Мезень. Дорогорское.

Jul 11, 2010 15:34



Мезень удивительна еще и тем, что здесь КАЖДОЕ село имеет свой неповторимый облик. Если Кимжа уникальна по мезенским меркам, то все прочие мезенские сёла уникальны по общероссийским. Наиболее известны Погорелье, Целегора, Азаполье в Мезенском районе, Юрома и Нисагора в Лешуконском. Сам я туда не добрался, поэтому даю ссылки на af1461 .

Мне же удалось побывать только в селе Дорогорское на полпути из Кимжи в Мезень (город). В общем-то, Дорогорское считается тут "крепким середняком" - но и оно произвело на меня огромное впечатление.

В Кимже, в доме Нины Николаевны, я сразу же рассказал о своих планах добраться до райцентра. Нина Николаевна практически сразу нашла людей с "буханкой", едущих туда на полдня. Рано утром я подошёл к кимженской кочегарке, побродил вокруг, покричал - и мне открыл мужик, спросил, кто я, и услышав, что я от Нины Николаевны, позвал вовнутрь. Пока ждали машину, разговорились. Он рассказывал много интересного - например, о кимженских мельницах. Но особенно мне запомнилось вот что:
-А пока дороги не было, так бывало, в аэропорту сидел недели по две, ждал самолёта. Здесь-то нормально, встал в очередь и жди хоть дома, хоть в Мезени у мужиков. А вот в Талагах (аэропорт Архангельска) и податься-то некуда... Помню, один раз было - прилетает грузовой самолёт, и нам говорят: кто разгрузить поможет, домой полетит без очереди! Ну я пошёл разгружать, всё сделали, но так вышло - задержался на полчаса. Прихожу - а мой самолёт улетел, сиди жди по новой!
Вот так тут и жили до постройки дороги...

Потом приехала "буханка", и мы отправились в Мезень - я, два брата-кочегара (с одним из которых я и разговаривал) и довольно сварливая женщина (видимо жена одного из них). В Дорогорском мы сделали несколько остановок по пути туда и обратно, поэтому я неплохо осмотрел селение транзитом.



По прямой Кимжа и Дорогорское стоят в прямой видимости друг от друга, и административно Кимжа подчинена Дорогорскому сельскому поселению (если кто не знает, есть такая административная единица ниже района). Но загвоздка в том, что между сёлами - Мезень и Пёза с паромными переправами, а потому путь занимает около часа и стоит около 1000р. на машину. О красивейших пейзажах и раритетных паромах можно прочесть в посте о дороге Пинега-Мезень.

Дорогорское - село достаточно большое (около 400 человек) и гораздо более живое, чем Кимжа. Однако поэтому менее цельное - вот характерные Дорогорские пейзажи с явным налётом ХХ века:





Но старых изб-дворов сохранилось довольно много.



С коньками тоже всё в порядке:



А на этой избе уцелел взвоз (то есть пологий скат, по которому на второй этаж хозяйственной избы можно было загнать лошадь с телегой и разгрузить прямо там). Впрочем, изб с взвозами много и в Кимже (40-60%), но у меня почему-то не нашлось хороших кадров.



Окна с редкими на Мезени, но очень характерными по форме наличниками:



Амбары:





Лодки-зырянки:



И даже настоящие полностью деревянные сани в хорошем состоянии!



Словом, и в Дорогорском (которое, еще раз напомню, по мезенским меркам "середняк") можно найти десятки интересных зданий. А из-за размера и живости по богатству бытовых памятников (типа зырянок или саней) Дорогорское даже превосходит Кимжу.



Но много тут и "статусных" построек. Сельская администрация, размером не уступающая районной в Мезени:



Новодельная часовня-"будка", у которой главка всё равно крыта лемехом:



Каменный Дом Культуры с барельефом:



Две лесопилки. Более живописная старая:





И более мощная новая:



И в целом по этим зданиям (особенно по клубу, уместному в районном городке) видно, что село в этом краю - больше, чем просто село. Потому что в радиусе 200 километров по прямой нет населённых пунктов крупнее 5 тысяч жителей!



Есть в Дорогорском и поклонный крест на набережной недалеко от администрации (где у нас была самая долгая остановка):





Но самое красивое место Дорогорского - набережная. Ведь это село стоит прямо на самой Мезени, чего лишена Кимжа:



Лодок тут намного больше, чем машин:



Причём как советских металлических "казанок" и "прогрессов", так и местные деревянных "зырянок". Кстати, обратил внимание, что почти везде новые моторы типа "Ямаха" или "Меркурий". В 1990-е и начале 2000-х на Каме, где прошло моё детство, преобладали советские "Ветерки" и "Нептуны". Местные говорят, что новые моторы стали здесь покупать только в последнюю пару лет, и в целом они лучше, но если сломаются... "Ветерок" хороший лодочник сумеет починить своими руками на средине реки во время шквала. А здесь - возня с поставщиком месяца на два. Но факт в том, что в такой глуши сейчас люди могут себе позволить то, что 7 лет назад не могли в миллионном городе.



Центр села, около администрации и креста. Избы хоть и не аутентичные, но также образуют "фасаду" вдоль берега. Около них - сгнившая деревянная набережная-сруб:



Взгляд в другую сторону с того же места:



Мезенские лошади. Нина Николаевна говорит, что многим туристам так и не удаётся их увидеть, мне же они попадались во всех трёх местах:



Лошади "мезенской породы" умеют копытить - то есть добывать корм из под снега. Нечто подобное якутской лошади, но проще. Говорят, у них особенно толстые и крепкие ноги. Я в лошадях понимаю очень мало, так что поверю на слово.

Сферический мезенский конь в вакууме:



А вообще - красивые животные:



А вот набережная у окраины села, у высокой щельи:





Текстуры:





Чей-то двор у самого берега:



За рекой - три горки. Дор - одно из названий елового леса (если не ошибаюсь). Не за этот ли вид село назвали Дорогорским?



Интересно, что на Мезени сохранились старинные прозвища различных крестьянских родов и, соответственно, коренных жителей тех сёл, где обитают эти роды. Дорогорцы известны как совы, жители соседнего села Жердь (его видно от переправы) - кукушки, жители Долгощелья (село на Белом море, самое северное на Мезени) - турки, жители Заакакурья - кисла-камбала (!), а кимжан тут называют "чернотропы". Вообще, это слово обозначает езду в санях по голой земле, где уже растаял снег, и намекает, видимо, на предприимчивость ("везде пройдёт"), но кроме того, здесь "чернотропами" зовут колдунов и к кимжанам действительно относятся с каким-то особенным трепетом. А по дороге в Архангельск с нами в маршрутке ехало двое из рода "королей" или "фараонов" - это, как я понял, потомки чернотропов, издавна живущие в Мезени. С виду обычные парень с девушкой, но узнав, кто они, прониклась почтением сама Нина Николаевна.

...За Дорогорским - еще несколько сёл с названиями типа Лампожня или Заакакурье (ударение почти везде на первый слог), и примерно в часе пути город Мезень. О нём - в следующей, финальной части.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
От Онеги до Пинеги
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009.
Архангельск - Белогорский.
Мезенский тракт..
Белогорский - Голубино.
Пинежский карст и пещера Голубинский провал.
Красная Горка.
Пинега.
Мезень.
Пинега - Мезень.
Кимжа и дом Нины Николаевны.
Дорогорское.
Мезень.

Русский Север, дорожное, поморы, "К студёным морям", Архангельская область, "Раскол", Мезень, этнография, деревянное, русские (этнография)

Previous post Next post
Up