Кола. Предшественник Мурманска.

Jul 26, 2011 15:03



Малоизвестный факт - Мурманск, как и Петербург, был основан не на пустом месте. Его предшественник - городок Кола (10,5 тыс. жителей), известный то ли с 1565, то ли даже с 1264 года. Древний острог, база поморских промыслов и просто самый северный город Российской империи - Кола впечатляет уже самим фактом своего существования, но тут ещё и кое-что сохранилось. Порт Романов-на-Мурмане заложили в 1915 году в 12 километрах севернее, а ныне разросшийся Мурманск подошел к древнему пригороду вплотную - достаточно перевалить через сопку.
О самом Мурманске я уже подробно рассказывал в 2009 году.

Когда была основана Кола, единого мнения нет. Есть версия, что впервые "волость Коло" упоминается аж в 1264 году в грамоте новгородцев тверскому князю Ярославу Ярославовичу. Скорее всего, эта версия ошибочна, речь о чём-то другом - ведь Мурманский берег назван так не случайно, "мурманы" - это норманны, то есть в 13 веке здесь был очень грозный хозяин. Но всё-таки хочется верить - может быть, Новгород сумел овладеть этой землёй ненадолго? Как бы то ни было, официально Кольский острог заложен в 1565 году, хотя поселение существовал точно существовало раньше - то ли поморское село, то ли лопарский погост. На рубеже 16-17 веков Кола начала развиваться как порт, здесь возникла даже голландская фактория, но в итоге хотя и незамерзающая, но слишком уж далёкая Кола не выдержала конкуренции с Архангельском. Вообще, в её истории было всякое - набеги норвежцев и финских разбойников, петровские экспедиции, обсерватория, китобойная база, место ссылки... Уездный статус город получил в 1780 году, в начале 19 века обзавёлся всеми уездными атрибутами, пока в 1854 году, в Крымскую войну, не был сожжен английским пароходофрегатом "Миранда" - вообще, "владычица морей" тогда атаковала Россию не только в Крыму, но и на Белом море, и даже на Камчатке. Оборона под руководством лейтенанта Андрея Бруннера не спасла город - разрушения были так велики, что в 1858 году уезд был расформирован. Восстановили статус лишь в 1883 году, но ненадолго - в 1901 году центром Кольского полуострова стал военный порт Александровск-на-Мурмане (ныне ЗАТО Полярный). А там и Мурманск начали строить.



Кола связана с городом несколькими автобусными маршрутами, и в общем это действительно единое целое. Статус отдельного города - в первую очередь дань традиции. Два кадра были сняты с одной сопки - на кадре выше Мурманск, на кадре ниже - Кола:



Огромная грузовая станция, высокие трубы местной ТЭЦ, ярко-красный пивзавод советских времён, сопка, похожая на отвал, и хорошо заметная стрелка Колы и Туломы - двух главных рек полуострова. Кола - узкая и быстрая, в общем-то маленькая, и даже непонятно, почему именно она дала название городу и краю. Тулома - широкая и медленная, и по карте Кольский залив напоминает её эстуарий.
Посмотрим на центр Колы поближе:



Хорошо виден уже упомянутый пивзавод (судя по всему, 1950-е годы), левее которого отчётливо просматриваются мосты. Железнодорожный принадлежит линии Кола-Никель - до последнего времени самой северной железной дороге Земли. Пространство воды на заднем плане - Тулома, ближе к устью она шириной с Волгу. Вдалеке, из-за края сопки, выглядывает ещё один, тоже весьма интересный пригород - Мурмаши. Посмотрим ближе - помимо Мурмашей здесь видны и здания на главной площади Колы - дом с круглым окном (ныне ресторан, что изначально - не знаю) и серая коробка администрации с ребристым фасадом:



Станция Кола на берегу залива - здесь останавливаются все поезда, следующие в Мурманск, и судя по всему, здесь же находится сортировочная. Пассажирская функция глубоко второстепенна - даже вокзалом служит вон та серая коробка:



