Молдавия в общем. Часть 3: настоящее (люди и реалии)

Nov 21, 2012 15:55



...В Молдавии нет музея оккупации, зато свою преемственность тут возводят к Древнему Риму. "При коммунистах" тут ни в коем случае не равно "в советское время", а националистом тут можно быть не только по отношению к России, но и по отношению к Румынии, и второе даже актуальнее. Лозунг "Да здравствует Великая Молдова!" используется и сторонниками, и противниками её независимости. Существование молдавского языка многие подвергают сомнению. В геополитике власть и большая часть народа глядят откровенно в разные стороны. Здесь у людей есть право на владением оружием, но не пользуется им почти никто. О "самой бедной стране в Европе" молдаване говорят даже с некоторой гордостью, и действительно массово ездят на заработки. В общем, о реалиях современной Молдовы рассказать можно много: здесь "всё не только не так просто, но и просто не так".

Только в качестве дисклеймера: всё это - мои субъективные, сформировавшие менее чем за 2 недели впечатления, основанные в том числе на рассказах тех, кто меня встречал и водил. Ни в коем случае не претендую на истинность и точность. Вообще, как мне показалось, разброс мнений о своих реалиях в Молдове очень велик, и разные люди могли бы обрисовать мне картины абсолютно разных стран. В общем, доносите свою правду - но без хамства, перехода на личности и оскорблений. Самых упёртых буду банить.


Сразу оговорюсь, что людей в Молдове я фотографировал мало, гораздо меньше, чем например в Казахстане - я не фотохудожник, передать инаковость другого народа одним портретом не умею, и обычно фотографирую только самые яркие типажи, сильно отличные от тех, что вижу каждый день.
Но всё же как и любой народ, молдаване очень разные. Тут есть совершенно фольклорные сельские бабушки:

2.


Но в городах народ современен и космополитичен. Что мне сразу бросилось в глаза - это обилие "европейских" типажей именно в чертах лица. Внешность у молдаван действительно очень романская, и пару раз бывало, что я глядел на какую-нибудь компанию и думал "какие характерные типажи!", а мои спутники из числа местных замечали, что это итальянцы. Вот этот человек, например - сотрудник музея в Сороках, но повстречай я такого в России, подумал бы, что турист из Европы или Америки:

3.


Попадаются и ещё более характерные образы: чёрные кучерявые волосы, тонкие черта лица, хрупкое телосложение, очки - в кадр мне такие не попадали, но в целом люди здесь внешне другие. Вот даже торговки из придорожного села - посмотрите на их лица! Натурально, кадр из какого-нибудь фильма о старой Европе, годов этак 1930-50-х:

4.


При этом вопреки расхожему мнению, молдаване не такие уж и южане - тут разнообразие такое же, как в России, от чернявых и смуглых до белых и голубоглазых. Одни похожи на испанцев, другие - на англичан. Нет у молдаван у южного темперамента - в основном люди мне встречались спокойные, сдержанные и даже какие-то созерцательные. Как мне показалось, тут и бытовой агрессии намного меньше, чем в славянских странах.

5.


По-русски тут почти все понимают, но говорит большинство людей с трудом, чисто на уровне "объясниться по быту". Причём таковые мне встречались не только в сельской глубинке, но и в Кишинёве. Сказывается и нетуристичность: зачастую люди начинали мне что-то объяснять по-молдавски, и мне приходилось извиняться за то, что я их не понимаю. При этом, мне кажется, полностью русский язык из Молдовы не уйдёт - и думаю нетрудно догадаться, почему.

6.


Вот ещё характерная зарисовка из глубинки (кажется, Сороки). Многие женщины здесь на улице носят поверх одежды халаты домашнего вида, видел такую моду даже в Кишинёве. В то же время, не могу утверждать, что все запечатлённые прохожие - молдаване, из-за уже упомянутого разнообразия типажей.

7.


