Всего 16 фото
В Высоко-Петровском монастыре я бывал множество раз, снимал там неоднократно и, у меня собрался уже довольно приличный архив фотографий этого примечательного места Старой Москвы. Ранее я ничего не рассказывал в ЖЖ о Высоко-Петровском монастыре, и вот, наконец, решил поделиться своими впечатлениями о нем... Мне иногда намекают, что я выкладываю в своих постах слишком много фотографий и, что, «типа», это перегружает читателя. Но одно дело рассказать об истории примечательного места Москвы и проиллюстрировать фотографиями исторические выкладки, а другое - попытаться раскрыть достопримечательность именно такой, как ты его видишь и чувствуешь. Поэтому, «фотографий» в этом смысле «много»не бывает - просто, часто некоторые читатели быстро пролистывают материал, непонятно куда спеша, чтобы проглотить его «и бежать дальше», и именно поэтому эмоциональная составляющая рассказа часто ускользает от читателя, а скорее у «смотрителя»)…
В этом материале, который будет состоять, вероятно, из трех частей, я выложу фотки, снятые в разное время, летом и зимой, в ливень и жару - мне кажется, такой экспериментальный подход позволит узнать и увидеть Высоко-Петровский монастырь с разных сторон, ощутить общую эмоциональную составляющую этого интереснейшего места. В первой части я остановлюсь в основном об истории монастыря, его основании, личностях, событиях и сделаю акцент на интересных и, возможно, не совсем известных многим исторических деталях, а в других двух - расскажу об архитектурных строениях обители, археологических исследованиях и, конечно, о своих впечатлениях «на местах». Именно вторая и третья части будут насыщены фотографиями архитектурных жемчужин монастыря.
Высоко-Петровский монастырь находится в черте Садового кольца, на Петровке, и добраться туда, проще простого. Но, одно дело, осмотреть эту примечательность, другое - ощутить его грани, попробовать проникнуть в нечто нематериальное, связанное с ним, с его непростой судьбой, поскольку, тот же монастырь, существует и в коллективном бессознательном человечества, как уникальная единица сознания, обладающая разумом, чувствами и порывами, и готовая открыть свои тайны тому, кто спрашивает, тому, кто хочет приобщится к ним и делает это во всех отношениях, с чистыми помыслами и открытой душой. Поэтому иногда так важно проникнуть в исторический контекст - так нам будет проще в дальнейшем погружаться в зыбкое марево Времени.
Высоко-Петровский монастырь предположительно, основан до 1326 года святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Впервые Петровский монастырь в Москве упомянут в "Повести о Митяе Михаиле", содержавшейся в Троицкой летописи начала XV в.
Монастырь являлся одним из главных царских богомолий во второй половине XVII века.
02.
Святой митрополит Петр Киевский
Когда митрополитом Киевским и всея Руси стал Петр (вторая половина XIII века - 1326 г.), он часто приезжал в Московскую епархию, останавливался в Крутицком монастыре и вскоре стал духовным наставником Ивана Даниловича Калиты. Чтобы иметь возможность чаще видеть митрополита, Иван построил для Петра подворье в Кремле. И митрополит, приезжая в Московскую епархию, останавливался именно там.
03.
Иван Данилович Калита
Однако Петр привык молиться в уединении, а в Кремле же это было невозможно. Тогда и решил он снова основать себе монастырь для уединенных молений там, где сейчас и находится Высоко-Петровский монастырь. В те времена здесь был глухой лес, рядом протекала река Неглинная. Очевидно, эти места напоминали ему родные Волынские.
04.
Дмитрий Костылев. Митрполит Петр Московский.
Петр основал здесь монастырь, который занимал небольшую территорию; построил деревянный храм и назвал его в честь своего небесного покровителя, апостола Петра и храм был поименован во имя апостолов Петра и Павла. Вот почему монастырь первоначально назывался Петропавловским. До монастыря из Москвы (которая тогда не сильно выходила за границы кремлевских стенам) надо было ехать через лес. И сюда прорубили дорогу, которая тогда называлась Митрополичьей, а потом превратилась в нынешнюю Петровку.
Степенная книга связывает раннее упоминание о монастыре в связи со сном Ивана Калиты - виде́ние ему «снежной горы», которое было истолковано Петром как виде́ние Высокой горы, и появлением на ней монастыря, на которой он стоял, и в частности, и на церковь чудотворца Петра. По некоторым сведениям на этом месте, где был основан монастырь находилось тогда село Высокое. Отсюда и приставка «Высоко-» в современном названии монастыря.
Однако, первые документальные свидетельства о Петровском монастыре относятся только к концу XV века.
05.
Святой Петр Митрополит Московский
В Москве часто случались пожары, сгорал и деревянный храм Петра и Павла. Когда его восстановили, Иван Калита решил освятить его во имя митрополита Петра, который был к тому времени уже признан святым. Храм носит это название до сих пор.
