...Как уже говорилось
в прошлой части, никель на Печенге начали добывать ещё финны в 1930-е годы. Однако Заполярный, единственный город Печенги (15 тыс. жителей) - целиком и полностью советский проект. Само Ждановское месторождение, крупнейшее на Печенге, было открыто в 1946 году, город основали в 1955, а железную дорогу к нему тянуть начали в 1957. Здесь нет финских следов, но есть кое-что другое: Кольская сверхглубокая скважина, уходящая в землю более чем на 12 километров - одна из ярчайших советских легенд, ныне обращенная в руины. И всё это - в настоящем горном массиве рудничных отвалов.
Прошлую часть мы закончили тем, что в живописную природу Лапландии внезапно вторгся чёрный отвал. Пейзаж меняется в одночасье - ещё минуту назад ты ехал среди зелёных гор, и вдруг оказываешься среди выжженной земли и металлических обломков.
Справа тянется дамба, за которой - ядовитая вода отстойников:
Слева - бесконечная цепочка отвалов, образующих настоящий хребет:
Сквозь мутную гарь виден Заполярный - несколько кварталов пятиэтажек на сопке:
Вот появляются три трубы, одна из которых буквально изрыгает струю желтоватого дыма:
Затем триптих распадается, и обнаруживается, что бездымные трубы - обыкновенная ТЭЦ, а дымит горно-обогатительный комбинат:
Поезд прибыл. Вокзал - прямо внутри комбината, вид почти что с подножки вагона:
Точнее, поезду ещё ехать 20 километров до Никеля, но я да ещё один мужичок - последние пассажиры. Путепровод совмещён с заводской галереей:
Станция Заполярная - до города ещё пара километров. На путях примечателен ПЭ2 - рудничный локомотив, таскающий вагоны наверх со дна карьера:
На той стороне - административные здания Кольской горно-металлургической компании и автобусная остановка. Автобуса мы ждали минут 15, и за это время мой попутчик успел меня обнадёжить - ветер дует на город. Потом подошла маршрутка, и старый водитель предупредил, что мой рюкзак может заинтересовать охрану - через несколько минут мы проехали заводской КПП. Проверка выглядела так: угрюмый ЧОПовец заскочил в переднюю дверь, пробежал салон бегом и выскочил в заднюю дверь. Попетляев по городу, маршрутка приехала на автовокзал, а через 10 минут я уже был в гостинице.
Собственно, именно гостиница и была моей главной целью в Заполярном - он стоит на полпути между Никелем и Печенгой, поэтому служит идеальной базой для вылазок. Отель "Печенга" - довольно дорогой (1600р. за одноместный номер), но довольно качественный, да и к тому же первая за две недели моего путешествия еврогостиница, а не деревянный дом с баней. Основной контингент - вовсе не командировочные, а туристы - приехавшие на уик-инд финны и норги (так тут называют норвежцев), и едущие в Норвегию мурманчане. Гостиница расположена на главной площади, и на этом кадре - не она:
И надо сказать, толком погулять по Заполярному я как-то не сподобился. Днём - жара и времени нет, вечером - усталость. Да и в сущности, не на что тут смотреть - ну, пара ДК, ну, водонапорная башня, ну, может артефакты какие-нибудь. А в целом - обычный советский город с характерными для Крайнего Севера пятиэтажками без балконов, напоминающими вагоны. Здесь чисто, хорошие дороги, покрашенные дома - но местами попадаются глазницы покинутых квартир. А самое сильное и страшное впечатление Заполярного - здесь на улице пахнет серой.
Заполярный, Никель и расположенный в центре Мурманской области Мончегорск - это и есть Кольская ГМК, ныне дочернее предприятие "Норильского Никеля". В Заполярном медно-никелевую руду преимущественно добывают, в Никеле из нее делают файнштейн (концентрат), а выплавка металла - уже в Мончегорске. Вокруг Заполярного - множество шахт и карьеров:
Я спрашивал и о зарплатах. Местные, конечно, недовольны, и главный предмет их зависти - отнюдь не Москва, а Норильск. Здесь рабочий получает около 30 тысяч, инженер - около 60, в Норильске же те же специальности, как говорят местные - 100 и 200 тысяч соответственно. Правда, признают, что в Норильске даже за такие деньги жить не легче. Те же, кто никак не связан с ГМК, получают в среднем 5-7 тысяч. Что интересно, местные убеждены, что за такую зарплату никто не будет работать не только в Москве, но и во всей Средней России. Наверное, им не случалось бывать в среднерусских райцентрах...