Девушки там симпатичные, и распространённая черта - длинные пышные волосы.

8.


Детей в молдавской глубинке много, и почти не видно "хулиганских" типажей. В основном тихие, вежливые, с незнакомыми всегда здороваются:

9.


А это уже в Кишинёве - на взгляд человека, не бывавшего в Париже и Риме, прохожие вполне сойдут за парижан или римлян... впрочем, иностранцев в молдавской столице вообще немало:

10.


Хотя вообще, контраст между шумной и переполненной столицей и сонной, но уютной глубинкой в Молдавии очень заметен. Особенно на главных трассах: хорошо заметно, что в основном молдаване по своей стране ездят или в Кишинёв, или из Кишинёва. Столичная молодёжь на одной из самых оживлённых остановок:

11.


Ещё пара зарисовок. Вот какие-то ребята снимают в Старом Орхее клип. Когда попытался с ними заговорить, понял, что в Молдове они известные и мысль, что я их не знаю, им даже не пришла в голову. Собственная эстрада здесь, на пару с Румынией, очень развита, часто с фольклорным уклоном, крутят её обычно по радио "Норок" ("Привет"), которое слушает большинство маршруточников. А вот субкультуры в Молдове незаметны - конечно, в Кишинёве попадаются и неферы, и хипстеры, но несравнимо реже, чем в Киеве или Москве, или даже Бендерах и Тирасполе.

12.


Полицейский. Молдавские копы носят стильную чёрную форму, и их здесь неожиданно много даже после России или Казахстана. Говорят, в Молдавии очень строгий УК, серьёзные сроки можно получить и за мелкие кражи. Как мне показалось, проверять документы прохожим тут не принято, но всё же поводов создавать тоже не стоит. Как показал опыт, здесь практикуются и мелкие разводки на деньги. Впрочем, конкретно про этого сотрудника ничего плохо сказать не могу - он румынское посольство стережёт!
Тут же оговорюсь о ношении оружия - точнее, процитирую знакомого кишинёвца: "Ну да, разрешают, но из моих знакомых только один имеет пистолет, да и на того все смотрят, как на фрика".

13.


Как я уже писал в историко-архитектурном обзоре, в Молдове всегда было много национальных меньшинств - армяне, евреи, староверы-липоване... Первые и вторые из страны почти ушли, третьи живут незаметно - по республике разбросано множество старообрядческих селений, а в большинстве городов есть и старообрядческая церковь. Увы, липованина мне удалось сфотографировать всего один раз, и этот кадр уже был в том же посте - но всё-таки повторюсь:

14.


О цыганах я уже писал в посте про Атаки (где они составляют аж 18% населения) - хотя по статистике их в Молдове менее 1%, всё же это самое яркое из здешних меньшинств. Причём главная особенность молдавских цыган - они ОСЕДЛЫЕ. То есть тут цыган - не попрошайка, не гадалка, не вор-карманник, а обычный человек. Они не ходят по улицам таборами, не кормят детей грудью на лавочках, одеты опрятно и не броско. В общем, Северная Молдавия (а они живут в основном там) - лучшее место для борьбы с предубеждением против этого народа.

15.


Хотя всё же меньшинство №1 в Молдове - это гагаузы. Православные тюрки, которых одни возводят к крещённым туркам, другие к отуреченным болгарам, третьи к печенегам. В августе 1990 года Гагаузия объявила о независимости - раньше, чем Приднестровье, но в 1994 году всё же гагаузы с молдаванами договорились, и тут образовалась национальная автономия. От молдаван гагаузы отличаются сильно - и внешне, и по характеру, и по культуре - и о них я ещё напишу отдельно. Гагаузские бабушки своим видом заставляли меня вспомнить Казахстан:

16.


