Дубна. Часть 3: Институтская часть

Sep 20, 2014 03:00



Дубна, как можно было убедиться в прошлых частях, город неожиданно многоликий - в первой части я рассказывал о её железнодорожной и исторической составляющей, во второй - о гидротехнической и левобережной, ну а в завершение расскажу о сердце Дубны - Институтской части, выросшей вокруг основанного в 1956 году Объединённого Института Ядерных Исследований (ОИЯИ!). В честь него названы целых два элемента таблицы Менделеева - дубний (№105, посвящённая ему стела была на заглавном кадре первой части) и флёровий (№114)... но когда я учился в школе, наша таблица Менделеева заканчивалась на 109-м мейтнерии.

Хотя официально ОИЯИ был основан в 1956 году как наш ответ ЦЕРНу (1954), ядерные исследования к тому моменту велись тут уже полным ходом. Начиналось всё чисто по-советски: секретный ядерный проект, личная ответственность Берии, конспиративное название, глухие леса с чистым воздухом для учёных... Собственно, на Левом берегу с 1930 года уже действовал авиазавод, а на Волге - Иваньковской ГЭС у начала канала имени Москвы - в общем, база для строительства наукограда уже сложилась. В 1946 году по инициативе будущего "отца советской атомной бомбы" Игоря Курчатова была основана Гидротехническая лаборатория АН СССР, где в 1949 году под руководством Михаила Мещерякова и Венедикта Джелепова заработал крупнейший в мире ускоритель заряженных частиц синхроциклотрон, В 1951-57 годах под руководством Владимира Векслера строится синхрофазотрон, "в основе работы..." которого, как все знают с лёгкой руки Гайдая, "...лежит принцип ускорения заряжённых частиц в поле магнита". В 1950-х всё это лишь открылось миру: в 1953 году Гидротехническая лаборатория обрела "настоящее" название Институт ядерных проблем и была рассекречена, а в 1956 году был создан Объединённых Институт Ядерных Исследований (JINR), центр всей ядерной науки соцлагеря - ныне, с учётом распада СССР, в нём участвует 18 стран, включая евросоюзные Чехию и Польшу. Уже построенный вокруг ОИЯИ посёлок был преобразован в город Дубна, черед два года объединившийся с левобережным Иваньковом. Ну а старейшие его здания - ровесники синхрофазотрона и синхроциклотрона:

2.


В отличие от многих других атомградов, Дубна никогда не была ЗАТО - напротив, она стала витриной советского Мирого Атома, и ОИЯИ было сделано около половины всех открытий СССР в своей отрасли. Ещё в советское время здесь работало немало иностранцев (при этом, Левый берег для них был закрыт), а советских ядерщиков нередко командировали в ЦЕРН (Женева). Ныне институт и вовсе имеет статус "международного", его территория находится в ином правовом поле, а полномочия российских представителей власти распространяются за его ворота лишь в особых случаях. ОИЯИ сотрудничает с крупнейшими ядерным институтами мира - университетом Беркли, ЦЕРНом в Швейцарии, Институтом тяжёлых ионов в немецком Дармштадте; в его Учёный совет входят многие физики из Европы и США. Большинство исследований ОИЯИ далёкому от физических наук человеку (типа меня) не понять, самое доступное восприятию - синтез новых химических элементов. Тут вклад Дубны впечатляет:
- в 1961 Дубна и Беркли независимо друг от друга впервые получили лоуренсий (№103),
- в 1964 здесь был впервые получены нобелий (№102) и курчатовий (№104, в 1969 он был независимо получен в Беркли как резерфордий и это название стало каноническим).
- в 1970 опять же независимо друг от друга с тем же Беркли в ОИЯИ получили дубний (№105) - отсюда давняя легенда, якобы дубний получили в Беркли, а берклий (№97) - в Дубне, и названия эти дали из уважения друг к другу.
- в 1976 - борий (№107), в 1981 независимо полученный в Дармштадте.
Дальше наступило видимое затишье. Сиборгий (№106) получили в 1976 в Беркли, затем особенно преуспел Дармштадт, где в 1984 получили хассий (№108), в 1982-м - мейтнерий (№109), в 1994 - дармштадтий (№110) и рентгений (№111), в 1996 - коперниций (№112)... а затем вновь в лидеры вышла Дубна - все элементы, полученные после 1998 года, были получены здесь: флеровий (№114) в 1998-м, ливерморий (№116) - в 2000-м, а следом и пока безымянные №113 и 115 (2004), №118 (2006), №117 (2009), правда - совместно с Ливерморской лабораторией в США: если я верно понял, американцы готовят "мишени" (то есть ядра атомов-"заготовок"), а наши их здесь в своих ускорителях бомбардируют заряженными частицами (извиняюсь перед физиками, если сморозил глупость). Дело в том, что ядерные физки выявили "остров стабильности": искусственные сверхтяжёлые элементы "живут" доли секунды, но с очередного элемента их период полураспада начал не уменьшаться, а увеличиваться. Стало быть, есть вероятность получить долгоживущий свертяжёлый элемент.

