Исландия, ч. 6 - водопад Годафосс, озеро Миватн, пещера Грйоутайау

May 12, 2016 13:55

Исландия - путешествие в мечту. День 6 - Едем дальше по северным дорожкам сквозь край вулканов.

Водопад Годафосс (Goðafoss), озеро Миватн (Mývatn), пещера Грйоутайау (Grjótagjá). Север Исландии (Iceland)

этот день я прочувствовал нечто очень напоминающее дежавю. Причем два раза. Но об этом позднее.. В процессе повествования, так сказать.. А сейчас в общих словах об этом дне. Я бы назвал его так: день упущенных возможностей. Знаете, как это бывает? В течение какого-то времени ты позволяешь себе где-то слабину, что-то откладываешь на потом или просто допускаешь какие-то, как на тот момент кажется, незначительные ошибки или просчеты.. И как бы ничего, все идет гладко и ты забываешь об этих упущениях и продолжаешь дальше, надеясь на лучшее..

Но вся эта мелочевка "со знаком минус" накапливается, накапливается, накапливается и собравшись в некую критическую массу в какой-то момент "выстреливает" одновременно. В нашем случае эта была "критическая масса" состоявшая из задержек на маршруте (водопад Годафосс планировалось осмотреть днем раньше), неточностей в планировании маршрута (в доступных источниках существует несколько вариантов местоположения пещеры Грйоутайау (Grjótagjá) и путей подъезда к ней) и возможно еще каких-то мелочей, которые сейчас уже и не упомнить. И все вместе это бабахнуло в этот день.

В результате мы не успели побывать у кратера Вити (Viti), наверняка интересные места с загадочными названиями Hljóðaklettar and Rauðhólar тоже осталась "за бортом", посещение озера Миватн (Mývatn) получилось скомканным и однобоким - во всяком случае классических миватновских видов с небольшими псевдо-кратерами на островках мы не увидели, кратер Хверфьядль (Hverfjall) остался без нашего посещения, ну и вышеупомянутую пещеру Грйоутайау (Grjótagjá) из-за нехватки времени не получилось сфотографировать так, как того хотелось.

GPS: 65.6826, -17.5489

Да, причиной всех "не успели" была нехватка времени и тот факт, что у нас уже было заказано несколько отелей "по ходу пьесы", требовал от нас двигаться по маршруту с заведомо определенной скоростью и быть в некоторых точках в определенные даты. Уже после первой трети маршрута я уже довольно ощутимо завидовал тем, кто путешествует в кемперах и (тут я не совсем уверен) волен останавливаться на ночлег даже не в кемпинге, а на любой стоянке попавшейся на пути.

В общем, этот фотоотчет в некоторой части будет "разбором ошибок" или скорее наглядным пособием, как их избежать (с картами и пояснениями). А в остальном.. Хоть и были упущены какие-то возможности.. Но это же Исландия! Прекрасных видов было предостаточно и я спешу ими поделиться. На заглавном снимке первая остановка в пути: водопад Годафосс.

Ориентировка для photo-timeline наблюдателей:

Автором всех фотографий в этой заметке являюсь я. Текст также оригинальный, а не скомпилированный из различных источников. А если есть цитаты из сторонних источников, то они отмечаются курсивом. О стороннем использовании фотографий и текста можно прочитать в моем профиле.

Читайте еще в моем журнале:

Большая прогулка. 5 недель по США и Канаде. Часть 1

Когда выбираешь одну конкретную мечту, в которой ты замахнулся на эдааааакое.. И переходишь к ее поэтапной реализации.. Поначалу все это кажется такой неподъемной глыбой. И так трудно раскачать себя на этот шаг, преодолеть сомнения и поверить в успех предприятия.
Со всеми цифрами, реализованными идеями и находками этот пост показывает и доказывает, что порою даже довольно безумная идея может вас привести к чудесным открытиям, чему-то совершенно невообразимо прекрасному и (спускаемся на землю) при этом не разорить ваш семейный бюджет. Мечтайте, дерзайте и будет вам счастье! Читать..

Исландия - путешествие в мечту. Все выпуски

Для планирующих поездку в Исландию: в самом конце поста можно найти полезную информацию о достаточно бюджетном, но вполне уютном "Dettifoss Guesthouse" расположенном около Skinnastaður (30 км от водопада Деттифосс). Под некоторыми снимками проставлены координаты GPS, что возможно также кому-нибудь пригодится. А в начале поста только карта перемещений за этот день.

Смотреть в Google Maps

1. Утро мы встретили в пригороде Акюрейри. Наскоро позавтракав и покинув гостеприимный гестхауз " Lónsá" мы отправились делать продовольственные закупки в супермаркет сети " Bonus". На осмотр самого города в нашем изначальном плане времени выделено не было и сделав закупки мы просто поехали дальше. Проехав по мосту самый длинный исландский фьорд Эйя-фьорд (Eyjafjörður) почти в самой его южной оконечности, мы оказались на берегу противоположном Акюрейри.  Дорога немного поднялась над фьордом и мы остановились на смотровой площадке, где и был сделан этот снимок. И уже через несколько минут мы отправились дальше.

