Мезень. Купеческий город на Крайнем Севере.

Jul 11, 2010 21:06



Мезень - город (3,8 тысячи жителей, было до 5 тысяч) в 45км от устья одноимённой реки и в 80 - от Полярного круга. Впервые упоминается под 1545 годом как слобода Сокольна-Нова ("нерусское" звучание - на самом деле исчезнувший новгородский диалект), а с 1552 года известна уже как Окладникова слобода. Чуть позже появилась еще одна слобода - Кузнецкая. Уездный город образован при их слиянии 1780 году указом Екатерины Второй (тот же самый указ образовал города Пинега и Онега). На протяжении всей своей дореволюционной истории Мезень была процветающим купеческим городком на пересечении морских и речных путей в Сибирь, в отдельные периоды - крупнейшим на морях Ледовитого океана восточнее Двины.

С одной стороны, Мезень - это уже полноценный Крайний Север. С другой - здесь видишь не бараки, сталинки и хрущёвки, а настоящий центр небольшого уездного города. Кажется, Мезень - самый северный город России, сохранивший целостную дореволюционную застройку (чем не могут похвастаться более северные Кола и Салехард, сохранившие отдельные, пусть и более яркие памятники).
Ну а в целом, общее впечатление от Мезени-города даже не грустное - скорее, апокалиптическое.

Мезень - городок совсем маленький, вытянутый вдоль реки. Весь город пронзает параллельный берегу Советский (бывший Владимирскй) проспект. Да, это именно проспект, "перспектива" - пусть и в крошечном городке:



Проспект вымощен бетонным плитами, по которым машины ездят с характерным щёлканьем. Подавляющее большинство машин - это разного рода УАЗы, поровну "козлики" и "буханки". На другом транспорте до недавнего времени было только по проспекту и ездить. При это, тут существует автобус и даже такси.
Купеческий центр находится в южной части Мезени, и подавляющее большинство его зданий - деревянные. Например, дом Шевкуненко (1900, вся информация из краеведческого музея):



Явно модерновое здание, занятое ныне школьным спортзалом:





Домик с наличниками. Их на Мезени мало, но резьба очень характерная:



Двор:



Ворота городского парка - одно из двух исторических каменных сооружений:



Обратите внимание, как парк запущен. В его глубине - Г-обазное в плане здание, причём другой его конец с таким же портиком увенчан крестом:



Сложно поверить, что когда-то это была часть соборного ансамбля:



Два деревянных собора: Рождества Богородицы (1718) - "шатёр на крещатой бочке" того же типа, что в Кимже, хотя и менее изящных пропорций, и Богоявленский (1861) - неплохое "дерево под камень". В 1929 году церкви были закрыты, в 1935 году Рождественский собор полностью разрушен, и ныне на его месте школа. Богоявленский собор - это и есть кинотеатр, ныне действует (хотя был заперт), но денег на возвращение ему первоначального облика нет.
А на краю парка, "спиной" к проспекту стоит очень красивый поклонный крест:



Центральная площадь в Мезени. Отсюда начинается улица Карла Маркса - самая крупная из перпендикулярных.



Дома по краям площади заняты важными организациями. Вот этот (дом Ружниковых, 1881) чуть ниже площади примерно напротив собора - городская администрация:





Этот (еще один дом Шевкуненко, 1885) на углу Карла Маркса, севернее - районная администрация:



А этот домик по другую сторону Карла Маркса занимает краеведческий музей:



Вся его экспозиция - две комнаты, хотя из неё можно узнать и много интересного об отдельных зданиях города. А еще хороший отдел краеведческой литературы и сувениров. Но сильнее, чем экспозиция, меня впечатлила директор этого музея Люба Крупцова. Так получилось, что мне надо было передать ей одну книжку от Нины Николаевны, и с начала я бы ни за что не узнал "директора" в симпатичной и хорошо одетой белокурой девушке чуть старше меня. Люба Павловна оказалась кимженкой, встретила меня очень тепло, а когда я спросил, можно ли мне в музее посидеть-отдохнуть, пригласила на чай. Статус "директора музея" она имеет вполне заслуженно - значительная часть информации в мезенских постах пересказана с её слов.
Расспросил я её и о том, как дорога повлияла на город. Любовь Павловна ответила, что на самом деле изменилось уже очень многое, и один из самых ярких признаков - появились магазины. До этого в Мезени были только ларьки с простейшими продуктами вроде соли, хлеба и чая, а ныне магазины на каждому шагу, причём не только продуктовые (например, в одном месте торгуют велосипедами).

