Курессааре. Часть 2: столица островов

Jan 28, 2015 02:31



Последние в прибалтийском цикле постов скансены Михкли, последний замок Аренсбург в прошлых частях... Теперь пришло время последнего "маленького остзейского городка" - бывшего Аренсбурга, нынешнего Курессааре. Выросший вокруг замка, получивший городские права в 1563 году от властей Дании, превратившийся в 19 веке в тихий старосветский курорт, при скромном размере (14 тыс. жителей) Курессааре остаётся крупнейшим и красивейшим городом Моонзундского архипелага. Среди малых городов Эстонии он один из самых цельных и пожалуй что самый уютный. Не случайно это редкий (если не единственный!) город Прибалтики, где потихонечку растёт население.

Начнём прогулку у пожарного депо... не старого, что на заглавном кадре, а нового, по виду годов этак 1980-90-х - дело в том, что стоит оно точно напротив автовокзала. С материка в Курессааре ходят автобусы (через переправу Виртсу-Куйвасту и остров Муху, соединённый с Сааремаа дамбой), летает самолёт (19 мест, полчаса лёту, в полтора раза дороже автобуса, и потому билеты нарасхват), при желании можно прибыть морем из Пярну с ночной пересадкой на крошечном острове Рухну - и гавань, и аэропорт находятся в Рооммассааре в 8 километрах от центра. А оттуда в межвоенное время в Курессааре ходил даже поезд - остатки узкоколейной станции у замка я показывал в прошлой части.

2.


От автовокзала в центр ведёт, разумеется, улица Таллинская. Почему-то полное ощущение, что автовокзал стоит на самой окраине и город совпадает со своим историческим центром - но на самом деле это не так, просто старая и советская части здесь соединены очень аккуратно. Близ автовокзала - наверное, последняя сталинка СССР, построенная даже не при раннем Брежневе, а в 1986 году (!) как Госбанк и общежитие для служащих, приезжавших на повышение квалификации:

3.


Вид в сторону центра - как видите, даже в Курессаре есть "эстонская башня", подобные зданию слева псевдонебоскрёбы с водонапоркой и ретранслятором на крыше встречаются во многих городах и начались ещё с довоенной башни в Тарту (фото №37):

4.


Первый по дороге храм - деревянная церковь методистов (1912), без всяких протестантских меньшинств в Остзейщине никуда:

5.


Чуть дальше - Городской театр. Здание на "красной линии" построено в начале 19 века как особняк какого-то барона (в народе - "дом тайного советника"), в 1886 году перешедший Мержиевскому - основателю грязелечебницы в Рооммассааре, близ которой позже вырос аванпорт. В 1911 году дом выкупило местное Эстонское культурное общество, при котором в 1926-м году появилась театральная труппа, а в 1935-36 годах к особняку пристроили театральный зал. С 1963 года - Народный театр Сааремаа, затем, точно не знаю, с какого года - простой ДК, и наконец в 1999 году в маленьком городке возродился полноценный театр. Всё-таки в небольших странах "вес" малых городов куда как больший, чем в огромной России - полноценные театры в райцентрах не редкость что в Эстонии, что в Киргизии...

6.


Ещё симпатичный домик чуть дальше, при Советах Дворец пионеров, а до революции - городской особняк Буксгевденов, одной из знатнейших остзейских фамилий - мы входим в местный "микро-Вышгород":

7.


Практически напротив - кирха Святого Лаврентия (1733, перестроена в 1836-м), прямо сказать, весьма скромная:

8.


Однако на стене есть чья-то эпитафия, а в зале - крестильный камень из средневековой церкви Ансекюля, разрушенной в войну. В алтарной части недавно вскрыли росписи с чуть ли не сюжетам античной мифологии (!). Обо всём этом я, впрочем, не знал, поэтому ограничился в зале кирхи кадром от входа:

9.


Между тем, дома вдоль Таллинской всё старше (здесь вот явно шведский дом, где до 1912 года обитал дворянский клуб "Ресурс", позжее переехавший в замок):

10.


