Дубна. Часть 1: Большая Волга, музеи и Ратмино

Sep 18, 2014 17:41



Дубна - подмосковный город (76 тыс. жителей) на Волге, где великая река ближе всего подходит к Москве. Больше всего она известна как ядерный наукоград, где приростает таблица Менделеева, но есть у Дубны и другие ипостаси: начало Канала имени Москвы и Волжско-Камского каскада ГЭС, производство крылатых ракет, древнерусская Дубна (1134-1238) да помещичьи усадьбы окрестностей... И в совокупности - просто очень приятный город с ухоженными улицами, культурными людьми и высокими технологиями. Островок "России, в которой мы хотели бы жить".

Ездил я сюда в прошлое воскресение (7 сентября) при поддержке фонда "Наследие" и лично Фёдора dubna-petrov, директора местного историко-археологического музея. Город мне показали очень основательно, так что и материала набралось аж на три поста, по числу исторических центров Дубны (Большая Волга, Левый берег и Институтская часть). Про Институтскую будет в третьей части, про канал Москва-Волга и Левый берег - во второй, ну а сейчас - своего рода введение: железная дорога и исторический бэкграунд в виде двух музеев и старинного села Ратмино.

Для начала - карта, переснятая в историко-археологическом музее. Станции на ней не отмечены, но в Дубне их две - Большая Волга между точками 13 и 14 и собственно Дубна между точками 6 и 5.

2.


Добираются в Дубну обычно электричкой - ходят таковые каждые час-полтора с Савёловского вокзала, сворачивая на запад в Вербилках за Дмитровом. Часть поездов называются экспрессами, они дороже (350р. против 250) и быстрее (2 часа против 2,5), а отличаются ли комфортом. Автобусы от того же Савёловского вокзала тоже ходят, и они популярнее всего у жителей Левого берега, где нет железной дороги. Ну а я ехал обычной электричкой... впрочем, новой и очень чистой. От Вербилок до Дубны - какая-то глухомань, более похожая на Тверскую область, чем на даже дальнее Подмосковье, не считая высоких платформ. Названия у станций попадаются чудные - Темпы, Соревнование - это наследство строительства канала имени Москвы, который собственно и дублирует эта ветка, пущенная в 1935 году.

3.


Вот собственно и Большая Волга. За вокзалом - Дмитровское шоссе (автомобильный въезд), а за шоссе и леском - канал имени Москвы. Там очень интересно, но оставим для следующей части:

4.


Что же до станции Большая Волга, то не спешите возмущаться, увидев старый заброшенный вокзал, а просто посмотрите на другую сторону путей. Нынешний вокзал с необычайно широким перроном построен в 2004 году, и расположен куда удобнее старого - ведь город с этой стороны дороги:

5.


С обратной стороны - круглая площадь у начала проспекта Николая Боголюбова, названного в честь одного из важнейших учёных Объединённого Института Ядерных Исследований и его директора в 1965-88 годах, то есть в период расцвета. Основная станция в Дубне - именно Большая Волга, расположенная между двух крупнейших районов... но когда нет электрички, здесь тихо и сонно.

6.


На кольце - паровоз-памятник, при виде которого гарантированно поплохеет любому знатоку железных дорог: Во-первых, где Дубна, а где Транссиб? Во-вторых, это маневрорвый паровоз 9П, выпускавшийся в 1935-57 годах, последний советский паровоз стандартной колеи, то есть двуглавого орла на нём быть не могло ну никак. В-третьих, он довольно сильно переделан (бросаться словами типа "варварски изурдован" я не стану, но железнодорожные любители это называют по меньшей мере так). В общем, Дубна - город не железнодорожный, думаю если бы тут стоял теплоходик с канала или какая-нибудь ядерная установка - таких курьёзов бы не было.

7.


Большая Волга - район в Дубне едва ли не самый крупный и самый активно строящийся, но - самый неисторический. Тут были какие-то деревни, попадается очень невзрачная довоенка, с единственным более-менее интересным сооружением - Большеволжская баней - кадр у меня не вышел, поэтому вот фото из викимапии (автор - если я не ошибаюсь, gril-avp). Цвет сейчас, правда другой. По соседству школа №2, основанная в 1941 году и в войну бывшая госпиталем.

8а.


Но в основном Большая Волга выглядит как-то так, и листая в электричке путеводитель по Финляндии, я, выглянув в окно, сперва удивился, почему же надписи по-русски. Нет, конечно же нефинляндию сразу выдаёт высокий забор - но в целом вид у этих районов очень приятный.

8.


9.


10.


На прошлых кадрах - Парк Семейного отдыха, сфотографированный из окна электрички. Обычные улицы Большой Волги скорее такие. Конечно, до окраин Хельсинки Дубне далеко, но лучшим окраинам Таллина и Вильнюса. не говоря уж про Ригу, ничем не уступает:

11.


