Всего 45 фото
Этот пост будет в чем-то интуитивным. Дело в том, что посвящение этой удивительной византийской церкви в Константинополе до сих пор остается не признанным окончательно. Большей частью эта церковь упоминается нашими современниками, да и учеными, как церковь Святого Феодора (очевидно и скорее всего Стратилата). Однако есть некоторые моменты, позволяющие мне предположить обратное, а именно, что этот храм назывался именем Святой Феодоры. Немного позже мы остановимся и на этом.
Встретился мне этот храм опять же случайно в процессе фактически «слепого» продвижения по Стамбулу от самых
Стен Феодосия, посещения
храма Христа Спасителя в Полях монастыря Хора (мозаики и фрески). Далее я буквально неожиданно «наткнулся» на
храм Богородицы Паммакаристы, затем осмотрев величественную
мечеть Фатих (построенную на месте снесенного в османское время знаменитого
имперского византийского храма Святых Апостолов),
Акведук Валента и, наконец перейдя Бульвар Ататюрка - точно также неожиданно вышел на эту церковь Феодоры, направляясь уже в сторону
мечети Сулеймание к моему отелю в Эминёмю, что находился у метромоста. Особенным было нынешнее визуальное состояние церкви Феодоры - выглядела она - закопченая Временем, пожарами - уставшей и измученной, но пока избавленная от новых часто спорных реставрационных улучшений - тем и прекрасная в своем первозданном виде древнего византийского храма.
Конечно, досталось ей за все эти столетия, начиная от воцарения латинян в Константинополе в начале XIII века и превращения христианской церкви в мечеть при османах в XVI-м. Более того, в последнее время церковь святой Феодоры была фактически жильем для местных турецких почти что бомжей. Но что удивительно, во всем её образе ощущалось всецелая и необъятная стойкость, вера, желание жить и возродиться. Удивленный таким своим необычным общим впечатлением я и попытался отразить церковь Феодоры в фотографии так, насколько мне всё это представлялось в ощущениях. Обойти её со всех сторон не удалось - многочисленные заборы, пристройки, кучи мусора не дали такой возможности. Предварительные же работы по реставрации этого объекта византийской культуры начинались уже как бы прямо при мне - короче, заходя во двор, на стройплощадку или заглядывая в закоулки вокруг церкви я отснял всё, что было возможно. Ну, а под катом - информационное содержание, то что мне удалось «накопать» об этой удивительной церкви…
Церковь Святой Феодоры в переулке Tirendaz sok. - поздневизантийская церковь, сохранившаяся в районе Вефа в Стамбуле (это третий холм Константинополя), некоторое время действовавшая как мечеть Молла-Гюрани (Molla Gürani Camii) по имени своего основателя. Она представляет собой важный образец архитектуры Константинополя периода правления Комнинов и Палеологов.
02.
Мечеть Molla Gürani Camii на старой гравюре
О дотурецкой истории храма практического ничего известно, и даже его посвящение точно не выяснено. Однако в последнее время появилась основательная историческая версия, что нынешняя Килисе Джами была главной церковью женского монастыря Богородицы Вевеа Элпис - «Твердого Упования». Если это так, то как раз её имеет в виду августейшая настоятельница Евгения Кантакузина, в сентябре 1400 года испрашивающая у императора Мануила II финансовые средства «на реставрацию церкви и колокольни - а именно на черепицу, гвозди, обмазку и квалифицированный труд». Во время проведения более ранних реставрационных работ вокруг церкви были найдены остатки многих строений V века, что очевидно и являются следами монастырских зданий.03.
Западный фасад церкви святой Феодоры. Экзонартекс увенчан тремя куполами. Боковые - зонтичные, центральные - ребристые.
