Париж в 15 фото (часть четвёртая). 8 марта 2020 года

Dec 01, 2021 13:21

Продолжение рассказа про поездку во Францию. Начало в предыдущих постах:

Из Братиславы в Париж, 7 марта 2020 года.
Париж в 15 фото (часть первая), 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото (часть вторая), 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото: Национальная библиотека и окрестности. 8 марта 2020 года
Париж: площадь Италии и митинг заднеприводных. 8 марта 2020 года

...После краткого осмотра площади Италии я прошёл к одному из самых известных мест 13-го округа - Мануфактуре Гобеленов. Она находится на проспекте Гобелен, 42, это в одном квартале от станции "Ле Гобелен" 7-й линии Парижского метро (станция открыта в 1930 году). Здание мануфактуры было построено в начале XVII века по приказу французского короля Генриха IV, который хотел снизить зависимость Франции от ввоза шпалер (тканых ковров) из Фландрии. На тогдашней южной окраине Парижа, в районе Сен-Марсель у семьи красильщиков Гобеленов были арендованы помещения, где поселились несколько мастеров, которым построили новое здание и дали много хороших станков. Вскоре все шпалеры французского производства стали называть гобеленами, хотя фамилии поселённых здесь Генрихом IV мастеров были совершенно другими.



Производство гобеленов в Париже достигло своего расцвета во второй половине XVII века, во время правления короля Людовика XIV. После этого тканые коври постепенно вышли из моды, но производство гобеленов не прекращалось. В начале XIX века Наполеон объединил несколько французских мануфактур по выпуску гобеленов в единое государственное предприятие. На какое-то время производство шпалер во Франции вновь активизировалось (Наполеон даже сам рисовал некоторые эскизы), но вскоре опять стало затухать. Тем не менее, производство гобеленов до сих пор продолжается и контролируется государством.
На этом фото - барельефы на здании Мануфактуры, которые, видимо, изображают этапы производства ковров: мытьё ткани, прядение тканей и плетение канатов. На стенах здания есть и другие барельефы.


Проспект д'Итали на значительном протяжении превратился в открытый рынок со множеством прилавков и множеством товаров. Кстати, общая протяжённость проспекта составляет около 1300 метров, а ширина - до 70 метров (этим и пользуются рыночные торговцы, чтобы удобно расположить прилавки и товар). Своё имя проспект получил в 1863 году по указанию императора Наполеона III, так как именно по этой дороге шла из Парижа на юго-восток французская армия в 1859 году, перед победоносной войной в союзе с Пьемонтом против Австрии. В 1861 году было объявлено о создании единого Итальянского королевства, и Наполеон не без оснований считал себя одним из создателей этого государства. К тому времени на проспекте д'Итали (ранее это была улица Фонтенбло) стояло всего несколько домов.
Постепенно проспект разрастался в длину, ширину, а также и в высоту - в конце 1960-х годов в ходе реализации проекта "Италия 13" (под руководством знаменитого архитектора Ле Корбюзье) на проспекте было построено много высотных зданий. Проводилась здесь крупная реконструкция и в 1990-е годы. А летом 1918 года один из домов на проспекте (как раз примерно в том районе, который на фото ниже) попал под бомбардировку немецкой авиации. Есть и памятники, посвящённые Второй мировой: именно через Порт-д'Итали французская 2-я танковая дивизия генерала Леклерка ворвалась в Париж в ночь с 23 на 24 августа, чтобы помочь восставшим жителям города в борьбе с отступающим немецким гарнизоном.


Прекрасный домик на улице Вандрезан. Сразу напоминает карту "Italy" из стрелялки "Контр-страйк" (кто играл, тот поймёт). Эта улица довольно коротка - всего 300 метров, зато известна уже около двухсот лет. В состав Парижа улица вошла в те же 1860-е годы, когда был создан 13-й округ, а нынешнее название получила в честь владельца земель в этом районе в 1870-е годы.


Симпатичные дома на площади Поля Верлена. Рядом с этим домом есть артезианский колодец (не виден на кадре), а также памятник первому полёту человека на воздушном шаре. Этот полёт, если кто не знает, состоялся 21 ноября 1783 года к западу от Парижа. А колодец пробурен в данном месте уже давно, и площадь-то раньше называлась Пуит Артезьен - "артезианский источник".
С 1905 года площадь носит имя поэта Поля Верлена (1844-1896), одного из отцов импрессионизма. Верлен, помимо творчества, был также известен своим участием в работе Парижской Коммуны (ему удалось избежать репрессий после разгрома Коммуны), а также гомосексуальной связью с ещё одним известным французским поэтом XIX века - Артюром Рэмбо (в честь последнего названа одна из набережных Сены, она тоже расположена в 13-м округе). Кстати, одно из главных сражений во время подавления Парижской Коммуны в мае 1871 года проходило как раз на территории нынешнего 13-го округа, в микрорайоне Бют-о-Кай (к западу от площади Поль Верлен).


Профессиональный лицей Толбьяк на улице Мулине, 63. Улица получила своё название в честь мельницы, которая некогда стояла на перекрёстке с авеню д'Итали. Эта улица тоже небольшая - около 390 метров, и то её несколько раз расширяли. А в лицее, что на фото, учат художественным ремёслам - производству мебели, резьбе по дереву, бумаге и картону, типографским профессиям.