3.


В общем, от меня как географа все эти темы очень далеки, в дебри работы ОИЯИ с элементарными частицами вроде кварков я даже заглядывать не хочу, потому что это для меня сродни незнакомым языкам. Лучше погуляем по Институтской части - удивительно приятному району с невысокими домами на зелёных чистых улицах без аляповатых вывесок и рекламных щитов. По словам Фёдора dubna-petrov, здесь абсолютно безопасно в любое время суток. По этим улицам ходят люди очень характерной внешности: мягкие лица, клетчатые рубашки, огромные очки, длинные волосы с проседью - я даже не ожидал, что внешность многих физиков окажется настолько стереотипной - но фотографировать их постеснялся. И чуть ли не в каждом квартале стоит памтник какому-нибудь великому учёному.

4.


Один из центров Институтской части - площадь Мира. На кадре выше - бывшая столовая "Дружба", на кадре ниже - бывшая мэрия:

5.


Посредине - сквер:

6.


ОИЯИ состоит из 7 лабораторий, каждая из которых - фактически, отдельный институт. Ближайшая к центру площадка называется ЛЯП, что переводится как Лаборатория ядерных проблем (звучит, надо сказать, весьма устрашающе - это что ещё за ляп у атомщиков, что проблемы?!), где находятся 6 лабораторий: собственно ядерных проблем имени Венедикта Джелепова, теоретической физики имени Николая Боголюбова, ядерных реакций имени Георгия Флёрова, нейтронной физики имени Ильи Франка, радиционной биологии, информационных технологий, а также синхроциклотрон (вокруг которого всё это и строилось) и быстрый импульсный реактор. Синхроциклотрон ныне используется в медицинских целях, да и просто остаётся отправной точкой города. Проходную ЛЯПа с Лабораторией теоретической физики (можно разглядеть мемориальную доску Боголюбова) я сфотографировал из окна машины, и по словам Фёдора, вообще-то этого делать не надо - рядом обитает собственная ОИЯИевская воинская часть, где сидят чрезвычайно злобные женщины с автоматами (!), отгоняющие шпиЁнов-фотографов.

7.


От проходной через железную дорогу ведёт улица Жолио-Кюри - французский учёный посещал Дубну на заре её открытия миру, а в 1958 году умер в своём Париже, и в честь него назвали главную улицу Институтской части. Администрация ОИЯИ, корпус 2:

8.


И основное административное здание ОИЯИ - Дом учёных, можно сказать - центр Дубны. Больше всего, конечно, местным известна его столовая, где кормят вкусно и недорого, а контингент - цвет ядерной науки... но по словам Фёдора, посторонних туда в последнее время не пускают. Рядом - памятник Николаю Боголюбову, одному из основателей ОИЯИ (наряду с тем же Флёровым) и его директору в 1965-88 годах. Был, к слову, верующим человеком и в 1989 добился открытия ратминской церкви (см. первую часть) - по словам Фёдора, среди учёных в ОИЯИ много как убеждённых верующих, так и убеждённых атеистов (и думаю, именно атеистов, а не я-агностиков). Вообще же, при всей своей невзрачности, Дом учёных - место особое, я на него смотрел с почти священнным трепетом.

