Московский промарх. Часть 1, средневековая.

Aug 10, 2011 03:42



Старинные промышленные районы - тема, которую я разрабатываю уже не первый год. Урал, Донбасс, Ивановщина... но не стоит забывать, что в Российской империи две столицы сами по себе были мощнейшими промышленными центрами. Одна только Москва в 19 веке на своих фабриках производила больше, чем вся Сибирь, но при этом существенно отставала от Петербурга.
Цикл репортажей о старопромышленной Москве я открываю рассказом о, пожалуй, самой малоизвестной её грани - средневековой промышленности. Ее масштабы, конечно, были не сопоставимы с лидерами того времени (Англией, Швецией, Голландией), но всё же промышленная история России началась задолго до Петра Великого.

Собственно, Москва - пожалуй, первый в России "индустриальный гигант", мануфактуры которого начали складываться ещё при Иване Третьем. Тут были и в общем повсеместно встречавшиеся кожевенные, ткацкие, кузнечные производства, но флагманом промышленности был Московский Пушечный двор:



Этот сверхгигант средневековой индустрии известен с 1475 года, когда Иван Третий, первый Великий князь Московский, покоритель Новгорода и освободитель от Золотой Орды, учредил Пушечную избу. Старейшая сохранившаяся пищаль 1483 года хранится в Артиллерийском музее Петербурга - может быть скоро увижу её лично. Но немало изделий этого двора, к 16 веку ставшего казенной мануфактурой, хранится и в Московском кремле:



Для своего времени это было серьёзное производство - ведь мануфактуры были просто организованными мастерскими, где ремесленники разных специальностей трудились сообща, образуя технологическую цепочку. Так вот, на Пушечном дворе работали мастера 32 специальностей, и к тому же здесь находилась гигантская плавильная печь, изображение которой попали даже на древние планы Москвы и гравюры. В 16 веке во всей Европе таких предприятий были единицы. И в общем, пушек в Москве при Иване Грозном было хоть завались, что отмечали и многие иностранцы.



Пушечный двор располагался в районе нынешней Лубянки, работал от плотины на Неглинке, действовал до середины 18 века, затем использовался как склад-арсенал, и наконец был снесён в 1802 году. Думаю, для культурного наследия это утрата тяжелее всех лужковских сносов, вместе взятых, а уж для самовосприятия России.... Впрочем, сохранились постройки более позднего и менее крупного Пушечного двора в Казани, в том числе Южный корпус 1630-х годов.
Парочка изделий МПД в том же Московском кремле известна на весь мир:



Был в Москве и Гранатный двор, где делались боеприпасы. От него уцелела пара построек - вот эта палата на Спиридоновке, прямо напротив дома Рябушинского, скорее всего, была жилой: то ли дом начальника, то ли административный корпус.



С другой стороны, промышленная архитектура чётко обособилась от гражданской только в 19 веке. Мануфактуры внешне почти не отличались от обычных жилых домов, тем более мастерские в домах средневековых городов были не редкостью. Почти все сохранившиеся в России постройки средневековых мануфактур могут быть с равным успехом и жилыми, и производственными. В Москве такие остались ещё от нескольких старинных мануфактур.
Например, Кожевенный двор близ Павелецкой. На самом деле это был целый квартал, и некоторые дома (например, Кожевническая, 21) здесь - палаты богатых ремесленников 17 века, надстроенные в 18-19 веках:



В глубине двора (Кожевническая, 19, строение 6) притаилась и почти не перестроенная палата:



Считается, что это было административное здание Кожевенного двора, но в подклете палаты находится большой одностолпный зал - то ли склад, то ли производственный цех. Как и другие дворы, Кожевенный представлял собой нечто среднее между ремесленным "цехом" (в средневековом смысле слова) и мануфактурой, то есть совмещал частные и казенные мастерские. Ремесленники с одной стороны облагались гораздо меньшими налогами, имели много других льгот, но при этом без особого дозволения не имели права переселяться из своей слободы - кажется, это очень напоминает кое-что из ХХ века?
И это здание, скорее всего, было центром Кожевенной мануфактуры - конторой и складом:



Не случайно ни то, что Кожевенный двор так далеко от центра (по сути за городом), ни то, что здесь сохранилось несколько каменных палат (пусть и перестроенных) - кожевенное производство было очень прибыльным, но очень вонючим. В общем, этакий нефтезавод 17 века.



