Всего 40 фото
Раньше я не рассказывал о мечети Фатих по ряду причин, и более всего потому, что не очень хотелось; а не хотелось потому, что эта в общем замечательная во всех отношениях мечеть построена как раз на месте первого и главного городского храма Константинополя возведенного еще в начале четвертого века нашей эры в период становления христианства как государственной религии Восточной Римской империи. Храм святых апостолов стал главной святыней и усыпальницей множества императоров Восточной римской империи, и был уничтожен после завоевания Константинополя Мехмедом II Завоевателем - для постройки этой самой мечети его имени. Так что к сожалению мы можем только догадываться, как выглядел этот удивительный храм и только по отзывам его современников-очевидцев. Вообще же, чтобы не впасть в традиционный «плач по Константинополю» мы построим этот пост следующим образом - сначала разберемся с историей Храма Двенадцати апостолов, затем увидим уже Мечеть Фатих, построенную в XV веке, а далее на этой основе попытаемся представить воочию великий храм Константинополя «на местах», иначе я не вижу смысла для себя опубликовывать просто фотографии этой мечети и рассказывать именно о ней) Отмечу также, что погода была в этот день предштормовая, обещанный еще с раннего утра турецкими синоптиками ураганный ливень с моря вот-вот должен был пролиться, так что голубого неба мы на фотографиях мы почти не увидим. Ну, так, приступим-таки.
Апостолов святых церковь в Константинополе
(Апостолейон) [греч. ̓Αποστολεῖον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный святым равноапостольным императором Константином I Великим и посвященный 12 святым апостолам - это возможно, единственная из христианских культовых построек Константинополя, завершенная к моменту кончины императора Константина († 337). Церковь была поставлена в самой высокой точке Константинополя близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от императорского дворца.
В 356-370 гг. при императоре Констанции и его преемниках Апостольская церковь была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям некоторых фрагментов Александрийской хроники, в 336 года, т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея, а храм обращен в мартирий (храм над местом захоронения святых или мучеников). Тогда же, до 361 года, был построен новый мавзолей императора Константина, ставший местом погребения византийских императоров до 1-й четверти VI века.02.
На втором плане миниатюры очевидно, церковь Святых Апостолов в Константинополе. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 1125-1150 годы.
В 536-550 гг., при императоре Юстиниане I, Апостольская церковь была выстроена заново (освящена 28 июня 550 года). Этот храм известен нам по описаниям прежде всего Прокопия Кесарийского (середина VI в.), Константина VII Багрянородного (середина X в.), Константина Родосского (середина X в.) и Николая Месарита (около 1200 года), давшего подробное описание его декора, включавшего живописный цикл деяний апостолов. Кроме того, Прокопий (De aed. 5, 1, 6) сопоставил архитектурную композицию Апостольской церкви с церковью святого Иоанна в Эфесе, также VI века, которая фрагментарно сохранилась до настоящего времени.
03.
Базилика святого Иоанна в Эфесе. IV век. Реконструкция.
Согласно описаниям, комплекс зданий второй Апостольской церкви составляли мартирий апостолов Тимофея, Луки и Андрея; мавзолей императоров, где находились погребения правителей Византии IV - начала VI века, в т. ч. святых равноапостольных Константина и Елены, святых Феодосия I Великого и Феодосия II; мавзолей императора Юстиниана I, где были погребены почти все византийские императоры с середины VI до начала XI века, в том числе сам святой Юстиниан I, святая императрица Феодора, святые Юстиниан II, Константин III. Последним из византийских императоров в Апостольской церкви был похоронен Константин VIII (Ɨ 1028). Алтарь Апостольской церкви находился над мощами святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея. Также в алтаре располагались раки с мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова (Назианзина).
04.
Церковь святых апостолов в Константинополе. Объемная реконструкция.
Посвященная двенадцати апостолам, церковь стала местом хранения их мощей, а заодно и мощей императора-строителя (Константина I), чей саркофаг был водружен в центре объема храма - буквально иллюстрируя идею равноапостольности Константина.
05.
Фрагмент порфирового саркофага императора Константина I
06.
Археологический музей Стамбула
В современной науке нет единого мнения о первоначальном облике Апостольской церкви. Реконструируется она главным образом по Евсевию Кесарийскому, который подчеркнул «несказанную высоту» здания, облицовку «разноцветно блистающими камнями», кровлю из позолоченной меди с «доматионом» (световым барабаном?), обведенным позолоченной рельефной решеткой, двор, окруженный портиками, к которым примыкали помещения дворца (караульни, термы, жилые покои и др.). Отдельного внимания Евсевия заслужила архитектурная программа Апостольской церкви, предложенная императором Константином, поскольку император, «силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских», пожелал «после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов», и соорудил «двенадцать ковчегов… в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (IV 58-60, 70-71).
