Канонерский остров. По ту сторону Петербурга.

Aug 22, 2011 00:40



...Идея отправиться на Канонерку появилась внезапно. Мы с
periskop совершали большой поход вдоль Обводного канала с его старинными промзонами, периодически сверяясь с картой. По плану Перископа, завершить маршрут планировалось на Гутуевском острове, где расположена дирекция Санкт-Петербургского порта. И тут на этой же карте я углядел, что следующий за Гутуевским - Канонерский остров. О Канонерке я знал опять же из репортажей Перископа, и предложил сделать вылазку и туда.
А что там, на Канонерке? Там - совсем другой мир, от Северной столицы обособленный гораздо сильнее, чем пригороды. Среди петербуржцев здесь бывал дай бог если каждый сотый, среди туристов, наверное, не каждый тысячный. Но для Питера это место не менее важное, чем Невский проспект с Эрмитажем - ведь совсем рядом находится порт, второй по величине в России, то самое "Окно в Европу", прорубленное Петром.

Поход на Канонерку завершил моё четырёхдневное путешествие в Петербург и Петрозаводск, посвящённое старинной промышленности. Постом о Канонерке же я рассказ об этом путешествии открываю.

Для начала - небольшая схема, чтобы было понятно, что это такое-то - Канонерский остров:



Он обознаечн  здесь цифрой "1" - длинный, узкий, вытянутый параллельно берегу. Ширина Канонерки - не более 650 метров, длина - 5 километров. Под цифрой "2" - Гутуевский остров, отделённый от города рекой Екатерингофкой, превращенной в пролив. Южнее Гутуевского - Морской порт, занимающий огромную территорию - хорошо виден его бассейн и многочисленные молы. Между Гутуевским и Канонерским - Морской канал, прорытый ещё в 1870-е годы - при глубине 15 метров он позволяет пройти даже гигантским лайнерам, и это единственный путь к питерским портам. Ну а цифрой "3", чтоб было понятнее, я обозначали Московский вокзал, куда прибывают поезда со стороны столицы.
Но главное - Канонерский остров связан с центром только через километровый тоннель под каналом, прорытый в 1983 году. До этого здесь была режимная территория, а добраться можно было только на катере. На карте хорошо виден "язычок" на севере Канонерки - это Канонерский судоремонтный завод, основаанный в 1883 году как мастерские для ремонта землечерпалок, а ныне специализирующийся на ремонте арктического и антарктического флота. Здесь можно увидеть дизель-электроход "Обь", раз в год доставляющий полярников в Антарктиду.



В районе судозавода - одно из двух на Канонерке замеченных мной старинных зданий. Возможно, дирекция:



А это - так называемое Гнездо Маршруток. Единственный на Канонерке узел общественного транспорта, откуда "Газельки" и редкие автобусы бегают по нескольким маршрутам за тоннель. Мы, например, отсюда укатили прямиком на Сенную:



Жилая часть Канонерки - в сущности, единственный, хотя и чрезвычайно многоэтажный квартал с грандиозной общагой:



Контингент тут, как мне показалось, весьма специфический. В одном из дворов нас окликнули двое пацанчиков принаркошенного вида: "Э, вы чо снимаете?!". Вечером тут гулять я бы не рискнул. Визуально же Канонерка больше всего напоминает спальные районы Северодвинска. Кстати, официально Канонерский и Гутуевский острова называются округом Морские Ворота, и кирпичный домик слева - его управа (в пристройке - магазин и кафе).



Доминанта района - труба недостроенной котельной, которую некогда облюбовали сталкеры. Было несколько несчастных случаев, поэтому в итоге лестницу перерезали на каждом ярусе. Однако, говорят, желающие залезть наверх бывют тут до сих пор.



