Транспорт Крыма

Nov 04, 2014 19:32



Крым - такое место, где есть, кажется, всё, что могло быть на постсоветском пространстве. В том числе - весьма экзотическая транспортная система, о самом актуальном элементе которой - многострадальной Керченской переправе - я рассказывал ещё в первые дни по возвращении. Но интересна здесь не только она: во-первых, в Крыму действует уникальная междугородняя троллейбусная линия, через горы связующая Симферополь, Алушту и Ялту; во-вторых, в Крыму обитают старейшие в бывшем СССР рейсовые трамвай (1957) и троллейбус (1972) и электричка (1959). Ясно и то, что скоро эти фотографии станут историческим (если уже не стали) - Россия эту систему будет или модернизировать (в том числе обновляя парк техники), или оптимизировать (по принципу: нет транспорта - нет расходов). Так что даже если я пишу о чём-то в настоящем времени - имейте в виду, что всё это актуально по состоянию на прошедшее лето.

Как известно, первую железную дорогу в Крыму построили в 1855 году англичане... да не совсем - ещё в 1843 году в Инкермане была конно-рельсовая дорога от каменоломен к пристаням, поставлявшая камень на строительство Севастополя. Английская железная дорога необычной в наших краях "индийской колеи" (1676мм), укомплектованная 5 паровозами, начиналась от Балаклавы, где силы коалиции устроили свою главную базу, и вела до позиций под Севастополем. О протяжённости Большой Крымской железной дороги (как они сами её называли) я видел данные от 9 до 32 километров, и говорят, до постройки этой линии доставить груз от Балаклавы до позиций англичанам было сложнее, чем из Англии до Балаклавы. После войны линию разобрали и продали Турции, причём не ясно, кто именно - англичане или наши. Ну а русская железная дорога сюда пришла достаточно поздно - в 1873-75 годах, связав с Большой землёй Симферополь и Севастополь; в 1895 году паровозный гудок услышала Феодосия, в 1900 - Керчь, в 1915 - Евпатория, а вот проект железной дороги на Южный берег, то ли от Симферополя, то ли от Севастополя, то ли от Бахчисарая обсуждался на рубеже 19-20 веков несколько десятилетий, да так ничем и не кончился (в 1911 году вместо поезда запустили из Севастополя первый в России междугородний автобус), и в целом я даже не знаю, расширялась ли сеть крымских железных дорог при Советах. Ныне их протяжённость - 1350 километров, и в основном они тянутся по степям, лишь в Севастополе проходя через низкогорья с несколькими виадуками и тоннелями. А вот станция Молодёжная на окраине Симферополя, в перспективе дороги - Чатыр-Даг.

2.


Ныне в Крыму действует собственная компания "Крымские железные дороги", фактически представляющая собой оказавшийся на территории России кусочек "Укрозализницы". Почему сюда не пришла РЖД - есть разные мнения: то ли боится санкций, то ли просто железные дороги двух стран развивались в последние годы слишком по-разному. В общем-то, летом КЖД от УЗ отличалась только логотипом и московским временем, а в остальном - те же старые грязные вагоны в синей гамме, те же аккуратненькие станции с плиточными перрончиками, та же непривычная дешевизна (например, из Севастополя в Симферополь летом можно было проехать за 35 рублей) и какая-то общая душевность:

2а.


Но и парк здешних электричек потрясающе архаичный - в основном это допотные ЭР1, выпускавшиеся Риге и Твери в 1957-62 годах - это старейшие рейсовые электропоезда и России, и Украины, а возможно и всего бывшего СССР. Самый старый из здешних поездов с номером ЕР1-33 построен в 1959 году, но вроде бы мне на глаза не попадался, а вот этой электричке, одной из самых молодых, 52 года.

3.


Причём архаика и снаружи, и внутри - чего стоят одни деревянные лавки! При этом несмотря на дешевизну, вполне приличные скорость и интервал (по крайней мере между Севастополем, Симферополем и Евпаторией), в основном они пустоваты, в то время как на автобус обычно не протолкнуться - видимо, большинство курортников о них просто не знают, и электрички служат транспортом "для своих".