Ещё одна черта, заставляющая в Дубне вспомнить Прибалтику - обилие граффити, есть тут и свой "бэнкси" Боб Макар. Эта вот очаровательная штуковина видна с электкрички:

12.


Но промышленные объекты в Дубне чаще выглядят как-то так. Дубна - это не только ядерные исследования и оборонка, но и вполне себе гражданские высокие технологии. Например, тут делают медицинскую технику для мембранного плазмафереза и каскадной фильтрации плазмы. Или промышленные лазеры для обработки металла. Или различные системы безопасности от периметра охраняемых зданий до радиационной защиты... увы, большинство этих тем от меня далеки. Всё это не гиганты индустрии или науки, а в основном небольшие заводики, но продукция их идёт по всей стране, а кое-где (те же плазмаферезные мембраны) и на экспорт. Причём есть как несколько ещё советских заводов (например, "Тензор", начавший оживать лишь совсем недавно), так и всякие новые и постоянно открывающиеся производства особой экономической зоны "Дубна".

13.


Между тем, едем дальше. На последнем перегоне - от Большой Волги до тупиковой станции Дубна - линия электрички больше напоминает никогда не существовавший Дубненский трамвай - такое ощущение, что тут и габариты приближенных строений совсем не железнодорожные. За Большой Волгой есть ещё район Чёрная Речка, какие-то прошлые кадры могли быть сняты именно здесь. Он в Дубне отвечает за торговлю - здесь расположены крупнейшие супермаркеты. Слева проплывает штурмовик Ил-2 на постаменте - его нашли в 2004 году в болоте, подняли да восстановили:

14.


Собственно, штурмовик - уже в Институтской части, за деревьями просматривается 3-й корпус гостиницы "Дубна". Но границей района служит улица Сахарова, а пути - на другой её стороне. Там, где линия входит в Институтскую часть - свой въездной знак с советским гербом Дубны:

15.


Нынешний герб дубненцы не любят и называют в шутку "радиоактивный дуб плывёт по реке", тем более что название реки Дубны и города с дубами не связано и имеет балтские корни - "глубокая":

15а.


Котельная и производственные цеха Объединеннного Института Ядерных Исследований (ОИЯИ - дубненцы эту аббревиатуру всегда произносят слегка нараспев) - значительная часть его оборудования им же самим и построена, и даже в знаменитом Большом Адронном коллайдере были местные детали и устройства.

16.


Проезжаем мимо старой типографии - вид из окна электрички совсем как из окна трамвая, разве что чуть повыше. Электричка, обратите внимание, то ли новая, то ли полностью отреновированная внутри:

17.


А здание, которое видно из окон, помимо одного из творений Боба Макара, примечательно ещё и обитающим внутри музеем... главное, не уподобляйтесь тем туристам, которые звонят в краеведческий музей и спрашивают, "А где у вас тут замок?!" - за Дубненским замком ехать придётся аж в Ровенскую область Украины, а тут музей не зАмка, а замкА:

18.


Что ж, без музея какого-нибудь народного промысла с салоном-магазином при нём в современном Подмосковье никуда. Внутри всего одна комнатка, и я даже не знаю, где кончается экспозиция и начинается антикварная лавка:

19.


Самое, конечно, интересное - витрина древнерусских ключей и замкОв (увы, зАмков древнерусских не сохранилось, хотя ведь они были). И вопреки расхожему мнению, что де наши девние предки жили в мире и согласии и замков на дверях не вешали, а воровать их научили то ли евреи, то ли татары, в Древней Руси толк в замках знали - русские мастера делали в совокупности 12 разных типов замка, особенно ими славились Новгород и Рязань (ну, в принципе если предположить, что в Новгороде всё время что-то воровали немчины, а в Рязани - степняки...), и в 9-12 веках русские замки даже экспортировались в Европу. Очень странно, что прежде я никогда их не видел, но стенд очень интересный:

20.


Здесь же отличный информационный стенд с историей замков и всякими интересными фактами. Грубо говоря, замок существует столько же, сколько существует человеческая собственность, то есть как минимум со времён Древнего Египта, и столько же существуют воры и взломщики. К замкам современного типа вплотную подошли ещё римляне, но окончательно они сформировались в 18 веке - "французский" и "английский" замки, различия между которыми я не совсем понял.

21.


А вообще тут много и других симпатичных предметов старины:

22.


23.


24.


А чуть дальше - конечная станция Дубна с единственным путём и единственной высокой платформой:

25.


Вокзальчик:

26.


А многоэтажка с позапрошлого кадра скрывает на первом этаже историко-археологический музей буквально из пары комнат. Вот в кадре слева - археологические находки, а справа - фрагмент какого-то оружия и бетонная учёбная авиабомба времён Великой Отечественной, впереди же предметы сельской старины:

27.


