Московский промарх. Часть 3, электрическая.

Aug 14, 2011 18:35



В современной Москве индустриальный пейзаж создают в первую очередь ТЭЦ с их колоссальными трубами и градирнями - в совокупности около тридцати московских электростанций дают примерно столько же энергии, сколько весь Волжско-Камский каскад ГЭС. Разумеется - в основном здесь же эта энергия и потребляется. Но ещё интереснее, что и старейшая российская электростанция (1897) также находится в столице, да и просто до 1917 года их успели построить тут несколько штук. Не будет преувеличением сказать, что с начала ХХ века теплоэнергетика - самая московская отрасль промышленности.

Поэтому в третьей части рассказа о старопромышленной Москве - об электростанциях и, в качестве бонуса, Электрозаводе.

Хотя Россия в начале ХХ века не могла похвастаться мощной электроэнергетикой (15-е место в мире при 4-м месте по общему объёму экономики), её развитие шло вполне в ногу со временем. До середины 1880-х годов электроэнергию вырабатывали непосредственно на месте потребления - так называемые "домовые электростанции" или "блок-станции". Тем не менее, потребление росло, оснащать блок-станцией каждый дом или улицу становилось всё накладнее, и наконец в Нью-Йорке на Перл-Стрит в 1882 году кто-то догадался запустить первую в мире электростанцию современного типа (сгоревшую в 1890 году). Первая ЦЭС (Центральная электростанция) в России была открыта в Царском Селе под Петербургом в 1885 году, и вероятно, скоро я напишу и о ней.
В Москве шли все те же процессы, и в 1887 году "Общество электрического освещения" запустило Георгиевскую ЦЭС постоянного тока в одноименном переулке у Тверской. Вот это неказистое здание в тени Государственной Думы (то есть на её задворках) и есть вторая по возрасту электростанция России, ныне занятая выставочным залом "Новый Манеж".



Куда известнее МоГЭС, или ГЭС-1 (в данном случае - Городская электростанция) на Раушской набережной напротив Китай-города, пущенная в 1897 году. Это старейшая в России электростанция переменного тока, исправно работающая до сих пор.



Разумеется, её оборудование неоднократно менялось и модернизировалось, да и сами корпуса, видимо, частично перестраивались в советское время. Широко растиражировано утверждение, что ГЭС-1 находится под охраной ЮНЕСКО как памятник промышленного наследия мирового масштаба, но первоисточник мне найти не удалось. Явно, что речь идёт не о ВКН, но ведь у ЮНЕСКО есть и другие охранные списки.



Помимо эффектного фасада на Москву-реку, ГЭС-1 неплохо смотрится и с Садовнической улицы:



А от Садовнической улицы недалеко и до Водоотводного канала, вдоль которого открывается очень известный вид:



На заднем плане - уже показанный в прошлой части "Красный Октябрь", справа - краешек знаменитого Дома на Набережной, а вот сфера с торчащими наверх двумя трубами меня озадачивала с детства. Лишь пару лет назад я узнал, что сфера - это кинотеатр "Ударник" (1931, памятник московского авангарда), а трубы - это МоГЭС-2, стоящая за ним:



Её пустили на десять лет позже - в 1907 году, и изначально она официально именовалась Трамвайная ГЭС. Электрификация тогда была отнюдь не всеобщей, и в больших городах около 1/3 всей электроэнергии потреблял трамвай, которым тогда ещё не столица обзавелась в 1899 году. ГЭС-2 отличается очень красивым зданием - ни за что ведь не скажешь, что это завод.



В 1956 году ГЭС-1 и ГЭС-2 были объединены в электростанцию имени Смидовича, и как единое целое функционируют по сей день. Между Трамвайной ГЭС и "Красным Октябрём" проходит Патриарший мост, ведущий к храму Христа Спасителя. С променада на мосту также отличные виды:



Эти корпуса ближе к Москве-реке - судя по всему, уже советские. Кстати, изначально ГЭС-2 имела высокие кирпичные трубы, со временем зачем-то разобранные.