4.


Более-менее современные поезда в Крыму тоже были, но их, чувствуя, куда дело движется, "Укрозализница" успела отогнать на материк. По крайней мере летом я наблюдал всего одну современную электричку в РЖДшной раскраске на линии Симферополь-Евпатория.

5.


Локомотивы тут тоже теперь в основном российские. Дальние поезда ходят в основном с материка до Симферополя, и летом я видел составы и из Киева, и из Львова, и из Донецка, и из Москвы, и при этом поезда с материковой Украины приходили и уходили, прямо сказать, не пустыми. Отвратнейший поезд, вернее 9 прицепных вагонов Симферополь-Москва, идущий через переправу я уже описывал в посте о переправе. Теоретически, существует ещё ночной поезд Севастополь-Керчь, а вот его практическое существование летом по крайней мере подтвердить не удалось.

6.


Товарняков в Крыму, к слову, тоже неожиданно мало. А "Единые билеты" породили весьма занятый курьёз - в никогда не имевшие вокзалов Ялту, Алушту и Судак теперь продают железнодорожные билеты через сайт РЖД, причём там же можно купить билет только на автобус без поезда. Некоторые шутят, что на самом деле эти автобусы - мотрисы на резиновых колёсах, ездящие по асфальту... но вообще-то парк автобусов имеют железнодорожные компании многих стран мира. Ялта, однако, станция РЖД, а не КЖД.
Хотя вообще-то не до шуток - всё равно сокращение обвальное...

7.


Много фотографий железнодорожного, да и вообще транспортного Крыма есть у kuzya-krymskii, я же проезжал только от Симферополя до Евпатории (вернее, до Сак), несколько раз между Симферополем и Севастополем (а посредине там ещё и Бахчисарай, если кто не знает), заходил посмотреть на вокзал Феодосии да уезжал из Керчи. Не видел я и Джанкой - главный железнодорожный узел Крыма. Самая живописная линия, кончено, между двумя "-полями", причём красивейший её инкерманский участок я оставлю для соответствующих постов, а вот несколько кадров от Симферополя до станции Почтовая:

8.


9.


Мечеть. Зодчество крымских татар, равно как и они сами, не имеет почти ничего общего с зодчеством российских татар, целиком опираясь на османскую традицию:

10.


11.


Типично "укрозализничный" вид станции Почтовая. Язык, как видите, летом по крайней мере тоже ещё не поменялся.

12.


Вокзальной архитектурой Крым бедноват - красивые вокзалы я помню лишь на крупных станциях, и сходу не могу припомнить ни одного дореволюционного (хотя и не буду утверждать, что их в приципе нет) - видимо, все были разрушены войной. Однако на той же Почтовой потрясающая водонапорная башня, построенная в начале ХХ века на пожертвование эмира Бухарского:

13.


Но и в татарских предгорьях (обитателям которых ещё предстояло быть выброшенными в бывшее владения эмира) смотрится как родная:

14.


А вот пара кадров "по ту сторону Бахчисарая" - с поезда местами видны эти удивительные столовые горы Западного Крыма. Не рискну опознавать их на глаз, но на вершинах многих - руины древних городов:

15.


16.


Помимо железной дороги, рельсовый транспорт в Крыму представлен трамваем. Когда-то на полуострове было целых четыре системы: 3 "метровой" колеи (такие ещё остались в Калининграде, Пятигорске, Львове, Виннице и Житомире) - в Симферополе (1914, закрыта в 1970-м), Севастополе (1899, заходила в Балаклаву, разрушена войной) и Евпатории (1914), а тажке одна "русская колея" в Керчи (1935, тоже разрушен войной). Уцелела из этого изобилия лишь система в Евпатрии, и её парк ныне - 15 вагонов "Татра" и 8 вагонов "Гота-57", последние, выпущенные в 1957 году, являются старейшими линейными трамваями в бывшем СССР:

17.


