Белград: музей почты и введение комендантского часа. 17 марта 2020 года

Dec 29, 2021 14:21

Продолжение моего коронавирусного дневника. Начало в предыдущих постах:

Из Тимишоары в Белград, 11 марта 2020 года
Белград, 12 марта 2020 года: начало закрытия границ
Белград: музей Вука и Доситея и автомобильный музей. 13 марта 2020 года
Белград и Сланцы: памятники освободителям города. 14 марта 2020 года
Нови-Београд: стадион "Бродарац", концлагерь "Старо-Саймиште" и "Штарк-арена". 14 марта 2020 года
Белград: "Црвена Звезда", но другая. 15 марта 2020 года
Небоскрёбы "Рудо" и введение чрезвычайного положения в Сербии. 15 марта 2020 года
Кипеш в белградском аэропорту, 16 марта 2020 года

Утром во вторник я сходил за своим выигрышем в букмекерскую контору «МаксБет» на Узун-Мирковой в самом центре Белграда. Контора работала, но народу, кроме меня, практически не наблюдалось, а рабочий день кладиониц (так в Сербии называют букмекерские конторы) был значительно сокращён.
От «МаксБет» я прошёл дальше через Студентски-Трг, где ненадолго остановился возле здания географического факультета Белградского университета. Там дядька-серб продавал несколько десятков интересных книг, в том числе на иностранных языках (и на русском тоже). Моё внимание привлекла книга французской журналистки о Слободане Милошевиче. И взял бы книгу, но она уже не влезла бы в мой багаж.

На фото этой книги нет.


Небольшое видео, снятое возле сербского парламента:

image Click to view



Дальше я собирался посмотреть здание югославского телевидения (РТС), разбомбленное в 1999 году. Но не успел дойти до здания РТС - я проходил мимо здания старой телефонной централи и увидел вход в музей почты, который, как оказалось, работает, да ещё и вход там бесплатный.
Музей находится в этом же здании, только вход с боковой стороны - с улицы Майке Евросиме:


Конечно, я зашёл в музей. И ни на секунду не пожалел! Здесь можно увидеть, например, первую телеграмму, принятую в Сербии в марте 1855 года. Как видно, она была послана из австрийского Земуна и касалась - что вполне естественно - Крымской войны. Как раз в марте 1855 года союзники планировали второй штурм Севастополя:


А вот таким аппаратом Морзе была принята первая в Сербии телеграмма. Правда, на фото уже аппарат 1931 года:


Униформа сербского почтового чиновника образца 1895 года:


Изолятор первого в Сербии телефона, установленного в 1883 году в геодезическом отделе Военного министерства, которое располагалось в том же здании, что и кафана "Три листа дувана" ("Три табачных листка"). Протяжённость первой телефонной линии в Белграде поначалу составила всего 300 метров. Здание находилось неподалёку от здания музея - между нынешним бульваром Краля Александра и улицами Кнеза Милоша, Крунской и Ресавской. В 1989 году здание кафаны было снесено для строительства отеля "Хилтон". Но начались Югославские войны, "Белград-Хилтон" так и не появился, и в результате земельный участок до сих пор по-нормальному не застроен.


Индукционная телефонная станция фирмы "Томсон и Хьюстон" образца 1911 года:


Есть и артефакты более поздних времён - например, счётная машинка "Калкорекс":


Ручная машинка "Посталия" для франкирования почтовых отправлений, выпущена в 1968 году. Франкирование - это нанесение знака почтовой оплаты на письмо или посылку:


Когда я уже собирался уходить, в музей пришёл экскурсовод по имени Миле - оптимистичный мужчина лет 65. Узнав, что я из России, он горячо обнял меня и выразил сожаление, что ему скоро нужно уходить. Но всё-таки Миле успел мне рассказать историю одного экспоната.
Миле:


В музее выставлена почтовая карета, сделанная ещё в 1866 году в Австро-Венгрии, на территории нынешней Словении. Изначально она была окрашена в чёрно-жёлтые цвета Габсбургов и служила как для доставки почты, так и для перевозки пассажиров.


В 1950-е годы карета обнаружилась в Словении. Местные жители подарили карету югославскому лидеру Йосипу Брозу Тито. Тот подарок принял, но обнаружил, что не может влезть в карету - Йосип Броз был мужчиной плотного телосложения, а в XIX веке люди были поменьше, и дверцы делали соответствующие.
Да, действительно тесновато:


Поэтому Тито поручил отдать карету почтовому музею в Белграде, который лишь в 1958 году был открыт для публики.
Карету привезли на Белградский железнодорожный вокзал. Для транспортировки кареты попросили помощи у одного из последних кавалерийских частей Югославской народной армии (ЮНА). Двое кавалеристов притащили карету к зданию музея, но там оказалось, что карета невозможно затащить в здание музея - дверь была слишком узкой. Тито не влез в карету, а карета не влезла в музей.
Выход нашли - для кареты от Тито разобрали часть стены музея, приволокли-таки подарок внутрь, а стену позднее восстановили, но она осталась тоньше, чем нетронутые участки стен.

Ещё Миле показал, как выглядело типичное сербское письмо середины XIX века. Бумага с текстом просто сворачивалась несколько раз, на свободном участке писался адрес получателя, а почтовые чиновники рисовали на конвертике крест разными цветами, в зависимости от того, было ли письмо оплаченным или доплатным.


…После музея я всё-таки дошёл до здания РТС возле Ташмайдана, это буквально 5 минут ходьбы. Да, здание всё так же стоит - полуразрушенное, обгоревшее. В ходе натовского авиаудара в апреле 1999 года погибло 16 журналистов и работников РТС. Сейчас объект планируется превратить в памятник, уже ведутся строительные работы.


Вечером по тому же каналу РТС транслировали выступление Вучича. Объявлено о введении с завтрашнего дня комендантского часа - с 20 часов до 5 утра. Гражданам старше 65 лет в городской и старше 70 лет в сельской местности вообще запрещено покидать жильё. Число заразившихся коронавирусом в Сербии превысило 100 человек.

Около 10 вечера я ещё раз вышел прогуляться, чтобы насладиться последней такой вечерней прогулкой. Белград уже просто вымер, пусть даже передвигаться ещё можно было:

image Click to view



Спасибо за внимание! Продолжение следует!

история, коронавирус, Белград, музеи, Тито, почта, бомбардировки, туризм, телефон, Сербия, Югославия

Previous post Next post
Up