Пейзаж вокруг Заполянрного выглядит странно, особенно в такую жару. То ли тундра, то ли пустыня. В низинах - криволесье, на сопках - обожженная заводскими выбросами тундра:
Местами растительность полностью сожжена:
Кое-где попадаются снежники. Очень странное зрелище: на улице почти 30 градусов, а рядом лежит снег, не успевший растаять с зимы. Впрочем, как мне сказали местные, это не удивительно - сегодня 30 градусов, а завтра ветер сменит направление, и похолодает до нуля.
Между Заполярным и Никелем - последние 20 километров железной дороги. Надо заметить, изначально всё это была второстепенная ветвь от линии Кола-Печенга, теперь же всё наоборот. Более того, ветку Заполярная-Никель построили лишь в 1968 году:
Между городами поезд ходит без остановок (а то и без пассажиров), но развалины каких-то станций есть. На заднем плане - тундра, сожженная пожаром. И такое бывает...
А вот по долине идёт поезд в сторону Никеля. Грузовое движение здесь вполне исправное:
Но у пассажиров куда популярнее автодороги. Из Заполярного и Никель уходит по несколько маршруток утром и вечером с интервалом в полчаса, а днём - раз в 2-3 часа. Вообще, тут довольно многом машин - и легковые, и грузовики, и даже такая необычная вещь на российских дорогах, как трейлеры - конечно же, с номерами Евросоюза: норги и финны приезжают сюда на выходные - отдохнуть, отовариваться и выпить по дешёвке, и часто в трейлерах и живут.
Из Никеля назад в Заполярный я ехал автостопом:
И разговорившись с водителем, обмолвился, что хочу побывать на руинах Кольской сверхглубокой скважины. Она находится где-то на полпути между Никелем и Заполярным, как написали в путеводителе - в 2 километрах южнее трассы. Мужик сказал, что там 8 километров, и предложил меня подвезти за деньги. Я был слишком измотан жарой, и согласился - тем более что я сам не знал поворота.
На самом деле поворот к сверхглубокой найти предельно просто - со стороны Заполярного проезжаете мост над железной дорогой (на кадре выше), а дальше над трассой нависает заброшенный радар. Вот у него-то и находится поворот:
А сама дорога выглядит так. Мы въезжаем в Страну Отвалов. Ведь содержание меди и никеля в руде - не более 1-6% (для сравнение, железа в железных рудах - 15-60%), и чтобы добыть одну тонну меди, надо перелопатить сто тонн породы. Так и возникло это рукотворное нагорье из промышленных отходов:
Увы, чёрный камень и контровое Солнце почти не оставили мне шансов заснять некоторые виды удачно. Но они впечатляют - настоящие горные хребты и долины. В этом чёрном песке скрыта едва ли не вся таблица Менделеева, и когда-нибудь здесь начнётся повторная разработка того, что не вычерпали сначала.
И пока мы едем через отвалы, расскажу кратко историю Кольской сверхглубокой скважины:
Идея пробурить дыру в Нижний мир не покидала человечество уже давно: еще в 13 веке китайцам удалось выкопать колодец глубиной более километра. Лишь в 1930 году на Западе появились первые скважины глубже 3 километров. Саму идею сверхглубокого бурения "вбросили" США в 1958 году со своим проектом "Мохол" (сокращение, обозначающее примерно "дыра до поверхности Мохоровичича", то есть границы мантии) - они бурили в океане, так как земная кора там гораздо тоньше, но глубже 800 метров забуриться не смогли, а смета в итоге оказалась такова, что Конгресс свернул проект от греха подальше. Однако идея понравилось Никите Сергеевичу Хрущову, и в 1960-е годы наступило время советских сверхглубоких скважин.
Всего их был пробурен десяток - первые две в Прикаспии, третья - на Кольском, четвертая - на Урале, одна в Коми, две в Западной Сибиири, еще одна в Кривом Роге... Но именно СГ-3 на Кольском полуострове, заложенная в 1970 году, в итоге стала крупнейшей из этих скважин. Бурили её обычной буровой техникой, и изначально КСГ выглядела примерно так:
С сайта, посвященного Кольской сверхглубокой.
До 7 километров бурили по накатанной - тут технологии уже были отработаны, тем более в США имелась нефтяная скважина глубиной 9,5 километров. Сложность в том, что работу приходилось останавливать каждые 8-10 метров и извлекать керн - то есть поднимать наверх самое острие скважины. На эту процедуру уходило около 18 часов, то есть 8-10 метров в день было здесь нормальной скоростью. Быстрее нельзя - при быстром подъёме с большой глубины керны просто рассыпались от перепада давления. Температура на дне скважина достигала 220 градусов.