Впереди - Центральная площадь. Справа деревянный Губернский дом 18 века - эзельская резиденция лифляндского вице-губернатора на фундаменте каменного дома, разрушенного в Северную войну. Слева - запечатлённое на вводном кадре Старое пожарное депо 1920-х годов с чуть более новой каланчёй (1958), которая на самом деле и не каланча вовсе, а вышка для сушки пожарных шлангов. Ныне там кафе. За пожаркой - жёлтый торец Ратуши:

11.


Построенная в 1656-70 годах по распоряжению управлявшего тогда островом Магнуса Делагарди, она сменила за свою историю две башенки (изображений первой, утраченной в Северную войну, не сохранилось, а вторую построил в 1830-е годы местный бургомистр в память об утонувшем в море сыне, но уже во времена I республики её разобрали по ветхости), а ныне примечательна в первую очередь своим крыльцом:

12.


Внутрь можно свободно зайти - мэрия мирно уживается с туринфоцентром. На втором этаже висит потолочный плафон 17 века, вывезенный в 1944 из Нарвы накануне её разрушения... но увы, о нём я тоже заранее не знал и потому не нашёл. Лестница с полосатым ковриком в правительством здании смотрится трогательно - всё с человеческим лицом:

13.


Напротив ратуши, как и полагается, рынок. В Курессааре сохранилась важня (1666), то есть дом для взвешивания товаров, а в Эстонии этим сооружениям в ХХ веке как-то прямо таки иррационально не везло - важни в Пярну, Нарве и самом Таллине сгорели в войну, а в Хаапсалу вполне целую зачем-то снесли в 1960-х. Но на островах связь времён вообще как-то покрепче... В 19 веке важня была почтовой станцией (то есть прототипом автовокзала), а ныне, как видите, в ней очередное кафе:

14.


За важней - рынок в корпусах 17-го века, строившихся изначально как городская школа и (или?) канцелярия местного рыцарства (дворянства), и лишь после войны ставших амбарами. Правда, не надолго - в конце 18-го века их занимала кадетская школа, при Павле I переехавшая в Пярну, и лишь затем тут окончательно обосновался рынок. Ныне он похож на рынки Хельсинки с улыбчивыми продавцами и изделиями народных промыслов (включая одежду) на прилавках:

15.


Рядом - деревянный гостиный двор (1843-46), вроде бы построенный по общероссийскому проекту 1809 года, но по-моему на гостиный дворы малых городов России совсем не похожий. Розовое здание между ним и важней - дом владельца кожевенной фабрики Рейнгольда Виденберга (1879), сгоревший в 1917-м году и перестроенный в 1920-е под резиденцию бургомистра аккурат напротив его места работы.

16.


В конце площади - на мой взгляд, самый красивый в Эстонии (не считая на монумента на кладбище в Пярну) памятник Освободительной войны (1928) авторства конечно же Амандуса Адамсона. Как водится, реплика - оригинал снесён при Советах, да и "при жизни" его не жаловали, называя "самым большим в Эстонии оловянным солдатиком".

17.


А на другой стороне, почти по соседству с ратушей - Рыцарский дом 18 века: за этим громким названием в Остзейщине скрывается в общем-то знакомое по нашим губернским городам Дворянское собрание. Тут интереснее то, что помимо трёх губернских собраний (Эстляндского, Лифляндского, Курляндского) было ещё и отдельное Эзель-Викское, представители которого жили на островах как Лифляндии (Эзель, Моон), так и Эстляндии (Дагё, материковый Гапсальский уезд), держась слегка особняком от "материковых" баронов. Самым выдающихся из эзельских остзейцев был, наверное, Фаддей (Фабиан Готлиб Таддеус) Беллинсгаузен, на пару с Лазаревым первооткрыватель Антарктиды - родился он не в самом Аренсбурге, а на одной из мыз, котору, увы, в отличие от дачи Лазарева под Севастополем, я так и не посетил. А городского "великого земляка" в Рыцарском доме бы и на порог не пустили, да и уехал он отсюда ещё в раннем детстве - это Луис Кан, великий американский архитектор еврейского происхождения, определивший облик городов от Филадельфии до Дакки.

