Бендеры (Тигина). Часть 2: город мемориалов

Dec 15, 2012 14:24



...Даже в бывшем СССР не так много городов, на долю которых за последние два с половиной века выпало столько войн: три русско-турецкие войны между 1770 и 1812 годами; Первая Мировая; Бендерское восстание 1919 года против новой румынской власти; Великая Отечественная и наконец Приднестровский конфликт в июне 1992 года. Конечно, решающую роль в бендерском самосознании сыграл именно последний - не самый кровавый, но случившийся слишком недавно и к тому же ставший "точкой невозврата" в истории Приднестровья. Нынешние Бендеры просто набиты всевозможными военнными мемориалами, включая памятники Бендерской крепости и обелиск Карла XII в молдавском анклаве Варнице.
Я решил собрать их в один пост: Воинское кладбище, памятники у вала Внешней крепости, мемориал защитникам Приднестровья у моста, обелиск Великой Отечественной и памятник жертвам Холокоста на набережной, музей Бендерской трагеии в старом городе и "Чёрный забор" у вокзала. Вокзалы, кстати, покажу тоже здесь - целых три штуки.

От крепости мы с Борисом поехали прямо к Воинскому кладбищу - самому молодому и крупному из бендерских мемориалов. С моста успел заснять вокзал Бендеры-2 - небольшой, но транзитный: после 1992 года Бендеры-1 оказались в тупике, здесь же проходят в том числе московские поезда. Несмотря на современность, у вокзала очень симпатичный интерьер. Чуть дальше и Бендеры-3, обслуживающие Варницу и принадлежащие соответственно Железной дороге Молдовы (а не Приднестровья), но я их так и не увидел. Элеватор я сначала принял за румынский, но как пояснил yasinkov, он построен в 1976 году по уникальному (точнее, экспериментальному проекту) с очень тонкими стенками:

2.


За элеватором - многоэтажечный район Солнечный, в центре которого и находится Бендерское воинское кладбище. Ему принадлежит вон там колоннада, а на переднем плане, у перекрёстка - Триумфальная арка. О её прототипе, Арке Бендерской улицы в Кишинёве, я уже писал - поставленная в 1807 году (а Бессарабия де-факто принадлежала России уже тогда) в честь взятия Бендерской крепости, она была снесена при румынах как символ "русской оккупации". В принципе сравнив старую и новую фотографии, можно увидеть, что реплика гораздо грубее своего прототипа:

3.


Вход на кладбище. Перед колоннадой - памятник Потёмкину:

4.


Мемориал был открыт в 2008 году на месте заброшенного военного кладбища, где были похоронены солдаты, погибшие в Крыму в 1854-55 и на Балканах в русской-турецкой войне 1870-х годов. Территорию расчистили, над могилами (хотя тут вся земля - одна сплошная могила) поставили кресты. Церковь имеет хорошо узнаваемый прототип - в Москве на Поклонной горе.

5.


Чёрные надгробия с надписями - это памятники комендантам и важнейшим офицерам Бендерской крепости. Вот как пример надпись на ближайшем:
Генерал-майор
Збиевский Тимофей Иванович
Комендант Бендерской крепости.
Родился в 1767 году. Из польских шляхтичей. Умер в 1828 году.
с 01.04.1783. - рядовой II батальона Екатеринославского Егерского корпуса.
1789 - участник взятия Бендерской крепости, Каушан и Аккермана.
11.12.1790 - участник штурма Измаила.
с 11.12.1790 - поощрён чином поручика.
и т.д. - послужной список до самой смерти.

6.


Вдалеке - памятник защитникам Бендер в 1992 году:

7.


Особенно впечатляет, как вплотную к кладбищу подступает город:

8.


С краю - уцелевшие старинные надгробия, причём судя по надписям - не только воинские:

9.


10.


В общем, место, вполне достойное кишинёвского мемориала "Вечность":

11.


Дальше мы поехали к центру вдоль вала Внешней крепости - а тут стоит сказать, что его от центра отделяет железная дорога, и между крепостью и путями мрачновая недопромзона. Тем не менее, памятниками переполнена даже она - вот например обелиск в честь солдат Первой Мировой, поставленный чуть ли не в этом году:

12.


Сами валы Внешней крепости - это работа уже не турок, а Эдуарда Тотлебена, лучшего российского фортификатора 19 века:

13.


Впрочем, как и большинство крепостей того времени - довольно невзрачные:

14.


Однако за ними по сей день стоят военные:

15.


