Касли. Лёгкость чугуна.

Nov 06, 2018 14:03



Касли - маленький (16 тыс. жителей) городок в Челябинской области в 20 километрах от показанного в прошлой части Кыштыма. Как какой-нибудь Семёнов, Риштан или Петриковка, Касли - город художников, насквозь пронизанный своим традиционным промыслом. Вот только промысел здесь по-челябински суровый и донельзя уральский - каслинское чугунное литьё.
За поездку сюда в апреле 2018 года спасибо Константину vedmed1969.

Как и вся кыштымская округа, Касли (это, кстати, множественное число с ударением на последний слог!) стоят посреди озёр. Я бы даже сказал - на таком недо-острове, соединённом с внешним миром узкими перешейками. К югу от города раскинулся просторный Иртяш, через который в прошлой части мы любовались запретным Озёрском. К северу лежат озёра Карасёвое, Киреты и действительное Большие Касли, к востоку - Куташи и Малые Касли, а внутри города цепочка Городского и Заводского прудов да маленькое Красноармейское озеро наподобие залитого карьера. Так что немудрено, что основные въезды в город - с запада, с трассы Екатеринбург-Миасс, и поскольку ехали мы из Миасса, то свернули на первом же повороте. Так мы оказались в Каслях с чёрного хода, и сначала долго петляли по бесконечному частному сектору.

2.


В этих петляниях нам попалась деревянный Петропавловский храм (2010-14) Русской древлеправославной церкви, преемник разрушенного при Советах старообрядческого Казанского монастыря, возникшего в 1870-90-е годы. По окраинам Каслей - не чугун, а дерево:

3.


Город металлических кружев богат и кружевом деревянным:

4.


А у многих домиков такие же "псевдосветёлки", как и в соседнем Кыштыме:

5.


Наконец, мы упёрлись в промзону и снова вихляли по городу, пытаясь её обойти. Но как часто бывает на Урале, эта промзона и есть исторический центр Каслей. Художественным литьём занимаются вон в том бетонном цеху, весёленькое оформление ворот намекает, что подъезжают к ним туристические автобусы, а постройка на переднем плане, вернее те фрагменты её стен, что из дикого камня, остались чуть ли не со времён Демидовых.

6.


Собственно, из 7 заводов Кыштымского горного округа Каслинский завод был первым: его построил в 1746-49 году тульский купец Яков Коробков. Но что-то, видать, не задалось, и уже в 1751 он перепродал предприятие своим землякам и дальним родичам, "железным королями" Демидовым. Те построили вокруг ещё 5 заводов (последний по счёту инфернальный Карабаш возник уже в 19 веке) с окружным правлением в Верхнем Кыштыме, и следующую без малого сотню лет Каслинский завод был среди них не более самостоятельным, чем например Нижний Кыштым. Его точно так же громили пугачёвцы в 1774, покупал екатеринбургский старовер Лев Расторгуев в 1809, "волновали" восставшие рабочие в 1822-м, страшил "кыштымский зверь" Григорий Зотов в 1823-37-м... все эти истории я рассказывал в прошлой части. Впрочем, это в Кыштыме Зотов был зверем, а в Каслях он запомнился как добрый отец-основатель. Художественным литьём, благодаря уникальным формовочным глинам, здесь занимались и раньше, но Зотов привёз новые технологии из Берлина и Екатеринбурга, и с 1820-х годов каслинское литьё стало выходить на новый уровень. Касли были не единственным центром художественного литья на Старом Урале, но с упадком горнозаводского края пережили всех конкурентов. Статуэтки, ограды и целые памятники отсюда заказывал императорский двор, а в начале ХХ века в Касли даже приезжал Прокудин-Горский. Таким он увидел Каслинский завод:

7.


На заднем плане - тот самый Казанский староверческий монастырь и далёкая Георгиевская часовня (1860) в память о жертвах разрушившего город пожара. Они были снесены при Советах. А вот - не этих ли цехов остаток?

8.


Более того, каслинское литьё исправно продолжило развиваться и при Советах, и по крайней мере на Урале по крайней мере в моём детстве редкий зажиточный дом обходился без характерных чёрных статуэток на шкафах.

8а.