А вот настоящих азиатов тут почти нет. Раскосые глаза я видел буквально дважды, и оба раза в Кишинёве - скорее всего, это по здешней классификации "русские": в неславянских странах бывшего СССР так называют всех переселенцев с той стороны (в Молдове - с востока и севера, в Казахстане - с севера и запада и т.д.). В целом же, этнический состав тут примерно такой: 75% - молдаване, 8,6% - украинцы,  5,9% - русские, 4,2% - гагаузы, по 2% - румыны и болгары. "Русские" в широком смысле (а чаще всего под этим словом здесь понимают как раз-таки украинцев) живут по всей стране, а вот болгары - на юге, за Гагаузией, и их "столицей" считается Тараклия - говорят, там можно услышать 5 разных диалектов болгарского: как и многие другие народы, болгары туда попали при Екатерине I как переселенцы.
Но всё же преобладают в Молдавии молдаване:

17.


Если говорить о религиях, то пожалуй, это самая православная страна, что я видел: в России всё же очень заметен ислам, на Украине - греко-католичество, в Белоруссии - римо-католичество... Молдавия же православна на 98%, ещё 1,5% составляют иудеи. Я не знаю, есть ли в стране хоть одна мечеть, а костёлов и кирх вряд ли наберётся десяток. Причём православие тут, как и на Украине, разное. С одной стороны Молдавско-Кишинёвская митрополия Московского патриархата (она же Православная церковь Молдовы, включает примерно 9/10 приходов страны, имеет 6 епархий, охватывающих в том числе Приднестровье), созданная фактически в 1813 году как Хотинско-Кишинёвской митрополия под руководством Гавриила (Бэнулеску-Бодони), а в нынешнем качестве существующая с 1992 года.

18. Главный храм - Христорождественый собор в Кишинёве


С другой стороны - Бессарабская митрополия Румынской православной церкви. Последняя является автокефальной и фактически не отделённой от государства - так, румынское духовенство имеет жалование, вылпачиваемое бюджетом, и вообще много своих особенностей, и на протяжении своей истории не раз пыталась выйти из Константинопольского патриархата, что ей и удалось только в 1885 году. Одна РПЦ выгоняла отсюда другую и в межвоенное время, и в 1941-44, причём тогда Румынская православная церковь была единственной законной православной конфессии и в Транснистрии (как Румыния называла оккупированные территории Украины - Винницкую и Одесскую области). Ныне Бессарабской митрополии принадлежит около 100 приходов, власти же в зависимости от своих геополитических интересов, её деятельности то препятствуют, то способствуют.

19. Главный храм - церковь Теодора из Сихлы в Кишинёве.


Основное различие двух РПЦ - язык: в русской служат на церковно-славянском, в румынской - на старомолдавском, и обе в Молдавии - ещё и на греческом. С обретением независимости в 19 веке и особенно в межвоенное время Румыния вообще запрещала служить на церковно-славянском. Сейчас особых различий между двумя церквями не заметно, а например в Кэприянах (главный монастырь Молдовы, принадлежит МП) служили сразу на трёх языках: церковно-славянском, молдавском и греческом. В целом, вокруг религии тут повязано куда меньше противоречий, чем на Украине, таких эпических словесных баталий, как между КП-УАПЦ-УГКЦ и МП в Молдавии не знают. Впрочем, нет тут и национально-ориентированной церкви, и потому религия не превращается в политический инструмент.

20.


А ещё тут есть жутковатая традиция ставить кресты на том месте, где человек погиб - чаще всего у дорог, где были ДТП. В России такое, конечно, тоже есть, но в несравнимо меньшем масштабе и не в городах. А тут вот скажем два креста близ кишинёвской эстакады:

21.


С идеологией тут всё куда как сложнее и необычнее. И хотя в Молдове много противоречий по современности, на её историю до 19 века взгляды большинства партий примерно совпадают. Главное - это преемственность к Древнерму Риму. Собственно, и название "Румыния" происходит от Рима (Rome), и оказавшиеся на самом краю латинской Европы, румыны и молдаване особенно рьяно отстаивают своё римское происхождение. Если русские свою родословную возводили к скифам, а культурную преемственность - к Византии, то в Молдавии соответственно к гето-дакам и Римской империи.