Вал полностью скрывает казармы, гаражи, склады - всё это было видно с крепостной башни в прошлой части. Отсюда же - лишь главки Александро-Невского собора (1833):

16.


Ещё один памятник, если я не ошибаюсь, Панину - хотя и с огромными потерями, но он впервые взял Бендерскую крепость в 1770 году, положив конец её непобедимости:

17.


Здесь же - памятник Русской славы (1912). Хотя в Молдавии эта дата больше ассоциируется с Бухарестским договором и вхождением Бессарабии в состав России, всё же памятник победе над Наполеоном:

18.


Здесь же - ещё одна могила, а стало быть некогда было ещё одно кладбище. В низине на заднем плане - железная дорога с идущим товарянком, на заборе надпись "Россия - гарант мира и стабильности":

19.


А перейти железную дорогу - выйдешь к Мемориалу Памяти и Скорби. Впрочем, я туда вернулся лишь спустя три дня, перед отъездом назад. Этот мемориал соорудили всего через год после конфликта, в 1993 году, тогда же открылась троллейбусная линия в Тирасполь и маршрут №19. В сотне метров от мемориала - пост российских миротворцев.

20.


О Приднестровском конфликте и его современных трактовках я уже писал в посте о Приднестровье в целом. Как бы то ни было, главным камнем преткновения стали именно Бендеры, расположенные на правом берегу Днестра... но при этом образующие единое целое с Тирасполем и изначально вступившие в ПМР. В 1990-1992 годах город был в состоянии двоевластия - например, здесь присутствовала и приднестровская милиция, и молдавская полиция. Но как и большинство войн, битва за Бендеры началась с провокации - 19 июня 1992 года молдавские полицейские задержали приднестровского офицера Игоря Ермакова, и кто-то открыл по ним огонь - обе стороны обвиняют в этом друг друга. Тем не менее, полицейские доставили офицера в изолятор, атаки участка продолжились, и начальник бендерской полиции Виктор Гусляков (это к вопросу об "этничности" конфликта) запросил помощи в Кишинёве. 20 июня Молдова ввела войска, заняв в первый день почти весь город... кроме крепости, где базировалась российская 14-армия, при поддержке которой приднестровцы вскоре отбили мост, а к 22 июня - и большую часть города. Начались уличные бои, продолжавшиеся до 7 июля, в которых погибло около 1000 человек - примерно поровну с обеих сторон. Однако основным эпизодом той войны была именно битва за мост - единственную связь Бендер с остальным Приднестровьем. У моста - и самый крупный пост миротворцев, и самый старый мемориал:

21.


На стенке в форме взрыва - поимённое перечисление 489 погибших приднестровцев (из которых 132 - мирные жители, в том числе пятеро детей). Конечно, это не Грозный и не Душанбе, масштабы зверств и обстрелов другие, но... всё равно война есть война:

22.


Перед "взрывом" - новенький (2012) памятник Александру Лебедю. О том, как он пресёк боевые действия, пригрозив ударом по Кишинёву, я уже писал несколько раз. Хотя формально Молдова воевала не с ПМР (его же как бы не существует) и даже не с безымянными "повстанцами", а с Россией, Лебедь, присланный туда для мирного урегулирования, действовал вопреки указаниям Ельцина и Грачёва, и логику свою сформулировал сам "...со Снегуром в переговоры вступать не буду. Я генерал Российской Армии и её предавать не намерен», - и к чёрту все нормы международного права, о них - лишь после прекращения огня. В 1993 году Лебедь был отозван из Приднестровья, в Чечне он же подписал Хасавюрсткие соглашения (фактически, предоставившие Ичкерии независимость), в 1996 был отправлен в отставку, в 1998 стал губернатором Красноярского края и погиб в 2002 году, налетев вертолётом на линию электропередач.

23.


Вокруг основного мемориала - несколько отдельных памятников:

24.


А среди тех, кто воевал на приднестровской" стороне, силы были самые разные - от казаков до украинских националистов.

25.


Продолжение этой темы - в центре города. Вот эти три здания на отходящей  от площади Ленина Советской улице занимает краеведческий музей. Ну а вон тот чёрный козырёк отмечает Мемориальный музей Бендерской трагедии, созданный в 1997 году:

26.


У входа:

27.


Музей состоит из двух залов, вход туда бесплатный, а фотосъёмка свободная - что в общем-то понятно, насколько я знаю, и в прибалтийских музеях оккупации так. Композиция в углу озаглавлена "В таком состоянии бендерчане застали свои дома после конфликта":

28.


