Княжицкая Т. В., Семенова А. Б. Стекольная империя Франков. Ч. 1.

Oct 05, 2016 11:05

Княжицкая Т.В., Семенова А. Б. Стекольная империя Франков // Немцы в России: российско-немецкий диалог. : Сборник статей / Отв. ред. Г. И. Смагина. - СПб: "Дмитрий Буланин", 2001. - С. 67-77. - ISBN 5-86007-294-5.



Благодарю Александру Семенову за разрешение опубликовать статью в интернете.

Это полный текст статьи. Он разделен на три части.
В этом посте - ч. 1.
ч. 1.
ч. 2.
ч. 3.

При перепубликации ссылка на полное название статьи и активная ссылка на ресурс обязательны.


/С. 67/
Имена стеклопромышленников Франков сегодня совершенно забыты. Между тем они внесли огромный вклад в развитие стекольного производства и торговли России. Эта семья имела большой капитал, что позволяло ей строить заводы, учреждать акционерные общества и диктовать условия на стекольном рынке значительной части страны.
Родоначальником стекольной «империи Франков» был торговый дом, основанный в 1864 г. прусским подданным Максимилианом Эрленбах. Первоначально торговый дом владел стеклянным и зеркальным заводами Роккала-Коскис в Финляндии (Выборгская губерния Иоганисский приход), имел отделение в Москве. В 1888 г. в Петербурге на Васильевском острове (22-я линия, дом No 3) была построена еще одна стекольная фабрика, позволившая фирме стать независимой от заграничного (финляндского) производства сырого стекла. При фабрике организовали отделочные и художественную мастерские. Кроме собственной промышленной и художественной продукции фирма предлагала товары и других производителей: французские зеркальные и легерные стекла, фотографические сухие пластинки и др.

В 1894 г. для продолжения деятельности торгового дома «М. Эрленбах и К°» было образовано Северное стекольно-промышленное общество (1). К этому моменту дела под вывеской «М. Эрленбах и К°, преемники» вели купцы первой гильдии - уроженец Финляндии Эмиль Федорович Штуцман и прусский подданный Максимилиан Леонтьевич Франк. Северное общество унаследовало от своего предшественника всю производственную базу и земли, а также все контракты и обязательства. М. Л. Франк стал одним из первых директоров Общества, места в правлении также получили его родственники М. А. и А. Л. Франки (2).

Вскоре увеличились и территориальные владения Франков. На Васильевском острове был куплен участок на 21-й линии, где в 1898-1900 гг. архитектор B. B. Шауб построил особняк (3) (дом No 8a) для младшего брата М. Л. Франка - Адольфа Леонтьевича и его жены Паулины Германовны Франк.

С этих пор между семьей Франк и Василием Васильевичем Шаубом установились не только деловые, но и дружеские контакты. Прочность этих связей обеспечивалась и нижнесаксонским
/С. 68/
происхождением зодчего. Его отец - академик архитектуры Василий (Вильгельм) Иванович Шауб был уроженцем местечка Бовенден близ Геттингена. (4) Это, несомненно, импонировало Франкам, предпочитавшим «все немецкое».

Контакты Шаубов со «стекольщиками» начались еще в 1880 г., когда Шауб-отец перестраивал дом Общества стекольного производства «И. Е. Ритинг» (Вознесенский пр, 26). (5) В конце 1890-х гг. Шауб-сын построил для И. Е. Ритинга стекольные заводы в Санкт-Петербургской губернии, доходный дом и особняк в столице (1899 г., Кронверкский пр., 79 - Добролюбова пр., 1).(6) В это же время В. В. Шауб руководил строительством особняка и служебного флигеля Франков (7) на Васильевском острове, а вскоре получил должность архитектора «Стекольно-промышленного общества в Царскосельском уезде».

Еще больше расширила «территории» Франков покупка соседнего с особняком дома No 6 по 21-й линии Васильевского острова, где в 1898 г. возвели фабрику по производству стекла. При ней были организованы мастерские для обработки стекла и зеркал. Здесь же находился склад готовой продукции.