Кроме того, продолжением Евпаторийского трамвая служит уникальный трамвай села Молочное (1989) - 2-километровая бесплатная общедоступная линия, связующая пансионат и море, и я очень хотел на неё заехать... но тем летом из-за спада сезона трамвай начал ходить лишь в августе, когда я уже перебрался в восточную половину Крыма и хотел поскорее домой.

Так что ныне самый "крымский" вид транспорта - это троллейбус. И кстати, старейший линейный троллейбус бывшего СССР тоже обитает здесь, где-то в Симферополе - "Шкода 9Т" 1972 года выпуска вроде той, что на фото, с бортовым номером 3400. Но мимо меня она как-то не проезжала.

18.


Фактически, на полуострове три системы... охватывающие, однако, 5 городов. Свои троллейбусы есть в Севастополе (1950) и Керчи (2004), причём севастопольский парк радикально отличается от крымского преобладанием советских и российских машин.

19.


А вот у Симферополя, Алушты и Ялты троллейбусная система, созданная в 1958-61 годах, общая: три города, через горы и перевалы и всякие мелкие сёла связует троллейбусная линия длиной 96 километров, при этом ветвящаяся на отдельные маршруты внутри каждого из них - общая протяжённость контактной сети Крымского троллейбуса 314 километров, а его 25 маршрутов обслуживает 244 машины (для сравнения, в Москве - порядка 600, 100 и 1600 соответственно). Парк чрезвычайно разнообразен - тут и "Шкоды" разных лет, и современная техника из России, Украины и Беларуси.

20.


В общем, хотя это не единственный междугородний троллейбус бывшего СССР, сопоставимых по масштабу и сложности систем нет нигде в мире, да и большинство междугородних линий проходят внутри агломераций, фактически единственная, кроме этой, действительно загородная линия - Ургенч-Хива в Узбекистане. Ходят троллейбусы несколько медленнее автобусов, останавливаются на загородных остановках независимо от наличия входящих и выходяищх, имеют вполне "междугороднюю" компановку салона (который я, к своему стыду, забыл сфотографировать), и также впечатляюще дёшевы:

21.


Местный феномен - троллейбусные станции, коих всего 4.
Симферополь-Аэропорт совмещена с автостанцией, но кассы и перроны у них разные, и что удивительно - троллейбус тут был отменён в 1998 году и восстановлен уже под Россией, что весьма странно, учитывая "любовь" наших чиновников к электротранспорту. Вот рядышком две машины - луцкий "Богдан" в Ялту, чешская "Шкода 14Т" в Симферополь:

22.


Симферопол-Вокзал - самая крупная, соседствует с железнодорожным вокзалом (башня на заднем плане), автостанцией "Курортная" (то есть тут площадь Трёх Вокзалов, выходит!) и главным узлом городских троллейбусов, и предназначена в общем-то для того, чтобы успевший от нетерпения облачиться в плавки прямо в поезде курортник заскочил в троллейбус и прямо с него нырнул в море где-нибудь под Аю-Дагом... утрирую, конечно, но атмосфера здесь настраивает на подобный лад.

23.


Троллейбусы из аэропорта на Южный берег тоже все заезжают сюда, так что это - главный узел всей системы:

24.


Самая интересная станция - в Алуште, причём она расположена довольно далеко от автовокзала и обслуживает только собственно алуштинские троллейбусы, в то время как ялтинские останавливаются на автовокзале.

25.


Часть её занимает аквариум, но есть и кассы, и что-то вроде зала ожидания. У Алуштинской троллейбусной станции и архитектура самая интересная:

26.


А самая невзрачная из четырёх станций - в Ялте, через улицу от автовокзала:

27.