22. Капитолийская волчица у ворот Национального музея.


Другая веха - Штефан чел Маре, или Стефан Великий, о котором я уже писал в историко-архитектурном посте. При нём, в 15 веке, Молдавское княжество (в первую очередь, конечно, западнее Прута) недолго была одним из сильнейших государств в этой части Европы, одной из двух (вместе с Россией) независимых православных стран, претендентом на роль Третьего Рима... На самом деле для молдаван это правда очень важно - помнить, что когда-то в их истории было величие и могущество. Более того, Румыния - всё-таки в первую очередь Валахия, в то время как до середины 19 века две страны развивались параллельно и независимо, поэтому многими Республика Молдова рассматривается как преемник Молдавского княжества, пусть и потерявшая Сучаву и Яссы (как бы оккупированные Валахией). И именно Штефан чел Маре - главный герой монументов и топонимов.

23.


С отношением к СССР всё несколько сложнее. С одной стороны, тут много памятников жертвам репрессий, с другой - пока нет обязательного в таких странах Музея Оккупации. Сказывается и то,  что страной 8 лет руководили коммунисты - в общем, к советскому прошлому тут официальноое отношение хоть и отрицательное, но без оголтелости. Памятники Ленину, впрочем, посносили... причём что интересно, остались они в основном в национальных анклавах - Гагаузия, цыганские Атаки, болгарская Тараклия. В Кишинёве вот такая композиция собрана на ВДНХ:

24.


В остальном всё как везде. Интеллигенция вокруг СССР нагнетает мистического ужаса:

25.


А в народе многие ностальгируют. Самый показательный момент - когда власти запретили советскую символику, какие-то активисты надели на себя майки с серпами и молотами и стали проверять, как работает новый закон... в итоге полицейских приходилось долго и как правило безуспешно уговаривать применить к себе меры.

26.


А вот Великая Отечественная тут - всё ещё очень явный ориентир. Прибалтийский и украинский ревизионизм для Молдовы если и характерен, то не в той степени. Памятники хорошо заметны в каждом селе и большинстве городов:

27.


В Кишинёве едва ли не единственный почётный караул всё ещё на Вечном огне:

28.


Хотя по воспоминаниям местных, к той войне молдаване относились примерно как к стихийному бедствию и не особо задумывались, за кого воевать. Многие успели повоевать в Красной армии против Румынии, в румынской армии против СССР и опять же в румынской армии против фашистов. Недавно даже появилась вот такая награда - этот крест дали всем ветеранам независимо от того, на какой стороне они воевали (по крайней мере мне так объяснили, поправьте, если ошибаюсь).

29.


В целом же, памятников событиям ХХ века тут немного, хотя набор тот же: Великая Отечественная, Афганистан, Чернобыль... Почему-то не видел и пафосных монументов Независимости. И даже, что меня удивило, памятников жертвам Приднестровья тут немного. Вообще, что касается Приднестровья - как мне показалось, молдаване к случившемуся относятся достаточно спокойно, хотя и называют ПМР "пиратской республикой" и "бандитским государством". Слышал от разных людей в Кишинёве, что с обеих сторон воевали в основном "отморозки". К приднестровской государственности молдаване относятся единодушно негативно, но при этом саму идеологию Приднестровья многие здесь одобряют ("если бы только её продвигали не бандиты, которые её же дискредитируют" - цитата из разговора). При этом на Молдове, например, висят долги Приднестровья за газ, в то время как налогов с приднестровских заводов республика, ясное дело, не получает.

30.