Предположительно строительство храма относится ко времени правления императора Византии Алексея I Комнина (годы правления: 1081-1118) как и церковь Богородицы Паммакаристы. Есть также версии, что храм Святой Феодоры могли построить и несколько позднее. Но на X-XI века указывает особый способ кирпичной кладки, который был тогда весьма популярен в Византии и использовался при строительстве очень многих храмов.
При таком способе кладки каждый нечетный ряд кирпичей строители укладывали, немного отступая от края (внешней границы) четного ряда вглубь массива кирпичной кладки строения. Этот «утопленный» ряд плинфы извне замазывали строительным раствором «керамического цвета» (с толченым кирпичом в составе), и он становился незаметен с внешней стороны здания. В итоге поверхность стены казалась как бы выложенной рядами кирпичей, между которыми оставались широкие промежутки по высоте. Такая особенность строительства характерна именно для того периода Византийской империи.
04.
Второй уровень окон экзонартекса церкви Святой Феодоры
Архитектура
Церковь никогда не изучалась систематически, имеет план крест-в-квадрате (или квинокс) с каждой стороной по девять метров в длину. В здании есть глухие аркады, а апсида прерывается тройным стрельчатым окном с нишами над ним. Свет проникает сквозь крестовины через тройные арки. На внешней стороне главной церкви иногда встречаются декоративные мотивы, например, змеиные узоры (не видел их к сожалению).
Помимо основного здания, комплекс включает также экзонартекс на западе, портик (который соединяет паракклезион с балкой - см. фото №№ 03, 08, 14) с колоннами и арками на юге, и, наконец коридор на севере. Фасад имеет два порядка, оба открываются аркадами. На нижнем уровне - угловые ниши, закоторыми следую тройные аркады. Более высокий уровень сильно отличается от более низкого и имеет пять полукруглых слепых аркад, обрамляющих окна. Кладка выполнена полосатой цветной кирпичной и каменной, что особенно заметно с северной стороны. В целом исполнение менее изысканное, чем а паракклесионе мечети Фетхие.05.
Второй уровень окон экзонартекса церкви Святой Феодоры
Внутреннее убранство экзонартекса включает в себя: колонны, капители, и закрывающие плиты, которые представляют собой повторно используемый материал ранневизантийского периода. Все три купола были покрыты мозаикой. Южные и центральный купола были очищены в 1937 году под руководством М.И. Номидеса и Министерства мечетей, но к 2007 году без соответствующей охраны мозаики почти полностью были утрачены. Изображения представляли собой соответственно Богородицу в окружении пророков и двух царских офицеров с пророками. На тот момент стены не штукатурились. Что же касается четверика, то он ещё ждёт своего исследования.
06.
Второй уровень окон экзонартекса церкви Святой Феодоры
В общем сейчас затруднительно с точностью определить реальное время возведения церкви Cвятой Феодоры в Константинополе, которая могла быть построена ранее, или же просто строители могли использовать для украшения храма материалы (те же колонны) зданий более ранних периодов.
07.
Второй уровень окон экзонартекса церкви Святой Феодоры
Мечеть сейчас закрыта, началась масштабная реставрация, доступа внутрь нет. И хотя расчищенных византийских мозаик и фресок здесь немного и не все они потенциально хорошо видны, совершенство внутреннего объема церкви само по себе заслуживает внимания.
Самая новая часть архитектурного комплекса - экзонартекс, пристроен к церкви около 1320 года. Его западный фасад поражает разнообразием отделки: тут и мраморные парапеты, и фланкирующие ниши, и колонны с капителями (одни - IV-V вв., другие - времени Юстиниана).
08.
Чрезвычайно интересны простые лаконичные солярные символы в розетках на фасадных мраморных плитах церкви Святой Феодоры.
09.
Обычно в ненаучных описаниях церкви на них не делается акцентов, но здесь разнообразие и глубина этих символов просто поражает. Очевидно они и относятся к IV-V вв. А вообще, они могли быть использованы здесь и вторично взятые еще с древних христианских церквей или даже античных.
10.