Хотя сам завод с той поры успел стать машиностроительным при Советах и развалиться в постсоветскую эпоху. Художественному литью здесь остался небольшой корпус, но судя по чужим репортажам, работа в нём кипит. Как и в случае с, к примеру, дятьковским хрусталём, спрос тут конечно уже не тот, что был когда-то: статуэтки и чугунные столики давно уже перестали быть атрибутом зажиточных мещан. Но кому-то всё-таки по-прежнему нужны, да и церковь (причём, думаю, не только РПЦ) каслинское литьё покупает охотно, и от городских администраций порой случаются заказы на всяческие лавочки, оградки, фонари...

9.


Между тем, идея держаться промзоны оказалась верной - хоть и буеракам да задворками, а выехали мы наконец в центр Каслей. На кадре выше - старое заводоуправление (1774-76), и о том, что когда-то здесь был центр посёлка, напоминают теперь три памятника в ряд. Слева - монумент (1939) на братской могиле Борцов революции. Правее - чугунный красноармеец (1922), венчающий вершину колонны, и по словам vedmed1969, он на Урале знает не менее трёх таких скульптур.

9а.


Третий памятный камень, по причине невзрачности оставшийся за кадром, напоминает об Успенскому соборе (1761-85). Последний даже не разрушен, но теперь выглядит так. Самое смешное, что доменные цеха времён Зотова на Урале выглядят не то чтобы сильно иначе.

10.


С краю площадки - пара купеческих домиков. Хочется сказать "уездных", но нет - посёлок Каслинский завод Екатеринбургского уезда и городом-то стал лишь в 1942 году. Однако жизнь в тех посёлках была не только заводская, и эти домики принадлежали усадьбе купца Лежнева. Тот, что побольше, ныне военкомат, а который поменьше - музей каслинского литья, открывшийся в 1963 году:

11.


Музей, как и театр, начинается с вешалки. Здесь - в прямом смысле слова:

12.


История Каслинского литья и его мастеров подробно рассказана здесь. А музей - в общем-то всего один зал, представляющий собой скорее модельный ряд. Потому что чугунное литьё, в отличие от росписей, вышивки или керамики - сущность серийная, и любой его шедевр можно воспроизводить столько раз, на сколько хватит железа и угля на планете. Экспонаты и сувениры тут отличаются разве что размером да тем, что одни с собой забрать можно (в среднем за несколько тысяч рублей), а другие - нет. В зале хорошо видно два основных направления - глухие фигуры и ажурные решётки:

13.


На первой витрине - инструменты чугунных дел мастера, глухие формочки начала 19 века и подлинное литьё царских времён:

14.


Хотя основателем каслинского литья считают Зотова, как бы не большую роль в его становлении сыграл другой управляющий Кыштымских заводов - Григорий Дружинин, чью деревянную усадьбу я уже показывал в центре Кыштыма. Освоение новых технологий и приёмов в 1850-е годы позволило Каслям окончательно взять верх над главным конкурентом - нижнетагильским литьём Демидовых, традиция которого впоследствии прервалась. Под руководством Дружинина каслинские мастера начали делать "кабинетное" литьё - то есть, не архитектурные детали, ограды или надмогильные часовни, а всяческие статуэтки да пресс-папье, стоявшие на столах чиновников и начальников. Те касли, которые мы знаем, сформировались в 1870-е годы, а дальше одни и те же мастера работали на Каслинском заводе по обе стороны революции. В отличие от многих других художественных школ, здесь традиция оставалась непрерывной несколько поколений, расцвета достигнув, пожалуй, в 1950-60-х годах. И хотя временной разброс в моделях - более сотни лет (а отливки в музее в основном позднесоветские), каслинские мастера всех времён сохранили удивительное стилевое единство:

15.


16.


Вот такого Дона Кихота, как тут посередине ряда, я помню с детства по одной из пермских квартир. Да и многие другие скульптуры мне смутно знакомы:

17.


Потом сменились времена, и на место Мефистофелей, Венер и Аполлонов пришли Рабочие, Крестьянки, Барабанщики. Но стиль остался тот же, а потому даже в Ильичах и Марксах из Каслей нет ощущения идеологической казёнщины.

18.


Вот например скульптура "Поединок" - я бы мог предположить и 1950-е, и 1870-е, а на самом деле это модель 1990 года:

19.


Орнаменты хороши не только в металле:

20.