После Ивана Даниловича монастырь восстанавливал Дмитрий Иванович, или Дмитрий Донской. При нем был построен еще один деревянный храм, поименованный в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
06.
Дмитрий Донской
После Дмитрия Ивановича монастырь упоминается при великом московском князе Василии III, который стал князем в 1505 г.
07.
Василий III
Отстроенный после пожара 1493 года по указу великого князя Василия III, монастырь приобрел первый каменный храм - во имя святителя Петра Митрополита, который был построен итальянским архитектором Алевизом Фрязином в 1514-17 годах и освящен 23 августа 1517 года.
08.
Собор Высоко-Петровского монастыря в 1510-х гг.
Реконструкция художника Вл. Тюрина, 1991 г.
В том же году храм, который построил Дмитрий Донской, был разобран, и через 4 года на этом же месте опять построили деревянный храм. Но назвали его не Боголюбским, а храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Именно в это время монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. Здесь надо также отметить, что монастырь всегда именовался в 1650-60-х годах просто «Петровским».
Высоко-Петровская обитель была опустошена 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной, как упоминают некоторые источники. Однако, следует отметить, что применительно к этой дате стен нет на планах города, монастырь ничем не выделен из окружающей застройки. Нет упоминания стены и в переписных книгах XVII в.
После Василия III монастырь упоминается при царе Алексее Михайловиче. Есть запись, что в феврале 1669 г. Великий князь и царь Алексей Михайлович внес вклад в деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы, который был на территории монастыря, потому что умерла его первая жена, Мария Ильинична из рода Милославских. Мария Ильинична родила Алексею Михайловичу 13 детей: 5 мальчиков и 8 девочек. Но мальчики рождались все болезненные. Трое умерли во младенчестве, двое, Федор и Иван, остались живы, но не были здоровыми.
09.
Алексей Митхайлович Романов
Через два года после смерти Марии Ильиничны Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне из рода Нарышкиных . Через год Наталья Кирилловна родила Алексею Михайловичу сына, будущего царя Петра I. Рождение в 1672 г. наследника престола - Петра Алексеевича - названного в честь Петра митрополита, укрепила связь с монастырем бояр Нарышкиных, по-видимому, существовавшую и ранее.
10.
Наталья Кирилловна Нарышкина
Отец Натальи Кирилловны Кирилл Полуэктович Нарышкин, подарил на день рождения Петра царю Алексею Михайловичу свою усадьбу, которая вплотную примыкала к территории монастыря с юга. Царь в свою очередь передал ее монастырю, и его территория практически удвоилась. До середины XVII в. монастырь занимал только северную часть теперешней территории. Прежде чем стать царицей, Наталья Кирилловна жила здесь, молилась в храмах монастыря. Она чтила память Петра митрополита, и поэтому решила своего первенца назвать именно Петром. Став царицей, Наталья Кирилловна, жила в Кремле, но по-прежнему любила молиться в храмах Высоко-Петровского монастыря. Когда она приезжала сюда, то останавливалась там, где были усадьбы ее братьев - прямо напротив монастыря на Петровке. С территории одной из усадеб прямо на территорию монастыря через Петровку был перекинут мостик. По этому мостику она с будущим царем Петром ходила молиться в монастырь. (Возможно, в источнике, все же, идет речь палатах Нарышкиных, входящих в комплекс Высоко-Петровского монастыря...).
В 1676 г. Алексей Михайлович умер, и царем стал Федор Алексеевич, старший сын Алексея Михайловича по линии Милославских. Но он был сильно болен, предчувствовал свою кончину и завещал передать трон не Ивану, потому что он был не только больной, но еще и слабоумный, а Петру. Петра возвели на трон, но это не устроило Софью, сестру Ивана. Она считала, что царем будет Иван (а так и должно было быть по всем устоям).
И тогда Софья подговорила стрельцов на бунт. 15 мая 1682 г. стрельцы пришли в Кремль, безобразничали, буйствовали. Двух дядей Петра - Ивана и Афанасия Нарышкиных растерзали на Соборной площади, и все это происходило прямо на глазах будущего Петра I. Эта жестокость его настолько потрясла, что он стал неврастеником, и когда нервничал, у него дергалась голова и мышцы лица.
11.
Стрелецкий бунт при Петре
Наталья Кирилловна плакала, умоляла стрельцов дать ей забрать останки братьев, но они, поиздевавшись, отдали их только на 5-й день. И Наталья похоронила их в деревянном храме Покрова, который был тогда на территории монастыря. Престарелого Кирилла Полуэктовича Нарышкина вынудили постричься в монахи и отправиться в Кирилло-Белозерскую обитель. Он также впоследствии был погребен в Высоко-Петровском монастыре как и его супруга - Анна Леонтьевна. Так монастырь стал семейной усыпальницей Нарышкиных.