9.


Напротив - Горкомовский сквер. Сам горком вдалеке - ныне офисное здание, а "Фонтан с голубем" был известен тем, что голубя регулярно крали, столь же регулярно и восстанавливали. Вот как описывает его историю Фёдор: В 1990-каком-то его украли и с тех пор не восстанавливали, а в 2012-м местные жнтузиасты решили его восстанвоить. Восстановили - он побыл, потом его украли. В 2013-м его восстановили опять, прочнее - его все же поломали. Теперь, в 2014-м, его восстановили в третий раз за последнее время - еще более прочным.

10.


На перпендикулярной улице Векслера стоят особнячки в сталинском стиле - такие строились на Большой земле чаще для всяких генералов и членов ЦК, а здесь - для важнейших учёных.

11.


Один недавно сильно перестроили:

12.


За улицей Векслера, в сквере - ещё одна подборка мозаик Нади Леже, гораздо более крупная, чем у ДК "Октябрь" на Левом берегу, где я рассказывал их историю (подробнее здесь). Тут в основном всякие деятели культуры вроде Чайковского или Толстого.

13.


14.


ДК "Мир" - как и большая часть показанных зданий, формально чуть старше города (1954):

15.


15а.


Перед ним - аллея Высоцкого и памятник Владимиру Семёновичу (2008), давно уже в России не единственный и я бы сказал - самый удачный из тех, что я видел. В Дубне, конкретно в этом ДК, Высоцкий выступал не раз.

16.


На углу Дома культуры с лотка продавали по 30 рублей пирожки, оказавшиеся потрясающе вкусными. За ДК - сквер с памятником Мещеряковму, которого многие почему-то принимают за Хрущёва:

17.


Парк упирается в волжскую набережную с парой беседок:

18.


Под набережной пляж, с пляжа хороший вид на Иваньковскую ГЭС:

19.


В окрестностях ещё пара объектов инфраструктуры ОИЯИ - "старая гостиница" (ныне управление гостинично-ресторанного комплекса - совсем не праздная штука, ведь тут международные конференции не редкость).

20.


И собственно гостиница "Дубна", в окрестностях которой количество стереотипных научных типажей достигает апогея. В её ресторане тоже можно пообедать, созерцая маститых учёных со всего мира за соседними столиками, хотя конечно и не так, как в Доме учёных.

21.


А вот ещё объект инфраструктуры на другом конце Институтской части - заводская котельная и производственная площадка: как уже говорилось в первой части, ОИЯИ имеет собственное производство уникального оборудования для своих лабораторий и участвовал в строительстве Большого Адронного коллайдера (ибо его аналоги, только поменьше, есть и в самой Дубне).

22.


Замыкает Институтскую часть, у выезда на Ратмино, нынешняя администрация Дубны:

23.


А в лесу по дороге скрывается вторая площадка ОИЯИ с всего одной лабораторией - физики высоких энергий:

24.


За этой проходной стоит тот самый синхрофазотрон и строится на основе старого нуклотрона ионный коллайдер "NICA". А внешне легендарные места часто бывают невзрачны:

25.


По лесам вокруг Дубны вообще немало интересного. Скажем, деревня Александровка (куда помещик Вяземский в 1850-х переселил крестьян из Ратмино, а название их деревни отдал своему усадебному селу Городище) ныне выглядит так:

26.


В Дубне есть свой университет, открытый в 1994 году - конечно, второго Беркли (где университет и научный центр, как и всюду в англосаксонском мире, единое целое) из Дубны не получилось, и учатся тут в основном люди из Московской и Тверской областей. Это, кстати, к вопросу о низких позициях российских вузов в международных рейтингах - другое устройство и стало быть несоответствие критериям. "Западный" университет - это фактически академгородок, а не только учебное заведение.

27.


Часы на стене ГУПОЧ очень красиво звенят. А в скверике - ещё одно пулемётное гнездо с войны (другое я уже показывал на Иваньковской ГЭС):

28.


