Русская весна на Волге и Урале

Apr 24, 2018 15:47



Помню фразу из школьного учебника истории, раздела про Гражданскую войну: "теперь судьба России решалась между Волгой и Уралом". Я бы поправил: не "теперь", а "с тех пор" - если и есть у нашей страны часть, более настоящая, чем все прочие, то вот она, именно здесь. Это Россия больших городов, высоких труб, могучих Дворцов культуры, золотистых полей, деревянных домов и живущих бок о бок славянских, тюркских и финно-угорских народов. Это здесь "то ли волжский разлив, то ли всемирный потоп, то ли просто господин заметает следы", и здесь "вниз по Волге - Золотая Орда, вверх по Волге - барышни глядят с берега". Особенно - ранней весной, когда огромная и голая природа, сняв с себя белые снега, протирает глаза, после сна неловкая и неухоженная.

На Волго-Урал я поехал в рамках своей космической программы, и маршрут получился соответствующий - в виде семёрки: Москва - Саратов, Энгельс и Красноармейск - Самара - Челябинский Урал (Миасс, Кыштым, Касли, Златоуст, Сатка, Катав-Ивановск, Усть-Катав) - Чапаевск под Самарой - Сызрань - Пенза и Заречный - Москва. Часть городов была мне знакома, другие увидел впервые. И порядком уже мне надоевшая космическая тема займёт от силы 10% рассказа.

Не по своему огромному размеру провинциальный Саратов радует глаз косогорами и заволжской далью:

2.


Сто лет назад Саратов был крупнее Львова или Праги, но это заметно лишь по отдельным зданиям, но увы - не по архитектуре города в целом.

3.


Не подвела и фирменная саратовская запущенность, особенно в районах на склонах холмов и в оврагах, куда стекает вся талая грязь:

4.


Но с запущенностью по мере сил борются, поэтому нынешний Саратов впечатляет своей мозаичностью - тут пешеходная улица с велодорожкой, а там, за углом просевшего особнячка - липкая чёрная грязь по щиколотку. Здесь - очаровательный бульвар, там - пыльная буря в отдельно взятом микрорайоне. На пешеходной улице Волжской можно стать жертвой взбесившего колобка, а местные блоггеры ломают голову, почему же Саратов до сих пор не почтил своим визитом Варламов. После Средней России Саратов впечатляет этой типично поволжской многонациональностью, и во внешности многих здешних жителей, особенно девушек - лёгкий, красивый налёт Великой Степи. Поднимали Саратов в 18 веке, впрочем, гости с запада - украинцы, немцы и староверы, а подкосила советская власть, сломавшая хребет купечеству и кулацкому крестьянству да рассеившая Немецкое Поволжье по Казахстану и Сибири. А вот украинское начало осталось, и может быть поэтому одна из саратовских особенностей - озабоченность поисками региональной идентичности и своего места в России. Но отсюда - и очень целостный культурный код, буквально пронизывающий город: саратовская грамонь играет "Огней так много золотых", под строгие взгляды Радищева и Чернышевского Симонов возвращается к дождавшейся милой, а вдалеке, за утёсом на Волге и золотым полями со шпилями немецких кирх медленно приземлеется улыбчивый Юрий Гагарин.

5.


В Саратове я гостил у Лиды abyaneh и её сына Саши, с которыми уже был знаком по путешествию в Узбекистан весной 2015 года. Их дом буквально на одной из главных площадей, а в подъезде его - скрипучий лифт с ручными дверями:

6.


Обаятельная Олеся, с которой я случайно разговорился на автобусной остановке, уговорила меня зайти в художественный Радищевский музей на небольшую выставку современного искусства. Культурная жизнь в Саратова богатая, но очень традиционная, и современное искусство даже в российском его понимании сюда попадает не часто.

7.


В Саратов я приехал аккурат 12 апреля, и через заречный город-спутник Энгельс, о котором уже рассказывал 5 с лишним лет назад...

8.


...отправился на Гагаринское поле, куда 67-ю годами ранее приземлился Первокосмонавт. Об этом будет отдельный пост, и хотя подходы к месту празднества были сделаны отвратительно, сами народные гуляния оказались душевны.

9.


