Северодвинск. Часть 1: Ягры и Севмаш

Jul 14, 2011 14:24



Как-то в 1553 году, когда "владычицей морей" была ещё не Англия, а Испания, из Лондона на трёх судах стартовала экспедиция Хью Уиллоби, целью которой было найти "северный проход" в Америку через полярные моря. Но то ли англичане не имели опыта плавания в Арктике, то ли просто Уиллоби был так себе руководитель, но ещё летом экспедиция попала в шторм и разделилась. Два корабля во главе с самим Уиллоби зазимовали на Кольском полуострове, и до весны не дожил ни один матрос. А третий корабль "Эдуард Бонавентура" во главе в купцом Ричардом Ченслером, унесло в Белое море, к устью Северной Двины, где к тому времени уже полтора столетия стоял Николо-Корельский монастырь - один из самых влиятельных на Русском Севере. Ченслер не растерялся, назвался послом, отправился в Москву. И хотя поморам видеть "белых людей" было не в диковинку, для Ченслера и Англии в целом это было новое открытие.
Прежде, чем чуть выше по реке вырос Архангельск (1584), на острове Ягры под Николо-Корельским монастырём действовал единственный порт России. То есть, город на этом месте старше самого Архангельска. Хотя формально Северодвинск (193 тыс. жителей) был основан в 1936 году как посёлок Судострой, в 1938-57 годах числился как город Молотовск, и с 1950-х годов стал одним из флагманов советской оборонки, кузницей атомного флота.

Северодвинск я покажу в двух частях. Сначала осмотрим остров Ягры, атомные верфи и Николо-Корельский монастырь, а затем прогуляемся по центру.

От Архангельска до Северодвинска всего 40 километров, и фактически два города имеют общую транспортную систему с несколькими маршрутами. По дороге - обычный Север с его деревнями (в том числе Рикасово с деревянной церковью) и многочисленные затоны на Двине. Северодвинск встречает грозной надписью "ВНИМАНИЕ! Граница территории с регламентированным посещением иностранными гражданами!" и вот такими вот рекламными щитами:



Затем начинается грандиозная промзона - заводские корпуса и трубопроводы тянутся на пару километров, но почти всё - машиностроение:



По прямой отсюда можно доехать в центр, а вот к острову Ягры повернём около ТЭЦ (судя по виду, 1950-х годов):



Напротив ТЭЦ - памятник основателям города:



А дальше вдоль пролива, отделяющего материк от острова Ягры, раскинулась промзона двух судостроительных заводов - "Севмаш" и "Звёздочка". Но пока что проедем её без остановок и перенесёмся на сам остров Ягры.



Ягры (ударение на первый слог, множественное число) - это ближайшее к Архангельску место, где можно увидеть Белое море. Островом они быть уже давно перестали - обычный спальный район, соединённый с центром мостами и дамбами. Но здесь, на Яграх, находится огромный песчаный пляж, где в более тёплое время народ активно купается.



Иногда этот пляж выглядит так:



Из журнала vaga-land, первоисточник не знаю.

Я  же его увидел таким - пустынным, ветреным, прохладным. На Белом море отлив - тогда я ещё не знал, какие масштабы он здесь принимает.



Пляж служит городским променадом, а море тут действительно Белое. По берегу зачем-то ходил мужик с металлоискателем:



Некогда именно сюда причалил "Эдуард Бонавентура", и Ричард Ченслер, по английской традиции, не стал спрашивать аборигенов, как называется остров, а дал ему название сам - Остров Роз. Ошибся - за розы он принял шиповник:



Вообще, о Ченслере и его экспедиции в Россию есть подробный рассказ у всё того же vaga_land - пытаться пересказать всё это своими словами с моей стороны просто некрасиво. Особенно интересны высказывания Ченслера о русских - и надо заметить, уже в 16 веке в суждениях почётного аглосакса читается то же, что и сейчас: отвращение и страх. Что де, эти белые дикари - омерзительные воры, лгуны, пьяницы и развратники, но "нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские". Ну а утверждение: "Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми и животными. Что могло бы выйти из этих людей, если бы они упражнялись и были обучены строю и искусству цивилизованных войн?» спустя без малого двести лет стало пророческим. Но дело в том, что Ченслер открыл не Англию для России, а Россию для Англии - уже в 15 веке из Холмогор в Европу уходили морские караваны и посольства, а вот из Европы в русские порты ходить начали именно после Ченслера, и как известно, уже в 16 веке Иван Грозный сватался к Елизавете Первой.



Ну а для меня это была первая за поездку (но не в жизни!) встреча с Белым морем, которое мне ещё только предстояло увидеть в Онеге, Беломорске (по третьему разу), Кандалакше, Терском берегу... От пляжа я отправился в обратную сторону, к уже упомянутой промзоне через многоэтажные кварталы Ягр. Как и в Архангельске, в Северодвинске очень достойная позднесоветская архитектура:





Рынок с деревянными павильонами:



Автобусная остановка:



Воскресенская церковь конца 19в., в 1994 году перевезенная из села Солза в 20км от города.



За церковью пейзаж меняется - вдоль пролива, отделяющего Ягры от города, тянется почти сельская пастораль.



Многоэтажки Ягр позади:



Яхт-клуб:



Лодочные сараи:



В целом же здесь много островков и проток - это ведь дельта Северной Двины:



С дамбы хорошо видна промзона. Слева - уже знакомая нам ТЭЦ, справа - Севмаш, а посредине...