Вообще, многие молдаване характеризуют начало 1990-х годов, время правления Мирчи Снегура, как "безумие". Тогда тут был серьёзный подъём национализма, лозунги типа "Молдова для молдаван!" и "Чемодан-вокзал-Россия!" не считались неприличными, а автобусе человека, говорившего по-русски, вполне могли обложить последними словами и пообещать скоро расправой всем "оккупантам". Впрочем, если верить тем, кто мне всё это рассказывал, тогда в Кишинёве была такая нищета, что люди ставили во дворах печки и готовили на них еду - но в общем, подозреваю, тогда давление на русских тут было похуже, чем в Прибалтике и Западной Украине. Само собой, были уволены и уехали многие высококвалифицированные кадры, что понятным образом сказалось на экономике. Самого же Снегура мне несколько раз характеризовали как "абсолютно безответственного руководителя", во время Приднестровской войны едва ли не прямым текстом в истерике объявлявшего войну России. Из деятелей той эпохи в самой Молдове (!) больше всего уважают генерала Лебедя, который пресёк кровопролитие - его угроза дать залп по Кишинёву на многих подействовала отрезвляюще, заставив понять, как далеко они зашли. В общем-то, глядя на современных молдаван, очень сложно представить, что всё это было.

31. Мемориал жертвам Приднестровского конфликта в Варнице - молдавском анклаве внутри Бендер.


Вообще же, современная история по рассказам встречавших меня людей складывается в примерно такую картину: сначала - националистический угар и голодное остервенение времён Мирчи Снегура; затем - нищее бандитское безвременье (а братков в Молдове в 1990-е тоже немерено было) в правление Петра Лучинского (1996-2000), а далее - застойное правление коммунистов Владимира Воронина. "Коммунистами" они были, конечно, очень условными, но пришли к власти именно на волне ностальгии по СССР, когда маятник качнулся в другую сторону. "При коммунистах" в Молдове - значит, в 2000-2009 годах, а не "в советское время".

32. "Красные" - коммунисты, "голубые" - либералы, по цветам флагов.


Про Воронина мне говорили так - сначала он передушил всех бандитов и навёл порядок, но затем коммунисты сами стали воровать беспредельно. Вдобавок, испугавшись "цветных революций", в 2005 Воронин ещё и поссорился с Россией, накликал повышение цен на газ и запрет на ввоз молдавского вина... В общем, кончилось всё "революцией" 2009 года - что это было, тут никто толком не понимает до сих пор: какие-то провокаторы устроили беспорядки, толпа разгромила парламент и президентуру при бездействии спецназа, Воронин во всём обвинил оппозицию, оппозиция - Воронина... но в общем в итоге в сентябре 2009 года Воронин подал в отставку. Молдавия жила без президента ещё 3 года (впрочем, тут это не принципиально, так как страна является парламентской республикой), а дом парламента так и не открыт после погрома:

33.


В целом же, пророссийская это страна или прозападная, "на глаз" и не скажешь. С одной стороны, мне говорили, что антироссийскую пропаганду здесь сейчас ведут очень активно, в том числе в школах; что в день 200-летия вхождения в состав Российской империи объявляли траур; что есть у них один поэт, который регулярно требует то запретить межнациональные браки, то вырубить в Молдове все берёзы... С другой, сами люди, с которыми я общался, к России настроены в основном доброжелательно, народ показался мне здесь более пророссийским, чем на Украине. Да и опять же по словам моих знакомых, антироссийские истерики здесь обычно приурочены к принятию "под шумок" какого-нибудь непопулярного закона.

34.


А вот ещё одна деталь, на первый взгляд к политике отношения не имеющая... Но лишь на первый взгляд. Я не о троице (про них много было в "сельском" посте), а вот про этот километровый столбик. Такие стоят вдоль всех молдавских дорог, и говорят, сделаны по образцу румынских и установлены на деньги из бюджета Румынии:

35.


