Дорога с Вайгача. Часть 4: автостопом по "земле"

Oct 25, 2017 16:25

ПОСТ НЕ ПРОШЁЛ ПО ОБЪЁМУ. НАЧАЛО - ЗДЕСЬ.

И когда на пятый час рядом с нами затормозила хоть одна машина, мы не стали и вникать: "В Марий Эл? Отлично, поехали!". Долговязый молодой водитель, судя по флажку ВДВ, тоже оказался если не военным, то недавним дембелем. Говорил он с нами ласково, тоном "я вас подобрал, всё теперь хорошо будет", с интересом слушал нас про Вайгач да про молебны в марийских священных рощах, на которых он сам ни разу не был. Мы проехали развилку со стоянкой фур и придорожным кафе, а ещё минут через десять до меня дошло, что дорога сделалось истинно "кировской", то есть пустой и разбитой. Значит, мы свернули с федеральной трассы.
-А мы куда едем?!
-В Сернур. Я там живу, это километров сто от Йошкар-Олы. Там переночуете, а утром на маршрутке в Йошку доедете.
В другом настроени и состоянии я бы этому наверное обрадовался - о, внеплановый город, куда я сам бы не поехал, а значит увижу что-то новое, тем более один исследователь начала ХХ века называл Сернур "Иерсулимом марийского язычества". А можно было даже и не в Сернурк сойти, а в Советске, бывшей Кукарке, о котором я знал, что несмотря на унылое название, этот один из заповедных малых городов Кировщины. Но только не сейчас - я устал, я хотел ДОМОЙ, а главное - меня второй раз за день ОБМАНУЛИ! Первым делом я предложил парню за 500 рублей отвезти нас обратно к перекрёстку, но он ответил лишь, что по тем ямам не поедет. И тогда я сделал очень опрометчивую вещь, просто сказав - высаживай нас здесь же, сами как-нибудь выберемся! Парень попытался нас отговорить, но в итоге высадил, тонном искренней незаслуженной обиды пообещав, что мы отсюда не уедем. Высадил он нас не куда-нибудь, а на щебёнку ремонтируемого моста, и там... Ну, не буду говорить, что именно там было, скажу лишь, что минут через 15 рабочие велели нам "уйти отсюда нах...й!", пригорозив в противном случае пустить в дело монтажный молоток, и были в этом совершенно правы.
Со всеми своими шестьюдесятью килограмами груза мы доковыляли пару километров до ближайшей деревни Шараница.

32.


...Давным-давно, когда я кажется и не бывал ещё ни в Марий Эл, ни в Кирове, снился мне сон, будто бы я со своей тогдашней возлюбленной еду по этим краям на машине. Над лесами и лугами с мокровой высокой травой - грозовое небо. И вот мы попадаем в аварию, и приходим в себя в убогой районной больнице с сальным от грязи полом и прохудившимся бельём. Больных здесь не кормят, и телефон не звонит, мобильный утрачен в аварии, и на двоих у нас какой-то запотевший бутерброд. Ничего, словом, не осталось - только мы сами друг у друга... Тогда, десять с лишним лет назад, от такого сна я проснулся и в голос заплакал. И вот на глухой дороге у деревни Шараница мне казалось, что он сбывается. Разумом я даже тогда, сквозь панику и отчаяние, понимал, что это просто прорвалось наружу нервное напряжение, копившееся месяц сложнейшего путешествия моей жизни. Оно всегда прорывается именно в такие моменты: было трудно - ненадолго стало легко - и ВНЕЗАПНО опять стало трудно. Оля побежала в деревню искать такси, но вместо этого нашла в фельдшерско-акушерском пункте успокоительное. Машины проезжали раз в 20-30 минут, при виде нас лишь прибавляя скорость.

33.