В палату можно беспрепятственно зайти - там обитает редакция старого (1926) доброго журнала "Знание - Сила". На первом этаже - спуск в тот самый подклет:



На втором - коридор и кабинеты. Меня там встретил лично главный редактор, который  по совместительству дежурный - все остальные к середине дня уже разошлись. Ох, как же это знакомо: почти то же самое наблюдал в редакциях журналов типа "Москвы" или "Дружбы Народов". Но в редакции под древними сводами очень уютно:



По словам директора, интересующиеся сюда заходят довольно часто, причём обычно даже не скрывают, что для себя, из интереса. Вот только человека, который мог бы открыть подвал, на месте не оказалось.



Многочисленные фигуры в редакции делал не кто-нибудь, а тогда ещё не фото-, а просто художник Виктор Брель:





Из средневекового дома мир выглядит иначе:



Другое подобное здание - палаты Хамовного двора близ "Парка Культуры" (улица Толстого, 10). Хамовники - это примерно то же, что Текстильщики, только в Средние века. Хамовная слобода дала название всему району в излучине Москвы-реки, и здесь осталась одна палата. Точно так же - не ясно, чем именно она была: жилой дом, управление, производственный цех, всё сразу или всё по очереди.



Вид у неё очень брутальный и очень средневековый. Вполне себе индустриальный:



Обратите внимание на широкие ворота-арку на первом этаже:



Внутри ныне помещается какой-то офис:



Но в целом - одна из самых красивых московских палат:



Как и Пушечный двор, такие мануфактуры имеют свои аналоги в провинции. Например, Кожевенный завод в Пскове на Гремячей горке  или палаты Пушникова в Нижнем Новгороде. А то, что все они конца 17 века, также легко объяснить - просто в средневековой России даже заводы в подавляющем большинстве были деревянными, а гражданское каменное зодчество активизировалось как раз в 17 веке. Более того, в эту эпоху, сохранившую хоть какие-то памятники, отставание России от лидеров было гораздо сильнее, чем в 16 веке, от которого промышленных памятников не сохранилось.
А вот ещё нетривиальный для России объект в Коломенском - водонапорная башня, по совместительству ворота 17 века. Крест - не на башне, а на Вознесенской церкви.



Целый комплекс стратегических производств сохранился и в окрестностях кремля. В сущности, это памятники, которые по всем законам логики должны быть достопримечательностями "первого ряда", но Россия не зря славится своей алогичностью.
Ну например вон тот красный дом с двумя башнями видите?



Малоизвестный факт, но в его дворе спрятан Монетный двор, основанный Петром Первым в 1687 году, вместе с Ратушей (которая в 1752 году стала первым зданием МГУ) и аптекой. Считается, что этот комплекс был снесён при постройке Исторического музея - но в том-то и дело, что Монетный двор (кстати, 6-й по счёту в Москве), остановленный в 1718 году и использовавшийся как Присутственные места, не был разрушен - а оказался как бы упакован внутрь Исторического музея в виде двух укромных двориков.
О том, что под самым кремлём есть такой памятник, как-то забыли, а в 1990-е годы Исторический музей и вовсе закрыл ворота для посторонних - есть планы сделать тут атриум. Сейчас Монетный двор не увидеть даже в окна - я честно обошёл все три этажа музея (ох, интерьеры там!) - все окна закрыты матовым непрозрачным стеклом. Побывать там удаётся мало кому, но вот например репортаж selfportrait-1 - можно убедиться, что здесь скрывается одно из красивейших зданий Москвы.



Фото selfportrait_1 (Анастасия Дорожкина)

Другой знаковый памятник - в одном квартале от кремля, и прекрасно виден с Театральной площади и с задворков "Метрополя":



Это Правильная палата. Не ПрАвильная, а ПравИльная - здесь кого-то "правили". За Китайгородской стеной среди прочих стратегических предприятий находился и Московский Печатный двор - тот самый, где успел поработать почётный львовянин Иван Фёдоров, прежде чем его выжили отсюда переписчики, которым такой конкурент был не нужен. Правильная палата конца 17 века - ни что иное, как древняя редакция.