Ближе к городу гигантский комплекс складов - судя по всему, не столько для вокзала, сколько для порта. В общем, и здесь Кола - часть Мурманска:



Ещё пара довольно интересных зданий близ станции, которую от центра отделяет русло Колы:



Посмотрим выше. Здесь прекрасно видны две церкви - Благовещенский собор и  часовня Варлаама Керетского. К собору мы подойдём ближе - это уникальный для русского Заполярья памятник Екатрининской эпохи. Керетская часовня же - новодел:



Интересно посвящение. На Кольской земле еще в 15-17 веках отметились несколько русских святых. "Старшие" - это Феодорит Кольский и Трифон Печенгский, крестители лопарей (саамов). Священник Варлаам из села Кереть (в Северной Карелии) был учеником Феодорита Кольского, и занимался "отчиткой" - так в православии называют экзорцизм, изгнание бесов из одержимого. Причём в Поморье это было особенно актуально - они вселялись не только в людей, но и в лодки, и в скалы. Варлаам был уже настоятелем собора в Коле, когда бесы таки сумели ему отомстить - точно неизвестно, из-за чего именно, но внезапно любимый жителями батюшка убил свою жену. После он вернулся к Феодориту Кольскому, и тот наложил на него епитемию - "исправительные работы" во благо Господа. Три года Варлаам ходил по морю в любую погоду от Терского берега до Колы, по одной версии - бесплатно перевозил людей, по другой - возил с собой гроб жены, распевая псалмы над морем. Сюда же строжайший пост и право ступать на берег лишь по большим праздникам. Но самое главное то, что он не имел возможности переждать шторм в безопасном месте - оставалось полагаться лишь на чудо, на волю Божью. Однажды Варлаам на мысу Святой Нос, что разделяет Белое и Баренцево моря, молитвой изгнал "корабельных сверлил" - червей-древоточцев, и понял после этого, что прощён. Остаток жизни он провёл чудотворцем, спасая людей на море.



Близко к часовне я так и не подходил.
Ещё на кадрах выше просматривается вот этот ДК на главной улице, почти напротив Благовещенского собора:



Замыкает панораму мост через Тулому, которая перед самым устьем неожиданно сужается - до постройки моста через залив он служил основной дорогой на запад:



Спускаемся. Барельеф на стене пивзавода:



Хорошо виден лесистый склон нашей сопки, две высоченные трубы и многоэтажные кварталы Мурманска, доминирующая над ними Горелая сопка (253м), но самое главное - внизу: развилка железных дорог. Это линия на Печенгу отделяется от магистрали:



Дальше - мостик через Колу у самого устья, с которого, уже из окна поезда, и снят вот этот кадр:



Вид в обратную сторону, снятый ещё в 2007 году, когда я побывал здесь впервые. Тогда, кстати, я снял в Коле всего 4 кадра. Вдоль реки тянется Мурманская магистраль - еще на несколько десятков километров. И всё-таки не понимаю, почему именно эта речка дала имя полуострову. Видимо, он назван по городу, а не реке.



Мост выводит почти что на главную площадь, которая в Коле выглядит так:



Одну сторону образует город, другую - сопка. Прямо через площадь проходит дорога на Мурмаши и - самое интересное! - железная дорога Кола-Никель. Никогда ещё не видел такого - чтобы полноценная железка с пассажирским движением проходила сквозь крупную площадь в центре города. Тут ведь и товарняки с медно-никелевыми концентратами ходят. Прямо по заднему двору универмага:



Центр Колы - две параллельные улицы. Тихий и уютный Советский проспект и парадный проспект Защитников Заполярья. Сначала пройдёмся по Советскому:



Судя по всему, годов до 1970-х это была единственная каменная улица Колы. Попадаются довольно интересные дома - это, кажется, школа:



Это - больница (поликлиника?):



А это - уездное казначейство, подробнее о котором написано на мемориальной доске, почему-то не упакованной в сайдинг. В общем, представление о том, как именно надо охранять памятники, здесь весьма и весьма своеобразное:



Конец проспекта с таким же усайдингованным ДК:



И администрацией - единственной в городе не ободранной сталинкой:



Между двумя проспектами - Благовещенский собор (1783-1807), заложенный здесь по указу Екатерины II. Самое северное в России дореволюционное каменное здание!



