Всего 23 фото
Скажу, не сильно преувеличив, что этот Храм во имя преподобного Сергия Радонежского является особенным для Москвы и каким-то трогательно-чутким. Он совсем не большой и взгляд человека, интересующегося историей родного города, сразу же останавливается на нем, а в душе появляется какое-то спонтанное чу́вственное ощущение тепла и тихой радости. Храм был, возможно когда-то, устроен чаяниями местных артелей серебряных дел мастеров, находился в глубине слободы и принимал совсем не много молящихся из местной округи. Тем, наверное, он и ценен, поскольку ощущение индивидуальных личностей прихожан не растворились в большом количестве молящихся с течением Времени. Здесь воистину возможно ощутить дух Старой Москвы, что несет их личные чувства и переживания.
Все это, конечно, субъективно, но именно эти ощущения лично я улавливаю, когда уж в который раз смотрю на этот храм. Более того, некоторое время я работал в здании Константинопольского подворья, что находится во дворе этой церкви, и из окна моего офиса достаточно долго был виден купол этого древнейшего храма Старой Москвы. Наверное, только ради этого стоило провести это время здесь, в таком чувственном окружающем контексте центра старого города. Далее под катом история этой необычной московской церкви, чудом уцелевшей в неумолимом горниле времени, о некрополе князей Ухтомских, немного о чудотворном Кийском кресте, что хранится сейчас здесь и некоторые мои ощущения о храме.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, что в Крапивниках, «что в Старых Серебряниках», «в Старых Сторожах», «на Трубе», является самым первым и древним храмом во имя преподобного Сергия в пределах Белого города. Известен он с 1591 года. Храм расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и Нарышкиных.02.
Время постройки Сергиевской церкви в точности не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (1597), на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Название местности «Старые Серебряники» говорит о том, что здесь располагались дворы серебряников - мастеровых, работавших на Монетном дворе.
Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах - Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, - возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка»
03.
Сегодняшний адрес храма: Москва, Крапивенский переулок, дом 4, строение 2.
04.
Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году и тогда названа деревянной.
В 1631-1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора - в том числе, «стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского».
05.
В издании «Московский Некрополь» (1907-1908), составленном В.И. Саитовым и Б.Л. Модзалевским, указывается, что в XVI-XVIII веках в церкви Сергия на Трубе погребались князья Ухтомские. До сих пор под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Ухтомских Сергиевского храма чудом сохранился.
06.
До сего дня на северной стене придела преподобного Серафима можно видеть четыре каменных плиты, на самой левой из которых можно разобрать часть надписи: «… княгиня Ухтомская». Возможно, это и есть плита, упомянутая в «Московском Некрополе»: «Ухтомская княгиня… Федоровна преставилась 29 декабря 1688 года, жена стольника князя Ивана Юрьевича Ухтомского».
Надпись на другой плите сохранилась полностью: «Лета от сотворения мира 7219, от Рождества Христова 1711, октября в 1-й день, на память Покрова Пресвятыя Богородицы, преставися раба Божия княгиня Евдокия Михайловна, капитана лейб-гвардии Семеновскаго полку князя Феодора жена Ивановича Дашкова».
Далее расположена плита, похожая по материалу и стилю надписи на предыдущую. На ней утрачены дата преставления и имя усопшей 83-летней вдовы Михаила Челищева. Рядом с ней - плита с надписью: «…преставия раб Божий стольник Михаил Борисович Челищев и погребен бысть против сей таблицы».
07.
Это также чудом уцелевшие надгробные плиты от старого церковного кладбища. Надгробные плиты и памятники находятся с северной стороны церкви. По моим предположениям, вот это желтая невысокое сооружение, на втором плане, и является входом-доступом в усыпальницу Ухтомских, расположенную в южной части храма, под юго-западным углом трапезной.
08.
В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает «Строельная книга» 1657 года. В ней же написано: «Церковь Сергия Чудотворца деревянная, что у Трубы, а мерою под церковью земли и кладбища в длину 23 сажени, а в другую сторону 17 саженей без трети, поперек 18 сажен без получетверти (примерно 50 х 40 м), и то кладбище тесно, порозжей земли нет… И по Государеву указу к церкви Сергия Чудотворца, что у Трубы, для утеснения старого кладбища взята вновь под кладбище порозжая церковная земля, что перед поповым и дьяконовым двором. Да под новое ж кладбище взято из попова из Игнатьева да из дьяконова Борисова дворов из длинников по пяти сажен из двора на поперечнике через все их дворы. И всего того новоочистного кладбища и с порозжей землей вдоль подле старого кладбища осьмнадцать сажен без получетверти, поперек от старого кладбища семь сажен с третью. И по Государеву указу старое кладбище огорожено заборами наглухо в вышину в полтретья аршина, а новоочистное кладбище… огорожено изредка надолбами».
09.
В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.
При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела - неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся «вкладной» колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).
Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов. 20 сентября 1749 года, следует указ Московской Синодальной конторы «церкви Сергия Чудотворца на Трубе священнику Семену Иванову с приходскими людьми о постройке вместо оной ветхой церкви каменной настоящей церкви с двумя приделами». Очевидно, это самая крупная переделка в истории храма преподобного Сергия в Крапивниках. После нее он приобрел планировку, близкую к современной: основной четверик надстроили вторым ярусом, а с северной стороны появился Никольский придел. Тогда же, очевидно, возвели и колокольню.