И в общем, отношение к России здесь - на самом деле вопрос второстепенный, куда актуальнее тема Румынии. В Молдове традиционно было два направления: "унионизм" и "молдовенизм". Первые - это движение за вхождение в состав Румынии, возможно на правах автономии, но не суверенного государства; вторые - это молдавские националисты относительно Румынии (то есть зачастую дружественные к России). В принципе молдавский и румынский языки очень близки, фактически это действительно один язык; но при этом всё же преобладает тут мнение, что молдаване и румыны - разные народы. И хотя наши российские СМИ постоянно рисуют картину, что "молдаване мечтают войти в состав Румынии", унионизм тут сейчас маргинален. На Россию тут смотрят по-разному, а вот в состав Румынии не хотят почти единогласно. В Кишинёве мне провели целую экскурсию по политическим лозунгам на заборах.

36. "Бессарабия - это НЕ Румыния" - за эту стенку идёт настоящая война надписей.


Как я понимаю, унионисты в Молдове занимают нишу наших радикальных либералов, и наибольшим влиянием обладали в начале 1990-х. Первым шагом стал перевод молдавского языка на латиницу 31 августа 1989 года (при том, что румыны на латиницу перешли в 1848, а вообще язык испокон веков был кириллическим), чего не поддержало Приднестровье. Фактически, "молдавский язык" сейчас только в Приднестровье и остался - в Молдове хотя государственный язык по-прежнему называется молдавским, большинство слов, отличных от румынского языка, объявлены просторечиями. В свою очередь, в румынский "правильные" слова попали в 19 веке из французского и итальянского - в общем, нет тут однозначного ответа.

37. "Я молдаванин, говорю по-молдавски". В румынском не признаётся слова "грэеск", вместо него говорят "ворбеск", что пару лет назад послужило предлогом к отказу в регистрации организации с таким названием.


Есть и ещё одна форма, объединяющая "унионизм" с "молдовенизмом":

38а. "Сучава - молдавский город", "Яссы - столица молдаван".


Два призыва к объединению. Тот, что на латинице - вхождение Молдовы в состав Румынии; тот, что на кириллице - создание независимого от Румынии молдавского государства от Днестра до Карпат.

38.


Один из главных антирумынских лозунгов в Молдове - "Не хотим объединяться с цыганами". О румынских цыганах, думаю, знают все, и их нашествия в Молдове никто не хочет (в первую очередь, думается, местные цыгане). Собственно, "цыганами" тут дразнят и самих румын:

39.


39а. "Молдоване против объединения с цыганами", "Молдоване - это румыны".


Такие вот тут кипят страсти, вполне себе латинские. Сюда же и недавняя история про педагога-русофоба (привожу ссылку потому, что мне её и так в комменты кинут). Но в целом, как мне показалось, какой-то прочной официальной идеологии тут нет и страну бросает из крайности в крайность. Один из тех, кто меня встречал в Кишинёве, эту ситуацию описал так: "Отдельной страной молдаване стали случайно, сами этому не рады, но по сути дела мы никому и не нужны".

40.


Ну а того, что Молдова - самая бедная страна в Европе, здесь не отрицают, и даже почти гордятся. Некоторые даже считают, что Молдова - беднейшая страна СНГ, хотя это не так  - в  Киргизии и Таджикистане среднедушевой ВВП ниже в полтора-два раза. Тем не менее, по уровню ВВП на душу населения Молдова в 2,5 раза уступает Украине и в 5-6 раз России, а её соседи в списке стран - Индия, Узбекистан, Лаос, Филиппины... Впрочем, "на глаз" этого не скажешь: во-первых, молдаване всё-таки европейцы и не склонны к антисанитарии; во-вторых, построенные в советское время дома, дороги, котельные и многое другое никуда не делось, ну а в-третьих поставленные на поток заработки в России и Европе эта статистика не учитывает, но фактически, как мне показалось, средний молдаванин зарабатывает немногим меньше среднего украинца. А вот с бюджетом всё намного хуже: скажем, стандартная пенсия по возрасту тут в 2012 году составила 972 лея (78$) - вдвое меньше, чем на Украине. С ценами ситуация тоже сложная: еда и транспорт тут стоят примерно как на Украине, но очень большие кварплаты - говорят, в Кишинёве в порядке вещей платить за ЖКХ около 300 долларов в месяц - газ сюда поставляют без льгот. По вот таким столпотворениям в глубинке опознаются биржи труда:

41.


