Продолжаем прогулку по Старому Орхею - пожалуй, самому красивому месту в Молдове. На заглавном кадре - вид на уже знакомый монастырь Пештере, у которого мы закончили
прошлую часть, но только с обратной стороны. От него и пойдём дальше.
Для начала - снова покажу карту, с которой начинал прошлый пост. Там мы прошли через точки 1 (въезд в долину) - 2 (руины крепости) - 5 (место на берегу Реута напротив монастыря) - 8 (администрация музея-заповедника Старый Орхей и археологическая экспозиция) - 9 (монастырь Пештере). Теперь сходим к берегу Реута напротив 13 и 14, и пойдём через точки 11, 10, 12 и 16 к вон тому безымянному квадрту у моста в Требужены.
2.
Практически напротив колоколенки-ворот монастыря Пештере хорошо видна высокая скала за Реутом, вершина которой изрыта пещерками. На схеме это место обозначено как "келья Рафаила" - так его называют в народе, отец Рафаил действительно руководил монастырём Пештере в середине 19 века. На самом деле это остатки ещё двух монастырей 17-18 веков, один из которых изначально был известен как монастырь Альбу ("Белый", как и Босие, назывался в честь основателя-пыркэлаба)
3.
А поближе, среди шиферных и черепичных крыш вдруг видна соломенная - это этнографический музей:
4.
Спуск на узкую полосу между "языком" и Реутом очень крут. На заднем плане Успенская церковь начала ХХ века - лишь к тому времени монахи решили выбраться из подземелий:
5.
Этнографический музей здесь олицетворяет крестьянскую усадьбу 19 века, причём местного, оргеевского типа - как можно убедиться по прошлым постам,
молдавская сельская архитектура довольно разная, и в Кодрах или на Севере Молдовы крестьянскиие хаты выглядят совсем иначе.
6.
Молдавский дом обычно состоял из трёх комнат - сеней, гостиной и спальни. Для Средней Молдовы характерны веранды - чаще на деревянных опорах, но в Оргеевщине традиционно камень был куда доступнее дерева:
7.
Как я понимаю, в ноябре музей закрыт на зиму, и в спальне хранятся разные предметы:
8.
А это, вероятно, гостиная, которую молдаване называли каса-маре (Великая комната) - этакая витрина дома, которой обзаводились лишь середняки и богачи. Здесь не жили - но сюда выставляли всё лучшее, селили гостей (к приезду которых каса-маре была готова постоянно), здесь совершали разные семейные торжества, в первую очередь проводы невесты на свадьбу. Одна из характерных деталей молдавского интерьера - настенные ковры:
9.
О доступности камня - из камня тут даже курятник/свинарник:
10.
И полуземлянка:
11.
Довольно неожиданный для меня факт - но века этак до 18-го в пещерах в Молдавии жили не только монахи: это просто было нормально - вырубать себе жилища в скалах или выкапывать в земле. Тут я вспомнил цитату из "Чапаева и Пустоты" - "Он сказал, что в румынском языке есть похожая идиома - «хаз барагаз» или что-то в этом роде. Не помню точно, как звучит. Означают эти слова буквально «подземный смех». Дело в том, что в средние века на Румынию часто нападали всякие кочевники, и поэтому их крестьяне строили огромные землянки, целые подземные дома, куда сгоняли свой скот, как только на горизонте поднималось облако пыли. Сами они прятались там же, а поскольку эти землянки были прекрасно замаскированы, кочевники ничего не могли найти. Крестьяне, натурально, вели себя под землей очень тихо, и только иногда, когда их уж совсем переполняла радость от того, что они так ловко всех обманули, они, зажимая рот рукой, тихо-тихо хохотали" - но когда я давным-давно это читал, я был уверен, что это вымысел Пелевина. Теперь же понимаю, что по крайней мере часть правды в этом есть. Как и курные избы в России, иногда эти землянки встречались и в 19 веке:
12.
По сельской улице, меж каменных заборов, проехала уже знакомая повозка, оставившая в Бутученах часть пассажиров:
13.
Я ещё ни разу не видел в селе такого количества камня:
14.
Вот ещё какой-то погреб... а может опять же землянка?
15.
16.
Дальше я понаделяся найти дорогу к келье Рафаила, поблуждал минут 10 по лугам, но так и не обнаружил моста - лишь причал да сеть поперёк русла:
17.
Быкует!
18.
Лучше пойдём обратно наверх. За Успенским монастырём просматриваются валы гето-дакской крепости:
19.
В Успенском монастыре в самом разгаре благоустройство:
20.
Монастырь тут вообще себя ведёт довольно агрессивно - так, монахи неоднократно разрушали гето-дакское святилище, состоящие из нескольких камней-менгиров. Вывезти их они, вроде бы, пока не догадались, а вот опрокидывали их не один раз. Когда здесь был я, менгиры были как раз опрокинуты - и потому я их не заметил. А от самой гето-дакской крепости возрастом около 2000 лет остались лишь оплывшие валы, на которых, как и на аналогичном объекте в
Сахарне, на рубеже 1950-60-х годов поставили обелиск:
21.