Дальше полюбуемся самой трассой, часть видов которой была снята из окна банальнлго автобуса, тем более сама эта дорога строилась в 1824-26 годах и вовсе как гужевая.. Подъём в горы начинается недалеко от Симферополя, и здесь движение наиболее интенсивно - помимо троллейбусов в Алушту и Ялту, есть ещё несколько пригородных маршрутов из разных частей Симферополя до села Перевальное.

28.


Собственно, вон та труба - уже в Перевальном, а Красная пещера (Кизил-Коба) по указателю - самая крупная из тысяч крымских пещер (протяжённость 25км), но далеко не самая красивая.

29.


Поднимаемся на Ангарский перевал. Над дорогой нависает Ангар-Бурун (1452м) - одна из двух вершин Чатыр-Дага:

30.


Собственно Ангарский перевал (752м) с живописной остановкой. Есть тут и своя крошечная речушка Ангара:

31.


Троллейбус-памятник на высшей точке трассы... Но в принципе он тут втрое ниже, чем в киргизском Нарыне.

32.


Памятников по дороге вообще немало - например, "Партизанская шапка" ещё до перевала, или Сталинская груша в лесу - дерево, ствол которого проходит насквозь труба родника, из которого по легенде пил когда-то Вождь Народов. Самый известный памятник - Кутузовский фонтан (1831) близ места, где в 1774 году в бою с турецким десантом, пытавшимся вернуть османские владения в Крыму, стал одноглазым будущий великий полководец. Вернее, ранен он был ниже по склону, а здесь, на источнике Сунгу-Су (Штык-вода) ему промывали рану, и вообще основан памятник был в 1804 году одним турком в честь погибшего в том сражении отца.

32а.


Вот уже и Демерджи впереди показалось, с её неповторимыми каменными столбами Долины Привидений. Наверху хорошо видна Голова Екатерины, взирающая на отвоёванный у турок берег:

33.


Вдоль дороги много смотровых площадок, кафешек, торговых развалов, отходящих троп вверх и вниз... Вот например от этой каменной юрты должен быть отличный вид на Димерджи... а далеко-далеко внизу показалась Алушта:

34.


В Алуште мне очень повезло - с командировочки туда и началась поездка, и 4 дня я (не за свой счёт) жил в шикарном отеле. В Алушту я приехал по делам, из Алушты дальше по трассе отправился на отдых. Вид из заднего окна - над Алуштой нависает Демерджи во всей красе:

35.


На выезде - ещё один памятник партизанам (1981) этих гор:

36.


Из Алушты и Ялты есть собственные троллейбусные маршруты, заходящие в том числе в сёла Запрудное и Верхняя Кутузовка (из Алушты), Краснокаменка (из Ялты), стоящие чуть выше трассы. Сама же трасса порой идёт над обрывами будто бы к самому морю, но на самом деле лишь к следующим "террасам" Южного берега.

37.


И видно отсюда на самом деле многое, в первую очередь Аю-Даг и Гурзуф, но почти всегда сквозь деревья, поэтому фотосъёмке эти виды практически не поддаются.

38.


Зато вдоль трассы много колоритных УССРовских остановок - говорят, по таким фанатеют западные вольные путешественники и чуть ли не организовали кампанию по включению их в ВКН ЮНЕСКО. Троллейбус делит их с автобусом:

39.


40.


41.


41а.


Вот уже и Ялта показалась - на неё открываются хорошие виды с большими "окнами" в деревьях:

42.


Хорошо видны "рожки" Ай-Петри - не самой высокой, но самой красивой горы Крыма:

43.


В далёком 1995-м в Ялте я впервые в жизни увидел горы, и много лет ещё мечтал увидеть их вновь - хоть где-нибудь, и меня приводило в восторг всё, что выше пары сотен метров, пока я не увидел наконец настоящие горы Тянь-Шаня. В Крым же я возвращался с интервалом в 9-10 лет, но ни второй, ни третий раз здешние горы меня уже так не впечатляли. Вообще, я не люблю Южный берег из-за этой туристической приторности. Наверное, стоит как-нибудь сюда наведаться зимой.