В Энгельсе же я в этот раз осмотрел колоритный район Лётный городок на окраине:

10.


Оттуда же, из Энгельса, и Александр (без своего блога), который предложил в выходной день съездить куда-нибудь в область. И мы поехали на Юг, в Красноармейский район, правобережную часть бывшего Немецкого Поволжья. Если север в Саратовской области индустриален и считается развитым даже по сравнению с облцентром, то юг в сторону Волгограда - это мрачная пыльная глухомань, где нет крупной промышленности, а в сиротливых деревнях совсем не чернозёмная нищета, как где-то в Средней полосе России. Но руины кирх посреди степи оставляют неизгладимое впечатление:

11.


Райцентр Красноармейск запомнился немецкими домами с характерной "пятнистой" кладкой, жуткой запущенностью улиц и тем, что за полчаса к нам дважды подкатывали попрошайки. Теперь могу сказать, что лучший город для знакомства с НемПоволжьем - это Маркс, ну а в целом искать немецкое прошлое лучше в сёлах. В триптихе названий Маркс, Энгельс и Красноармейск - исчерпывающее описание советско-немецких отношений.

12.


А посреди НемПоволжья стоит огромное и всегда бывшее русским село Золотое, осколок той самой волжской вольницы, где речные пираты с крикам "сарынь на кичку" грабили шедших из Персии купцов. И хотя дорога к Золотому даже по меркам саратовской глубинки ужасна, на волжском берегу невольно начинаешь напевать "Есть на Волге утёс...". И льдины у берега - словно прибой, а в свежем ветру то ли правда есть, то ли невольно дорисовывается подсознанием едва заметный запах моря.

13.


Из Саратова ночным поездом я отбыл в Самару - самый интересный, многоплановый и глубокий город этого путешествия. Годом ранее я уже показывал её с Волги, с борта парома до Жигулёвских гор. Теперь меня здесь встречал Валерий v_doljenko, профессиональный экскурсовод круизных теплоходов, а стало быть знаток волжских берегов от верховий до дельты.

14.


За теми человейниками (а кадр выше снят с почти такого же) скрывается ветхий и запущенный, но потрясающе цельный Старый город, один из лучших городских ансамблей России рубежа 19-20 веков. И если саратовская запущенность - это в первую очередь грязь, то самарская - это заброшенные дома, в особенности деревянные. Самара - город не бедный и очень оживлённый, но отданный своими властями на растерзание застройщикам.
Однако вопреки моим опасениям, за 10 лет с моего первого приезда Самара не растеряла колорита. В ней по сей день много колоритных закоулков и дворов, за которые я прозвал её Пресноводной Одессой:

15.


Отличной архитектуры ХХ века - от царской...

16.


...до позднесоветской:

17.


И известное каждому самарцу "Дно" за Жигулёвским пивзаводом, и брутальнейшие рабочие окраины, по которым нас водил Михаил drunkdick: рождённая войной и эвакуацией Безымянка, далёкий Управленческий над самым красивом местом Волги или Юнгородок, где делают "семёрки" от "Спутника" до "Союза", на которых мы летаем в космос уже 60 с лишним лет.

18.


Ещё в Самаре есть завод ракетных двигателей "Кузнецов" и Аэрокосмический университет, так что на звание Космической столицы России она претендует как минимум не без оснований. А в общем Самара - это город, богатый на сюрпризы, где есть не только бар "На Дне", но и двойное дно:

19.


С вокзала, с платформ у подножья его стеклянной башни, я отправился ещё дальше на восток - в Синегорье, как называют горную и старопромышленную часть Челябинской области. Сюда меня уже не первый год зазывал Константин vedmed1969, и вот рано утром он встретил меня на вокзале в Миассе. Два дня, с утра до вечера, он и катал меня по Уралу, и немало из той поездки уже представлено у него.
Ранней весной на Урале красиво:

20.


Может потому, что в детстве я видел Урал только летом и зимой, мне нравится бывать здесь в апреле:

21.


Прежде мы также катались по неплохим в большинством своём челябинским дорогам в 2009 году, вчетвером с periskop и polar-bee. Тогда, почти 10 лет назад, я уже показывал Карабаш, претендующий называться самым грязным городом мира.

