Печенга. Часть 1: посёлок, рельсы и залив

Aug 01, 2011 23:30



...Когда-то я уже писал о ксенополисах (дословно - "чужих городах"), то есть городах и весях России, некогда принадлежавших другим государствам и сохранивших их следы. Выборг, Калининград, Печоры - на самом деле их намного больше, чем можно подумать. И так получилось, что не считая Кёнигсбергщины, больше всего их нам досталось от Финляндии. Все знают о финских памятниках Карельского перешейках, но гораздо менее известен тот факт, что в 1944 году СССР отвоевал у Финляндии и еще кое-что - область Петсамо, или Печенгу, что расположена в самом северо-западному углу страны, в Мурманской области.

И показав в прошлых двух постах Печенгу индустриальную (в том числе Никель, основанный финнами как Колосйоки и сохранивший немало зданий в стиле "финского функционализма"), теперь расскажу о Печенге исторической. А точнее - об одноимённом посёлке (2,6 тыс. жителей) и его ближайших окрестностях.

На самом деле, посёлком Печенгу назвать можно очень условно - почти от самого Заполярного вдоль одноименной реки тянется сплошная цепочка полуовенных посёлков. Станция Луостари - самая северная в мире из тех, где ходят пассажирские поезда; аэропорт Корзуново известен тем, что на нём служил срочную Юрий Гагарин; военный и рыбный порт Лиинахамари - некогда единственная гавань Финляндии на Баренцевом море - ПГТ Печенга не сильно выделяется среди них. Преимущественно эта местность к северо-востоку от Заполярного выглядит так, и по лесистым сопкам ни за что не догадаешься о промышленном аде в 20 километрах отсюда:



Маршрутки здесь ходят в среднем каждые 2-3 часа - часть в Лиинахамари, часть в Мурманск. От Заполярного ехать около получаса, и на километры тянутся воинские части. Здесь я, понятно, фотографировал осторожно и не слишком наглея, тем более это действительно запрещено - но даже с автобуса можно увидеть немало военной техники, будь то бронетранспортёры или вертолёты.



Вот и сам посёлок Печенга, старейшее русское поселение в этих краях и столица финской области Петсамо. Впереди развилка - направо Мурманск, налево Лиинахамари. Просматриваются военный мемориал и часовня. В них - вся история Печенги:



Что здесь было в Средние века, сказать сложно - но скорее всего это было дальнее владение викингов. Если шведских викингов у нас называли "варяги", то норвежских - "мурманы" (норманны), Баренцево море до 1851 года было Мурманским морем, также назывался и берег. Но эпоха викингов кончилась задолго до прихода сюда русских, и поморы застали на Мурманском берегу лишь кочевья саамов. На Печенгу в 1533 году пришел миссионер Митрофан, впоследствии инок Трифон Печенгский - эти края он знал хорошо, так как в молодости был разбойником и промышлял именно здесь. Потом раскаялся, повстречал Феодорита Кольского, и тот во искупление грехов послал его крестить лопарей.



(река Печенга и дорога на Мурманск).

В итоге же Трифон не только выполнил поручение, но и основал здесь монастырь в 1565 году, получив на это грамоту у самого Ивана Грозного. Монастыри в те времена на Русском Севере выполняли роль городов - они были и крепостями, и административными, и хозяйственными центрами - то есть это означало крепкое присоединение Печенгской земли к России. После монастырь несколько раз разрушали шведы и чухонские разбойники, первый раз - в 1590 году. И тем не менее, обитель просуществовала до 1764 года, пока не попала под екатерининскую секуляризацию. Возрождён монастырь был в 19 веке, лишь с третьей попытки (1827, 1860, 1885), а в ХХ веке закрывался всего на 13 лет - избежав репресссий в 1930-е годы (так как был в составе Финляндии), он просуществовал почти до самой перестройки, пока в 1984 году не умер последний монах, и возродился в 1997 году.