Общий вид тройных белокаменных плит с орнаментальными розетками
Османы постарались их замазать строительным раствором точно также как и все изображения христианских святых выполненные мозаичной и фресковой живописью во внутренних пространствах других константинопольских церквей.
11.
Однако постоянно заметно повторяется изображение символа Афродиты (шестилепесткового цветка) или достаточно известного сейчас как Цветок Жизни (или Вечной Жизни).
12.
Что интересно, отображение Цветка Жизни, солярные символы, особенно вот эти - закрученные прямые и обратные спирали (на фото ниже) нам с вами уже встречались в орнаментах так называемых «вилочковых крестов» на белокаменных надгробных плитах в древнерусской погребальной традиции до XV-XVI веков. О вилочковых крестах и моих соображениях об их символике можно прочитать у меня вот
в этом материале посвященном некрополю Высоко-Петровского монастыря.
13.
Спираль как символьный элемент часто преобразуется в соприкасающиеся круги, заполняющие фон особой сеткой. Считается, что в этом проявляется персидское орнаментальное влияние...
14.
Западный фасад экзонартекса церкви Святой Феодоры
Любопытно, что до середины 1990-х на балконе минарета Килисе Джами (кстати, одного из древнейших в Городе) находился мраморный фрагмент с изображением павлина, явно позаимствованный из византийской церкви, но с тех пор его заштукатурили. Минарет занимает сейчас место бывшей церковной колокольни (как известно, колокольни в свое время появились в Константинополе именно под «латинским» влиянием).
15.
Вид церкви святой Феодоры с юга
Вообще же общее впечатление о существующей веками застройки вокруг церкви складывается как хаотическое и безсистемное. Только характерная византийская кладка плинфой эмоционально выравнивает это мрачное впечатление...)
16.
Вид церкви Святой Феодоры с юга
Основной объем храма был возведен в XI-XII вв., то есть относится к более раннему этапу столичной архитектуры - комниновскому. На его примере можно проследить некоторые общие черты стиля Комнинов, которые встречаются и в храмах Календерхана, Пантократора и в Гюль Джами: массивное тело самого храма, с широким куполом на невысоком барабане; отчетливо прочитываемый в интерьере пространственный крест; уравновешенные пропорции, близкие к кубическим.
17.
Старое фото церкви Святой Феодоры в Константинополе
18.
Алтарная часть. Вид с востока. Стороннее фото.
С востока доступа не территорию церкви нет..., вернемся однако к северному фасаду...
19.
Вид церкви Святой Феодоры с северо-запада
К северу от нартекса сохранилась двухэтажная пристройка, видимо, конца XIII века, сросшаяся с храмом, - все, что осталось от стоявших когда-то вокруг монастырских строений. На втором этаже, вероятно, располагалась ризница или библиотека - сейчас туда доступа тоже нет.
20.
С севера фасад церкви очевидно отреставрирован, здесь можно внимательно и наглядно исследовать эту аккуратную кладку плинфой...
21.
22.
Основной храмовый купол
После завоевания Константинополя храм Святой Феодоры превратился в мечеть Вефа Килисе (тур. Vefa Kilise Camii), которую еще называют Вефа Килисе Джами, что буквально обозначает «мечеть-церковь в Вефа». Она была известна тем, что преобразовал в 1453 году в мечеть и долгое время управлял ею некий мулла Гюрани. А он был не кем иным как первым муфтием Стамбула и духовным наставником самого султана Мехмеда II Фатиха - Завоевателя Константинополя.
23.