В реконструкции первой Апостольской церкви исследователи видят единые кенотаф апостолов и мавзолей императора Константина, которые, возможно, представляли собой крестообразную купольную постройку с одно- или многонефными рукавами (по С. Манго, купольную ротонду), находившуюся в центре четырехугольного перистильного двора, окруженного базиликами и другими общественными зданиями (Р. Краутхаймер). По мнению А.М. Высоцкого, Апостольская церковь представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам которого постройки (οἶκοι βασίλειοι) в описании Евсевия идентичны четырем рукавам огромного крестообразного здания (σταυροτύποι πλευραί) в описании Григория Назианзина.07.
План Церкви святых апостолов в Константинополе
Во время промежуточной перестройки 356-370 гг., по мнению большинства исследователей (за исключением С. Манго), был построен лишь новый мавзолей императора Константина I - купольная постройка, круглая или многоугольная в плане, у входа в атрий, с востока. Мартирий апостолов Андрея, Луки и Тимофея, составивший доминанту архитектурного комплекса, выглядел как четыре базилики, располагавшиеся крестообразно и соединенные в центре купольным киворием в виде ротонды, где находился алтарь. Апостольская церковь 536-550 гг. реконструируется достаточно достоверно. Согласно общему мнению (кроме А. Хайзенберга), она являлась повторением храма, сложившегося к концу IV века и включившего в себя в центре мартирий апостолов, центричную крестообразную постройку с трехнефными рукавами (с внутренними галереями) и пятью куполами (один световой в центре и четыре изначально глухие по осям); на западе - атрий; на востоке - сохраненный мавзолей императора Константина 356-370 гг.; на северо-востоке - мавзолей императора Юстиниана, крестообразный в плане, перекрытый куполом.
Чтобы все же примерно и вольно представить, как выглядел этот храм, рассмотрим внешний образ подобной церкви - храм святых апостолов в Салониках.
08.
Храм святых апостолов в Салониках. VII век.
С архитектурной точки зрения Юстинианова церковь Апостолов весьма необычна - это был пятиглавый храм и, по-видимому, прообраз всех многоглавых православных церквей, которые получили широкое распространение, в частности, в России. Василий I Македонянин предпринял обновление храма, а при его внуке Константине Багрянородном поэт Константин Родосский составил описание этого храма в стихах. Среди хранившихся в храме святынь были упомянуты главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания (ныне в соборе Святого Георгия в Стамбуле).
Храм был разграблен крестоносцами в 1204 году, гроб Юстиниана подвергся осквернению, а из вскрытой гробницы Ираклия была похищена золотая корона с волосами. После падения Латинской империи Михаил VIII воздвиг в храме статую своего покровителя, Архангела Михаила, однако восстановлением храма пришлось заниматься его сыну Андронику. Тем не менее скудеющая императорская казна была не в состоянии поддерживать грандиозный храм в должном состоянии, и к моменту взятия города турками в 1453 году он изрядно обветшал и был полузаброшен.09.
Храм святых апостолов в Салониках. VII век.
После падения Константинополя, в 1453 году Патриарх Геннадий Схоларий перенёс в храм Апостолов свою кафедру, где она находилась лишь до 1456 года, когда была перенесена в Церковь Богородицы Паммакаристы. Однако в 1469 году Апостольская церковь была снесена и на ее месте построена существующая ныне мечеть Фатих. Наряду с собором Святой Софии Константинопольской Апостольская церковь на всех этапах ее развития служила одним из главных образцов христианской архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм монастыря святого Симеона Столпника Старшего (см. Калъат-Симъан) в Сирии, V в. (связан с Апостольской церковью через т. н. Великую церковь в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в. (собор св. Марка). От некрополя императоров Византии до нашего времени дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (
Археологический музей Стамбула).
Вот пожалуй и всё из существующих общих сведений, что мне удалось собрать об этой замечательной древней византийской церкви. Вот теперь нам будет легче представить Апостольскую церковь на месте, рассматривая Мечеть Фатих и ее окрестности. Напомню, что я просто проходил мимо мечети Фатих, направляясь от
Крепостных стен Феодосия и
Монастыря Хора (Карие Джами) по направлению к
Акведуку Валента. Так что вы увидите мечеть Фатих именно такой какой её увидел я выходя из узких улочек Старого Стамбула (точнее, мечеть просто как бы сама собой выросла предо мной во всей своей красе). Да, и, не забываем, что здесь находилось раньше...)
10.
Вид на мечеть Фатих с юга (со стороны улицы Дарюшшафака)
Мечеть Фатих, построенная в 1463-1470-х годах по приказу султана Мехмеда Завоевателя, представляла собой религиозно-общественный комплекс небывалых размеров. Она была возведена на месте (как утверждается, полуразрушенной) византийской церкви Святых Апостолов. Спроектированная архитектором Атиком Синаном (тур.), мечеть Фатих стала первым крупным зданием, выполненным в османской имперской архитектурной традиции (во многом естественно использовавшую византийскую).
11.
Мечеть Фатих - вид с юга
Изначально религиозный комплекс состоял из мечети и группы зданий вокруг неё. Туда входили восемь медресе, библиотека, больница, приют, караван-сарай, рынок, хаммам, начальная школа и публичная кухня (имарет), где раздавалась еда для бедных. Позже были добавлены различные тюрбе (гробницы-мавзолеи в османской архитектуре). В то время комплекс занимал почти квадратную площадь со стороной в 325 метров, простираясь вдоль улицы Fevzipasa.
