Окрестности Каргополя. Часть 5: Большие Лядины

Jul 06, 2010 16:24

Трагическое известие! В мае 2013 года более крупная церковь и колокольня сгорели. Эти фотографии - уже история, как снимки Прокудина-Горского, как гравюры средневековых путешественников.



Большие Лядины (ударение на "и") - село в 40км к западу от Каргополя, то есть как и Ошевенск в сутках пешего/гужевого пути по большому тракту (это была дорога на Петербург). Здесь находится известнейший памятник Каргополья - Лядинский погост, один из нескольких уцелевших в России ансамблей деревянного "тройника". И в общем, если Вы не имеете возможности осмотреть каргопольские окрестности подробно, а успеваете только что-то одно - лучше всего съездить сюда.

От Ватамановской (где отворот на Красную Лягу) до Лядин всего около 10км. Дальше дорога ведёт в Лёкшмозеро (центр южной части Кенозерского национального парка), а также в Карелию и далее в Петербург и Мурманск. Тем не менее, выглядит тракт в основном так - очень укатанная грунтовка, иногда бетонка и асфальт.



Характерные для Архангельской области деревянные остановки. Здесь дважды в день ходит автобус (утром и вечером) на Лёкшмозеро.



Нынешние Большие Лядины - "куст деревень", разбросанный по довольно большой площади под общим названием Гавриловская. Село производит впечатление небольшого (на глаз человек 200-300), но не мёртвого - несмотря на дождь, на улицах постоянно встречаются люди, а заброшенных домов не видно.



В Лядинах оказалось очень много гигантских северных изб, домов-дворов, где всё под одной крышей - почему-то на Каргополье мы их почти не видели.



Вообще, село производит впечатление цельного архитектурного ансамбля, эталонного сельского Поверховья, и над избами доминируют шатры Лядинского погоста:



Из "малых форм" больше всего запомнились колодцы с деревянным воротом вместо металлической ручки - таких мы видели несколько:



Но в основном заколоченных:





Еще в Лядинах имеются целых два музея: "Музей одной семьи" (создала местная жительница Галина Сергеевна в родной избе) и школьный музей с богатой коллекцией предметов быта. Мы в этих музеях не были, так как договаривать надо было заранее, и мы заленились.

А вот и собственно Лядинский погост:



Погост-тройник - это специфическое явление Русского Севера. Само это слово обозначает не только "кладбище" - еще в Киевской Руси погостами называли места межплеменной и межгосударственной торвголи (дословно - "место встречи гостей", то есть купцов). В Новгородской республике, делившейся на пять провинций (называвшихся "пятины") погост был аналогом уезда и одновременно уездным центром.



Ансамбль традиционного северного погоста включилал: две церкви (более тесную и тёплую зимнюю и более просторную и продуваемую летнюю), колокольню, ограду и кладбище. До Революции погостов-тройников было более сотни, сейчас менее десятка. На память я могу назвать: Кижи (Карелия), Варзуга (Мурманская область), Малошуйка, Ворзогоры, Нёнокса (север Архангельской области), Большие Лядины и Почозеро (Каргополье), но может быть есть и еще. Существовали также четверные погосты (с двумя колокольнями) - но из них не уцелел ни один. В то же время, сохранилось много "неполных" погостов, утративших один храм и/или колокольню (например, знакомое нам Архангело) и полукаменных погостов, где еще в 18-19 веках летняя церковь с колокольней была отстроена в камне (как Рикасово и Лявля под Архангельском или непосещённая нами Большая Шалга недалеко от Каргополя).



То есть, места, подобные Лядинскому погосты ныне огромная редкость, и каждое из них заслуживает отдельного посещения. В ансамбль входят, слева направо: Богоявленская церковь (1787, зимняя), колокольня (1820), Покровско-Власьевская церковь (1761, летняя).



Богоявленская церковь на самом деле выглядит так:



(фото: Ярослав Блантер, с "Путеводителя по России")

И с 2007 года реставрируется методом полной переборки. То есть, церковь разбирают, каждую её деталь обрабатывают, реставрируют (а при необходимости и заменяют) и постепенно собирают вновь. Работы в Богоявленской церкви еще далеки от завершения (тем более что ведутся с перебоями финансирования, долгими перерывами и "освоениями" бюджета), но основной её объём уже собран.



Из отдельных фрагментов особенно интересно полукруглое крыльцо - такая форма не встречается более нигде на Русском Севере:



Прямо в крыльце - расписное небо со звёздами (как в Красной Ляге), что также уникально:





Вокруг много строительного мусора - по крайней мере в данным момент работы ведутся.



Покровско-Власьевская церковь типична для Каргополья по своему силуэту:



И у неё тоже весьма интересное крыльцо:



Между храмов - кладбище:



Просто виды погоста:













А вокруг - село. Придорожное кафе (закрытое наглухо) и новенький телефон, которыми недавно оснастили все северные селения, где числится хоть один человек (даже если фактически он живёт в другом месте). Странно бывает видеть новенькие будки в брошенных деревнях, а зимой, говорят, их полностью погребает под снегом.



Качели около погоста и увлечённо тестирующий их vanmeetin .



Дома и пейзажи:





А потом пошёл дождь, и мне вспомнились отдельные строки из песни Александра Башлачёва:

В чистом поле - дожди косые.
Эх, нищета - за душой ни копья!
Я не знал, где я, где Россия,
И куда же я без ния!



В чистом поле дожди косые,
Да нет ни пропасти, ни коня,
Я не знал, как любить Россию -
А куда ж она без меня?



Я не знал, где искать Россию -
А Россия есть "росс и ты"!



После дождя небо расчистилось, и мы вернулись в Каргополь, где было солнечно и холодно. Были долгие посиделки дома у нашего водителя Саши с его женой, дочерью и мужем дочери. Ели борщ, пироги и даже настоящий рыбник, пили брусничную настойку. Много говорили о разном - я рассказывал о своих путешествиях и других городах Севера, восторгался доброжелательностью здешнего народа; каргополы - о жизни здесь, Изобель и Алекс слушали и иногда кое-что спрашивали... Потом поехали за город, парились в бане, и в общем было очень хорошо. Русское гостеприимство и северное радушие - не пустой звук, просто соотечественников у нас давно не считают гостями.

Я спросил у Изобель - правда ли, что в Европе такое невозможно: зная человека первый день, общаться с ним так, будто знакомы всю жизнь. Изобель ответила, что это правда. Она родилась и выросла в Англии, в Россию приехал всего на полгода изучать филологию, и уж точно знает это лучше, чем русские евротуристы.

Уже в сумерках Саша отвёз нас с Няндому, где в полночь мы должны были разъехаться: Ваня, Изобель и Алекс - в Вологду, а я в Архангельск и дальше на Мезень. О Няндоме, железной дороге и стихийных бедствиях и будет следующий пост, заверщающий каргопольскую тему.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
Архангельск.
Пинега.
Мезень.
.

Русский Север, дорожное, "К студёным морям", Архангельская область, Каргополье, зона трагедии, этнография, деревянное, русские (этнография)

Previous post Next post
Up