Кстати, Мезень - это погранзона, въезд только по пропускам или командировочным. Но проверяют их только в аэропорту, а в самом городе милицию я видел всего пару раз издали. В "группе риска" - те, кто приезжают на своём автомобиле и постояльцы гостиницы. Нарушение карается требованием покинуть город в течение 1,5 часов, часто (но не всегда) штрафом 500р., и никогда на памяти Любы Павловны - произволом. По словам Любы Павловны, нередко выдворенные путешественники первым делом прибегают к ней в музей успеть посмотреть.

Дальше по проспекту:



Самый красивый в Мезени дом Мельникова (1885, второй этаж 1911):



Украшения крыши:



Неподалёку - единственный в городе старинный каменный дом:



Проспект уводит дальше на север:



Но мы пока что повернём. Вторая главная улица - набережная:



На набережной также есть интересный дом Лячутина (1829, один из старейших в области), куда я почему-то не дошёл, да и вообще дома снимал мало из-за резкого контрового света (а на Севере солнце ярче, чем на юге, хотя и низкое). Запомнилась школа - деревянная сталинка:



И её двор на месте утраченного собора:



С набережной интересные виды -  дело в том, что до воды отсюда около 2км:



На горизонте видны высокие кирпичные трубы (20-кратный зум + кадрирование):



Это Каменка - промышленный пригород Мезени, почти равный ей по населению (2,5 тысячи человек), но расположенный за рекой. Хорошо виден старинный краснокирпичный корпус - в 1895 году братьями Ружниковыми был построен крупный лесозавод, сильно расширенный в 1929-м - какого именно времени этот корпус, я сказать не смогу, но рискну предположить, что это самый северный в России (а то и в мире!) памятник старопромышленной архитектуры. В советское время Каменка по благоустройству существенно опережала Мезень, завод несколько раз расширялся (видны бетонные корпуса), но ныне почти брошен.
По лугам вдаль уходит бетонная дорога:



Идти по ней около получаса. Мимо иногда проезжают машины. Дорога эта ведёт в Кривку - одно из двух предместий (формально районов) Мезени, сверху совершенно невидимая. Я шёл очень долго, порядком устал и решил, что иду зря. Панорама Мезени скучнейшая:



Но дойдя до берега (дорога ведёт дальше, но строения Кривки всё равно не видны), я увидел вот что:



Мезень знаменита еще и речными приливами: в Мезенской губе Белого моря высота прилива достигает 11м, поэтому на первых 80км мезенского русла бывает такое редкое явление, как речной прилив. Я так и не увидел - но говорят, зрелище мощное: сначала по протоком проходит волна, а затем начинает быстро-быстро, на глазах, прибывать вода.
По той же причине не попал в Каменку - напротив неё есть переправа, где ходят по заполнению рейсовые моторные лодки, но только по высокой воде:



Так как приезжал и уезжал я с оказией из Кимжи, назад надо было ехать в 3 часа дня, а прилив был в 6 вечера (так как приливы связаны с Луной, они бывают в разное время - график составляет на месяц вперёд). Что ж, еще один (помимо Кимженской церкви) повод вернуться.