Восточную сторону Канонерки ограничивает Морской канал, перспектива которого от Гнезда выглядит так:



Как известно, изначально петербургский порт находился на Васильевском острове, и видимо, в 18 веке это было актуально. Но прогресс шёл, тоннаж судов увеличивался, а глубина Невской бухты с её пресной водой - нет. К середине 19 века 4/5 грузооборота Петербурга приходилось на Кронштадт, но так как последний сам был на острове, грузы перегружали на небольшиее суда, что сильно удорожало процесс. Первым не выдержал Николай Путилов, владелец крупнейшего в Российской империи завода, пробивший решение о переносе порта на Гутуевский остров (поближе к своему заводу) и постройки глубоководного канала, что и было сдеелано в 1878-1885 годах. Стоит сказать, что сам Путилов своим проектом не воспользовался, так как умер в 1880 году.
Ну а мы, прежде чем отправляться в поход по каналу, затарились едой и пошли на другую сторону Канонерки, устроив привал с видом на Финский залив - ведь позади осталось не менее 12 километров пешего пути вдоль Обводного.



Вид с Канонерки открывается почти строго с севера на юг, вдоль городского побережья. С другой стороны едва-едва просматриваются Кронштадт и Петергоф. Впереди хорошо виден пассажирский порт с круизными лайнерами - примерно за крайним правым из них должен вырасти новый газоскрёб в Лахте. А непосредственно к Канонерке примыкает Белый остров, где находится очистная станция (о её внутренней территории читайте у riverpilgrim):



Вдалеке - пассажирский терминал и дома на северной стороне бухты:



А за бухтой видна Северо-Западная ТЭЦ (1994-2000), одна из самых современных в России (в частности, это была первая в стране ТЭЦ с парогазовым циклом, то есть для вращения турбин использующая не только пар, но и сами продукты горения).



В целом же, "ближний" пляж на Канонерке - не лучшее место для отдыха: вода грязная, берег замусоренный. Привал сделать - самое то, а купаться и загорать здесь я бы не стал. Но это лишь малая часть Канонерки, а всё самое интересное - дальше. До южной оконечности острова - около 4 километров. Мимо второго на Канонерке дореволюционного домика (как пояснили в комментариях - это дом бакенщиков 1893 года постройки, где в четырёх поколениях жила семья бакенщиков Тухловых) мы отправились вдоль Морского канала на юг:



Вот по такой дороге - канал слева, море справа за кустами:



Берег канала и рыбаки, которых здесь неописуемо много. Выйти к берегу, не потревожив какого-нибудь дядьку с удочкой, тут просто невозможно:



Постепенно раскрывается порт и раскинувшаяся за ним промзона на материке - Кировский завод (изначально Путиловский) и верфь.



Канал работает тремя тактами поочередно: "в Петербург", "из Петербурга" и внутрипортовой навигации. На рейде за несколько часов скапливается очередь в среднем от десяти до сорока судов, которые затем идут караваном - это очень эффектно, и мы это ещё увидим. Но здесь мы шли во время внутрипортового такта, когда навигация довольно вялая.



А здесь хорошо видны дореволюционные корпуса Путиловского завода - из города их увидеть почти невозможно, хотя гигантский завод скрывает их на своей территории немало. Впрочем, о Кировском заводе будет в другом посте.



Потом мы почувствовали в порту какое-то движение, что-то явно изменилось, и минут через десять в сторону Петербурга прошлое первое крупное судно:



За широким бассейном порта - Раздельная дамба, на которой устроен контейнерный терминал. Петербург - второй по величине порт нынешний России с грузооборот около 60 миллионов тонн (после Новороссийска, которому уступает вдвое), но при этом по занимемой площади питерский порт намного больше новороссийского и сравним с одесским. В окрестностях есть ещё два порта ( Приморск и Высоцк), грузооборотом превосходящие Мурманск, строится третий - Усть-Луга. Всё это делается не от хорошей жизни - раньше тот же самый грузопоток шёл через Ригу, Таллин, Вентспилс, и на создание аналогичной инфраструктуры у себя России понадобилось двадцать лет.



За Раздельной дамбой - Угольная гавань, где находится терминал "генеральных грузов" (то есть сыпучих и занимающих большие объёмы), будь то уголь или зерно. Для их хранения построены вон те грандиозные пакгаузы:



Здесь Канонерка сужается до 150 метров, и этот "язычок" (он хорошо виден на карте), судя по всему, был насыпан искусствено при Путилове. У него есть хребет - каменная дамба:



Кладка очень капитальная и вызывает ассоциации с древними цивилизациями. А что - похоже на руины Гипербореи:





За травами Канонерки - высокий фасад Васильевского острова:



А это уже застройка северной стороны - хорошо видны высотка "Атлантик-Сити" (105м - первое в Петербурге 100-метровое здание, не считая Исаакиевского и Петропавловского соборов) и ЖК "Золотая Гавань" в правой части кадра. А в левой - уже знакомые лайнеры, достойные многоэтажных домов. Сфера в центре кадра - строящийся аквапарк, самый большой в России.



