Кунда - маленький (3,1 тыс. жителей) приморский городок в 15 километрах от уездного Раквере. Это уже не показанный в
прошлых трёх частях русско-эстонский "тамбур" Ида-Вирумаа, но - форпост индустриального северо-востока в "эстонской Эстонии". С 1870 года здесь действует цементный завод, один из старейших и крупнейших в бывшей Российской империи, и руины его старых площадок из серого плитняка ничем не хуже средневековых замков. Настоящий замок тут, впрочем, тоже есть - последний в Ливонии и самый северный в Прибалтике.
Автобус, подошедший рано утром к перрону заброшенного автовокзала
Кохтла-Ярве, ехал в Таллин прямо через Кунду, стоящую в стороне от основной трассы, и это была большая удача - автобусы из Раквере туда ходят лишь раз в 2-3 часа. Проехали мимо замка Пуртсе, который я показывал издалека в конце прошлойй части, завернули в типично ида-вирумааский посёлок Азери с кварталом мрачноватых сталинок в центре, а Западная Вирландия (уезд Ляэне-Вирумаа) встретила крупнейшей в Эстонии ветроэлектростанцией Вира-Нигула, за которой мы и свернули с трассы.
2.
Серые трубы цементного завода показались впереди минут за 10 до города, а на въезде угрожающе дымил небольшой ЦБК, пущенный в 2006 году:
3.
По дороге к "автостанции" (фактически - просто остановка с расписанием на ближайшем столбе) у выезда на Раквере проехали почти весь город, и уже из окна автобуса я увидел большую часть своего дальнейшего маршрута. А цементный завод довлеет над городом, откуда ни посмотри - к его проходной ведут все дороги, его трубы всегда на заднем плане, в общем я оказался в классическом городе-заводе, коих немало разбросано по России, но нечасто увидишь в Прибалтике:
4.
Однако - это именно Прибалтика в полном смысле слова, ухоженная и малолюдная, и стриженные газончики да коттеджики за прозрачными изгородями очень странно выглядят на фоне монструозных цехов. Кунда существенно более эстонская, чем даже Йыхви, но всё-таки куда менее, чем большая часть страны - эстонцев тут чуть больше половины населения
5.
Название (говорят, любимое буржуями со созвучие с одним английским неприличным словом) городу дала река, близ которой на холме Ламмасмяэ в 1872 году открыли старейшее в Эстляндии людское поселение (10-12 тысяч лет назад), по которому древнейших жителей Прибалтики стали называть "
кундской культурой". Чуть выше нынешнего города с 1443 года существовала одноимённая мыза, которой до середины 19 века владел род Швенгельм. В принципе
руины мызы с дворцом 1770-х годов и доломитовыми флигелями даже сохранились недалеко от городка, за цементным заводом, но я туда так и не дошёл. В 1805 году Швенгольмы устроили торговый порт в устье Кунды, но историю городка определили не они, а обосновавшийся здесь в 1860-е годы барон-промышленник французского происхождения Жан-Шарль Жерар-ди-Сукантон - усадьбу его однофамильца Артура, ревельского бургомистра, я уже показывал в посте про
Янову ночь в Рокка-аль-Маре, но как я понимаю, они даже не были близкими родственниками. И на берега Кунды, к краю Великого уступа с его древними глинами и известняками, Сукантон в компании химика Виктора Кристофа Ливена пожаловал не просто так, а с целью развития высоких по тем временам технологий.
6.
Цемент был известен человечеству несколько тысяч лет, но только с цементом в нынешнем смысле слова имел немного общего и был скорее синонимом строительного термина "раствор". Усовершенствовать его пытались многие (подробная история
рассказана здесь), но наибольше успеха в 1824 году достиг в домашних условиях каменщик Джозеф Аспдин из Портленда, по сути создавший тот материал, который называют цементом ныне. Открытие его осталось тогда почти не замеченным, "портландцемент" вяло использовался англичанами в частном строительстве, а потом кто-то догадался притащить его на Лондонскую промышленную выставку 1851 года... после которой новый материал начал стремительно покорять мир. В Российской империи первый цементный завод открылся в 1856 году в городке Гродзец Царства Польского, следующий - десять лет спустя в Риге, а в 1870-м году заработали ещё два: в подмосковном Щурове (ныне в черте Коломны) и - здесь, близ устья Кунды. Ну а гиганты цементной индустрии -
Новороссийск и
Вольск - сложились лишь в конце 19 века... и что самое удивительное, всё перечисленно исправно работает до сих пор.