22.


Но в общем Медная долина понемногу оживает, и за 10 лет границы выжженной кислотными дождями земли ощутимо сместились к её центру, а надписи "Спаси и сохрани" на увенчанной крестом сопке (на фото не она) порядком потускнела. И дома, тогда отмеченные вывесками "продам на слом", стоят целёхонькие.

23.


Пресловутая индустриальность Урала - именно в его глубинке. В Самаре, Казани или Волгограде заводов-гигантов ничуть не меньше, чем в Перми, Челябинске или Екатеринбурге, но "фишка" Урала в том, что здесь пучок густо дымящих труб будет в каждом райцентре, а прилагаются к ним неизменно плотина, пруд, церковь 18 века и дом заводоуправляющего в стиле классицизма. Вот Кыштым - просто квинтэссенция горнозаводской глубинки:

24.


А маленьком городе художников-литейщиков Касли самый лучший музей - это кладбище:

25.


Миасс мы пару раз прошивали навылет ещё в 2009-м - потому что ездили между Челябинском и Златоустом поперёк этого чрезвычайно узкого и неимоверно длинного города. Теперь же мы катались по Миассу вдоль:

26.


Миасс - город трёхступенчатый. На юге, за железной дорогой (между прочим, историческим началом Транссиба!) - Старый город, где на улице под вечер слышишь в разговорах прохожих по преимуществу отборный мат. Посредине - "сталинский" район Автозавода с широкими улицами и торговыми центрами, ну а на севере - интеллигентнейший технократический Машгородок, построенный в позднесоветские десятилетия.

27.


Машгородок, вместе с Машзаводом в соседнем Златоусте, и стал поводом навестить Урал - на целой россыпи заводов между ними, как вы уже наверное догадались, тоже делают ракеты. В основном для оборонки, но и на космос эти заводы что-то клепают. Про Златоуст я рассказывал в 2009-м ( На трамвае через город. || Старый город.), но и в этот раз наберётся материал ещё на пол-поста.

28.


Главным же открытием трёх дней на Урале стала Сатка - маленький городок на европейских склонах хребта. Я не ждал от неё ничего хорошего, но Константин вспомнил, что здесь живёт его хорошая знакомая ball-ka. Она быстро сконтачила нас с Центром туризма и гостеприимства, и в итоге день в Саткинском районе превратился в полноценный блог-тур. Сопровождал нас в нём Олег Борисович Волков, хозяин гостиницы "СатТурн", куда вечером, попрощавшись с Ведмедом, я и уехал ночевать.
Сатка - город суровой индустриальной романтики:

29.


И всевозможных, причём небезуспешных, попыток раскрасить пейзаж. Местный бизнесмен Юрий Китов соорудил сюрреалистического вида гостиничный комплекс из двух частей - на берегу пруда "Сонькина Лагуна", на острове - "Дупло Орла".... да, я тоже в курсе, что в дуплах орлы не живут.

30.


На стенах многоэтажек попадаются огромные и качественные муралы от иностранных художников:

31.


Сатка, как и знаменитая Верхняя Пышма - это маленькая вотчина большой промышленной компании, причём у владеющего десятком заводов по всему миру "Магнезита" в Сатке не только штаб-квартира, но и крупнейшее производство. В "Магнезитовой" конторе - ведомственый музей, причём в отличие от всех этих космических предприятий в Подмосковье - полностью свободный к посещению: не то что договариваться заранее не надо, а даже паспорт на входе не просят.

32.


Ночная Сатка - странное зрелище. Чистые, ярко освещённые улицы, почти как в Москве или хотя бы Челябинске, но на тротуарах и дорогах - безлюдие малого города.

33.


Вообще, на фоне Саратова и Самары Челябинская область радует глаз - заводы работают, производства расширяются, дороги строятся, туризм активизируется, жизнь налаживается. Единственным огорчением стали Пороги - глухая деревня в горах, где до недавнего времени находилась старейшая действующая ГЭС России, ещё дореволюционных лет постройки. Теперь она скорее "старейшая сохранившаяся" - пару лет назад её остановили, и теперь она фактически просто заброшена. Пока ГЭС действовала, туристов пускали в её машинный зал со 100-летними агрегатами и на гребень плотины, теперь же нам удалось это сделать только с помощью турцентра и лично Олега Борисовича. Сейчас ГЭС на балансе города Сатки, и очень надеюсь, что денег на её ремонт и музеефикацию даст "Магнезит". Но даже в заброшенном виде она впечатляет, тем более полноводной весной:

34.