С другой стороны - устье Морского канала, куда заходит очередная посудина:



Остров сужается до 40 метров:



Тропа сквозь "пьяный лес", потрёпанный балтийскими ветрами:



По дороге встретился пикник. Кто эти ребята - я не совсем понял, но ё-моё, как же это классно, когда человек в тельняжке - не хиппи, а МОРЯК:



Россыпь кирпичей дореволюционного производства:



Вот мы и вышли к окончанию Канонерского острова - каменному "языку", вдающемуся в море:



На другой стороне - въездой знак. А Вы ещё помните, что Петербург в обозримом прошлом был Ленинградом?



Вид вперёд - за небольшой перемычкой тянется ещё одна дамба длиной 400 метров - зимой на неё тоже можно выйти:



А похоже на руины какой-нибудь шведской крепости:



Очень красивое небо. На Стрельну снизошла благодать:



Петропавловский собор в Петергофе чернеет одиноким тризубцем:



На маяке - какие-то работы:



Туда-сюда всё время носился катер - вероятно, МЧС:



С другой стороны - Финский залив и Петербург. Лайнеры грандиозны! Отдельно от других стоит, если я ничего не путаю. "Навигатор морей" - один из пяти гигантских лайнеров класса "Вояджер", спущенный на воду в 2002 году и до 2004 остававшийся крупнейшим пассажирским судном в мире. Его длина - 311 метров, ширина 47 метров, высота - 79 метров, водоизмещение - 137 тыс. тонн (для сравнения, у авианосца "Энтерпрайз" - 78 тысяч, хотя последний крупнее по длине и ширине). Перископу в один из прошлых походов довелось увидеть "Навигатора" на Морском канале, и наверное это неповторимое впечатление - когда рядом проходит махина высотой с 20-этажный дом. Сейчас этого уже не увидеть - в 2010 году для лайнеров пробили отдельный канал, соединяющийся с Морским каналом напротив Стрельны.



Вид назад - квартал на Канонерке и Канонерский завод:



Петербург, телебашня (326 метров, построена в 1958-62 годах) и шпиль Морского вокзала (1982, не путать с пассажирским портом, где стоят круизники):



А нам навстречу шёл караван судов - одно за другим, бесконечной цепочкой. Стоило было одному судну пройти мимо нас, как на горизонте сразу возникало другое: ведь канал начинается у Кронштадта, тянется по дну, и поэтому суда идут строго по одной линии.



Почти всё - контейнеровозы, и почти все вот такого типа, как это "Вердер Бремен" из Гамбурга (длина 121 метр, водоизмещение 7,4 тыс. тонн):



Почти весь караван состоял из однотипных судов, исключение составлял "Маерск Ванкувер", опять же из Гамбурга (хотя на корме написано - Гибралтар). Этот выделялся размером - 178 метров в длину, водоизмещение 22 тысячи тонн. Как видите, по сравнению с круизными лайнерами игрушка, но по сравнению с нами, сидящими на берегу - монстр:



Перископ посчитал на глаз количество контейнеров - "Ванкувер" везёт около 10 000 тонн грузов:



Проходит мимо нас... А вот танкеры сюда не пускают - для них есть Высоцк и Приморск.



Прохождение "Ванкувера" Перископ даже заснял на видео.
Контейнеровозы уходили в Угольную гавань:



Вот и следующий, а за ним ещё, и ещё, и ещё:



Смотреть на это можно бесконечно, но нам пора было возвращаться. Контейнеровозы за деревьями шли чуть-чуть быстрее нас:



А дальше - долгий рассказ о старинных петербургскхи промзонах, на осмотр которых мне не хватило трёх дней, и о петровских и екатерининских заводах Южной Карелии. В следующей части отправимся в Петрозаводск.

Санкт-Петербург, дорожное, "Балтийские ветры", "Молох", транспорт, суда и корабли, рыбацкое, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up