Собор выглядит очень неказисто, но это живое свидетельство долгой истории Колы, самого северного города Российской империи. В дереве он известен с 1533 года, то есть старше, чем сам Кольский острог. Форма нетипична для 18 века - при обстреле Колы в 1854 году храм был сильно поврежден, а восстановили его уже в несколько ином виде.



Но главное - внутри. Этот собор называют "сокровищница Мурмана" - в нём хранятся десятки икон и других церковных предметов со всей Русской Лапландии. из разрушенных при Советах церквей: собор единственный в области не закрывался. Здесь же удивительно красивый резной иконостас, скорее всего современный, но возможно и советского времени. Но самое ценное из сокровищ Благовещенского собора - деревянный путный крест (1635), стоявший на берегу Кольского залива. Один из немногих уцелевших поморских крестов - навигационных знаков, которыми некогда были усеяны все острова и берега Белого и Баренцева морей. И возможно - старейший из сохранившихся:



Некогда здесь стоял деревянный острог с пятью башнями, внутри которого находился Кольский погост. С Благовещенским соседствовал Воскресенский собор (1681-84) - один из самых потрясающих храмов Русского Севера, стоявший в одном ряду с Кижами и Вытегорским погостом (вероятно, у них и автор был общий, хотя от Кижей этот собор отделяет 35 лет): 18 главок, уникальная для Севера многосрубная композиция почти как в украинском Новомосковске, размеры 37м в высоту, 38 на 18 метров в основании. Рядом стояла и колокольня. Погибло всё это весьма неожиданным для России образом: как и весь деревянный город, храмы и стены острога в 1854 году уничтожила британская "Миранда".



За апсидой собора - проспект Защитников Заполярья, широкий, многоэтажный и какой-то очень неуютный. На нём - уже показанный ДК. Проспект ведёт прямиком к "сталинскому" мосту:



Мост сталинский не только по времени постройки. Так, на въездах висят таблички, извещающие, что "фото- видео- кино- съёмка запрещена". Охранники не разрешили снимать не только сам мост, но и с моста (правда, без характерной для ЧОПа агрессии - скорее, с сожалением). Меня, впрочем, это не остановило - мост выглядит очень впечатляюще:



За мостом - памятник Великой Отечественной. Как уже говорилось не раз, в Заполярье велись жесточайшие бои, а Мурманск был одной из мощнейших крепостей ПВО, даже англичане, как никто другой знакомые с авианалётами "Люфтваффе", поражались количеству сбитых самолётов.



Виды в сторону Кольского залива, на Мурманск - эффектнее с "того" берега:



Горелая сопка, мост через залив, многоэтажечные кварталы. Кажется, по числу новостроек Мурманск явный аутсайдер среди виденных мной областных центров России. Да и правда - зачем тут новостройки, если за 20 лет съехала на юга четверть населения. Впрочем, сам Мурманск - город достаточно живой, цивилизованный и даже уютный (см. старые посты по ссылке в начале).



Виды вверх по течению Туломы эффектнее, наоборот, с "городского" берега:



Вдали просматриваются Мурмаши, выросшие у ГЭС:



А вот так из района Мурмашей выглядит Кола - совершенно сливается с Мурманском, которому принадлежат например две трубы в центре кадра:



О Мурмашах - в следующей части.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая.
Никель.
Печенга и окрестности.
Баренцево море.
Дополнение. Полярная ночь-2009.
.

"К студёным морям", Крайний Север, Русский Север, дорожное, Мурманская область

Previous post Next post
Up