги в поминальной культуре. И связано это не только со сменой богослужебного Устава в Русской Церкви. Изменения, происшедшие в нем на рубеже XIV-XV веков, привели к появлению особой книги для записи имен усопших для поминовения их во время богослужения - Синодика." Вот она, временна́я причина появления надписей на надгробных досках...

Между прочим, массив белого камня надгробия что на фото ниже очень уж очень напоминает отливку по "бетонной" технологии судя по характерному зернистому составу) Рисунки на плитах скорее отпечаток фигурной формы, и скорее всего в виде грубой гравировки металлическго листа22.



"...Надпись занимала центральную часть надгробия, а по бокам вырезались узоры, видимо, появившиеся не без влияния резьбы на деревянных изделиях. Они были довольно однообразны и в основном следовали сложившейся моде. На самых ранних вырезались линии из двух рядов мелких треугольников (специалисты называют их "волчий зуб"), обращенных вершинами друг к другу (на фото ниже). Позднее один ряд треугольников приобрел более крупные очертания, а второй - стал похож на змейку или веревку. С 60-х годов XVI века основным узором постепенно стала "плетенка" - орнамент в виде перевитых жгутов...". В общем, официальная версия довольно консервативна)

На фото ниже видна традиционная обработка боковой части надгробной плиты (нижняя плита). Очевидно были формовочные листы и с торцов фомы заливки в этом случае.
23.



Кстати вот эта эпитафия совсем уж примитивна по дизайну шрифта и вновь конечно-же использована старая погребальная плита с "вилочковым крестом" как исходное "вторсырье" (прости, Господи!).
24.



А здесь уж совсем какой-то безпредел относительно качества посмертной надписи в сымысле явного вторичного использования. Обратите внимание, что и треугольники "волчьего зуба" узора по периметру расположены необычно - не остриями друг к другу, а как бы параллельно остриями в противоположные стороны, хотя верхняя розетка содержит уже "правильное" их расположение и не солярное, а линейное.
25.



Вновь, еще пара плит как со жгутовым орнаментом так и с "волчьим зубом". И вновь заметно вторичное их использование.
26.



А вот редкий вариант без какого-либо объяснения официалов - надгробная плита без какого-либо "жизненного векторного жгутового узора" (на фото ниже вверху). Поразмышляв, я сделал предположение, что это очевидно надгробие младенца умершего при родах - все вроде бы логично - жизненный путь еще даже не начался...
27.



Шрифт вязи на плитах с "вилочковым крестом" разный, очевидно в зависимости от исторического времени
28.



29.



На плите ниже видны даже "отчерченные" линейки для нанесения строк (нижние строки). Буквы вновь явно наезжают на границы вязи
30.



31.



Множество мелких обломков - фрагментов надгробных плит
32.



33.



34.



35.



Есть и такие фрагменты рельефных надписей; здесь похоже уже резьба по камню...
36.



37.



38.



Попадаются очень качественные резные эпитафии
39.



Вот эту посмертную надпись очень хорошо сохранившуюся что на фото ниже давайте, с вами прочитаем. Ведь интересно же, правда!?! Более того, вы увидите каким емким может быть содержание краткого текста эпитафии. Перед нами белокаменная доска пристенного надгробия. Она вмуровывалась в стену рядом с которой находилось захоронение или являлась внешней видимой частью запечатанного захоронения в глубине кирпичного массива к примеру. Итак, надпись:

"5 ноября 1700 года преставился раб божий Дионисий, сын Полиекта Шевелева. Был пострижен в схимонахи под именем Даниил. Рядом с ним по правой стороне, упокоился старший брат его Григорий, сын Полиекта Шевелева, был пострижен в схимонахи под именем Гурий...".
40.


Перевод: YouTube, канал Евгений Макаров, ролик Ведические погребенные

Да!! Где же она была, эта самая "правая сторона" в монастыре!?( Предполагалось, что все захоронения останутся в целости навечно, ну, точнее, до второго пришествия конечно, но как оказалось, слово вечно даже для трехсот-четырехсот лет теряет всякий смысл.

Кстати ведь при разорении захоронений в подклете Боголюбской церкви находили и человеческие останки в больших количествах как я представляю. Но ничего о них и их судьбе мне не удалось узнать.
41.



А вот здесь белокаменные "обломки истории" просто навалены в беспорядочную кучу.
42.



Теперь направимся в северную часть монастыря вот по этому сводчатому широкому тоннелю-галерее
43.



Это вид сводного тоннеля в севера на юг, оттуда мы пришли. С точки зрения инженерных решений впечатляет!
44.



С целью подкрепиться отправимся в монастырскую трапезную, по-обедаем и заодно увидим какие сводчатые залы находятся под церковью Сергия Радонежского
45.



Галерея под гульбищем Сергиевской церкви с северной стороны
46.



Скоро вот эти следы истории мы уже (опасаюсь) "живьем" не увидим
47.