В общем, в отличие от Выборгской губернии, "область Петсамо" не была исторической частью Финляндии. Если уж выяснять, кто тут прав, а кто виноват, то это и вовсе земля саамов, которых ныне тут не осталось. Как бы то ни было, Печенгу финны отвоевали ещё в 1920 году, в одной из советско-финских войн, и получили ее по Тартускому договору, в обмен отказавшись от претензий на юго-запад Карелии. Финляндия получила выход к Ледовитому океану и богатейшие залежи медно-никелевых руд, которые в 1934 году начали разрабатывать французские и американские компании. Именно нежелание ссориться с этими державами считают причиной того, почему в 1939 году СССР не посягал на Петсамо, лишь чуть-чуть сдвинув границу на запад.



Ну а потом была Великая Отечественная, и война за Печенгу стала одним из самых страшных её эпизодов. Если на всех остальных театрах военных действий линия фронта постоянно менялась, порой на десятки километров в день, здесь фронт 3 года почти что стоял на месте, вдоль пограничной реки Западная Лица. Что-то вроде "мясорубок" Первой Мировой - но только намного дольше и с намного более мощным оружием. Особенно отличались защитники полуострова Рыбачий, отрезанные немцами от материка - в войну полуостров называли Гранитный Линкор. Немцы снабжали свои войска и даже вывозили раненых при помощи 60-километровой канатной дороги, начинавшейся в Киркинесе (кое-где сохранились обломки) - автодороги слишком часто заметало. Печенгские тундры до сих пор пронизаны ржавым военным металлом. Между Печенгой и Мурманском - десятки мемориалов, первый из которых - здесь же, на площади:



Осенью 1944 года фронт наконец начал смешаться на запад. Финляндия в сентябре заключила мирный договор с СССР, и разгорелась уже новая, Лапландская война между Финляндией и Германией - немцы предвидели такой исход, и заранее успели подготовиться. Война в контексте Второй Мировой была миниатюрной - "всего" около трёх тысяч погибших да сожженный немцами Рованиеми - столица финской Лапландии, но финны выбили вермахт со своей территории. У них не было выбора - если бы они не сделали это сами, это бы сделала Красная Армия: в октябре 1944 года прошла Петсамо-Киркинесская операция, закончившаяся освобождением не только Петсамо, но и Северной Норвегии. И лишь после этого Печенга вошла в состав СССР - так что говорить о "преступной аннексии" не приходится.



Военный памятник на площади особенно запомнился мне своими рельефами, и в целом это место напоминает Мамаев Курган в миниатюре:



По другую сторону дороги - деревянные храмы. Здесь Трифоно-Печенгский монастырь находился первоначально, до шведского разорения, пока не был перенесен в поселок Луостари (название с финского так и переводится - Монастырь), а на первоначальном месте находился лишь скит, где была самая северная в мире православная церковь Рождества Богородицы (1885), сгоревшая в 2007 году - слева теперь её реплика.



Гораздо больше меня озадачила вон та пирамида, похожая на саамскую вежу (оседлое жилище). Скорее всего, это могила жертв набега 1590 года. Тогда шведы перебили 116 человек - примерно поровну братии и мирян, и прежде, чем оставшиеся монахи ушли, погибшие были похоронены в руинах старой обители. Потом об этом забыли, и говорят, вновь могилу нашли в 2007 году, разбирая завалы сгоревшей церкви. Рискну предположить, что эта пирамида с крестом - и есть надмогильная часовня:



Армейский "Камаз" на кадре выше уехал куда-то в сторону Мурманска, я же пошёл в сторону Лиинахамари:



В сущности, вся Печенга - это квартал пятиэтажек, от площади отделенный железной дорогой. Это ветка Луостари-Лиинахамари, бывшая изначально основным ходом Печенгской железной дороги. Ныне она почти не действует, в черте города это солдатская тропа:



Вот идёт состав о двух локомотивах:



Станция Печенга находится парой километров южнее, и там сохранился заброшенный вокзал (конечно же, самый северный в мире!), но я туда не успел. Вот чужая фотография с panoramio. Колея проходит через всю Печенгу, и по ее деревянным шпалам удобнее всего идти. Не было ли вокзалом вот это здание?