Владение домом No 3 по 22-й линии, доставшееся от фирмы «М. Эрленбах и К°», сделало этот участок сквозным. На нем построили 4 кирпичных одноэтажных склада стекла (1899-1901 гг., архитектор А. К. Гаммерштедт) и еще один производственный комплекс, включавший в себя большую зеркальную фабрику (1903 г., архитектор H. A. Горностаев).(8)
Желание Франков утвердиться в этой части города было вызвано расположением на 20-й линии Васильевского острова в доме No 13 их художественных мастерских. Мастерская находилась под опекой П. Г. Франк.(9) Для нее на этом же участке в 1904 г. архитектор П. Ю. Сюзор построил пятиэтажный доходный дом. Кроме квартир, сдаваемых внаем, в здании (10)  находилось своеобразное «общежитие» для мастеров с уездных заводов Франков, приезжающих в столицу для производственных консультаций в главной конторе (11) и в Горном институте.

Близость Горного института (21-я линия, дом 2), в котором сотрудники заводов Франка проходили стажировки, а некоторые и работали по совместительству (12), также была причиной концентрации владений Франков в этом районе. Им принадлежали: дома 6, 8 и 8a по 21-й линии, дом 3 по 22-й линии, дом 13 по 20-й линии.
Все территории Франков на Васильевском острове между 20-й и 22-й линиями в 1921 г. заняли службы организованного в 1920 г. Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института механической обработки полезных ископаемых («Механобр»).

Финляндские и петербургские заводы Северного стекольно-промышленного общества к середине 1890-х гг. не удовлетворяли спроса на оконное стекло, хотя «производство и было усилено до пределов возможности». Поэтому было решено расширять заводскую деятельность.(13) В 1895 г. был арендован завод Утра в Финляндии, куплены три магазина в Нижнем Новгороде. (14)  В следующем году у князя Демидова Сан-Донато приобретены имения Калищи и Готобуж
/С. 69/



(Петергофский уезд Санкт-Петербургской губернии) вместе с имевшимися там старыми стекольными заводами. (15)  К концу 1897 г. здесь были выстроены новые заводы оконного и зеркального стекла, которые к строительному сезону 1898 г. уже выпускали продукцию.

Благодаря увеличению производственных мощностей к началу 1900-х гг. Северное стекольно-промышленное общество оказалось в России крупнейшим производителем оконного и зеркального стекла. Изделия заводов и мастерских Общества по качеству не уступали заграничным, благодаря чему оно получало высокие награды: за выставку 1896 г. в Нижнем Новгороде - звание поставщиков двора Его Императорского Величества; за участие в парижской выставке 1900 г. - Grand Prix и Большую золотую медаль, на международной выставке 1901 г. в Глазго - почетный диплом. (16)

К началу 1900-х гг. Северное общество обеспечивало стеклом не только весь северо-западный регион России, но и заказчиков из Москвы, Риги, Житомира, Саратова, Тифлиса, Ростова-на-Дону, Батума, Нарвы, Либавы, Вильно, Нерчинска, Читы, Астрахани, Киева, Ковно, Новороссийска. (17)

В связи с постройкой новых заводов в 1898 г. были проданы заводы Роккала и Утра в Финляндии (18) Впоследствии продажу финляндских заводов акционеры Северного стекольно-промышленного общества ставили в вину Франкам, находившимся в тот момент в правлении. Новым владельцем заводов стал Адольф Леонтьевич Франк - директор и главный акционер образованного Роккальского акционерного общества (19), которое вступило в конкуренцию с Ceверным. Несмотря на возражения акционеров последнего, считавших это соперничество несерьезным, в 1899 г. правление (т. е. М. Л. Франк) откупило на 5 лет все производство завода в Роккала (20). Таким образом, Роккальское общество превратилось в «филиaл» Северного.

В 1899 г. наступил перелом в успешной деятельности Северного общества (21), связанный с серьезным кризисом в области стекольной промышленности. До 1890-х гг. в России только заводы Северного
/С. 70/
стекольно-промышленного общества производили зеркальное стекло (22) (не считая завода Амелунга в Прибалтике (23). Так как спрос на него не был удовлетворен, часть продукции ввозили из-за границы. Учрежденные почти одновременно Московское стеклопромышленное (24), Русско-Бельгийское и Южное общества полностью устранили импорт. Уже к 1900 г. наступил кризис перепроизводства, который был углублен сокращением строительной деятельности и уменьшением спроса на предметы роскоши. Сбыт продукции всех зеркальных заводов резко упал. Общества вынуждены были экономить и сокращать расходы.