Дальше в ту сторону есть ещё Центр международной космической связи, пущенный в 1980-м году для трансляции Олимпиады в капстранах... а при нём Станция радионуклиидного контроля, через многочисленные наземные станции отслеживающая колебания земли и состав воздуха на предмет признаков ядерного взрыва по всему Земному шару.

29.


Объект был жутко секретным и воинская часть при нём замаскировалась под учёбную часть ВВС с чехословацким тренировочным смолётом Л-29 "Дельфин". Последний разработан в 1959, выпускался в 1963-73 годах, и наклепали чехи 3665 штук - самый массовый учебный самолёт в истории, и как вполне себе боевой участвовал в нескольких войнах от Нигерии-1967 до Осетии-2008. Такие самолёты состояли и на вооружении Ичкерии, но были уничтожены на аэродроме в начале войны:

30.


В лесу южнее Большой Волги располагается довольно внушительная промзона у завода "Тензор" (1973), выпускающего ядерное оборудование, в первую очередь средства контроля и защиты.

31.


Панно, видимо, изображает, что бывает с теми, кто оборудованием этим в работе пренебрёг:

32.


Ещё тут есть церковь Святого Пантелеймона, в 1996 году переделанная из какой-то подсобки:

33.


Завод тогда вообще был в упадке, и часть его территории заняла фабрика "Экомебель", соорудившая в 2005 году у автобусной остановке гигантский стул из натурального дерева:

34.


Рядом, кстати, образец городского транспорта и ещё пара инсталляций "Экомобели". Указатель свидетельствует, что Дубна - центр Европейской части России... вот только крайние точки, по которым он вычислялся, очень сомнительны: Заполярный (севернее него есть как минимум Печенга), Махачкала (а Дербент?!), Калининград (но не Балтийск) и Ижевск (за которым вообще-то ещё целый Пермский край!). Ну что ж, такая нынче у нас мода...

35.


Неподалёку довольно симпатичная церковь Всех Святых, в Земле Российской просиявших, а за ней проходит Новое шоссе... новое оно, впрочем, уже с полвека, и ведёт от трассы прямо к ОИЯИ, чтобы участники международных конференций не видели непрезентабельных в те времена районов Большой Волги:

36.


А ещё, по словам Фёдора, в Дубне сильно отличается от общероссийской и политическая культура. Авторитетных людей с космополитичными взглядами здесь очень много, а их не столь мудрой, но более активной под брендом фамилии родни - ещё больше. Многие постоянно на связи с коллегами в Европе и Америке. Многие - в обиде на власть за все те унижения, что пережила в последнюю четверть века русская наука. "Единая Россия" на выборах 2011 года тут оказалась даже не на втором, а на третьем месте. Но в отличие от всякой "творческой интеллигенцией", здешних учёных у меня язык не повернётся обозвать "пятой колонной". Пятая колонна и граждане мира - совсем не одно и то же...

37а.


Такой вот очень странный город... С одной стороны, во всё, что я тут написал, мне самому верится с трудом - с 1990-х я как-то привык, что в сфере высоких технологий всё плохо и будет только хуже. Собственно, о Дубне-то я узнал от своей учительницы физики (увы, напрочь забыл её имя!) в старших классах - и думаю, плохо тут было в 1990-х, если учёные шли в учителя, профессию и сейчас-то не денежную. Однако три столпа российских высоких технологий остались с нами со времён СССР, когда мы были не только их лидерами, но зачастую и первопроходцами - ракеты, космос и ядерная энергетика, и Дубна - флагман одного из них.

37.


Надо бы узнать, есть ли какие-то экскурсии на старые объекты ОИЯИ, а ещё - съездить к знаменитому нынче "Шару около Дубны"... Да и просто поездить по другим наукоградам, скажем в Обнинск с его первой в мире АЭС. А прежде из похожих мест я видел Пущино и Новосибирский академгородок.

"Атомная быль", Дубна, дорожное, Подмосковье

Previous post Next post
Up