По другую сторону моста - кажется советская кажется подстанция, закрывающая вид на "Красный Октябрь" - но эта подстанция здесь как нельзя более уместна, так как питает значительную часть троллейбусной сети (которая в Москве крупнейшая в мире). Променад меж двух фабрик - это очень красиво!



Ещё одна Трамвайная ТЭЦ в Ленинской Слободе на "Автозаводской", рядом с заводом ЗиЛ, имеет довольно запутанную историю. Как я понял, её начали строить перед самой революцией, запустить не успели и в итоге при новой власти передали Всероссийскому теплотехническому институту (не путать с Московским институтом теплотехники, который занимается ракетами), при котором она и заработала в 1925 году как экспериментальная ТЭЦ. Своими архитектурными достоинствами она превзошла даже своих двух предшественниц:



Удивительное здание, больше всего похожее на дворец какого-нибудь американского магната тех же времён, лучше фотографировать зимой - летом фасад скрывает густая зелень, а на территорию посторонним проход запрещён.



Впрочем, здание с башней - лишь малая часть огромной ТЭЦ-9, масштабы которой можно оценить с Павелецкой набережной. Рядом видны краснокирпичные корпуса машиностроительного завода "Динамо" (1897), вдали - колоссальная труба ЗиЛ. Ниже - клуб "Zona" в бывшем ДК.



С той же Павелецкой набережной видны и заброшенные нефтехранилища в густой зелени за рекой. Часть из них - опять же дореволюционные, но опознать их я не смог. К слову, по добыче нефти Россия на рубеже 19-20 веков была на 1-2 месте в мире, вместе с США, и именно на нефтепродуктах работали московские электростанции.





К электростанциям близок и ещё один пласт - водопроводные станции, которых в Москве до Революции было построено несколько штук, включая Алексеевскую водокачку (1830, здание 1910, ныне завод "Водоприбор") на севере города и знаменитый Ростокинский акведук. Так как водопровод - не совсем промышленность, к ним ехать я поленился. Зато побывал на Новоспасской насосной станции у одноимённого моста между "Пролетарской" и "Павелецкой" (левее границы кадра - Новоспасский монастырь, правее - Крутицкое подворье).



Главная насосная станция (официальное название, также известна как Канализационная) была пущена в 1898 году, действует и ныне, а на её территорию можно спокойно зайти. Здесь находится отделение "Мосводоканала" по эксплуатации гидротехнических сооружений, а также Музей Воды, да и просто территория станция напоминает уютный зелёный дворик.



Всякие гидроагрегаты от насосов до металлических шаров для прочистки труб смотрятся очень внушительно!



Канализационные люки начала ХХ века и наших дней:



В сам музей я не ходил, хотя говорят, что там очень хорошо. Вот репортаж victorprofessor. Меня куда больше интересовало само здание:



Внутри какая-то работа, ворота открыты. Я зашёл на обратную сторону, там увидел в воротах мужика-рабочего, который мне жестами показал, что здесь ходить нельзя. Вот не понимаю - почему так трудно повесить табличку "Проход запрещён!", если предприятие находится по соседству с музеем, куда водят школьные экскурсии! Ладно, здесь люди адекватные, но сколько было неприятных историй из-за того, что человек с фотоаппаратом по незнанию вошёл туда, куда вход запрещён...



Помимо электростанций, есть в Москве и Электрозавод, по которому названа даже станций метро на Арбатско-Покровской линии. Вообще, Москве начала ХХ века были не чужды многие современные производства: так, хотя из школьных учебников мы знаем, что Российская империя не имела ни автопрома, ни авиапрома, первый самолёт российской сборки был выпущен в 1909 году на московском заводе "Дукс", к началу Первой Мировой войны ставшему Императорским самолётостроительным заводом. Другим хай-теком начала ХХ века была электротехника, и в 1906 году мастер Наум Калманок открыл в Москве первую в России ламповую мастерскую, к 1913 году разросшуюся до фабрики.