Но главный шедевр Каслей стоит искать не здесь (тем более что весь зал мог бы поместиться внутри него), а в Екатеринбурге, в его музее изобразительных искусств близ Плотинки. Это Каслинский чугунный павильон, отлитый в 1899-1900 году для Всемирной выставке в Париже и в своей номинации там взявший гран-при. Причём обобщить в нём пришлось как предшествующий, так и последующий опыт - в голодном 1921 году часть фрагментов павильона ушла на переплавку, и восстановление затянулось до конца 1950-х годов:

21.


Выйдя из музея, мы решили, что неплохо бы перекусить, и увидели вывеску "столовая" на очередном старинном доме:

22.


Столовая нас потрясла - наелись досыта каждый за 100 рублей, причём действительно вкусно! Добавил колорита специальный конвейер для грязной посуды:

23.


Часть окон столовой выходит на территорию завода "Радий", ныне главного предприятия Каслей, эвакуированного сюда в войну из Харькова. На полпути из Озёрска в Снежинск такое название вызывает ассоциации с людьми в белых одеждах и респираторах, тревожно колдующих над атомной бомбой... но нет, здесь не радиоактивными материалами занимаются, а радиоаппаратурой. В первую очередь по заказу МЧС и Минобороны, а потому завод живёт:

24.


Несмотря на близость "чугунной" промзоны, старые корпуса - это бывшее городское училище конца 19 века. Другого "дома" для нежного харьковского оборудования в военной спешке не нашлось.

25.


На кадре выше - улица Ленина, парадный въезд в Касли, и в конце поста по ней мы покинем городок. Вдоль неё - настоящее чугунное царство:

26.


27.


28.


28а.


И как его апофеоз - памятник Ленинскому Комсомолу (1964) у кинотеатра "Россия" с чугунными решётками вентиляции:

29.


Улица Ленина приводит к Вознесенскому собору (1847-52), в маленьком одноэтажном городке огромному до противоестественности - высота его колокольни 56 метров. Кто читал прошлую часть - наверное, испытал дежавю - почти такой же храм, "клон ХХС с колокольней", есть и в Кыштыме.

30.


К собору прилагается миниатюрная Никольская церковь (1861) и кладбище с типичным для Урала обилием красивых каменных надгробий:

31.


У собора - и то, что можно назвать Старыми Каслями, то есть пара кварталов довольно качественной дореволюционки:

32.


Дома купцов, торговые ряды...

33.


А поодаль - больница (1810-25). Три больницы начала 19 века за один день (в Каслях, Кыштыме и Миассе) - где увидишь такое в России, кроме Урала?! Потому что история России времён её наивысшего расцвета от Северной войны до Крымской войны - это в первую очередь история Урала, и лишь затем - Петербурга, Москвы, Орловщины...

34.


Здесь больницу, как и в Кыштыме, построил "зверь" Зотов:

35.


И точно так же она действует по сей день, хотя и приросла советским корпусом с чугунными перилами крыльца:

36.


Ну а от больницы наш путь лежал на кладбище, которое мы долго искали в прямых плоских улицах кыштымских окраин:

37.


Кладбище встретило козами, самозабвенно объедавшими чьи-то дары:

38.


Потом прибежал сторож с палкой и погнал животных прочь, на двух фотографов не обратив никакого внимания. Мы углубились в лабиринты дорожек, и глаза у нас обоих понемногу начали лезть на лоб:

39.


40.


41.


42.


Чугунное кладбище - пожалуй, главная достопримечательностей Каслей, уж точно впечатляющая больше крошечного музея. Константин по возвращении написал о нём отдельный пост, я же ограничусь лишь десятком фотографий. Всё это не назвать особо седой стариной: чугунные венки на могилках вешали в 1950-70-е годы. На каслинский чугун оказался как бы в стороне от хода времени.

43.


Посреди могил - памятники именитым мастерам. Которые те, наверняка, воздвигали себе сами. На том, что сверху справа - надпись "Работа - она штука долговечная. Человек умрёт, а дело его останется. П.И. Бажов". Может потому на многих памятниках и надписи найти не так-то просто - не так уж важно, как звали мастера, если его работу мы можем видеть спустя десятилетия и века. На кадре выше - могила Василия Торокина, что создавал Каслинский чугунный павильон, а на кадре ниже (как и на заглавном кадре) - могила Семёна Гилёва, его главного реставратора. Двое на лавочке же не очень-то похожи на мастеров, но зато ваял их мастер.