Тут представлены фотографии, оружие, прострелянные предметы (в том числе одежда военная и гражданская), краткие истории тех, кто и как погиб. Мне тяжело было на это смотреть, и сложно это комментировать. Когда в город входит армия, всегда бывает примерно одно и то же, чьей бы эта армия ни была:

29.


30.


31.


Второй зал - мемориальный. Все 489 погибших здесь представлены фотографиями, все словно глядят на вошедшего:

32.


А вот место Великой Отечественной в бендерских мемориалах не так уж велико - судя по всему, конфликт 1992 года её просто затмил. Хотя ведь и тогда за Бендеры воевали очень жестоко, и город (особенно прилегавшие к крепости районы) был очень сильно разрушен. О Великой Отечественной напоминает в первую очередь обелиск на набережной:

33.


И памятник жертвам Холокоста у заброшенного речного вокзала:

34.


35.


Наконец, последний мемориал (1977) - у железнодорожного вокзала Бендеры-1. Хотя он посвящён "славе железнодорожников", в первую очередь здесь идёт речь о революции:

36.


Как таковой Гражданской войны в Бессарабии не было - о Молдавской Демократической республике и Сфатул-Цэрии (парламенте), который провозгласил её вхождение в состав Румынии, я уже писал в том же посте, где мемориал "Вечность". Во многом Бессарабию сдали Румынии белые, потому что в противном случае она досталась бы красным. Румыния заняла Бессарабию не без сопротивления, и крупнейший бой развернулся зимой 1918 года за Бендеры, а его продолжением стало Бендерское восстание 27 мая 1919 года, поднятое местными большевиками, и подавленное в тот же день румынами и французами (точнее, алжирцами французской армии). Одно из трёх антирумынских восстаний в Бессарабии - чуть ранее бунтовали украинцы в Хотине, а в 1924 году - крестьяне в райне Татарбунар. В Бендерах же после битвы 1918 года и после восстания румынами было расстреляно несколько сотен человек, в память о которых ещё в 1969 году птсавили памятник "Чёрный забор". Изначально он стоял за путями у депо, непосредственно на месте расстрелов, а сюда был перенесён с постройкой мемориала:

37.


В вагонах поезда же находится музей. Рабочие в Бендерах отличились ещё в 1877 году на стройке железной дороги, устроив едва ли не первую в Российской империи стачку:

38.


Музей был закрыт, но судя по фотографиям wwvvwwvv, небезыинтересен. Например, что за агрегат справа?

39.


С большевистским музеем соседствует доска памяти жертв НКВД на вокзальном здании, которую я показывал в общеприднестровском посте. А вон там, за путями, изначально стоял Чёрный забор:

40.


На привокзальной площади тихо и пусто:

41.


Вокзал Бендеры-1 построен после войны, и некогда был основным. Сейчас он стоит в тупике, и через него не проходит ни одного пассажирского поезда:

42.


Тем не менее, здесь размещаются дирекция и кассы:

43.


Такого я ещё не видел - действующий вокзал без поездов и пассажиров:

44.


Грузовые поезда, правда, ходят - но мало. Станция выглядит мёртвой, в основном тут, как я понимаю, отстаивается резервный состав. А ведь именно Бендеры были первой железнодорожной станцией в Бессарабии:

45.


А ещё близ вокзала мы видели молдавских полицейских в чёрной форме, и так как это был мой первый день в Приднестровье, без подсказки Бориса я бы не обратил на них внимания. Но один их пост здесь по-прежнему действует. И именно на вокзале то чувство "напряжённой тишины", которое не отпускает в Бендерах ни на минуту, достигает своего апогея:

46.


От двух концов привокзальной площади, левого и правого на кадре выше соответственно, к Днестру уходят улицы Лазо и Ленина, образующие главную ось Бендер. В следующей части - о собственно городе, который очень неплохо сохранил уездную архитектуру.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Новый Орхей. Уездный город.
Старый Орхей. Часть 1.
Старый Орхей. Часть 2.
Старый Орхей. Бранешты, селенье камнетёсов.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Кицканский монастырь и ещё немного Тирасполя.
Рыбница. Индустрильный гигант по-молдавски.
Рашково.
Строенцы.
.

транспорт, железнодорожное, Молдавия, дорожное, зона трагедии, Бендеры (Тигина), Приднестровье

Previous post Next post
Up