7.
Статус города Кунда получила лишь в 1938 году, но фактически как была, так и осталась рабочим посёлком. Старых зданий, не связанных напрямую с заводом, тут десятка полтора на весь город.
8.
Причём это вполне мог быть дом для рабочих:
9.
А коттедж напротив мог принадлежать кому-нибудь из заводского начальства:
10.
Но как уже говорилось. все дороги в Кунде ведут к заводу - в прямом смысле слова, от кольца у его проходной расходятся пять улиц. Мимо постоянно едут фуры, то ли в порт, то ли к заводским складам. По словам
altsirlin, в этих корпусах есть общедоступная столовая с отличным видом на заводскую площадку. Говорят, в советское время город был усеян белой пылью, как мукой (а дышать в этой пыли очень неприятно - проверено в Вольске!), но сейчас на заводе стоят хорошие очистные, да и ветер с моря помогает - так что дышится в Кунде легко. Нам, относительно этого кадра - налево вдоль завода:
11.
Дело в том, что при Сукантоне здесь было три небольших (по нынешним меркам, конечно) цеметных фабрики, одна из которых в ХХ веке разрослась до нынешнего завода, а две другие стоят заброшенными. Первая - сразу за кольцом, на другой стороне идущей вдоль завода улицы:
12.
13.
За забор действующего завода легко заглянуть - рядом с проходной очень кстати горка земли, успевшая порости травой:
14.
Идём дальше вдоль завода, увёртываясь от фур. Длинное здание с замшелой крышей, 1939 год постройки, могло быть например заводским магазином или рабочей столовой:
15.
Большинство зданий действующего завода - позднесоветские, но вот явно довоенный силос, а похожие на крепостные башни клинкерные печи (где выпекается один из "ингредиентов" цемента) могут быть и дореволюционными:
16.
Вообще, один из самых красивых заводов, что я видел:
17.
Между тем, у поворота улицы - местная "ратуша", старое заводоуправление, занятое ныне музеем цемента, который уже не помню почему, оказался закрыт - а внутри там есть макеты старых заводов:
18.
Самые же крупные экспонаты лежат за конторой - слева обыкновенная бетономешалка, а справа - старинная "вращающая печь": в таких из клинкера и других добавок выпекают цемент при температуре порядка полутора тысяч градусов, в процессе чего она вращается вокруг своей оси. Современные такие печи в длину достигают 180 метров, и на Кундском заводе они тоже есть, только лучше всего видны от южного въезда, куда я не ходил. А вот старинную вращающуюся печь я вижу впервые, но именно такие крутились в цехах Сукантоновых заводов:
19.
В парк за конторой углубимся позже, а пока пройдём к третьему старому заводу, чьи трубы хорошо видны впереди:
20.
По дороге - дом заводских приказчиков (менеджеров, если по-нашему):
21.
И руины завода как бы в глубокой яме - это уступ долины речки Кунды. Кирпичная "башня" с выросшим внутри деревом похожа на силос, но скорее это была клинкерная печь - цемент во времена Сукантона, как и нефть, хранили в бочках:
22.
Производственный корпус - здесь, вероятно, стояли паровые машины и вращающиеся печи:
23.
Часть построек завода - прямо в земле:
23а.
Общий вид:
24.
Клинкерная печь с памятником Сукантону:
25.
Можно зайти внутрь:
25а.
А можно полюбоваться снизу, неизбежно раздавив в траве десяток-другой улиток. Тут видно, что когда-то несколько таких печей стояло в ряд:
26.
А рядом, на уступе - плотина, то есть, судя по всему, как и
нарвский Кренгольм, фабричная Кунда выросла у водопада, крутившего приводные колёса, хотя про Кундский водопад никогда ничего не слышал.
27.
Вернувшись к дому приказчиков, я углубился в парк, глубже в котором стоял дом управляющего, который я принял было за Сукантонову мызу. Сейчас тут, вроде бы, школа, но не уверен:
28.
29.
