Кодры. Часть 4: Городиште и дорога в Кишинев

Dec 06, 2012 17:05



В завершение рассказа о поездке в Кодры - село Городиште с деревянной церковью, много-много зарисовок сельской глухомани и румынский вокзал в городке Страшень по дороге назад в Кишинёв. По-прежнему на белом "Ситроене".
Прошлые части о Кодрах: Суручаны - Кондрица - Кэприяна - Ворничаны.

В Городиште удобнее заезжать в севера, через Калараш, откуда ведёт асфальтовая дорога. Но мы попёрлись с юга, от Ворничан, и дорога здесь выглядит так - пустынная грунтовка, которую так и норовят перекрыть подступающие кусты:

2.


Но именно по таким дорогам стоит ездить, если хочешь узнать любую страну! Городиште показалось мне самым глухим из десятка молдавских сёл, что я объехал. По дороге - всякие артефакты, будь то колодец-журавль с металлическим каркасом деревянного ведра:

3.


4.


Родник под советской мозаикой:

5.


Или ободранная стелла бывшего совхоза:

6.


Молдавский пейзаж неизменно радует глаз сочетанием пространств и уюта:

7.


В начале ноября ещё кипит работа - вот например убирают капустное поле:

8.


Хотя более популярны тут всё равно виноградники. За которыми уже просматривается Городиште:

9.


Село тоже немаленькое, хотя и примерно вдвое меньше Ворничан - 2,7 тысяч жителей. Однако центр Городиште выглядит даже капитальнее, и весьма вероятно, что 20-30 лет назад соотношение было обратным. Название села по-нашему было бы, как нетрудно догадаться, Городище - вроде как на том холме была гето-дакская крепость, как в Сахарне:

10.


Искать в таком селе деревянную церквушку - сродни поискам иголки в стоге сена. Мы остановили машину у воинского обелиска и разбрелись по окрестным улочкам искать "языка":

11.


В кустах - примэрия, с равным успехом может быть и румынская, и позднесоветская:

12.


С мозаикой - видимо, школа:

13.


На лужайке я увидел семью на пикнике, и спросил дорогу у них. Александр v_st повстречал двух мальчишек на велосипедах напротив стелы. Но больше всего повезло Александру deorditsa - ему дорогу объясняла старушка, и в конце внезапно добавила "Русский солдат - хороший солдат!". Что имелось в виду - мы гадали ещё долго. Между тем, дорогу все три компании нам объяснили примерно одинаково, но пытаться это воспроизвести не буду - я уже не уверен, что всё помню верно.

14.


Есть в Городиште и каменная церковь, одна из самых красивых, что я видел в молдавских сёлах:

15.


Проехали небольшую рощу с вот такой вот пасторалью. Спросили дорогу у вон тех мужичков - дед начал рассказывать про своего сына, который всю жизнь служил на флоте и живёт теперь "в Ленинграде". Про церковь же ответил так: "Да, у нас очень старая церковь, оооочень старая, деревянная, какого-то там века!" (дословно), но дорогу в целом объяснил.

16.


Характерные для Кодр колодцы с 6-скатным крышами:

17.


Ну вот и Никольская церковь (1797) - как и в Ворничанах, на кладбище:

18.


В отличие от своей "как бы" фахверковой ровесницы в Ворничанах, здешняя церковь уже вполне деревянная. Устроена она гораздо проще, но в целом похоже - как будто буковинская церковь-хата робко поднимает голову, догадавшись, что турки ушли:

19.


Но так же, как и в Ворничанах, церковь в Городиште заброшена и служит складом икон и хоругвий:

20.


Обратите внимание на земляной пол:

21.


И на фотографию патриарха Алексия II - знать бы, к чему она здесь:

22.


Вокруг церкви - опять же типично молдавское кладбище, причём более глухое и заповедное, чем в Ворничанах:

23.


Много крестов с треугольным "домиком" - как на Русском Севере:

24.


А много и каменных:

25.


Обратите внимание, что вот этот маленький крестик не 4-, а 6-конечный, просто его горизонтальные перекладены равной длины. Что это за вид креста, я так и не смог установить, ближе всего к Патриаршьему кресту Великой Моравии, который сохранился на гербах Словакии и Венгрии, и гербу Ягеллонов, попавшему на герб Литвы. Откуда такой образ здесь - ещё одна загадка:

26.


...Дальше мы снова расчехлили карту и стали прикидывать дальнейший маршрут. С одной стороны, ещё казалось возможным успеть в Долну (в прошлой части я уже её упоминал - усадьба бояр Ралли, где гостил Пушкин... да и просто молдавская усадьба начала 19 века мне интересна как факт). Варианты были - или опять переть в Лозовую (тогда получалось 25 километров), или попробовать рвануть напрямик, по лесным дорогам - так выходило километров 10. Был и третий вариант - ехать в Калараш и далее уже в Кишинёв. В итоге сошлись на втором варианте, и поехали на юг через село Пиржелтены, отделённое от Городиште лишь лугом:

27.