Посредине - Николо-Корельский монастырь, а вернее то, что от него осталось. Слева направо Успенская церковь (1664-67), колокольня (1700), Никольский собор (1670-74). Последний даже действует, но из-за закрытости "Севмаша" служит, фактически, его домовой церковью.



А вот так монастырь выглядел сто лет назад:



Николо-Корельский монастырь в Никольском устье Двины известен с 1419 года, хотя основан был, наверное, раньше. В 15-16 веках именно монастыри были главными центрами силы Поморья, они появились тут раньше городов и фактически выполняли их роль: крепости, порты, центры ремёсел и солеварения, землевладельцы. Традиционно главными "игроками" на Белом море были Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри (причём второй, как известно, от моря стоит весьма далеко), а Николо-Корельский возвысился в 1471 году - тогда утонули в Белом море и были похоронены здесь двое сыновей самой Марфы Борецкой, посадницы (то есть выборной правительницы) Великого Новгорода. Новгород был богат, а Борецкая в борьбе с Москвой нуждалась в помощи и монастырей, и Бога - поэтому пожаловала Николо-Корельской обители большие владения. И Ченслер причалил сюда совсем не случайно, а появление на монастырских землях английских и голландских факторий лишь подстегнуло развитие монастыря.



Впрочем, как часто бывает в России, за каменное строительство тут взялись уже после того, как лучшие времена прошли. Но помимо двух храмов и колокольни в ансамбль монастыря входил и ещё один уникальнейший памятник - единственная сохранившаяся к началу ХХ века деревянная крепостная стена (1691-92).



Вот её-то судьба и не пощадила - почти весь периметр был разрушен, чудом уцелели лишь ворота, перенесённые в московское Коломенское... вот только ворота эти имеют свои аналоги, в отличие от целой стены:





А с дамбы и моста открывается впечатляющий вид вдоль пролива, разделяющего Ягры и монастырь:



Вот так выглядит кузница атомного флота - слева (на материке) "Севмаш", справа (на Яграх) - "Звёздочка". Дуэт двух военных верфей очень напоминает украинский Николаев ( часть 1, часть 2), только состояние дел тут не в пример лучше. "Севмаш", основанный в 1936 году, за свою историю построил 45 надводных боевых кораблей, 35 дизель-электрических поводных лодок, но - самое главное! - 128 атомных подлодок, среди которых первая советская АПЛ "Ленинский комсомол" (1957), стратегические подлодки класса "Акула" (аналог знаменитых американских "Огайо"), подлодки класса "Антей" ("охотники на авианосцы", среди них - тот самый "Курск"), а ныне строятся подлодки класса "Борей" - те самые, для которых испытывают "Булаву". На "Севмаше" ныне около 20 тысяч сотрудников - вдвое меньше, чем было на николаевском Черноморском судозаводе в лучшие времена, но в 10 раз больше, чем есть там сейчас.



Что же касается "Звёздочки", то это в первую очередь сдоремонтный завод, производящий также отдельное судовое оборудование вроде гребных винтов или фрагментов буровых платформ. Но больше всего "Звёздочка" известна другой функцией - утилизация АПЛ (на 2007 год - утилизованы 22 подлодки).

Здесь я решил немного поработать зумом, и поймал  довольно много интересного. Подлодки у "Звёздочки" - видимо, ждут утилизации. Судя по Google Earth, "Бореи" достраиваются немного не здесь, а в глубине промзоны.



А вот это судно озадачило и меня, и Перископа, который даже перепостил его фотографию. Как пояснили там сведущие люди, это плавмастерская для ремонта и дозаправки атомных судов "Малина". Построена в Николаеве, таких существует всего три экземпляра.



Со стороны "Севмаша" просматривается эллинг, где строятся подлодки проекта "Борей":



А в глубине верфей просматривается силуэт корабля, в котором сложно не признать авианосец. Точнее, авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", ныне "Викрамадитья" - в 2004 году его продали Индии и ныне модернизируют для флота азиатской державы. Он был построен в 1978-86 годах в Николаеве, базировался в Севастополе, ещё в 1987 году перешёл в Северный флот. Один из трёх советских авианесущих крейсеров вместе с "Варягом" (продан Украиной Китаю) и "Адмиралом Кузнецовым" (по сей день служит отечеству в Североморске). Впрочем, в последнее время между Россией и Индией по "Горшкову" довольно много нестыковок, и рассматривается даже вариант, если Индия не профинсирует модернизацию корабля в полном объёме, выкупить его обратно.
Сам корабль грандиозен: водоизмещение 44 тыс. тонн, длина 273 метра, ширина 53 метра. Самолётов на нём всего 14 (+10 вертолётов), но это не случайно "авианесущий крейсер", а не авианосец - он имеет мощнейшее обычное вооружение (ракеты, торпеды, артиллерия).



И ради Бога, не придирайтесь к качеству фотографий - ну да, контровый свет и всё такое. У меня не было времени ждать правильного освещения. Фотографировал я предельно осторожно - ведь это самый что ни на есть стратегический объект, не какой-нибудь там вокзал, и думается, если бы я попался - стиранием кадров дело бы не ограничилось.

Дойдя до ближайшей остановки, я поймал маршрутку и поехал в центр. По пути, на границе промзоны и жилой части города, расположен и небольшой вокзал, с которого в Москву ходит фирменный поезд (сюда прибывает вечером, так что не очень удобен).



В следующей части - о центре Северодвинска, который представляет собой весьма нетривиальный советский ансамбль разных эпох.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Беломорск.
Терский берег.
Печенга.
Баренцево море.
.

невольничье, Русский Север, дорожное, Северодвинск, "К студёным морям", Архангельская область, рыбацкое, деревянное, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up