А ещё дальше в парке можно найти лесенку и спуститься к берегу Кунды - там ещё одна плотина:
30.
Это бывшая заводская ГЭС, пущенная в 1893 году - кажется, старейшая сохранившаяся из построенных в Российской империи: всего на год моложе разобранной в 1930-е годы
Зыряновской ГЭС на Рудном Алтае (ныне в Казахстане) и существенно старше первой на территории России
ГЭС "Белый Уголь" в кавказских Ессентуках (1903)... впрочем, старейшую на постсоветском пространстве ГЭС построила и не Российская империя, а Германия - в 1880 году в
Озёрске Калининградская области для обслуживания тамошней мельницы.
31.
Кундская ГЭС, впрочем, давно уже не работает и служит просто шлюзом. Речка спускается к морю как-то уж очень быстро, и может быть ниже по течению содержит ещё водопад. А в ущелье рядом с ГЭС запомнился ещё и родник с водой ржавого цвета... и полное отсутствие признаков города:
31а.
Дальше я направился к морю и умудрился каким-то образом проглядеть Кундскую кирху (без посвящения), построенную в 1921 году - вдобавок, стоит она алтарём на запад, а её башенку построили такой тонкой, что в ней не помещается ни один сколько-нибудь громкий колокол... В общем, вот пара чужих фото:
32а.
отсюда.
32б.
отсюда.
Зато на другом конце парка, ближе к морю, набрёл на воинский мемориальчик:
33.
Все фамилии на нём - русские:
33а.
Выйдя из парка по дороге, где также туда-сюда носились фуры, мимо штабелей леса с бревенчатым зданием вахты, я забрался на прибрежный бугор:
34.
Дорога ведёт в порт:
35
За терминалами которого далеко-далеко виден высокий остров - это то ли
Тютерс, то ли даже
Гогланд, словом - территория России, в состав Ленинградской области входит архипелаг существенно западнее сухопутной границы, между берегами Эстонии и Финляндии. Там много интересного - маяки, старые пушки, пункты дуги Струве, красивая природа... но погранзона и отсутствие рейсового транспорта (хотя база отдыха на Гогланде есть).
36.
На запад с того же бугра открывается вот такой вид:
37.
Прямо у моря - цементозаводские карьеры:
38.
Дальше берег совершенно карело-финского вида, с заливами, полуостровами и множеством валунов:
39.
И полуразрушенный замок над морем. Это
Тоолсе, он же Фреденбург ("Мирный город"), самый северный замок Прибалтики и последний, основанный ливонцами - в 1472 году для защиты от пиратов. Близ него выросло крупное портовое местечко Толсбург - такая прото-Кунда, а в 1600-05 годах в войне за ливонское наследство его занимали поляки. Разрушен замок был в Северную войну, и ныне, говорят, ещё стоит лишь благодаря поставленным внутри распоркам. Судя по чужим фотографиям (см. например по ссылке), он вблизи весьма живописен, но по прямой до него 6 километров, в обход залива и все 10, а транспорта никакого нет. Впрочем, думаю, более эффектного вида, чем отсюда, и не найти.
40.
Далее я вернулся на остановку и уехал в Раквере, о котором следующие две части.
ЭСТОНИЯ-2014
"
Что устав от поднятой веком пыли русский глаз отдохнёт на эстонском шпиле". Обзор и оглавление.
Эстония и её праздники.
Янова ночь в Рокка-аль-Маре.
Дерево и плитняк. Прошлое.
Транспорт Эстонии.
У дверей Северной Европы. Современность.
Певческий праздник. Шествие в Таллине.
Певческий праздник. На Певческом поле.
Праздник танца.
Вирумаа
Нарва. Замок на границе.
Нарва. Осколки Старого города.
Нарва. Йоаорг и Кренгольм.
Ида-Вирумаа. Кохтла-Ярве.
Ида-Вирумаа. Шахта в Кохтла-Нымме.
Ида-Вирумаа. Йыхви, Пюхтицкий монастырь и водопад Валласте.
Кунда.
Раквере. Замок и город.
Далеко ли до Таллина? Кийу, Ягала, Йыэляхтме.
Таллин.
Западная Эстония.
Южная Эстония.
Острова.
Финляндия, Хельсинки.