Положение Северного общества быстро ухудшалось. Отсутствие архивных документов за 1900-1905 гг. свидетельствует о неразберихе в делах или умышленном уничтожении документов. Только из обвинений акционеров в адрес правления и из оправданий директоров можно узнать о бурной истории этого периода.

«Отчаянное положение всех фабрик зеркального стекла в России, возникшее из-за необузданной между ними конкуренции» (25), привело к тому, что в 1901 г. братья Франки основали Акционерное Общество для продажи изделий Русских зеркальных заводов (26). Тогда же все стекольные концерны установили цену на зеркальное стекло не ниже 16 p. (27). По условиям соглашения заводы Московского и РусскоБельгийского обществ закрывались, а Северное и Южное производили стекло за общий счет, поставляя товар закрывшимся заводам выше себестоимости, т. е. оставляя себе небольшую прибыль (28).

В 1902 г. Максимилиан и Адольф Франки основали еще одну фирму - торговый дом «М. Франки К°» (29). Северное стекольно-промышленное общество, вероятно, по инициативе М. Франка, передало новой фирме в аренду все свои магазины и контракты на остекление построек. По объяснению правления это было вызвано необходимостью контроля за продажей зеркального стекла всеми участниками соглашения, что было бы невозможно при существовании магазинов (30).
___________________________________________________
/C.75/
1. ЦГИА, ф. 23, oп. 24, II, 200, JI. 2 o6.
2. Там же, л. 43 б--43 б об.
3. Сохранился. Подробнее: Зодчий. 1907. No 2.
/С. 76/
4. B. M. Шayб. Некролог // Зодчий. 1905. No 24, C. 294.
5. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX-начала XX века: Справочник / Под общей ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. С. 328.
6. Taм же. C. 326.
7. ЦГИА, ф. 513, oп. 102, д. 2050.
8. Здания снесены в 1980-х гг.
9. ЦГИА, ф. 513, oп. 102, д. 2046.
10. Предположительно с 1913 г.: ЦГИА, ф. 513, оп. 102, д. 2046 (перестройки интерьеров в доме П. Г. Франк).
11. Малая Морская (с 1902 г. - ул. Гоголя), д. 4.
12. Весь Петроград. 1916; Весь Петроград. 1924.
13. PГИА, ф. 23, oп. 24, д. 200, Л. 50.
14. Там же, л. 82-98.
15. Там же, л. 107.
16. Список фабрик и заводов России. М.; СПб.; Варшава, 1910.
17. PГИА, ф. 626, oр. 1, Д. 580, л. 21-26.
18. Там же, л. 141.
19. Там же, л. 177, 220.
20. Там же, л. 177-177 oб, 184 oб.
21. Там же, л. 220.
22. Там же, л. 167.
23. Крупский А. Стеклянное производство // Россия в конце XIX века / Под общей ред. В. И. Ковалевского. СПб., 1900. С. 412.
24. Его директором некоторое время был А. Франк: РГИА, ф. 23, оп. 24, д. 200, Л. 174 об.
25. Там же, л. 182 oб.-183.
26. По инициативе «некоторых членов Северного стекольно-промышленного общества» этот синдикат был закрыт, но в 1902 г. «по настоянию» Международного Банка учрежден вторично. РГИА, ф 23, оп. 24 д. 200 л., 190.
27. Там же, л. 182.
28. Там же, л. 220.
29. Его магазин располагался по адресу Невский пр., д. 30/16. Фабрика, склад и главная контора - на В. О, 20-я линия, No 13. В Москве контора и магазин торгового дома находились в собственном доме Франка в Большом Кисельном переулке: РГИА, ф. 1425, оп. 2, д. 171, л, 46.
30. РГИА, ф. 23, oп. 24, Д. 200, л. 220.

Продолжение: ч. 2.

#Максимилиан Франк, #империя Франков, #стеклоделие, #искусство, #стекло, #Княжицкая, #статья, #витражи, #исследование, #Северное стекольно-промышленное обществ, #публикация, #промышленность, витражи, #немцы, #стекольное производство, #Петербург

Previous post Next post
Up