18.


Дальше - просто дома и улицы Старого Аренсбурга. Как в Вильянди или Раквере, тут есть этот неповторимый и вместе с тем типичный для Прибалтики пейзаж, но - со своими нюансами. Как минимум, Курессааре среди малых городов Прибалтики самый "каменный", уже в начале 19 века деревянными тут была лишь половина домов, в то время как даже губернский Ревель деревянным был на 2/3, а в уездных городах (кроме гигантской, хотя и заштатной, Либавы) соотношения дерева и камня отличалось в пользу первого на порядок.

19.


Дополняет картину добротная булыжная мостовая в сочетании с тротуарами, мощёными тяжёлой грубой плиткой... по которой ещё не так давно стучали копыта - последняя в СССР артель извозчиков просуществовала в Кингисеппе (так, напомю, назывался город в 1952-88 годах) аж до 1982 года:

20.


А возраст этих домиков и амбаров точно не знаю - что-то может быть и шведское, что-то явно советское, но в основном скорее эпоха Эзельского уезда Лифляндской губернии, к началу ХХ века в Аренсбурге жило 4,6 тыс. человек:

21.


На кадре выше с высоким фасадом - лавка (1911), на кадре ниже - типография, где пользуясь удалённостью от Риги, Ревеля и Дерпта печатали немало "вольнодумской" литературы на эстонском, вплоть до октровенных антибаронских воззваний.

22.


Даёт о себе знать и курортная сущность - едва ли не самая большая в Эстонии (после, разве что, Старого Таллина) концентрация всяких кафе, в одном из которых нашёлся такой вот чудо-шкаф:

23.


Да всякие сувенирные лавки и магазины народных ремёсел:

24.


25.


Ещё одна местная особенность - такие вот старые водокачки, в основном не действующие, но кое-где приведённые в порядок. Мне попадались минимум дважды, но может быть есть и ещё:

26.


Большая часть кадров Старого Аренсбурга, кроме последних двух, были сняты правее Таллинской, за важней и рынком. За ратушей и пожаркой же можно пройти на ещё одну небольшую площадь, на которой стоит и один из двух показанных выше колодцев. Каменный дом с башней - редкий долгострой: начал его строительство в 1911 году первый в Аренсбурге купец-эстонец, судовладелец Якоб Аавик, разорившийся в Первую Мировую; новые владельцы, видимо не раз сменявшиеся, к 1939-му году таки подвели здание под крышу, но тут пришла советская власть и конфисковала его для нужд военной базы; затем случилась война, после которой планы поменялись, и лишь к 1959 году, после 48 лет строительства, пяти смен власти и в третьем по счёту с момента начала строительства государстве, таки был сдан как райкомпартии. Но как видите по заколоченным окнам, тут явное "место проклято!".

27.


На другой стороне - типичная для всей Эстонии, но весьма неожиданная в городе каменная мельница (1899), с 1976 года занятая кафе. Жалко, что крыльев нет (их поломало ещё в 2005 году ураганом), но чего стоят одни жернова-столики! А домик справа похож на проходную - судя по всему, это был аналог паровых мельниц, строившихся в те времена по городам всей Российской империи, но только крыльями махать на балтийских ветрах оставалось выгоднее, и такие мельницы в те годы крутились и в Ревеле:

28.


И всё же главное впечатление этих улочек - чувство какого-то особенного уюта и благополучия. И это не та часто встречающаяся в Прибалтике образцово-показательная благоустроенность со сверкающей плиткой на проезжей части и блестящими инсталляциями на каждом углу, а какое-то общее ощущение порядка и покоя "с человеческим лицом", с которым у меня всегда ассоциировалась глубинка "старушки-Европы". Той, где в ходу были марки и франки, в городах не строили мечетей и не носили хиджабов, гомосексуализм был протестом против системы, а рок-н-ролл казался спасением человечества и пугал старостветских старушек, ещё не забывших, как ревели над городом моторы "Мессершмидтов"... Подобные пейзажи можно обильно видеть у visualhistory по тегам 1960-80-х годов:

29.