На третий день погода испортилась, а я направился из Сатки далее на запад по той хорошо заметной на картах "длинной руке Челябинска". Вот скалистый Катав-Ивановск, где за чугунолитейным заводом виднеется дворец Белосельских-Белозерских и церковь по образцу одного из костёлов Люблина:

35.


А вот Усть-Катав, "трамвайная столица России" с испытательной трамвайной линией, местами крутой, словно лестница. Космическая тема же нашла меня тут сама - баннер в центральном парке извещал, что Усть-Катавский вагонзавод - это филиал центра Хруничева (см. здесь), и по разные стороны слогана "Создаём движение на Земле и в космосе" на картинке красовались трамвай КТМ и ракета "Протон". Все перечисленные заводы исправно работают, и "Магнезит" в Сатке порой наполняет окрестности серой пылью и жутковатыми запахами, а УКВЗ оглашает городок протяжным гудком.

36.


Дальше я планировал доехать до Миньяра - маленького, но кажется самого живописного на Урале городка, название которого переводится с башкирского как Тысяча Обрывов. Полчаса постояв на трассе и так и не уехав ни автобусом, ни попуткой, я вернулся в Усть-Катав и сел в поезд - теперь уже не на восток, а на запад. У меня был билет Сулея-Сызрань, а фактически получился маршрут Усть-Катав - Чапаевск:

37.


Построенный накануне Первой Мировой промышленный город-спутник Самары вместе с Карабашом претендует на звание одного из самых загрязнённых в мире. Здесь много труб химических заводов и руины отравленных цехов, а во дворах гаражи из баков, вид которых заставляет вспомнить известную сцену из "Робокопа", где плохой парень угодил в химические отходы и расползся на лоскутки. Но посреди всей этой жути - отличный исторический центр 1910-20-х годов.

38.


От Чапаевска полтора часа на электричке в Сызрань - длинный приволжский город с купеческим прошлым и промышленным настоящим. Современная Сызрань размером и пульсом достойна иных областных городов, а её исторический центр своей архитектурой даст фору иными губернским городам. На мысу у слияния Крымзы, Сызранки и Волги красиво стоит миниатюрный кремль:

39.


Сюда я тоже заглянул по космической теме. И делают здесь вовсе не секретную ракету "Сызрань", от удара которой любой город мира становится похожим на Сызрань, а стартовые комплексы для космодромов. Но самый впечатляющий промышленный памятник Сызрани - не "Тяжмаш" и даже не нефтезавод, а маленькая ГЭС. Лет на 20 помоложе, чем в Порогах, но - первенец гидроэнергетики Поволжья:

40.


Ну а дальше... Дальше я сделал то, чего от меня многие ждали уже не первый год. Короче - было:



Стало:



Белое пятно Пензенской области, так долго зиявшее на карте, закрыто. В Пензе меня встречал и приютил Антон (без блога) с женой Алёной и сыном Мишей - мальчику 6 лет, а уже блоггер вконтакте и ютубе, и в один из вечеров мы очень душевно обменивались опытом. А Валентин rybocop ( он кстати едет с нами на Байконур, а вы?) сводил нас на крышу своего офиса, откуда открывается отличный вид на город:

41.


Пенза, конечно, не столь богата достопримечательностями, как Саратов или Самара, но как-то приятнее них - тут чище, лучше дороги и больше порядка. Само её название навевает ассоциации с чем-то провинциально-патриархальным, но вообще Пенза - большой и шумный город, где под вечер есть вполне серьёзные пробки. "Самый загадочный областной центр Европейской части России" запомнился мне тремя вещами - это панорамы с холмов, деревянные теремки:

42.


И многочисленные мелкие "фишки", очень оживляющие городской пейзаж - например, часы с кукушкой на центральной площади:

43.