Фрагмент северного фасада комплекса церкви Святой Феодоры
С этими историческими личностями связана интересная история. Юный Мехмед был строптивого нрава и не слушался ни одного из своих учителей. Тогда к нему приставили муллу Гюрани. Мулла по национальности был курдом и тоже обладал волевым характером. Он продемонстрировал Мехмеду плеть погонщиков скота и предупредил его, что пустит плеть в дело, если ученик не станет его почтительно слушать. Сначала будущий султан усомнился было в словах учителя. Тогда мулла Гюрани наглядно продемонстрировал ему действие курдской плети. Этот «воспитательный прием» возымел должное действие, и больше никаких трений между учителем и учеником не возникало. Говорят, с тех самых пор Мехмед стал очень уважать и во многом бояться своего мудрого наставника.
24.
Фрагмент северного фасада комплекса церкви Святой Феодоры
Управление вакуфов Турции объявило о проекте восстановления строения на 2011 год, но данный проект в конечном счете так никогда и не осуществился. В 2014 году здание церкви Феодоры было до неузнаваемости перестроено семьями, нашедшими убежище в этом ветхом средневековом комплексе.
25.
Фрагмент северного фасада комплекса церкви Святой Феодоры
Чтобы воочию и отчетливо представить, как выглядела церковь Святой Феодоры в свои лучшие годы рассмотрим макет этого храма...
26.
Церковь Святой Феодоры - вид с реальной ориентировке с юго-запада. Стороннее фото.
Полный план церкви будет здесь очень кстати. Экзонартекс пристроен с запада - на плане он находится в нижней части плана церкви Святой Феодоры. Нартекс слева от основного здания церкви. Правей от экзонартекса и немного выше - квадратное основание средневековой колокольни.
27.
Пока мы рассматриваем макет церкви, выложу-ка я здесь совсем небольшие фрагменты текста уцелевшего до нашего времени в документах устава монастыря Богородицы - «Твердого Упования», написанного в 1300 году Феодорой Синадиной (Феодора Палеологина Синадена - дочь Константина Палеолога и Ирины Комниной Ласкарины Бранайны. Через своего отца она была сводной племянницей византийского императора Михаила VIII Палеолога).
28.
Церковь святой Феодоры - вид с северо-запада исходя из реальной ориентировки. Стороннее фото.
Согласно этому чрезвычайно суровому монастырскому уставу, мать-настоятельница (то есть сама Феодора) обладала в обители непререкаемой властью, она не зависела даже от патриарха, управляла, «как мужчина», и вольна была налагать любые эпитимии на своих монахинь. В уставе есть весьма жуткая фраза: «Все, что приказывает настоятельница, должно восприниматься как безупречное, даже если это кажется предосудительным». Распорядок жизни был суров: монахиням, за исключением особых случаев, запрещалось выходить в Город для встречи с родными. Родственники, в свою очередь, могли посещать инокинь лишь по специальным оказиям и должны были ожидать их выхода между «внешними и внутренними воротами» (монастыря). Любые встречи дозволялись только в присутствии монахинь-надзирательниц…
29.
Западный фасад Церкви святой Феодоры. Стороннее фото.
Внутренние пространства церкви святой Феодоры
В церковь (мечеть) сейчас не попасть. Все фотографии интерьеров церкви - сторонние.
Внутренняя декорация экзонартекса скрыта под современной побелкой, за исключением прекрасных мозаик, расчищенных в южном куполе.
30.
Помещение экзонартекса освещено двумя рядами окон - других таких примеров в византийской архитектуре нет
В зените купола представлена Богородица, а на склонах - восемь царей Израиля (пророков).
31.
По манере исполнения эти мозаики родственны тем, что мы увидим в Карие Джами (монастырь Хора) и Фетхие Джами (церковь Богородицы Паммакаристы), только там они охраняются как музейные экспонаты, а тут пребывают в постоянной опасности окончательного уничтожения - ведь в мечети «не место» фигуративным православным изображениям.
32.
Автор Yasin Karabacak
Ранее изображение Богородицы со Спасителем на руках было отчетливо видимым..., как и изображения царей Израиля (пророков)...
33.
Старое черно-белое фото верха купола церкви Святой Феодоры
...сейчас же очевидно заметно, что в самое новейшее время турки уничтожили изображения святых к нашему большому сожалению, и согласно их религиозным понятиям и смыслам...