44.


В центре кладбища - своеобразный пантеон. Петербургский скульптор Николай Бах проработал в Каслях последние годы жизни, да помер от туберкулёза, которым заболел ещё в столице.

45.


Дальше, у часовни - Михаил Канаев и Константин Клодт. Я было повёлся на известную фамилию и подумал, что создатель коней Аничкова моста покоится в уральской глубинке. Это в общем-то не так уж и удивительно, если знать, что архитектор Казанского собора на Невском родился среди крепостных крестьян близ Усолья на Каме. Но нет, тот Клодт был Пётр Карлыч. А эти Клодт с Канаевым создали важнейший ряд каслинских скульптур, что мы видели в музее. Жили они в разные времена - Канаев в конце XIX века, Клодт в начале ХХ, частью уже при Советах. Но оба продолжали непрерывный ряд.

46.


Время Каслей удивительно статично (хотя сам городок сонным не назвать). Вот например фотография Прокудина-Горского, и хотя колокольни, с которой она снята, уже нет, ещё стоит сам храм в облике заводского цеха. Узнаётся и Вознесенский собор, и больница чуть правее, и общий каслинский пейзаж бесконечной одноэтажной кляксы. Разве что на берегу озерца, где добывали видимо когда-то формовочный песок, появился памятник Неизвестному Солдату, к которому мы забыли подъехать.

47.


Покидали городок мы по уже знакомой улице Ленина, по перешейку меж Городским прудом и озером Большие Касли. У островов на его глади, кстати, даже названия есть - Долгий, Вязовый и другие:

48.


За прудом тоже есть старые домики, в том числе дом-музей скульптора Александра Чиркина. Но мы сделали остановку лишь у огромного городского Дворца культуры имени Ивана Захарова, стоящему на пустой просторной площади посреди частного сектора. Местный революционер Иван Захаров глядит поверх крыш на Большие Касли:

49.


Унылое здание 1980-х - тоже с каслинским литьём:

50.


51.


И, внезапно, палехом в интерьерах:

52.


Достопримечательность каслинского ДК - зимний сад, который под вечер выходного дня можно осмотреть с лоджий. Таким стал последний сюрприз Каслей, одного из самых необычных городов Урала...

53.


Вообще же в Горнозаводской стороне я определённо видел больше, чем не видел. Я люблю этот мирок старинных городов-заводов, и для полноты картины его вариаций мне остаётся посетить Миньяр в Челябинской области, Каменск-Уральский, Кушву и по второму разу Нижний Тагил в Свердловской да что-нибудь вроде Чусовского в Пермском крае. Или может быть что-то ещё?

С апрельского Волго-Урала пока остаётся не опубликованной Пенза, но по ней надо ещё кое-что согласовать.
Так что в следующих постах закроем "долги" другой поездки весны 2018 года - в майские окрестности Воронежа.

ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Немецкое Поволжье - Красноармейск, Усть-Золиха, Каменка.
Юг области. Золотое.
Самарская область.
Сызрань. Советская улица.
Сызрань. Всё остальное.
Самара (2017). Виды с Волги.
Самара. Колорит Старого города.
Самара. Запасная столица.
Самара. Дворы Старого города.
Самара. От Хлебной площади до площади Революции.
Самара. От площади Революции до площади Куйбышева.
Самара. От площади Кубйышева до площади Славы.
Самара. Новый город.
Самара. Безымянка.
Самара космическая. Юнгородок и Управленческий.
Самара (2017). Самарский метрополитен.
Чапаевск.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Старый Город.
Миасс (Автозавод и Машгородок) и Златоуст (Машзавод).
Сатка. Старая Сатка.
Сатка. Магнезит.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав.
Пензенская область.
Пенза. Общий колорит.
Пенза. Нижний город.
Пенза. Верхний город.
Пенза. Разное.
Заречный и музей атомного оружия.

P.S.
По фотохостингам - переехал на Мейл.Ру. Мои соболезнования читателям из Украины...

дорожное, Челябинская область, "Молох", ручная работа, "Раскол", Урал, деревянное, староверы

Previous post Next post
Up