Наконец, нашёлся и человек, который нас подвёз до поворота, и выслушав, что в Шараницу нас закинул какой-то дурак, лишь ухмыльнулся: "Покажите его мне!". На развилке федеральной трассы было кафе с гостиницей, и пообедав да постопив ещё немного, я принял решение поворачивать в Котельнич - через несколько часов там будет поезд, на который есть места.
И вот мы с Олей разошлись по разные стороны дороги, договорившись - поймает она первой машину, уедем вперёд, поймаю я первым машину - уедем в Котельнич к вокзалу. Но не успел я перейти дорогу, как услышал Олин звонкий крик, полный радости. Как в голливудском фильме или приключенском романе, в момент отчаяния спасение пришло: на повороте стояла белая "газель" с тремя семёрками номера.

34.


Вёл её разбитной пузатый жизнелюб Серёга. Родом он был из Ростова-на-Дону, в Москве лет десять работал грузовым такси - сначала "на дядю", а потом, купив "газель", и на себя. Скопив в итоге тысяч 300, он решил податься в фермеры и выбрал для этих целей почему-то Кировскую область. Там он был четыре месяца, 70 тысяч потратил на жильё, а остальное - половину пропил да прогулял с образовавшимися тут и там друзьями ("а девки-то кировские сначала дают, и только потом знакомятся!"), другую половину "заплатил за обучение" - так, кажется, в бизнесе называют траты, пошедшие в пустую из-за ошибок, осознанных впоследствии. Потом и друзья все куда-то подевались, и вот ехал Серёга в Москву с парой сотен рублей в кармане да мешком накопившейся мелочи, но довольный, как слон. "Главной моей ошибкой было вообще связываться с этой Кировской областью! В следующий раз в Калужской буду участок покупать!". "Газель" периодически стопорилась, артачилась и не хотела ехать, и Серёга громко бил по приборной доске кулаком, восклицая "Грёбанный сарай!". Но кузов газелькин правда был похож на сарай со всяечским сельхозинвентарём и удочками.
В сумерках мы проехали Марий Эл с его кольцами священных рощ, и я вспомнил, что некоторое время назад один знакомый пытался попасть на марийский молебен - и получил отказ ИМЕННО из-за того, что сослался им на меня. Чем-то прогневил я, значит, в том посте жрецов, а стало быть и богов. И может этот котельничский лгунишка и послан был для того, чтобы ноги моей на марийской земле не было, и если я не поеду через Шарью - поеду только ночью.
За Марий Эл была Чебоксаркская ГЭС и сами Чебоксары, на чистых улицах которых к полуночи светло, как днём.
Глубокой ночью мы остановились у заправки под Нижним Новгородом, спать в кузове. Зайдя в мини-маркет, я понял, что суровый край остался позади, а в этих краях суровые - мы.

35.


Ну а дальше дорога была хоть и утомительной, но простой и линейной. Вот Кстово, рабочий город-спутник Нижнего Новгорода и мировой центр борьбы самбо, чей нефтезавод я видел с объездной в 2014 году.

36.


37.


Вот сам Нижний Новгород, который я хорошо облазал в 2004-07 годах, но так и не приезжал сюда надолго с цифровиком, поэтому в моём ЖЖ он представлен лишь зарисовками "на бегу" 2014 года.

38.


Виды с Мызинского моста (1972-81, длина 1006м). Вниз по течению за зелёными холмами с кадра выше - центр, кремль, Волга, и за следующим Молитовским мостом (1965, 957м) виднеется даже Ярмарочный собор Александра Невского. На кадре ниже - вид вверх по течению до Сартаковского железноджорого моста (1961):

39.


Под теми трубами сделали "Газель", что нас везла:

40.


Сразу у моста - Преображенская церковь (1817) бывшего села Карповка в облике конца 19 века. Красот в Нижнем очень много. на мой взгляд это третий по "интересности" город России.

41.


О том, что у Нижнего с недавних пор есть объездная, мы не знали и ехали потому через город. По пути - такой вот суровый перекрёсток:

41а.