Обратите внимание, какой правильный полукруг образует склон над Реутом. Нам туда:
22.
Просто зарисовки. Слева:
23.
Справа:
24.
Прямо по курсу. Ребята из некой, судя по всему довольно известной в Молдове группы, снимают клип:
25.
Далеко внизу Реут. Причал с рыболовной сетью - такие тут стоят через каждые несколько сотен метров:
26.
Поднимаюсь всё выше. Пейзаж всё величественнее:
27.
28.
Хорошо видны фундаменты ещё двух средневековых построек - караван-сарая (крупнее) и церкви. Обе 14-го века, ордынских времён:
29.
Караван-сарай "при жизни":
29а. Реконструкция Еуджина Бызгу, создателя
Музея села в Кишинёве. Предоставлена Валерием Паша, директором музея-заповедника "Старый Орхей".
По соседству стояла ещё и мечеть размером примерно 56х56 метров. И хотя я в своё время не довёз до вас фотографии из Южного Казахстана, при взгляде на её реконструкцию я сразу вспомнил, как похожа эта мечеть на тамошние. И скорее всего "среднеазиатский", а не "татарский" тип мечети зодчие Шехр-аль-Джедида предпочли просто потому, что здесь гораздо теплее:
30. Реконструкция Еуджина Бызгу, создателем
Музея села в Кишинёве. Предоставлена Валерием Паша, директором музея-заповедника "Старый Орхей".
Уже совсем недалеко до каменоломен:
31.
Однако спускаться ещё рано - в какой-то момент я увидел уходившую направо тропу, и вышел на другую сторону "языка", увидев среди скал, по разные стороны Реута, села Моровая и Машкэуц. Про Моровую мне рассказывали, что она среди сёл Оргеевщины самая аутентичная:
32.
Отсюда около 10 километров до Днестра, за которым Дубоссары:
33.
В Машкэуцах видны и карьеры - там всё ещё добывают котелец:
34.
Спускаться здесь я уже не стал, и вернулся на ту сторону:
35.
До чего же нереальное место!
36.
А вот и почти вся излучина, от Бутучен до Требужен. Вон по тому гребню прямо по курсу мы сюда и приехали:
37.
Преображенская церковь (1844) в Требуженах:
38.
Мне очень не хотелось идти пешком отсюда аж вон туда, где кончается скальная стена. И хотя я уже не раз зарекался лазать в непроверенных местах, внезапно я заметил, что в одном месте вниз ведут следы:
39.
И начал всё-таки спускаться - аккуратно, выверяя каждый шаг, убрав фотоаппарат с шеи, надев перчатки:
40.
Затем услышал наверху женский голос. По гребню шла, о чём-то болтая по мобильнику, явно сельская девчонка в чёрной одежде. Я подумал было, что сейчас посмотрит на меня как на чудака ("Что с них взять, с этих туриков?"), но вместо этого она убрала мобильник и тоже начала спускаться! В общем, вскоре я понял, что здесь натоптанная тропа из Моровой в Требужены. Девушка, улыбчивая и непосредственная, честно сказала, что ходит так каждый день уже два года, расспросила меня о том, кто я и откуда, и ей явно было приятно показать свою тропу неловкому московскому гостю.
41.
Но судя по вытаптанным в камне следам, этой тропой ходили ещё татары:
42.
На околице Требужен девушка посоветовала мне поспешить - через 10 минут будет маршрутка:
43.
За мостом я всё-таки осмотрел татарскую баню 14 века, вернее её фундамент - самую хорошо сохранившую из ордынских построек Старого Орхея. Похожая штуковина есть и в Болгаре, тоже баня 14 века, известная там как
Белая палата.
44.
Самые верхние ряды кирпичей - конечно, результат недавней реставрации, а вот всё, что ниже - подлинное:
45.
Это древнейшие сохранившиеся здания во всей Республике Молдова:
46.
Вот такой вот он, Старый Орхей...
47.
Через несколько минут подошла маршрутка, и первым делом я узнал, когда будет следующая. Оказалось, всего-то через час - только не из Требужен, а из Бутучен. Как раз это мне было и надо - ведь в нескольких километрах недоезжая Старого Орхея находится ещё одно интересное место, "село камнетёсов" Бранешты. О нём - в следующей части.
P.S.
Старый сайт "Старого Орхея" - пока без русскоязычной версии. Однако по словам Валерия, в скором времени будет новый, на трёх языках - румынском, русском и английском.
МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое.
История и архитектура.
Вечное.
Молдавия сельская.
Настоящее.
Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы.
Могилёв-Подольский (Украина) и
Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра.
Жабка.
Монастыри Днестра.
Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Новый Орхей. Уездный город.
Старый Орхей. Часть 1.
Старый Орхей. Часть 2.
Старый Орхей. Бранешты, селенье камнетёсов.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.
.