За жилым кварталом Печенги ещё на пару километров вдоль сопок тянется воинская часть. За заборами солдаты - кто бегает, кто прибирается, кто просто идёт по делам. Вход стережет  "мотолыга" (МТ-ЛБ) - гусеничный бронетранспортер-тягач-амфибия (!), по боевым качествам сильно уступающий обычным бронетранспортёрам, но из-за своей сверхпроходимости тут незаменимый:



Так и я шёл по рельсам, то и дело уступая дорогу группкам солдат, которые под присмотром сержантов брели куда-то - то в одну, то в другую сторону Впереди - Печенгская губа, "отросток" Варрангер-фьорда, а на мысу - военное кладбище, которое осмотрим несколько позже.



Идя по рельсам, я пытался понять - есть ли тут хоть какое движение? Колея выглядела мёртвой, но уже за отворотом к кладбищу мне встретилась развилка:



Прямая дорога ныне выглядит так - раньше она вела в Лиинахамари, где находился военный порт и ракетная база (а по свидетельствам местных - и до сих пор находится, но для конспирации будем считать, что всё сдохло). Лиинахамари по сей день закрыт для посещения - формально погранзона, но ведь и Печенга тоже относится к погранзоне, однако сюда въезд по паспорту, а туда - по пропуску. Дотуда ещё километров 12-15, и рельсы окончательно прерываются где-то на полдороги.



А посмотрев от развилки направо, я увидел вагон:



И пройдя чуть-чуть дальше, обнаружил небольшую, но действующую станцию и пристань на берегу залива:



Вот она - крайняя северная точка железных дорог Земли - 69'33'24 северной широты:



Ну, точнее, бывшая самая - как уже говорилось в посте о железной дороге, буквально в последние годы "Газпром" построил ещё более северную линию Обская-Бованенково на Ямале.
А деревянный домик у пристани - не финский ли, часом? Вряд ли кто-нибудь это знает...



Ещё севернее - Старая Печенга, типичный посёлок на Мурманском берегу. Примерно так же выглядит и Териберка, за двумя отличиями - здесь есть деревья и нет разрухи:



Обычная поморская деревня на Краю Земли:





Несколько общественных зданий - школа с красной крышей (выше), котельная с четырехугольной трубой:



Точно не знаю, что:



И деревянная больница, построенная ещё при Финляндии:



Я сел на краю Старой Печенги, любуясь панорамой губы. Не считая Мурманска, это моя первая встреча с Баренцевым морем. Не пробовал, какая здесь вода, но в той же Териберке не более +5 градусов. Здесь, видимо, теплее, так как люди купаются:



Заброшенные здания на том берегу - видимо, остатки воинских частей:



Вода в Баренцево море пронзительно, пугающе синего цвета. Кажется, это действительно САМОЕ синее море:



Вон там, за 400-метровой сопкой Трифононеовара (то есть Трифонова Гора) - Лиинахамари. В эпоху Петсамо - единственный финский порт не только на Баренцевом море, но и на открытом океане вообще. В 1931 году туда пробили через Рованиеми и Сондакюля шоссе Яамеринти - "Дорогу на Ледовитый океан". Там наверное сохранилось гораздо больше, но нам туда нельзя:



Более того, я и к морю спуститься не успел, и к больнице подойти заснять получше. Да и о том, что эта больница финской эпохи, я узнал только здесь. С этой лужайки начался мой путь назад в Заполярный - с двумя остановками и в очень интересной компании. Но об этом - в следующий раз.
А лужайка над Печегской губой так и осталась пока самым северным местом, где я когда-либо был. И побью этот рекорд я, видимо, очень нескоро - ведь даже Норильск и Талнах немного южнее.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров. Крестный монастырь.
Кий-остров. Природа.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Западный берег Белого моря.
Беломорск. Город.
Беломоро-Балтийский канал и Бесовы следки.
Кандалакша.
Кандалакшский берег. Виды с сопки.
Терский берег.
Про Терский берег в целом.
Тоня Тетрина.
Оленица и Кашкаранцы.
Варзуга.
Окрестности Мурманска.
Кола.
Мурмаши.
Печенга.
Железная дорога Кола-Никель. Самая северная в мире.
Заполярный и Кольская сверхглубокая скважина.
Никель.
Печенга.
Ночь на Баренцевом море.
Дорога на Териберку, или "Еду я по тундре..."
Териберка.
Баренцево море.
Дополнение. Полярная ночь-2009.
.

"К студёным морям", Печенга, Крайний Север, природа, дорожное, ксенополисы, Мурманская область

Previous post Next post
Up