Церковь Сент-Анн-де-ла-Бют-о-Кале на улице Бобийо была построена в конце XIX века - как раз в то время, когда церковь во Франции была отделена от государства. Храм воздвигли на месте часовни, упоминаемой здесь с 1847 года. Возле этой часовни летом 1848 года (во время очередной французской революции) был убит генерал Жан Батист Бреа, командовавший подразделениями правительственных сил. Часовня после этого была переименована в честь генерала стараниями его семьи, но очень быстро часовни стало не хватать для растущего населения района.
В 1894 году началось строительство новой церкви, в 1896-м она уже была освящена (хотя до завершения строительства было далеко), а в 1901 году окончательно снесли старую часовню. В 1905 году церковь во Франции была отделена от государства, и из-за этого строительство костёла замедлилось. Но на помощь пришёл хозяин шоколадной фабрики Жюль Ломбарт, и в 1912 году уже достроенную церковь вновь освятили. В 1938 году Сент-Анн-де-ла-Бют-о-Кале была украшена виражами. Храм построен в римско-византийском стиле, высота колоколен составляет 55 метров.
А улица Бобийо тянется целый километр от площади Италии на юго-запад до площади Рюнжи. Она названа в честь сержанта французских инженерных войск Жана Бобийо, смертельно раненого во время осады китайцами и вьетнамцами форта Тьен-Куан в северной части Вьетнама в 1885 году. Тогда небольшому французскому отряду (чуть более 600 человек) удалось выдержать почти 100-дневную осаду крупными силами противника (порядка 12 тысяч бойцов). Французы понесли большие потери, в одном из боёв был смертельно ранен командир их инженеров - Жан Бобийо. Улица как раз была создана в конце 1880-х годов и сразу получила имя героя колониальной войны в Индокитае.


Какая-то недобитая деревянная хибара в том же районе. Но выглядит очень атмосферно!


Это - там же, где деревянный домик, но уже жильё явно повыше классом (если не двумя). Впрочем, в Париже и эконом-класс выглядит зачастую лучше нашего "бизнеса":


Мемориальная доска на месте расстрела немцами бойца Сопротивления Даниэля Лаворини 28 июля 1944 года (за месяц до освобождения французской столицы):


Снова открытый рынок на проспекте д'Итали. Я решил сделать видео на пару минут, снимая рынок из-под полы, чтоб не смущать местное население (хотя по-настоящему местных там не так уж много):

image Click to view



Дом на углу проспекта д'Итали и улицы Бургон. Здесь рынок уже заканчивается. На следующем перекрёстке, в доме на д'Итали, 111, с 1956 по 1960 годы жил немецкий писатель Гюнтер Грасс. Как раз в то время он написал своё самое известное произведение - роман "Жестяной барабан". Ещё южнее, уже возле проспекта Периферик, на д'Итали установлен бюст индийского поэта Рабиндраната Тагора, но он здесь не проживал. Есть в 13-м округе и улица Тагор.


А вот начались и вывески заведений азиатской кухни, это уже проспект Шуази, идущий в сторону парижского пригорода Шуази-ле-Руа параллельно проспекту д'Итали, но восточнее. Напомню, что 13-й округ считается главным чайна-тауном французской столицы. Проспект Шуази, тянущийся на 1300 метров - одна из главных транспортных артерий округа. В 1860-е годы эта дорога получила своё современное название, тогда же здесь была построена шоколадная фабрика Жюля Ломбарта (того самого, который проспонсировал достройку храма Сент-Анн-де-ла-Бют-о-Кале), а впоследствии появились и другие предприятия. В 1970-е годы проспект стали заселять беженцы из Вьетнама и других стран Индокитая (вот такой бумеранг погибшему в Аннаме сержанту Бобийо).


Элементарная школа на проспекте Шуази, 103 (перекрёсток с улицей Огюст Пере).


Мемориальная табличка на здании школы гласит: "В память учеников этой школы, депортированны с 1942 по 1944 годы за то, что они родились евреями, ставших жертвами варваров-нацистов при активном участии правительства Виши. Их убили в лагерях смерти. Более 120 тех детей проживали в 13-м районе. Никогда не забывайте их. 1 июня 2006 года". Мда, тут добавить просто нечего. Можно лишь напомнить, что французские коллаборационисты сыграли очень большую роль во время немецкой оккупации Франции. Именно милиция режима Виши до лета 1944 года чаще всего встречалась в бою с партизанами, франтирёрами и агентами УСО, УСС и "Свободной Франции".


Да, с электросамокатами в Париже тоже давно полный порядок. Судя по всему, есть и аренда скутеров.


Спасибо за внимание! Продолжение следует!

рынок, гобелен, история, транспорт, литература, Париж, Вторая мировая война, мотоциклы, самокаты, туризм, искусство, Франция, 13-й округ Парижа, евреи, улицы Парижа, памятник, кухня, школа, торговля, церковь, Индокитай, Вьетнам, Первая мировая война, самокат

Previous post Next post
Up