Трёхэтажный корпус по соседству - немного моложе, времён Елизаветы:



Чуть дальше - Книгохранильная палата (если не путаю):



Сам же Печатный двор занимал целый квартал, прямо на Никольскую выходили ворота с остроконечной башней, разобранные за ветхостью в 1775 году:



Сами палаты я виде много раз, и всегда думал, что это новодел, стилизация конца 19 века. Оказалось - в 1870-е их просто отреставрировали, для своего времеени реставрация была очень научной, но всё же совсем без отсебятины тогда не умели. И древнерусских вид елизаветинским корпусам придали, видимо, тоже тогда. Изразцы и окна восстановили близко к оригиналу.



В сообществе arhiv_palat  о Печатном дворе довольно много. В том числе сама Правильная палата со двора, куда я так и не добрался:



Фото hitrovka , отсюда.

Дело в том, что дворик закрывает корпус Историко-архивного института РГГУ, безумно красивое здание, но всё-таки конца 19 века. Просачиваться мимо охраны я так и не научился, хотя говорят, что палату можно увидеть с веранды ресторана, вход в который как раз в подворотне.



Ещё одно стратегическое производство прямо в кремле, да не где-нибудь, а в Патриаршьем дворце с церковью Двенадцати Апостолов (1635-56):



Главное помещение дворца - Крестовая палата, где находится, пожалуй, лучшая в России коллекция церковного золота и серебра:



А справа - печь для варки миро. Мироварение было отдельным обрядом, который совершал в Великий Понедельник сам Патриарх или Митрополит. И в отдельные периоды это было единственное место в России, где варили миро.



...А вообще, удивительно! Ведь даже в школьных учебниках об этих мануфактурах, о Пушечном дворе написано вскользь, как о чём-то неважном, хотя ведь это наглядное свидетельство того, что в 16-17 веках Россия была достаточно развитой страной по меркам неевропейского мира. Уникальные памятники - Монетный и Печатный дворы - забыты. Образ ущербной страны без прошлого и будущего последовательно строится уже лет двести, а то и триста. Но чёрт возьми, "в нормальных странах" не забывают ТАКИЕ страницы своего прошлого!

В следующих трёх частях - о более понятном старопроме рубежа 19-20 веков. Текстильные фабрики, электростанции и прочая краснокирпичность.

P.S.
Честно сознаюсь, что я не знаток Москвы. Какой-нибудь Архангельск или Екатеринбург в плане древностей и редкостей я знаю значительно лучше, во многом потому, что они просто меньше. Наверняка тут наделал ошибок и ляпов, поэтому предупреждаю заранее: указывать на них - без хамства и снобизма. Не считаю нужным прислушиваться к замечаниям человека, не владеющего даже культурой общения. Вдруг он сам ошибается?

UPD (13:08).
Наблюдая разгоревшуюся в комментариях полемику, немного проясню свою точку зрения. Нигде и никак я не пытался утверждать, что Великое княжество Московское и Царство Русское были государствами одного уровня с Англией, Голландией, Швецией. В постах моего цикла "Другая сторона" я неоднократно подчёркивал, что до 17 века Россия была объективно слабее, чем даже Польша, не говоря уж про Швецию. Однако "вершина мира" и "дикарщина" - это всё-таки крайности. Российская промышленность 16-17 веков, конечно же, была на порядок слабее английской, голландской или шведской (около 30 стабильно действующих мануфактур на всю страну, полное отсутствие многих отраслей) - но ведь у большинства стран мира (да и многих стран Европы вроде Молдавии или Норвегии) в 16-17 веках не было даже этого! Не стоит мерить аграрный мир 16-17 веков, только-только начинающий выходить из Средневековья, современными мерками.  К концу 18 века в мире осталось всего две неевропейские страны, сохранившие фактический сувернитет - Россия и Османская империя. К концу 19 века последнюю сменила Япония. Конечно, то 18-19 века, после петровской индустриализации, но всё же:
1. В 16-17 веках, когда процесс колонизации мира Европой набирал обороты, уровень развития России позволял хотя бы сопротивляться ему.
2. Промышленный подъём 18 века не мог возникнуть на совсем уж пустом месте.

"Молох", Москва, дорожное

Previous post Next post
Up