Ночевать же я ездил не в саму Пензу, а в Заречный - самый настоящий ЗАТО, то есть город с колючкой по периметру, въезды в который ("проходные") напоминают контрольно-пропускные пункты на государственных границах. На Урале где-то за лесами и прудами я видел ещё два ЗАТО  - Озёрск и Трёхгорный, а когда-то показывал Новоуральск, но Заречный стал первым подобным городом, проходную которого мне довелось пересечь. И за колючкой - тишина и чистота, зелёные дворы и просторные улицы, по которым порой бродят лоси (я, увы, так и не увидел), а в остальном - обычный город с магазинами, кафешками, общественным транспортом и обилием машин во дворах. Такой уголок "воображаемой идеальной России".

44.


Ещё здесь есть Музей атомного оружия - один из трёх в стране наряду с Саровом и Снежинском. И так как случайных людей в городе по идее быть не должно, в музее можно фотографировать, но фотографии оттуда нельзя публиковать. Поэтому пока ограничусь одним общим видом, а потом может быть как-то решу этот вопрос (но не обещаю).

45.


Итого за 4 раза по 3 дня я увидел:
- 2 города экологического бедствия (Карабаш и Чапаевск).
- 2 ретро-ГЭС (Пороги и Сызрань)
- 2 ведомственных музея (Заречный и Сатка).
- 2 канатные дороги (действующая промышленная в Сатке и заброшенная пассажирская в Пензе).
- 4 больницы первой половины 19 века (Кыштым, Касли, Миасс, Пенза).
И с трудом поддающееся подсчёту количество ракетно-космических предприятий в Самаре, Миассе, Златоусте, Саратове, Пензе, Усть-Катаве и ещё бог весть где по пути.

А напоследок - несколько кадров неприглядной отечественной весны: "по полям дырявой шалью белый снег", талая вода во дворах и последние льдины на Волге.

46.


47.


48.


49.


50.


51.


Примерный план рассказа.
В ближайшее время:
- Гагаринское поле в День космонавтики.
- Саратов (6-7 частей).
- Самара (9-11 частей)
- Сызрань (2-3 части)
- Златоуст и Миасс (2 части, из них 1,5 о Миассе).
Летом или осенью:
- Юг Саратовской области (2-3 части).
- Чапаевск
- Сатка (2-3 части)
- Пороги
- Кыштым
- Касли
- Катав-Ивановск
- Усть-Катав
- Пенза (3-4 части).
- Заречный (1-2 части).

А следующая цель по космической программе - Воронеж!

Напоминаю, что вы можете поддержать этот журнал. А на Байконур в первых числах июня ещё есть свободные места, но их вот-вот не станет.



Карта № 5469 3800 4387 6332 (Сбербанк)

PayPal - для перехода на страницу нажмите эту кнопку:



Счёт №: 408 17 810 5 38126760756
Буяновский Илья Алексеевич
Сбербанк РФ, офис №9038/01205
БИК: 044525225
Корр.счёт: 30101810400000000225

ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Немецкое Поволжье - Красноармейск, Усть-Золиха, Каменка.
Юг области. Золотое.
Самарская область.
Сызрань. Советская улица.
Сызрань. Всё остальное.
Самара (2017). Виды с Волги.
Самара. Колорит Старого города.
Самара. Запасная столица.
Самара. Дворы Старого города.
Самара. От Хлебной площади до площади Революции.
Самара. От площади Революции до площади Куйбышева.
Самара. От площади Кубйышева до площади Славы.
Самара. Новый город.
Самара. Безымянка.
Самара космическая. Юнгородок и Управленческий.
Самара (2017). Самарский метрополитен.
Чапаевск.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Старый Город.
Миасс (Автозавод и Машгородок) и Златоуст (Машзавод).
Сатка. Старая Сатка.
Сатка. Магнезит.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав.
Пензенская область.
Пенза. Общий колорит.
Пенза. Нижний город.
Пенза. Верхний город.
Пенза. Разное.
Заречный и музеи атомного оружия.

"Атомная быль", Челябинская область, Пензенская область, злободневное, Золотая Орда, Саратовская область, немецкое, Космос, дорожное, татары, "Молох", Поволжье, Самарская область, Урал, зона трагедии, деревянное, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up