30.


31.


Вернёмся на главную улицу, которая после Центральной площади называется уже Лосси (Крепостная). Вид назад с края бывшей экспланады, справа замыкающая "баронский квартал" городская резиденция фон Нольскенов (18 век) с "рыцарским" порталом 1830-х годов:

32.


Слева - Никольская церковь (1790), нечастный в Прибалтике (для православных храмов) 18-й век, подобные церкви я могу припомнить ещё в Таллине (деревянные), Пярну и Риге (куда более вычурные) и Тарту (а вот тамошний собор стал прототипом многих церквей именно для эзельской глубинки). Судя по всему, храм строился для гарнизона крепости, которой Аренбургский замок оставался до 1839 года.

33.


А ближе к замку, на бывшей эспланаде - виллы в деревянном югендстиле: как часто бывало в Прибалтике, курорт здесь начал развиваться почти сразу после упразднения крепости, а расцвёл к началу ХХ века. Напротив этих вилл - показанный в прошлой части курзал, а сами они вновь заставляют вспомнить мечты о Европе из-за Железного занавеса...

34.


И так мечталось, что самую внушительную виллу построили именно по мотивам этих мечтаний - в 1989-м году как дом отдыха одного из таллинских заводов:

35.


36.


Дальше - замок и гавань, показанные в прошлой части, так что съездим теперь на окраины, где находится ещё пара достопримечательностей. У восточного выезда из города - кладбище Кудьяпе, основанное в 1780-м году:

37.


Часовни у входа - 1840-х годов, а за оградой... Одно из красивейших кладбищ Прибалтики, в Эстонии, пожалуй, лучшее за пределами Таллина:

38.


39.


40.


41.


В совокупности - наглядное выражение того, сколь богат Сааремаа и строительным камнем, и баронами да купцами, позаботившимися о пышных могилах:

42.


Здесь же воинское кладбище - памятник советский, захоронения в основном немецкие:

43.


На западном выезде через речку Пыдусте параллельно дороге на добрую сотню метров вытянут Суурсильд - Большой мост, известный с 1650-х годов, а в нынешем виде построенный всего-то в 1820-е - но вида почти средневекового. Надо сказать, привели в порядок его недавно - по мере усыхания ручья и обветшания моста его арки закладывались землёй, и к началу 1980-х он представлял собой невзрачную заросшую дамбу:

44.


Заброшенная фабрика на заднем плане не случайно - как и всякий городок с немецким прошлым, Курессааре богат промархом, правда в основном использумым ныне явно не по изначальному назначению:

45.


Самое, правда, интересное из местного промарха - депо так не построенной железной дороги 1950-х годов, опознающееся по высокой водонапоркой башне - мы так не увидели, потому что узнал я о нём лишь по возвращении.

46.


А есть тут в общем и микрорайоны, и классические хрущовки из силикатного кирпича. Вот только вид у них совсем другой, особенно у подъездов - скорее Финляндия, чем Прибалтика. В этом и очарование Моонзундов - здесь понастроили хрущовок, но не порвали "времён связующую нить":

47.


В следующих трёх частях расскажу о глубинке острова Сааремаа - всякими красотами и древностями она насыщена ещё поболее, чем материк.

ОСТРОВНАЯ ЭСТОНИЯ
Остров Рухну.
Остров Муху. Ворота Моонзундов.
Два хутора Михкли. Сааремаа и Хийумаа.
Курессааре. Замок Аренсбург.
Курессааре. Город.
Сааремаа. Природа, мызы, мельницы.
Сааремаа. Средневековые церкви.
Сааремаа. Маяки и военные базы.
Хийумаа. Порты, мызы, город Кярдла.
Хийумаа. Церкви и маяки.
На денёк в Финляндию
Таллин-Хельсинки. На пароме.
Хельсинки. Впечатления первого дня о настоящей Европе.

Описание поездки и оглавление серии.

немецкое, Эстония, Сааремаа, дорожное, острова Эстонии, деревянное, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up