После этих событий на трон возвели двух царей: от Нарышкиных - Петра, а от Милославских - Ивана. Иван - слабоумный, а Петру было всего 10 лет. При них регентом приставили Софью. Она сидела позади трона, в троне было окошечко - и если нужно было принять какое-либо важное решение, - она им шептала что делать и как говорить. Однако, все понимали, что на деле правила Софья, и она стала править открыто. Были даже распространены портреты, на которых Софья сидит на троне со скипетром и державой, как царица. И так вот все продолжалось, пока Петру не исполнилось 17 лет.
12.
Коронация царя Петра
В 1689 г. Петра женили на Евдокии Лопухиной по настоянию его матери. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках власть. Софья уже вошла в роль царицы, и решила остаться, а для этого её надо было убрать Петра, то есть его убить .
Но Наталья Кирилловна, мачеха Софьи, которая была всего лишь на 6 лет ее старше, знала, что Софья что-то недоброе замышляет против Петра. Поэтому Наталья жила с сыном не в Кремле, а в своем селе Преображенском. И когда 7 августа 1689 г. Софья снова подняла стрельцов бунт и решала с последователяит, как выманить Петра из Преображенского, рано утром 8 августа Петра предупредили некие стрельцы о грозящей ему опасности, и он спешно скрылся в Троице-Сергиеву Лавру. На следующий день в Лавру отбыла царица Наталья Кирилловна и Потешный полк, который был уже к тому времени способен выдержать осаду Лавры. Позже к Петру присоединились еще 3 полка стрельцов - Преображенский, Семеновский и Бутырский под командованием полковника Сухарева. Постепенно в Лавру собирались все кто поддерживал Петра и, их становилось подавляющее большинство. Петр победил и стал править единолично. Софья была отправлена в Новодевичий монастырь под стражу, а поддерживающий ее Петр Шакловитый, глава стрелецкого приказа, казнен.
13.
Петр победил и начал благодарное строительство храмов.
14.
Размах строительства все время нарастает - возникают на месте снесенных деревянных богаделен архиерейские покои, к 1690-м гг. окончена колокольня с Покровской церковью над святыми воротами, к середине 1690-х гг. - возведение Сергиевской трапезной церкви, братских келий, переходов, стен вокруг территории. Все работы проводились на средства из Приказа Большой Казны, то есть являлись государственным заказом. К работе привлекались лучшие мастера.
Планировка монастыря в 80-90 годы XVII века включала северный (парадный) двор и южный (хозяйственный) двор. В центре северного двора располагался собор святителя Петра, на северной стороне от него симметрично расположен Боголюбский храм, а с юга - Сергиевская церковь.
15.
В 1703 г. монастырь сильно пострадал при пожаре, и к 1730-м гг. пришел в упадок. Начинается медленный процесс реставраций и достроек новых зданий, развитие нового некрополя.
В 1735 году в обители проживал 71 насельник, а монастырь владел примерно 6000 крестьян. В 90-х годах XVII века монастырю были пожалованы царской семьёй земли в Москве, Звенигородском, Боровском, Нижегородском, Орловском и других уездах. К монастырю были приписаны: Саратовский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь, Саранский Богородицкий монастырь, Льговская пустынь, Раева Никандрова пустынь. В начале XVIII века Высоко-Петровский монастырь среди московских монастырей занимал пятое место по количеству дворов. В 1743-1745 годах монастырь находился в ведении митрополита Московского Иосифа (Волчанского), а в 1745-1764 годах - в ведении Святейшего Синода. С 1764 года, после секуляризации монастырских земель, отнесен ко второму классу и является ставропигиальным, а с 1775 года входит в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями.
Серьезный ущерб нанес Высоко-Петровскому монастырю 1812 год. После взятия Москвы наполеоновскими войсками, в нём расположилась «тысяча французских кавалеристов». Все, что осталось в обители, было разорено и разгромлено (в том числе и богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных), храмы подверглись осквернению. Архимандрит Иоанникий успел вывезти ризницу и реликвии в Ярославль. В Боголюбской церкви на крючья, забитые прямо в иконостас, французы подвешивали туши скота. Здесь же маршал Мортье выносил москвичам смертные приговоры по подозрениям в поджоге города. Обвиняемых расстреливали на бульваре, у стен обители, а хоронили возле колокольни. После окончания войны были упразднены Пахомиевская (что над южными воротами) и Покровская церкви.
16.
В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть одну из важнейших ролей в духовной жизни Москвы. За ним укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский монастырь было переведено духовное училище. В монастыре находилось собрание Московской епархиальной библиотеки, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил архиепископ Филарет (Дроздов).
Первая часть выделена мной специально под исторические выкладки, дабы две остальные части, уже насыщенные реальными фотографиями Высоко-Петровского монастыря, были не перегружены текстами. Ну, так, продолжим!
Перейти ко второй части.
Источники:
Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. Институт археологии. Москва. 1995.
О. Богданова. Высокопетровский монастырь. Русская Народная Линия. 07.09.2007.
И другие...
© Vladimir d’Ar
Часть вторая Часть третья Часть четвертая