А дальше - ровная широкая Владимирка, она же Пекинка или трасса М7 "Волга", где даже прицеп с хламом вдруг обретает крылья:

42.


Мотели и дачи, старые сёла и церкви... Владимирская область встречает селом Мячково с церковью Василия Великого (1880-е), а за ним и да заповедный Гороховец, к трассе выходящий деревянными теремками.

43.


Кажется, начало Владимирской объездной:

44.


Абрис Владимира. И с трассы, и с Транссиба можно разглядеть даже Успенский и Дмитриевский соборы 12 века - но заснять на полной скорости мне их не удалось.

44а.


Клязьма:

45.


Действительно. Большой. Парк. Русских. Ремёсел.
При нём, наверное, есть приличное кафе - но домой хотелось сильнее, чем есть.

46.


Купеческие лавки двух эпох в каком-то селе у дороги, где Серёга остановился кое-что починить:

47.


Лакинск с его текстильной фабрикой 1920-х годов:

48.


Об этих придорожных городках - Лакинске, Собинке, Петушках - я писал в 2014 году:

49.


А о Покрове не писал - у меня тут дача, я знаю его с детства и потому не люблю. Бренд Покрова - сладости: и самые обычные круглые пряники исторически назывались "покровскими", и "AlpenGold" в России делают здесь. На въездной стеле Владимирской области шоколадные квадратики олицетворяют, видимо, то, что от Москвы Покров здесь первый:

50.


За Владимиром начались подмосковные пробки - учитывая, что паром прибыл к берегу Печоры в пятницу рано утром, к Москве мы подъезжали вечером воскресения в дачный сезон. Котельничский врунишка хоть в этом не обманул - тут правда ремонты, правда по-моему они тут всегда. А вот этому явлению Серёга быстро придумал название - "гомосекта дальнообочечников":

51.


Так мы долго-долго подъезжали к Москве, под конец устав даже болтать и шутить. И долгий путь привёл нас не в аэропорт, не на вокзал, а прямиком в родное Выхино, откуда со своей половиной груза я шёл километр до дома с парой привалов.

52.


И подводя итог путешествия на Вайгач, скажу так: это было лучшее путешествие моей жизни, но повторить такое я бы не рискнул.

ВАЙГАЧ-2017
Дорога на Вайгач
Перелёт Москва - Архангельск - Нарьян-Мар.
Нарьян-Марские посёлки.
Лодка "Амдерма-24" и краткий обзор экспедиции. Оглавление.
Печорское море. Нарьян-Мар - остров Песяков.
Печорское море. Остров Песяков - Вайгач.
Вайгач
Об острове в целом.
Остров Большой Цинковый, или Вайгач в миниатюре.
Бухта Лямчина и Талата. Старик и тундра.
Юнояха. Вайгачский Урал, или В поисках ненецких богов.
Варнек. Посёлок на острове.
Окрестности Варнека. Мыс Раздельный и остров Хосейто.
Поход на Карское море.
Дорога с Вайгача
Перелёт Варнек - Амдерма - Нарьян-Мар.
Нарьян-Марские посёлки.
Печорская баржа. Нарьян-Мар - Ижма.
Автостопом до Москвы, или не забывайте про обратные билеты!

ВРЕМЯ ОБРАТНЫХ ДОРОГ
Вступление-пояснение.
Алтай-2017
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Славгород.
Яровое и Кулунда.
Гальбштадт.
Мангышлак-2017
Обзор экспедиции и оглавлении серии.
Самарский метрополитен.
Самара с волжского парома.
Жигулёвские горы.
Югория-2016
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Окрестности Невьянска. Кунара, Быньги, Таволги.
Верх-Нейвинск и Таватуй.
Сысерть.
Вайгач-2017
Обзор экспедиции и оглавление серии.
Вертолётом в Нарьян-Мар.
На пароме по Печоре.
Автостопом до Москвы.
Previous post Next post
Up