В 1928 году по соседству вырос Московский электрозавод имени Куйбышева, куда были перенесены мощности других московских электротехнических предприятий, а в 1939 году весь комплекс получил красивое название МЭЛЗ - похоже на кличку какого-нибудь стиляги, а на самом деле Московский Электроламповый Завод. Ныне объединение называются проще - Холдинговая компания "Электрозавод".



МЭЛЗ выпускал лампы накаливания и дневного света, трансформаторы, электрооборудование, кинескопы и транзисторы, элементы локаторов и систем наведения, в лучшие годы экспортируя продукцию даже в Западную Европу. Именно здесь был впервые получен "победит" - вольфрамо-кобальтовый сплав, по твёрдости близкий к алмазу. Ныне, как я понял, в Москве находится только головной офис "Электрозавода", а основные мощности разбросаны по другим городам, главный преемник МЭЛЗа - Уфимский трансформаторный завод.



Но кроме того, МЭЛЗ отличается едва ли не самым красивым в Москве промышленным зданием - готический Главный корпус построен в 1914-27 годах для эвакуированного из Риги завода (а тут стоит сказать, что центром высокотехнологичных производств в Российской империи в начале ХХв. была именно Рига), и видимо на рижское происхождение и намекает готический фасад:



Достроили здание лишь к 1927 году, в слегка урезанном виде. У ворот - памятник ополченцам: работники МЭЛЗ составили основу Второй дивизии Народного ополчения.



Перед фасадом - Электрозаводская железнодорожная ветка, один из немногих в центре Москвы сохранившихся подъездных путей. Её длина - около 4 километров, построена она была в 1920-е годы, став одной из первых электрифицированных железных дорог СССР. В 1980-е она лишилась электрификации, а скоро, возможно, лишится и рельсов.



Пока же рельсы ведут прямиком в модерновые ворота завода.



Готический корпус же я попытался обойти по кругу. Он огромен - только вдоль Электрозаводской 400 метров, а по периметру более километра:





Раритетная лебёдка на крыше - интересно, сколько ей лет?



Второй фасад, от которого в обе стороны на 200 метров метров уходят красно-жёлтые ребристые стены:



Этот фасад уже несколько проще, и судя по всему как раз он и был достроен после революции:



Вид вовнутрь:



Конец корпуса:



Как я понимаю, эти корпуса частично занимает производство, частично арендует всякая всячина. Вид у них местами отличный, местами запущенный. По общей силе впечатления Gothic-МЭЛЗ достоин монастырей и усадебных дворцов. Понравились детали - например, герб СССР на втором фасаде и эмблема Электрозавода:



Витражи:



Девочка из Девяностых:



К заводу примыкают ещё какие-то корпуса, ныне занятые деловым центром "Ле-Форт" - о нём я расскажу в следующей части, пока же пройдёмся по узкому проезду меж двух предприятий к берегу Яузы.



Впереди, за Яузой, если я не ошибаюсь - корпуса следственной тюрьмы "Матросская Тишина". Это здание на слуху - среди её узников были и Руцкой с Янаевым, и Мавроди с Япончиком, и Ходорковский с Магницким, и Квачков, и многие другие. Короче, вот победят Несогласные - сделают там Музей Преступлений Режима. Кстати, хотя есть мнение, что "осуждённые отсюда прогулочным шагом уходят", удачный побег из Матросской были лишь один - и совершил его не абы кто, а Саша Македонский, "киллер №1" 1990-х годов. Когда были построены корпуса, точно не знаю, сама же тюрьма существует с 1775 года, а в 1870-82 годах успела побывать "рефомарторием" - неудавшаяся попытка создать учреждение по социализации преступников.



Спустимся к Яузе, буквально облепленной всякой краснокирпичностью:



Но со стороны Яузы МЭЛЗ выглядит намного скучнее, чем с Электрозаводской улицы.





В следующей части, заключительной - о новой жизни закрытых московских фабрик, где рабочих сменили менеджеры.

Московский промарх
Средневековый. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковый. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрический. Электростанции и Электрозавод.
Офисный. Новая жизнь закрытых фабрик.

невольничье, "Молох", Москва, дорожное

Previous post Next post
Up