Когда-то меня очень впечатлило утверждение "офисный планктон - это пролетариат постиндустриального мира". В Москве эта идея достигает своего апогея, ибо, как я убедился за последние дни, значительная часть менеджеров, корректоров и прочих людей, не имевших выбора, гробят зрение и позвоночник не где-нибудь, а на фабриках. Да-да, старых краснокирпичных мануфактурах, где когда-то гробили здоровье ткачихи и токари. Вывод промышленности за МКАД привёл к тому, что в центре Москвы остались огромные, капитальные, пустующие здания, к тому же часто образующие замкнутые кварталы. Фабрика оказалась исключительно подходящим местом для обустройства офисного центра.
С несколькими примерами этой практики я и предлагаю ознакомиться в четвертой, заключительной части о старопромышленной Москве.
Сразу два таких места находятся в районе Курского вокзала, за железной дорогой - это знаменитый "Винзавод" и гораздо менее известная "АРМА". С Винзавода и начнём:
Среди десятков старых фабрик Винзавод стоит особняком и по своему прошлому, и по своему настоящему. Во-первых, он возник на территории пригородной усадьбы Волконских (княгиня Екатерина, владевшая особняком, была тёткой фельдмаршала Петра Волконского), которую в 1810 году выкупил Николай Прокофьев, основавший пивоварню. В 1821 году новым владельцем стал ревельский купец Фридрих Даниельсон, сильно расширивший пивное дело. Впоследствии заводом, получившим название "Московская Бавария", владели другие купцы-немцы, а с 1855 года - купец-старообрядец Василий Кокорев, едва ли не богатейших в России человек своей эпохи, основатель первого в стране нефтезавода. По объёму производства (в рублёвом эквиваленте) "Бавария" была вторым по величине московским предприятием после Трёхгорной мануфактуры. К концу 19 века завод сильно сдал позиции, и в 1889 году был переоснащён купцами Травниковыми из пивного в винный, коим и оставался вплоть до недавнего времени. У входа сохранился дом Волконской, с которого всё начиналось - полноценная заводская усадьба прямо в Москве:
В 2007 году в заводских цехах предпринимателем Романом Троценко и художником Александром Бродским был организован выставочный зал современного искусства. Для Москвы это было тогда весьма вновинку, и Винзавод быстро набрал популярность - меня осенью того же 2007 года туда первый раз водили друзья. Современным искусством я не впечатлился ни разу, а вот архитектурный ансамбль - понравился:
Теперь здесь находится несколько художественных галерей, кинотеатр, школы визуального искусства, студии, мастерские и многое другое - прочтя список, не въезжаешь, как всё это помещается на более чем скромной территории. В общем, один из бастионов московского хипстерства.
В цех зайти с фотоаппаратом я как-то не догадался, а ведь тут сохранились аутентичные фермовые кровли. Названия соответствующие - Цех Белого, Цех Красного и - главное - Бродильный цех. Учитывая, что цехом в Средние века называли объединение ремесленников, последний звучит особенно колоритно.
(
из Википедии)
А вот всякие дизайнерские фенечки во дворе меня очень даже порадовали. Вот милиционер заметил фотографа:
А вот - милиционера заметило Гражданское общество:
НЕРАВНОДУШНЫЕ фотографируют помойку, чтобы потом её запостить в своём божике:
Скоро всё вылетит в трубу:
А это что символизирует, я даже не знаю:
Но больше всего понравилось вот это граффити. Так и представляю, как кто-нибудь постит его у меня в комментариях:
Круглые штуковины на заднем плане я ещё в 2007 году принял за винохранилища, тем более у них
были покатые конические кровли. В реальности всё оказалось ещё интереснее - это газгольдеры Московского газового завода, ныне более известного как деловой центр "АРМА". С Винзаводом он соприкасается задворками, в обход же от ворот до ворот идти минут пятнадцать. С винзавода же виден и "Мосгаз", нависающий над "Армой":
У входа в "Арму" - старая купеческая улочка и невероятная даже для Москвы толчея. За моей спиной - вход на Курский вокзал со стороны окраины (то есть попросту дырка в земле, ведущая к платформам и главному входу), рядом ещё и довольно крупная общага, а мне повезло тут оказаться аккурат в конце рабочего дня.
Граффити на одном из домиков в лёгкую делает граффити Винзавода. Мне напомнило песню "Капитал" Ляпсиса Трубецкого.
В левой руке - "Сникерс", в правой руке - Марс,
Мой пиар-менеджер - Карл Маркс.
Московский газовый завод заработал в 1865 году, и такие предприятия были в каждом большом европейском городе тех времён - основным их назначением было производство и хранение светильного газа для уличных фонарей. Самый яркий образец - наверное,
Венские газометры размерами 70х60 метров, превращенные в 1995-2001 годах в жилые дома. Московский газовый завод расширялся в 1893 и 1911 годах (причём второй раз - при участии инженера Шухова), в советское время стал заводом газовой аппаратуры, а к концу 1990-х окончательно встал. Судьба промышленного ансамбля долго висела на волоске, и наконец его решили всё-таки не сносить, а переоборудовать в офисный центр.