Возвращаемся на проспект, который ведёт в другой пригород - так называемую Малую Слободу. Еще в границах купеческого центра в роще можно обнаружить вот такой памятник:



Примерную границу купеческого города обозначают постройки больницы - деревянные корпуса и амбар во дворе, типичный для мезенских сёл (зачем он тут, я не знаю):



Далее несколько кварталов силикатных двухэтажек, а далее довольно широкая (километра полтора) незастроенная полоса, отделяющая Мезень от Малой Слободы. На полпути по бетонке через луга - вход на кладбище с часовней-будкой (такое ощущение, что их делают в одном месте и развозят по области!):



Не желая идти по бетонке, я углубился в луга, надеясь достичь Малой Слободы по набережной. Всё, что удалось увидеть - вот эта панорама с пристанью:



Но ближе подойти я не смог, так как путь мне преградила НЯША:



Няша - местное (а также на Северном Урале и в Западной Сибири) название грязищи, которая остаётся при низкой воде. Если Вас занесёт сюда (да и в другие места, где она водится) - даже не вздумайте пытаться по ней идти! Ил и вода смешаны примерно в равных пропорциях, и человека она мгновенно засасывает если не по пояс, то по колено. Выбраться из неё самостоятельно почти невозможно, не говоря уж о попорченных штанах и том, что она вас "разует". Конечно, народ на Севере отзывчивый, вытащат - если будут мимо проходить... А если не будут, то на Мезени увязнуть в няше смертельно опасно: прилив накроет увязшего с головой.

До Малой Слободы я всё-таки дошёл по бетонке. Если я понял правильно, Малая Слобода выросла из Кузнецкой слободы (а сама Мезень - из Окладниковой), и ныне примечательна речным портом и аэропортом (почти умершими). В более дальнем прошлом тут была своя деревянная церковь Спаса Нерукотворного (конец 18в.):



Застройку её не фотографировал, а встретили меня лежащие на высоком берегу катера:



Пристань. Обратите внимание - баржи и лодки лежат прямо на няше. Это местный способ разгрузки: судно подходит к берегу на высокой воде, приземляется в няшу, разгружается, а в прилив снова оказывается на плаву. Даже не обязательна пристань - хватит перекинутых с берега досок:



Щелья и няша:



В Мезень мы приехали с юга. На запад (Кривка) и на север (Малая Слобода) я ходил пешком. Сходим теперь и на восток, вверх от проспекта. На пару кварталов еще тянется историческая застройка:



Еще выше - бараки и отдельные силикатные двухэтажки:



И город обрывается:



Здесь в пейзаже доминирует брошенный радар:



Некоторые виды так и отдают постапокалипсисом:



За ручьём уже начинается лесотундра:





Стланник, заболоченная почва, взрослые ёлки в человеческий рост... И хотя около +20, ветер пробирает до костей. Это ни что иное, как дыхание Арктики:



Зимой в город приезжают на своих упряжках ненцы, продают рыбу, оленину и лосятину. Покупают водку. Говорят, присутствие ненца на улице чувствуется за сотню метров по собачьему лаю - ведь их шубы пропитаны запахом собак, рыбы и оленей. Всего в 25км от Мезени расположен Козьминов пролесок - одно из 5 главных ненецких святилищ, расположенных по границам их земель.

Мне глядеть на Мезень и интересно, и больно, и страшно. Маленький-маленький городок на краю чужой земли, брошенный до недавнего времени на произвол судьбы. И лишь дорога в 2008 году принесла сюда новую жизнь.



Я не знаю, каким будет этот край через 5-10 лет. Что останется от его самобытности, а что станет "цивилизацией". Люди постепенно забудут, в каком кошмаре они жили без дороги. Одигитриевскую церковь восстановят, а может быть примутся и за мезенские соборы. Мезенский край останется красивым и неповторимым - так же, как Пинежье или Нижняя Онега, и начнёт осваиваться туризмом.

И всё-таки советую съездить на Мезень сейчас, хоть даже этим летом.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
От Онеги до Пинеги
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009.
Архангельск - Белогорский.
Мезенский тракт..
Белогорский - Голубино.
Пинежский карст и пещера Голубинский провал.
Красная Горка.
Пинега.
Мезень.
Пинега - Мезень.
Кимжа и дом Нины Николаевны.
Дорогорское.
Мезень.

Русский Север, дорожное, Архангельская область, "К студёным морям", "Молох", Крайний Север, "Раскол", Мезень, рыбацкое, деревянное

Previous post Next post
Up