34.
Автор Yasin Karabacak
Килисе Джами довольно миниатюрна и обладает целым рядом интересных особенностей. Так, в своде, перекрывающем алтарное пространство, были устроены по бокам два окна (одно теперь заложено). Три небольшие ниши на средней апсиде храма являются, видимо, самым ранним образцом подобного приема - позднее подобные, только в большем количестве, стали делать во всех столичных церквах.
35.
Апсида церкви Святой Феодоры
В первом проеме к северу от портала нартекса уцелела каменная чаша для святой воды - возможно, она средневизантийского времени.
36.
Уцелевшие опорные мраморные колонны с капителями - архитектурные элементы более ранних византийских церквей
О посвящении церкви Святой Феодоры
Во многих материалах об истории и архитектуре этой церкви упоминается святой Фео́дор Стратилат без каких-либо доказательных аргументов и, всего лишь как предположение. Однако мне кажется, что, исходя из тех начальных сведений, что древний монастырь был женским, а в зените купола главной соборной монастырской церкви находится изображение Богородицы, то посвящение церкви было именно по имени святой Феодоры как женской ипостаси истинной веры. Остается только узнать, кем же была эта самая Феодора!?
37.
Элементы портала более ранних христианских церквей, а может и языческих (античных)
1. Феодо́ра (др.-греч. Θεοδώρα - «Божий дар»; ок. 500, Фамагуста, Кипр - 28 июня 548, Константинополь, Византийская империя) - византийская императрица, супруга и соправительница императора Юстиниана I. Феодора оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи середины VI века. Почитается Феодора христианской церковью как святая. Память императрице Феодоре совершается в православной церкви вместе с её мужем 14 (27) ноября.
Феодора была одной из самых ярких и своеобразных фигур, когда-либо занимавших византийский престол, женой императора Юстиниана (правил в 527-565 гг.; род. ок. 482 г. + 11/14ноября 565 г.). История Феодоры, женщины необычной судьбы, шагнувшей с подмостков сцены, чуть ли не с панели на императорский престол, во все времена вызывала любопытство и неподдельный интерес. Современники рассказывали о ней самые невероятные истории, которые позднее были украшены новыми романтическими подробностями. Возможно именно благодаря легендам о ее приключениях, Феодора и стала единственной из всех византийских императриц, известных широкой публике. К сожалению, история сохранила мало подлинных сведений об этой удивительной женщине. Но в любом случае она не была просто ловкой авантюристкой «окрутившей» будущего императора: слишком много было сделано Феодорой для величия Византии, а не только для собственного возвышения. Это была поистине великая государыня.
Льстецы говорили о том, что Феодора была красоты несравненной, «такой, что слова и искусство людей не в силах ее изобразить». По мнению же ее порицателей, она была хорошенькой женщиной, невысокого роста, крайне грациозной, с несколько бледным лицом, с глазами, исполненными живости. Феодора в действительности была необыкновенно красива, и это признавали даже ее враги.
38.
Изображение императрицы Феодоры с портретной мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна. VI век. Стороннее фото.
Эту красоту не доносит до нас в полной мере ее официальный портрет, находящийся в церкви Святого Виталия в Равенне (на фото выше). Феодора изображена на мозаике поблекшей красавицей с усталым и задумчивым лицом. Облаченная в царские одежды, она кажется немного выше ростом. Под короной, скрывающей лоб, - нежное, несколько худощавое лицо с длинным, прямым, правильной формы носом. Единственная характерная черта сохранилась на этом портрете - большие черные глаза, сверкающие из-под темной линии сросшихся бровей.
В 525 году в
соборе Святой Софии состоялось бракосочетание Юстиниана и Феодоры. А два года спустя в том же кафедральном соборе патриарх Константинопольский торжественно короновал Юстиниана на императора. Этот триумф разделила со своим супругом и Феодора, ставшая отныне императрицей.39.