Ныне его переоснащение в самом разгаре. В старых цехах - офисы, магазины (в основном почему-то одежды), турфирмы. В газгольдерах - реконструкция, как минимум один из них должен стать развлекательным центром. Вид у всего этого пока немного неряшливый, ещё не выветрился дух завода. Но жизнь кипит, офисный люд носится туда-сюда разноцветными стайками.
Очень красивая труба, судя по всему, ещё времён постройки завода (1865):
Доминанта "Армы" - здание газогенератора (1931-32):
Заводские закоулки:
Здесь тоже много граффити - не знаю, как сейчас, а пару лет назад "Арма" славилась репетиционными базами:
Но главные здесь они - Газгольдеры:
Четыре газгольдера диаметром по 40 метров, высотой по 20, да ещё и уходящие на 10 метров в землю. Все они были построены ещё в 1865 году, и обеспечивали более трёх тысяч фонарей. Ещё один, маленький газгольдер в стороне построен в 1911 году для хранения аммиака.
Реконструкция газгольдеров сейчас идёт полным ходом, и готов пока только один:
Ещё один выглядит так:
А этот обнесён забором с надписью "Танцпол", и слегка напоминает какой-нибудь колизей в глухой римской провинции:
Корпуса 1865 года и закоулки:
Особенно меня впечатлила вот эта штуковина на одном из корпусов. Даже не представляю, что это было...
Официально на территории "Армы" запрещено снимать, но табличка об этом висит в дальней части завода, и найти её ещё надо суметь. Фотографов здесь не любят - как скажут блоггеры, "Потому что есть, что скрывать". Так ли это - я не знаю, но человека с фотоаппаратом вполне могут принять за "Архнадзоровца" или ещё какого-нибудь борца за справедливость, а на таких у ЧОПа всегда аллергия.
Теперь перенесёмся с "Курской" на "Павелецкую" или "Пролетарскую", и пойдём на юг по Дербеневской улице или набережной (кстати, ДербЕневской, а не ДербенЁвской!). Здесь находится бывшая ситценабивная фабрика Цинделя (1886-97), превращённая в деловой центр "Новоспасский двор". Здесь всё совершенно иначе - свободный вход без всяких проходных с вертушкой, чистота и порядок, но всё те же безысходные фабричные улицы между длинных корпусов.
Здесь обитают такие солидные конторы, как "Кодак" (московское представительство), "Одноклассники.Ру", "Касторама", "Промсвязьбанк" и другие. При этом в корпусах работают и какие-то то ли мастерские, то ли котельные, поэтому фон на этих улочках совсем не офисный - такое характерное гудение:
Улочки сходятся к главной площади, и здесь легко подумать, что ты где-нибудь в Манчестере:
Открытое кафе, фонтанчик, пень от трубы. В случайных разговорах услышал:
-А что ты не сказала, что в "Дом на дереве" едешь? - кое-кто поймёт, о чём речь.
И в целом по сравнению с "Армой" на порядок более удачный пример переоснащения фабрики в офис.
Ещё один удачный пример - "Красная Роза" у метро "Парк Культуры", на Фрунзенской улице. Здесь с 1875 года была шелковая фабрика Клода-Мари Жиро, своё поэтичное название получившая уже при Советах. В перспективе улицы её корпуса смотрятся довольно мрачно:
Но внутри - исключительно чистый и уютный дворик. В отличие от "Новоспасского двора", "Красная Роза" даже не является обособленным кварталом, и это чувство открытости в России сложно не оценить.
Один из её обитателей, к слову - "Яндекс".
Фасад на улице Фрунзе. Ну чем не Англия или Америка? Разве что африканцев нет.
Ещё один подобный ансамбль я нашёл, как и "Красную Розу", случайно - по соседству с Электрозаводом, показанным
в прошлой части, находится ещё одна шёлковая мануфактура Мусси, ныне ставшая деловым центром "Ле-Форт":
Здесь я ограничился видами через забор, но облик у "Ле Форта" какой-то очень изысканный. Так и ожидаешь где-нибудь увидеть табличку "Вход с собаками и с простыми смертными воспрещён!".
Улочка. Впереди - Яуза, слева - Электрозавод:
Как я понял, "Ле Форт" прямо с иголочки, и ещё даже не все помещения сданы в аренду.
На этом и закончу рассказ о старопромышленной грани столицы. Конечно, я показал далеко не всё, да и наверное не половину. В Москве ещё десятки старинных фабрик разной архитектурно-исторической ценности, от текстильных мануфактур до металлургического завода "Серп и Молот". Но московский промарах не образует какой-то единой ткани, как в Петербурге или в Иваново - скорее, россыпь отдельных зданий и ансамблей посреди десятимиллионного города. Однако обладает явной спецификой со всеми этими средневековыми мануфактурами, столетними электростанциями, бесконечными текстильными фабриками и офисными компьютерами на месте станков.
А
на очереди - аналогичный обзор Петербурга.
Московский промарх
Средневековый. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковый. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрический. Электростанции и Электрозавод.
Офисный. Новая жизнь закрытых фабрик.