28.


Заехали в лес, в лесу повстречали охотника с ружьём наперевес дулом от дороги. Сезон охоты тут открылся с ноября, и к моему удивлению, охотиться в Молдавии любят. Я думал было, что на всякую мелкую дичь, но говорят, попадаются даже кабаны и волки. Где они помещаются в этих лесах - загадка.
Между тем, через лес мы вырулили к поляне на вершине очередного холма:

29.


Городиште всё как на ладони! Вот только деревянную церковь отсюда не разглядеть, сколько я ни шарил по холмам ультразумом:

30.


В таком месте захотелось устроить привал - пообедать, пофоткаться и просто насладиться простором и кристальным осенним воздухом. В Долну можно и в следующий раз, а когда ещё побудешь в таком месте?!

31.


Всё-таки сочетание высоты и пологости даёт удивительные эффекты - ведь можно подумать, что кадр снят с самолёта:

32.


Отдохнув с полчаса, поехали дальше - по просёлкам среди виноградников:

33.


Ещё полчаса потеряли из-за моей ошибки - в одном месте я предложил свернуть, идею поддержали... и через пару сотен метров увязли в грязи. Минут 10 ушло на то, чтобы выбраться - Саша Деордица изо всех сил выруливал, а мы стояли рядом и предлагали подтолкнуть. Усилие для машины правда было запредельным: счётчик, до этого показывавший, что бензина хватит ещё на 120 километров, стал пророчить, что бензин закончится километров через 15. Постепенно цифра выросла сначала до 40, а затем и опять до 100 с чем-то. .

34.


Впрочем, хуже всего оказалось даже не грязища, а то, что дорога привела нас в тупик - к глухому кордону, откуда нас выпроводили угрюмые лесничье. В общем, после всего этого о том, чтобы успеть в Долну, можно было забыть. Да и понервничали мы немало - а вдруг бензина правда осталось на 15 километров и мы без права на ошибку? В общем, эти 5 километров до села Чорешть запомнились надолго.

35.


Хотя октровенно говоря о том, что мы не успели в Долну, я тогда не жалел - впечатлений и так набралось немерено. Не последний же раз я был в Кишинёве!
Снова проехали Ворничаны - базар за три часа рассосался:

36.


На пол-пути до Кишинёва - городок Страшены (21 тыс. жителей), который трасса обходит по краю. Как и 9/10 молдавских городов, он вырос из села в позднесоветское время. От села вроде бы остались даже 2 церкви на другом конце города, здесь же - лишь многоэтажки:

37.


Да железная дорога. И увидев возкальчик явно не российской постройки, я попросил притормозить:

38.


Как уже говорилось, на многих маленьких станциях в Молдове вокзалы именно румынские. Почему их так массово строили взамен царских, сказать трудно - возможно, просто пытались подогнать румынскую железную дорогу под единый стандарт. Судя по внешнему виду, Румыния тут равнялась на Австро-Венгрию:

39.


Зал ожидания:

39а.


Мемориальная доска, извещающая, что здесь летом 1885 года проезжал в Одессу Михай Эминеску:

39б.


Советское крепление для нивелира:

39в.


Сама станция довольно запущена - особенно по контрасту с вокзалом Кишинёва:

40.


Мимо проехал характерный для CFM ("Железные дороги Молдовы") дизель Д1 жёлто-красной расцветки. Таких много в Западной Украине, где я их называл про себя "венгродизели", так как делались они в Будапеште в 1960-70-е годы. Молдавские железные дороги вообще богаты на раритетную технику вроде тепловозов 2ТЭ10Л, которые я тут своими глазами не видел. Но безусловно, в следующий раз я поеду в Молдову опять на поезде через север, 8-часовым крюком через Дрокию, Бельцы, Унгены и Калараш, чтобы ознакомиться как следует с её железными дорогами.

41.


Ну а вскоре мы вернулись в Кишинёв. Стелу на въезде по крайней мере раньше называли "шляпа Штефана чел Маре" (Стефана Великого)

42.


Следующая серия из четырёх постов - про Орхей, который на самом деле не город, а местность, сравнимая с Кодрами. Логичнее было бы начать рассказ со Старого Орхея, но в следующей части я расскажу про новый - просто чтобы разбавить сельские скитания хоть небольшим - но городом.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Новый Орхей. Уездный город.
Старый Орхей. Поверху.
Старый Орхей. Понизу.
Старый Орхей. Бранешты.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Варницкий анклав.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.
.

природа, железнодорожное, дорожное, транспорт, Кодры, Молдавия, этнография, деревянное, молдаване

Previous post Next post
Up