Хуже было другое: тогда ещё не были отработаны технологии наклонного бурения, ствол скважины, ставший по соотношению длины-ширины тончайшей ниткой, было нужно держать вертикально. Бур постепенно расширял стенки скважины, и она превращалась в "стакан", где он мотался. Советским геологам удалось обойти и это препятствие, но всё же не удалось избежать аварий. Впервые скважина достигла 12 километров в 1983 году, после чего её было решено рассекретить и продемонстрировать участникам Международного геологического конгресса. Мировая геология была в шоке - в те годы существование скважин такой глубины казалось фантастикой. После конгресса, 27 сентября 1984 года, бурение вознобновилось, и это был чёрный день Сверхглубокой - произошла авария, обрыв трубопровода, и под землёй осталось 7 километров труб. Извлечь их из ствола было невозможно, оставался только один вариант - начинать всё с начала с глубины 5 километров.
И это удалось: в июне 1990 года скважина достигла глубины 12 262 метра. Ее проектная глубина была 15 километров, и если бы не авария 1984 года, её удалось бы достичь. Но даже так результаты работы были огромны. Точнее всего их сформулировал академик Белоусов на всё том же конгрессе: "Скважина показала, что мы ни черта не знаем о континентальной коре!". Не удалось подтвердить почти ни одной из существовавших гипотез, зато очень многое удалось опровергнуть. Не удалось достичь даже базальтового слоя - но только потому, что гранитный слой оказался совсем не таким, каким его себе представляла наука. Да и сама теория двух слоёв поставлена под вопрос - скорее, это не земная кора идёт слоями, а одни и те же породы меняют свойства с глубиной. Особенно удивило учёных то, что на большой глубине породы не более монолитные (как ожидалось), а пронизаны гораздо большим количество трещин. Подробнее писать об этом я не буду, так как не геолог и наверняка наделаю ошибок - есть
сайт, посвящённый скважине, и хорошая
статья в "Вокруг Света". Вот так выглядела скважина в последние годы работы:
А так - её буровая, под ногами 12-километровая дыра:
Керн, полученный за много лет - в специальном кернохранилище собран весь 12-километровый профиль:
После конгресса 1984 года интерес к сверхглубокому бурению в мире возродился. В Германии попытались пробурить свою сверхглубокую, но глубже 7 километров не справились с техническими проблемами. С огромной скоростью развиваются и технологии наклонного бурения - в мире есть уже как минимум две (одна в России, близ Сахалина) скважины, которые превзошли КСГ по длине. Многие сверхглубокие стали лабораториями, в США строится "подземная обсерватория", которая возможно позволит отслеживать землетрясения. Журналисты придумали массу легенд о том, что геологи добурились до ада и выпустили наружу демона. Да и просто Кольская сверхглубокая стала таким же советским символом, как атомный ледокол "Ленин" или Царь-бомба.
Но ее дальнейшая судьба сложилась печально. В 1990 году на скважине вновь произошёл разрыв труб - теперь на глубине 8,5 километров. Продолжить путь к 14-километровой отметке наверное было возможно, но тут видимо вмешался уже упомянутый демон, и наступили Славные годы. В 1994 году финансирование было прекращено - как тогда предполагали, до лучших времён. В итоге то ли восторжествовала алчность, то ли просто в науке сменились приоритеты, но в 2008 году проект был свёрнут окончательно, а в 2010 году самая глубокая скважина мира была ликвидирована. Точнее, лишь её крошечная наземная часть - сам ствол останется в земле навсегда. Не осталось сверхглубоких и в других странах, последнюю СГ-4 продолжают понемногу бурить на Урале. В уже упомянутой статье в "Вокруг Света" разбираются причины, почему эти проекты оборвались - спокойно, без истерик и политических спекуляций. Поэтому прежде, чем обличать и срывать покровы в комментариях - хоть ознакомьтесь с этой статьёй.
Вот ссылка на неё ещё раз. Рекоменовал эту статью мне не абы кто, а старый геолог в Териберке, приведший студентов на практику.
...Мы остановились у каменного завала. Дальше проехать нельзя, причём камни явно навалены специально. От трассы до скважины точно было не 8 километров, а скорее 2-3, и я мог бы сказать водителю, что обратно пойду пешком, но... Малодушие, обычное малодушие и усталость. Я ограничился лишь несколькими кадрами руин сверхглубокой на ультразуме. Водитель объяснил, что вот это - бывший гараж для спецтехники:
А вон то - "пень" от копера. Именно под ним уходит вертикально вниз 12-километровый ствол. Вот она, легенда советской геологии. Вернее, то, что от неё осталось.
В следующей части отправимся в Никель.
ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры. Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая скважина.
Никель.
Печенга.
Ночь на Баренцевом море.
Дорога на Териберку, или "Еду я по тундре..."
Териберка.
Баренцево море.
Дополнение.
Полярная ночь-2009.
.