Вход в трапезную Высоко-Петровского монастыря
48.



Уникальная безстолпная палата Сергиевской церкви. Кормят здесь очень вкусно. Я с удовольствием пообедал с первым, вторым с запеченной красной рыбой и компотом за 400 рублей.
49.



50.



Прежде чем осмотреть главный северный двор монастыря прогуляемся вдоль братских келий по гульбищу
51.



В 1753-1755 годах настоятель монастыря архимандрит Пахомий выстроил в юго-западном углу монастырского двора церковь во имя преподобного Пахомия Великого, своего небесного покровителя. Основанием для неё послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Сейчас она отреставрирована. Раньше эта церковь представляла довольно печальное зрелище.
52.



Вид с гульбища на Петровку от надвратной церкви Пахомия
53.



Вид оттуда же на крепостную стену и в сторону Крапивинского переулка
54.



А вот и сам Крапивинский. На дальнем плане древнейшая московская церковь Сергия в Крапивниках где находится великая православная святыня "Кийский крест". Я уже писал об этой церкви и Константинопольском подворье с "его призраками" (во дворе которого церковь и находится).
55.



Братский корпус
56.



Сергиевская церковь
57.



Вернемся к двум храмам монастыря Петровскому собору и Боголюбской церкви.

Петровский собор. Изначально на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 году переосвятили в его честь. В 1514-1517 годы деревянный храм был перестроен в камне архитектором Алевизом Новым.
58.



Собор построен в виде восьмигранной башни увенчанной шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом
59.


Сейчас собор облагораживают. Как мы видим, создается как бы белокаменный стилобат с возможностью крестных обходов церкви
60.



61.



Насколько я знаю, воссоздано древнее расписное украшение западного портала и окон вокруг него. Выглядеть будет очень красиво!
62.



63.



Напротив собора восхитительная в своей красоте камерности церковь в честь Толгской иконы Божией Матери. Здесь кстати уникальный керамический иконостас и украшения керамикой интерьера. Это надо видеть!

Реставрация однако идет вовсю. Именно здесь около церкви и было найдено значительное количество древних погребальных плит с вилочковым узором совсем недавно.

64.



Как мы видим, снимают грунт между этой церковью и колокольней. На раскопки это все никак не похоже. Да простит меня читатель, но непроизвольно подумал, что синяя бочка что стоит на земле у раскопа (на фото ниже) предназначена для собирания в нее человеческих останков в процессе работы...(
65.



Собор Боголюбской иконы Божией Матери возведен в 1684-1685 годах на месте деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы XVI века над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных по велению Петра I. По завершению строительства в 1684 году, царица Наталья Кирилловна и Петр привезли из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Собор служил усыпальницей Нарышкиных до 1771 г., в нём были похоронены 18 представителей рода. Впоследствии здесь же были похоронены Кирилл Полуэктович Нарышкин и его супруга Анна Леонтьевна.

Усыпальница Кирилла Полуэктовича Нарышкина рядом с Боголюбской церковью
66.



Сейчас вокруг Боголюбского собора идет стройка. Здесь по словам вышеупомянутого монаха найдены и извлечены также обломки надгробных плит что мы с вами подробно осмотрели.67.



68.


Это "новая" паперть, его подклет смежен с подклетом Боголюбской церкви. В 1860-ых годах (предположительно) были уничтожены паперти церкви с северной и южной стороны. Их восстанавливают эпизодически вялотекуще, да еще и реставрируют вот как сейчас. Я так понимаю примерно отсюда (из под папертей и подклета церкви) было извлечено столько белокаменных обломков и фрагментов надгробных плит рассмотренных ранее. Обратите внимание на дешевый кирпич гульбища, выглядеть все это будет ужасно на контрастах с оригинальным кирпичным фасадом собора как по мне.
69.



Обойдем собор со стороны апсид
70.



Реставрация алтарной части собора продвигается
71.



Северная сторона алтарной части церкви
72.



Северный фасад Боголюбской церкви
73.



Ну, и в заключение, Высоко-Петровский монастырь - вид с Петровки. Справа Крапивинский переулок
74.



Благодарю игумена Высоко-Петровского монастыря Петра за дополнения относительно сведений хода рестарации обители

Источники:

Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. Институт археологии. Москва. 1995.

Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв. М., 1996;
Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие XIII-XVII веков. Материалы к своду. Отв. ред. и сост. Л.А. Беляев. М., 2006. Вып. 1.
Памятники архитектуры Москвы. Белый город. Москва. Искусство. 1989.

© Vladimir d’Ar, 2018.

Часть 1. Высоко-Петровский монастырь. История и судьбы.
Часть 2. Высоко-Петровский монастырь. Соборы и храмы обители.
Часть 3. Высоко-Петровский монастырь или Когда Остановилось Время.

славянские погребальные доски, высоко-петровский монастырь, москва, петровка, вилочковый крест, надгробные доски

Previous post Next post
Up