Капитель опорной колонны в церкви Святой Феодоры
Итак, Феодора сделала совершенно небывалую карьеру. Начался новый этап в ее жизни. И перед нами предстает совсем другая Феодора - великая императрица одного из крупнейших государств мира, занимавшая рядом с Юстинианом блестящее положение, но вместе с тем существо деспотическое и высокомерное, вспыльчивое и страстное. Редкий человек незнатного происхождения, пробившийся в аристократическое общество, так быстро осваивался со своим новым положением, так быстро привыкал к своему величию, как это произошло с Феодорой. Редкая императрица, даже царской крови, испытала, подобно Феодоре, столько радостей и удовольствий, которые дает обладание высшей властью.
40.
Мозаичный орнамент в арках окон церкви Святой Феодоры
Ни один из ее современников, ни один из историков последующего времени, обвинявший Феодору в жадности, честолюбии, ничего не сообщил такого, что дало бы повод усомниться в ее нравственной чистоте. Она была слишком умна и властолюбива, чтобы компрометировать себя любовными похождениями и интригами. Верховная власть стоила того, чтобы ради ее сохранения предпринять все меры предосторожности. И конечно, эта безупречность жизни Феодоры делает честь ее практичному уму.
В трудные минуты она проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Эти черты особенно ярко проявились в 532 году во время восстания Ника, когда в обстановке всеобщей паники она помешала бегству Юстиниана из Константинополя и тем самым, по мнению ряда исследователей, спасла императорский трон.
41.
Мозаичный орнамент в арках окон церкви Святой Феодоры
Кроме всего прочего, эта умная, властная женщина была занята более серьезными делами, чем любовные похождения. Феодора обладала теми высокими качествами, которые оправдывают ее стремление к власти. Благодаря им она сумела в течение всего периода своего правления пользоваться глубоким и заслуженным влиянием на обожавшего ее Юстиниана. Она была для него, по выражению одного из современников, «самым сладостным очарованием».
К концу Феодориной жизни современник Севир Антиохийский именует ее «царицей, которая чтит Христа». Для Иоанна Эфесского она - «правоверная царица». Михаил Сириянин свидетельствует, что она заботилась ο мире церквей больше, чем муж, и побуждала его работать в этом направлении. Умело двигая политические фишки, Феодора и Юстиниан сохранили единство империи и церкви.
42.
Мозаичный орнамент в арках и вокруг окна церкви Святой Феодоры
Феодора скончалась 28 июня 548 года после продолжительной болезни. Она была похоронена со всеми императорскими почестями в
церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. Юстиниан после смерти жены, давая торжественные обещания, клялся её именем, которое он увековечил в названиях многих городов и провинций Византии и завоеванных территорий. В память о жене Юстиниан в монастыре Святой Екатерины на Синае в главной базилике, построенной по его указанию, приказал сделать надпись: «Упокоению блаженной памяти императрицы Феодоры». После кончины Феодоры овдовевший Юстиниан остался верен её памяти и не вступал в повторный брак. Он вполне мог определить и основание женского монастыря в Константинополе во имя своей супруги для вечного поминовения ее души.
Юстиниан не мог утешиться в кончине Феодоры; со времени исчезновения супруги-единомышленницы-соправительницы энергия и инициатива его начали падать, самая мысль его - вырождаться. Впоследствии она была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси (признавала наличие только одной, единственной Божественной природы естества в Иисусе Христе и отвергала Его подлинное человечество существо) и стала защитницей Православия.43.
Двор императрицы Феодоры. Фрагмент мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна, VI век. Стороннее фото.
2. Существовала еще одна Святая Феодора и, также византийская императрица.