Часть экспонатов я покажу чуть позже - не в контексте самого музея, а в контексте места, где их нашли. Из истории ХХ века же самые интересные стенды музея - посвящённые каналу Москва-Волга, о котором я подробнее расскажу в следующей части. Вот, например, инструменты "заключённых каналоармейцев" (от этой аббревиатуры пошло понятное в России каждому слово "зек").

28.


А вот из более старой истории - заводик стоял на другом берегу Волги. На такие жетоны рабочие могли что-то приобрести в специализированной лавке при заводе, таким образом возвращая часть своего жалования промышленнику.

29.


А вот - несколько непарадных видов музея. Кабинет сотрудников:

30.


Выставочный зал в процессе обустройства выставки "Энциклопедия русского быта. Часть 1":

31.


С тех пор её успели доделать - сравните картинки:

32.


Музейные запасники:

33.


В которых Фёдор показал мне вот такую вещь - серебрянные монетки, лежавшие давным-давно в мешочке в закромах старого дома и сплавившиеся в комок при пожаре, как у Некрасова в "Кому на Руси жить хорошо":

33а.


Напоследок съездим за Институтскую часть - в бывшую деревню Ратмино на стрелке Волги и Дубны. По дороге - конюшни спортивного клуба ОИЯИ (ныне частный конный клуб):

34.


Дальше слева от дороги коттеджи городских тузов (не фотографировал), справа - Ратминский бор:

35.


Едва ли не единственный старый дом бывшем в селе - с 1956 года оно числится улицей Ратмино в составе Дубны, жильё здесь было упразднено в 1980-е годы, и ныне это скорее дачный посёлок:

36.


А между тем, здесь начиналась Дубна, о чём свидетельствует поставленный фондом "Наследие" камень с надписью "Отсюда Дубна стала есть. 1134. Основана Юрием Долгоруким", почему-то не на шутку раздражающая некоторую часть институтской общественности - фофудья де и мракобесие, неуместные в наукограде!

37.


Собственно, Дубну действительно основал в 12 веке Юрий Долгорукий на границе с новгородскими владениями, впервые она упоминается в летописях под 1134 в связи с набегом новгородского князя Всеволода, и была в общем торгово-ремесленным городом средней руки на Волге. Разрушили Дубну в 1238 году монголы, и она уже не смогла восстановиться, исчезнув как город на семь с лишним веков. Макет Дубненского кремля в музее:

38.


Находки (на этом фото в основном украшения) из городища, постепенно подмываемого рекой - в том числе (внизу) Рюрикова тамга, которую дорисовывают то до пикирующего сокола, то до тризуба.

39.


С тех пор в устье Дубны осталось село Городище, неподалёку от которого находилась деревенька Ратмино - название его сейчас возводят к древнерусскому имени Ратмир, то есть возможно она была ровесником древнего города. В 1744 году Городище упоминается как владение Грязновых, с 1751 - Татищевых, а в 1806 его (вместе с Ратмином и заволжским Пекуновым, где тот самый винокуренный завод) получил как приданное к невесте Елизавете Татищевой Сергей Вяземский. В конце 1850-х, готовясь к отмене крепостного права, Вяземские решили перегруппировать свои земли, и среди прочего переселили ратминских крестьян в новую деревню Александровку, бывшее Ратмино же окончательно слилось с Городищем и передало последнему своё более редкое и звучное название.

40.


Увы, сама по себе усадьба не пережила советских времён - остался лишь парк, занятый профилакторием, да фудаменты в нём - подробно история рассказана здесь.

41.


А ещё уцелела церковь Похвалы Богородице (1824), довольно скромная внешне... но это единственное каменное дореволюционное здание Дубны:

42.


Колокольня перестроена в 1910-м году - до этого была существенно ниже и меньше:

43.


За церковью небольшое кладбище с очень старыми надгробиями:

44.


И дуб, который церковные бабушки сделали объектом языческого культа - после службы ходят его обнимать, "заряжаясь энергией" (привет дубу с герба!):

45.


А за храмом - стрелка Дубны и Волги, водяной простор, чрезвычайно уютное место. Удивительно думать, что вот это или вот это - тоже на Волге. Здесь - та её часть, где по Гребенщикову, "барышни глядят с берега".

46.


А реку Дубну я люблю потому, что на ней проходили весенние сходы Академии Вольных Путешествий, и несколькими десятками километров выше по течению были лучшие в моей жизни купания. В прошлом году по весне речка была мощной и быстрой, как в горах, а в этом июне - напротив, тихой и мелкой, словно бассейн.

В следующей части - о канале имени Москвы и Левом берегу.

древнерусское, Дубна, транспорт, железнодорожное, дорожное, Подмосковье

Previous post Next post
Up