12.
Мечеть сильно пострадала во время землетрясения 1509 года, после чего была восстановлена, однако была снова повреждена землетрясениями 1557 и 1754 годов и позже восстановлена. Здание было полностью разрушено землетрясением 22 мая 1766 года, когда обрушился главный купол и стены были непоправимо повреждены. Нынешняя мечеть (построенная уже по совсем другому плану) была завершена в 1771 году при султане Мустафе III. Архитектор - Мимар Мехмет Тахир (тур.).
13.
Изначально мечеть Фатих имела один центральный купол, поддерживаемый единственным полукуполом того же диаметра со стороны киблы, подвешенный на четырёх арках. Его диаметр составлял 26 метров.
14.
Современное здание мечети (1771 года) почти квадратное в плане. Центральный купол поддерживается четырьмя полукуполами по бокам.
15.
Внутренний двор, портал и нижние части минаретов остались ещё от первой постройки, всё остальное было реконструировано в 1771 году в стиле барокко. Над мечетью возвышаются два минарета, каждый из них имеет по два балкона (шерефе).
16.
Как и прочие постройки имперской эпохи в Стамбуле, мечеть Фатих была спроектирована как кюллие (англ.), то есть комплекс построек, которые должны служить религиозным и общественным нуждам.
17.
К северу и к востоку от мечети находятся восемь больших медресе, по четыре с каждой стороны, носящие название Sahn-ı Seman. Эти здания симметричны, каждое включает в себя 18 комнат для учеников (каждая вмещает четырёх) и класс (dershane). Позади каждого медресе была пристройка, размером с половину самого здания. Все пристройки были снесены в результате строительства дороги. В медресе в своё время содержались около тысячи учеников; впоследствии они стали основой Стамбульского университета.
18.
Вид на мечеть Фатих с северо-востока. Слева за оградой некрополь мечети.
На кладбище, что к востоку от мечети (в направлении к кибле), находятся тюрбе султана Мехмеда II Завоевателя и его жены Гюльбахар Хатун. Оба мавзолея были перестроены после землетрясения. Тюрбе Завоевателя выполнен в стиле барокко, интерьер богато украшен (доступа в мавзолей тогда не было). Гробница Гюльбахар, напротив, отличается простотой и классическими линиями и, возможно, имеет большое сходство с первой постройкой.
19.
Кроме того, здесь находится множество могил ведущих государственных лиц, среди них Осман Нури-паша.
20.
Любопытно, что в восточной части здания находится строение с явно византийскими архитектурными мотивами. Оно фактически смежно с основным зданием мечети Фатих.
21.
Судя по некоторым данным, это мавзолей (тюрбе) некоего Гюзельдже Ахмеда-паши...
22.
Определенно, это здание еще византийских времен...
23.
Сейчас мы находимся с западной стороны мечети Фатих
24.
А сейчас направляемся ко входу во внутренний дворик мечети
25.
26.
Зайдем сначала во внутренний дворик
27.
Гордостью мечети по праву является этот изящный внутренний дворик довольно традиционной характерной планировки с колоннадой, с гранитными колоннами с кварцем и слюдой и офикальцитом с прожилками змеевика. Возможно, именно эти колонны были когда-то основными опорными конструкциями уже давно разрушенной первой византийской Апостольской церкви.
28.
29.
Фонтан для омовений
30.
31.
32.
33.
Сегодняшний интерьер мечети Фатих является по сути копией более ранних разработок Атика Синана, которые он сам неоднократно использовал в своих других проектах в Стамбуле, как и его ученики (в этой технике видно подражание собору Святой Софии).
34.
Центральный купол диаметром 26 метров поддерживают четыре полукупола с колоссальными мраморными колоннами.
35.
В каллиграфических надписях и минбаре видно влияние барокко, однако низкокачественная белая плитка мечети Фатих не идёт в никакое сравнение с изникской керамикой, составляющей великолепие таких зданий как мечеть Рустема-паши. Михраб здесь остался ещё от первой постройки.
36.
37.
38.
39.
Если знаменитую
Голубую мечеть (Султанахмет) построили, чтобы снискать милость Аллаха, то согласно турецкой легенде, султан Мехмед приказал построить «Фатих», мечтая, чтобы новый храм превзошел во всем
собор Святой Софии. Но то ли купол оказался меньше в диаметре, то ли высота храма оказалась недостаточной (хоть он и стоял на высоком холме), Айя-София так и осталась величайшей и непревзойденной. Якобы за это в гневе султан в наказание приказал отрубить архитектору руки.
40.
Источники:
Апостолов святых церковь в Константинополе. Православная энциклопедия.
Беглери Г. Храм святых Апостолов и другие памятники Константинополя по описанию Константина Родия. Од., 1896.
Евсевий. Жизнь Константина. IV 58-60, 70-71.
© Vladimir d’Ar, 2020