Как мы знаем, на острове Корфу находятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского, почитаемого православными христианами на протяжении многих столетий. Именно к ним на этот остров съезжаются сотни тысяч паломников, как из самой Греции, так и из других стран, в том числе России. Но есть на Корфу еще одна святыня, которая имеет не меньшее значение в истории Православной Церкви и о которой, однако, знают не все паломники. Это мощи святой византийской императрицы Феодоры, которая имела мужество противостоять официальной иконоборческой политике тогдашнего государства, а став его главой, вновь ввести иконопочитание на VII Вселенском Соборе. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества православия, который с тех пор повсеместно отмечается в первое воскресенье Великого поста. Таким образом, святая Феодора переломила ход истории в пользу чистоты церковного учения и вошла в ряд горячо почитаемых православных святых.
44.
Икона Святой Феодоры
3. Была еще одна Святая Феодора, но уже не византийская императрица, хоть и проживавшая в Византийской империи и, с ней связана одна удивительная история. Храм святой Феодоры в горной Аркадии в Греции привлекает внимание не только паломников и любопытных путешественников, но и ученых разных стран. Построенный на рубеже XI и XII столетий, храм представляет собой удивительное сочетание творчества Бога и человека. Небольшая церковь сохранилась не благодаря усилиям реставраторов, а благодаря необъяснимой заботе природы. Сквозь фундамент и стены храма проросли 17 деревьев, которые своими корнями создали для него природный каркас. Анализ коры и структуры корней показал что за все время существования храма деревья высыхали и прорастали заново но их общее количество оставалось неизменным. Кроме всего прочего, здание в буквальном смысле стоит на воде (из под него бьет ручей). Многочисленные исследования, проводимые учеными с использованием последних достижений науки, не дали исчерпывающего объяснения данному феномену.
45.
Автор фото Лидия Левандовская
Если внешний вид храма поражает своей загадочностью ученых, то религиозное предание о истории возникновения этой церкви поражает верующих силой веры святой Феодоры. Византийская империя формировала свои войска преимущественно из свободных крестьян, путем отбора из каждой семьи одного мужчины, если же такой возможности не было, семья должна была оплатить штраф, на который нанимался наемник. Святая Феодора (родилась в IX веке) в возрасте 17 лет приняла решение заменить собой мужчину, поскольку ее отец был стар, а денег заплатить штраф семья не имела. Роковую роль в ее судьбе сыграла любовь. В воина Феодора влюбилась девушка. Не получив взаимности, она приняла решение получить Феодора обманным путем. Имея ребенка от другого мужчины, она обратилась к главнокомандующему войском, обвинив Феодора в том, что он ее обесчестил и является отцом ее ребенка. Отказ от женитьбы грозил Феодору смертью. По преданию перед смертью святая Феодора взмолилась к Господу со словами «Пусть мое тело станет храмом, волосы деревьями, а кровь ручьём». И Господь услышал её молитву...
Так что вполне возможно, что именно именем одной из двух императриц Феодор или проявившей страстную истую веру Феодоры из Греции и была посвящена главная соборная церковь древнего женского монастыря Богородицы Вевеа Элпис - “Твердого Упования”! Точно мы этого не знаем, но сам пример самого святого имени определяет в веках удивление и истовое почитание верующих явленное нам в виде поименования главной церкви этого древнего константинопольского монастыря.
Источники:
Диль Ш. Византийские портреты. ч. I, гл. III. «Феодора».
Святая царица Феодора. Портал Искра.
Святая Феодора, победившая иконоборцев. Портал Древо.
Сергей А. Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
Феодора, восстановительница иконопочитания. Портал Древо.
Феодора, супруга Юстиниана. Портал Древо.
Феодора - С.Б. Дашков. «Императоры Византии». - Изд. дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997.
Церковь Святого Феодора (Стамбул). Портал Ермак-Трэвел.
Церковь Святой Феодоры (Пелопоннес). Портал экскурсовода Лидии Левандовской (фото церкви Святой Феодоры).
© Vladimir d’Ar, 2020