Вообще, образ "молдавского гастарбайтера" возник совсем не на пустом месте - особенно в глубинке не менее половины тех, с кем я общался, работали в России, преимущественно в Москве и окрестностях. У многих работа в России постоянная, вахтовым методом: две недели дома - месяц на работе. В основном - действительно, строители и отделочники в частных владениях, но встречались мне и таксисты, и водители автобусов, и торговцы. На беспредел со стороны российских "органов" особо не жаловались (хотя я расспрашивал), положение у них тут явно лучше, чем у узбеков или таджиков, да и просто избежать лишних неприятностей здорово помогает внешность - в большинстве мест (за исключением, может, Киевского вокзала Москвы) мент-мздоимец просто не отличает молдаванина от русского.

42. Автобус Сорока-Москва - такие рейсы есть во многих райцентрах.


Хотя вообще, работают молдаване не только в России: ещё очень популярные романоязычные страны Европы, в первую очередь соседняя Румыния и Италия. В конце концов, молдавский с румынским вообще один язык, а с итальянским различия примерно как у русского с чешским - то есть не проблема освоить его в процессе. Из нероманских стран наиболее популярна Чехия. Причём как мне показалось из разговоров, те, кто ездят на заработки в Италию, на тех, кто ездит в Россию, смотрят несколько свысока. У входа в приёмную российского посольства в Кишинёве всегда толпа - но как мне сказали, о проходе вне очереди тут легко договориться:

43.


В целом, вот показательный эпизод из журнала кишинёвца v_st:
Собираюсь в отпуск в Чехию. Пришел в транспортную контору за билетами в оба конца (70 евро каждый, итого 140) и страховкой, которые необходимо предъявить при получении визы. Называю сроки, бойкая девушка выдает:

- Вот вам страховка на указанное время. Вот посадочный билет до Праги, с вас 70 евро. А вот этот второй тоже покажете в посольстве, они примут, все будет нормально, не волнуйтесь. Это типа брони на обратную дорогу. Ну, что вы как будто 11-го обратно вернетесь.
Я, в недоумении:
- Погодите, что значит "как будто" ? Почему только 70 ? Дайте мне обратный билет.
Девушка поднимает на меня изумленные глаза:
- А вы собираетесь возвращаться ?!
44.


Но и утверждать, что тут всё совсем плохо, я бы тоже не стал. Да, страна бедная - но всё-таки цивилизованная. В городах достаточно чисто, в том числе по окраинам (Украина, скажем, замусорена куда сильнее); заброшенных зданий - хоть общественных, хоть жилых, хоть частных - немного; а главное - тут как-то очень спокойно. Уровень преступности в Молдове по статистике гораздо ниже российского, и по личным ощущениям - тоже. Я уже не раз об этом говорил: страна бедная - но уютная. Собственную страну, а не провинцию Румынии, молдаване получили случайно - но любят её и берегут.

45. День города в Орхее.


На этом с "Молдавией в общем" всё, далее - три поста о Сороке, на мой взгляд самом интересном её городе.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
Ворота Молдовы
Могилёв-Подольский. Ещё на Украине.
Молдавия в общем. Прошлое. История и архитектура.
Атаки. Приграничное торжище.
Молдавия в общем. Вечное. Молдавия сельская.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Молдавия в общем. Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Поездки из Кишинёва
Приднестровье
.

злободневное, "Раскол", Молдавия, дорожное, география

Previous post Next post
Up