10.
Верхний ярус храма, поставленный на первоначальном четверике, представляет собой невысокий четверик со срезанными углами, типичный для барокко середины XVIII века. Основные грани прорезаны окнами, промежуточные обработаны арочными нишами, углы - пилястрами. Этот надстроенный ярус напоминает небольшие церкви Высоко-Петровского монастыря: церковь Пахомия Великого над южными вратами, выходящими в Крапивенский переулок (построена в 1753-1755 годах, когда в монастыре работал Д.В. Ухтомский), и церковь Толгской иконы Божией Матери (построена в 1744-1750 годах, когда в монастыре работал И. Ф. Мичурин).
Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках, уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь святителя Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина.
11.
По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.
12.
Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе. В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. В 1870 году прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья, указав, что это единственная в Москве приходская церковь, где главный престол посвящен преподобному Сергию Радонежскому.
Сергиевская церковь к описываемому времени приняла следующий вид, зафиксированный в альбоме Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (1882-1883). В центре уличного фасада - колокольня, частично выходящая за красную линию переулка. Первый ярус колокольни представляет собой кубический объем с рустованной отделкой главного фасада, в котором видны ворота; арка ворот также оформлена рустом. На боковых фасадах отделка принимает форму широких рустованных столбов, поддерживающих профилированный карниз, завершающий первый ярус.13.
Церковь Сергия Чудотворца в Крапивках близ Петровскаго бульвара. 1881 год.
Источник Второй ярус колокольни - равногранный восьмерик, в каждой грани которого пробито по арке, несколько выступающей из плоскости стены и завершенной замковым камнем. Нижняя часть каждой стены восьмерика оформлена плоской прямоугольной филенкой, верхняя часть над аркой - плоской фигурной филенкой, доходящей до карниза. Стыки стен восьмерика оформлены угловыми пилястрами, на которых лежит сложный многопрофильный карниз.
К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули). Церковь перешла во владение подворья вместе с прилегавшим земельным участком. Участок не был застроен, и 11 июня 1885 года архимандрит Серафим обратился к епархиальному начальству с просьбой о разрешении увеличить придел во имя Иоанна Предтечи и Московское Археологическое, обследовав храм, постановило «все требуемые постройки и перестройки разрешить».
14.
Одновременно с расширением придела началось строительство комплекса жилых домов вокруг храма. Часть помещений в них предназначалась для служителей подворья, часть - для сдачи внаем. На фасаде, обращенном к северной стене храма, сохранились каменные памятные доски с надписями по-гречески и по-русски: «В царствование Александра III было открыто подворье при Вселенском Патриархе Иоакиме III, в лето 1883 года. Здания сего Константинопольского подворья воздвигались в Патриаршество Дионисия V, при первом настоятеле его архимандрите Серафиме, в 1887-1892 годах. Постройки исполнены архитектором С. К. Родионовым». Строительством жилых домов подворья был создан единый гармоничный архитектурный комплекс с церковью прп. Сергия Радонежского.
15.
В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920-1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. 16.
В 1934 году архимандрит Василий умер, но храм действовал еще несколько лет и 5 февраля 1938 года Мособлисполком постановил церковь закрыть, переоборудовать и организовать в нем районный дом пионеров. После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде - дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления. В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.
Вот в каком удручающем состоянии была эта церковь к началу 80-х годов прошлого века.
17.
В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. 15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.
Кстати, усыпальница князей Ухтомских, о которой я уже упоминал, расположена в юго-западном углу трапезной. Это как раз в правой части кадра (фото ниже). Видимого доступа в нее в этом месте и изнутри храма нет. Никаких сведений об этом и архитектурные планы церкви мне найти не удалось. Позволю себе предположить, что проникнуть в подвалы храма, в том числе и в эту усыпальницу, возможно через невысокое сооружение к у северной его стены, - как раз с той стороны, где находятся пристенные погребальные и надгробные плиты.
18.
В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. было принято В начале 2000 года было принято решение о восстановлении колокольни. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.
19.
Вход в храм с Крапивенского переулка.
20.
А это реликвия храма - знаменитый "Кийский крест" из кипариса с частицами мощей более 300 святых, заказанный в 1650-х гг. Патриархом Никоном в Иерусалиме для Крестного монастыря на Кий-острове, что недалеко от Архангельска (изготовлен в размер Креста Господня). В 1930-х гг. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, затем был перевезен в Москву и хранился в запасниках Государственного Исторического музея (говорят нашли его где-то под лестницей). В 1991 г. Кийский Крест Патриарха Никона передан в храм преподобного Сергия Радонежского.
21.
Храм тихий, камерный и уютный. Странно, вроде бы за безбожное время энергетика храма должна была бы исчезнуть, но по субъективным ощущениям, этого не произошло. Храм наполнен тихой радостью, иначе и более просто не могу сказать. Явно сто́ит сюда сходить, чтобы почувствовать все это.
22.
23.
Именно об этом храме очень хотелось рассказать тепло и неформально. Хоть это и церковно-религиозное сооружение, но именно в таких местах чувствуешь "дыхание Старой Москвы".
Источники:
С.К. Романюк. Из истории московских переулков (1988).
Официальный сайт Храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
© Vladimir d’Ar
Константинопольское патриаршее подворье или Призраки Старой Москвы