44.


А жёлтенький "Богданчик" в кадре не случайно - всё же господствуют на крымских дорогах, как и в материковой Украине, на пару с "Эталонами" именно они. Кое-где эти украинские бусики водятся и в России, даже в Москве, но думаю, теперь Крым ещё долго будет их "заповедником" в контексте РФ. В принципе, они в любом случае гораздо комфортабельнее паршивых "Газелей", так что при нынешем отношении властей к транспорту Крым избежит той повальной "газелизации", с которой я тихо офигевал прошлой весной на югах от Ставрополья до Астрахани. Цены на автобусы тут в общем-то не аномальные, но сильно отличаются между двумя регионами: из Севастополя в Симферополь или Евпаторию билет обойдётся рублей в 150-200, что даже по российским меркам очень немало, в то время как на аналогичное расстояние в пределах Республики Крым - в пределах 100 рублей.

45.


Автобусное сообщение в Крыму очень интенсивно... но всё равно не справляется с его огромным туристическим потоком. Постоянные очереди, невозможность в большинстве городов взять билет "перед отправлением", проблематичность поймать маршрутку на трассе - спасает лишь традиционная незаконопослушнось местных водил, готовых взять стоя. А вот Курортная автостанция Симферополя - если тут такие очереди в провальный сезон, то какие же тогда в нормальный?!

46.


Ещё один неотъемлемый атрибут крымского автобуса - татарский флаг с тамгой ханского рода Гиреев. Составляя всего около 15% населения Крыма, татары занимаются весьма публичными делами - держат общепит, водят автобусы, торгуют в бойких местах, поэтому контактируешь с ними тут достаточно часто. Вот интересно - этот флаг они на под стекло всегда вешали, или только с присоединением к России?

46а.


Вообще, именно Крым для России родина междугородних автобусов: первый в империи маршрут открылся в 1911 году между Севастополеми и Ялтой. А вот колоритный туристический автобус на яйле Чатыр-Дага около Мраморной пещеры, старенький "Autosan" польского производства. Туристические автобусы - тоже неотъемлемая часть крымских дорог.

47.


Есть в Крыму и немного морского транспорта, но работает он чисто на туристов (за исключением пассажирских катеров и паромов Севастопольской бухты). Вдоль Южного берега курсируют старенькие катера, по сути передвижные смотровые площадки, и например от Мисхора (где снят этот кадр) до Ялты билет на такой стоил около 250 рублей, что в несколько раз дороже автобуса. Курсируют они, однако, с вполне рейсовые интервалом, каждые час-полтора:

48.


Также в ходу самодельные "аквамаршрутки" совершенно азиатского вида, причём как прогулочные, так и вполне себе рейсовые и обслуживающие в первую очередь многочисленные укромные бухты в окрестностях Балаклавы, ставшей "столицей" этого вида транспорта.

49.


В следующей части... а не знаю пока, что в следующей части, рассказ о Крыме выходит хаотичным, как и само путешествие. Может, сразу перейду к севастопольской серии, а может ещё что-нибудь напишу про Крым в целом или его отдельные города и веси типа Алушты.

P.S.
Итак, тут обитают самые старые в бывшем СССР троллейбус, трамвай и электричка. Самые старые тепловозы - наверное, узкоколейные ТУ2, старейшие (1956) на всяких ДЖД, а из собственно транспортных линий - на Боржавской УЖД в Закарпатье. Из широколейных - видимо, "венгродизели" Д1 (1969) где-то в Восточной Украине (хотя я их видел в Западной). Так что теперь меня одолевает вопрос - где в постоянной рейсовой эксплуатации на постсоветском пространстве ходит САМЫЙ СТАРЫЙ АВТОБУС?!

Другие посты о Крыме - см. здесь.

транспортная экзотика, природа, железнодорожное, Крым, дорожное, транспорт, автобусы, автодорожное, троллейбусы, морской транспорт, трамваи, курортное

Previous post Next post
Up