„Водопад Годафосс, озеро Миватн, пещера Грйоутайау, разлом земной коры

2. По пути к водопаду Годафосс (Goðafoss) утреннее свинцово-серое небо вдруг расцвело красками, солнышко выглянуло и обласкало нас своими согревающими тело и душу лучами.

3. Водопад сбрасывает с 12-метровой высоты воды реки Скьяульфандафльоут (Skjálfandafljót), которая берёт своё начало на северо-западной границе ледника Ватнайёкюдль (Vatnajökull).

4. На восточном берегу реки стоянка находится на некотором расстоянии от водопада и мы имели удовольствие пройтись по столь живописной тропе.  В какой-то момент наш путь пересёк очередной ручеек-родничок, через который был перекинут такой симпатичный мосток. Я недооценил этот пасторальный вид и сфотографировал его только телефоном. И только потом, по реакции подписчиков в Инстаграме, понял что надо было снять и зеркалкой. Но и телефонный снимок не так уж плох..

5.  Несколько минут я посидел на скалистых камнях возле самого водопада и представлял себе, как примерно тысячу лет назад местные сбрасывали в этот водопад своих языческих идолов. Именно это и происходило здесь во время принятия жителями христианства. Отсюда и название водопада - водопад бога.

GPS: 65.6834, -17.5498

Дополнительные снимки к фото №5 - поместите курсор над маленьким снимком и он увеличится до нормального размера
[не работает?]

Просмотр поста в компьютере: К сожалению увеличение не работает на "страницах комментариев в стандартном жж-стиле". Если используете именно ее, то снимите галочку с "Просматривать в моем стиле" в правом верхнем углу страницы, чтобы страница отображалась в стиле моего журнала и тогда все заработает. :)

Ах да, еще один момент: ваш интернет-браузер. На древних версиях увеличение работать не будет. Все работает замечательно на: Chrome 47, Firefox 43, Maxthon 4.4, IE11 (нет плавного увеличения, при наведении курсора сразу видно увеличенный размер). Возможно все ОК и в более ранних версиях. ;-)

Просмотр поста в мобильнике или планшете: используется "стандартный жж-стиль" адаптированный под планшеты и мобильные устройства и увеличение работать не будет. :(

Дежавю №1

Моя армейская служба проходила на Кольском полуострове. В самом начале мы проходили курс молодого бойца. И из череды дней и событий мне почему-то очень запомнился следующий момент.  Дело было в городке Вьюжный (Мурманск-60). Шел июль месяц - вроде как лето. Обмундирование было соответственно летнее. Тонкая гимнастерка и из такого же матерьяльчика штаны. Пару часов строевой подготовки на плацу и дали нам 15 минут на перекур. А небо было вот такое же, как на заглавном снимке - ясное и слегка облачное, да и на сопках вокруг военного городка были такие же остатки еще не растаявшего снега. Сидим мы значит около "курилки" и вроде как все хорошо, солнышко почти все время беспрепятственно посылает нам свои лучи и тепло нам, хоть мы и одеты непривычно легко для +15°. В общем, со стороны мы наверное напоминали нахохлившихся воробушков. И вдруг.. В течение пары минут небо заволокло более плотными облаками. Неизвестно откуда "налетели" порывы холодного, пронизывающего до косточек, ветра. А в казарму старшина не пущает - по расписанию строевые занятия ведь. Вот и мерзли как цуцики. Такие "перемены в погоде" случались многократно в течение дня. Это север, детка.. И почти все новобранцы поголовно кашляли в первые месяцы службы. Потом как-то все устаканилось и мы попривыкли и перестали простужаться, но вот поначалу так и было..

6. Совсем недавно небо украшали белые пушистые облака и светило солнышко. И вот погодка резко переменилась. Покружив около водопада на западном берегу реки и уже порядком замерзнув, мы вернулись на стоянку, где оставили авто. И вот, что мы там обнаружили. Точнее кого.. Несколько нахохлившихся воробушков итальянцев решили укрыться от пронизывающего ветра за нашей машинкой. Тут у меня и случилось дежавю №1.

Дежавю №2

После окончания курса молодого бойца и принятия присяги нас перевезли в военный городок на станции Нял. А там, доложу я вам, настоящая северная природа. Морошка, карликовые деревья, под ногами что-то среднее между травой и мхом, и конечно озера. Купаться в них было строго настрого запрещено, ибо прогреваться даже летом они не успевали и оставались очень холодными, т.е. верхний полуметровый слой слегка прогревался, а ниже ледяной холод. А это чревато.. Видать немало солдатиков потонуло, раз такой жесткий запрет был. За нарушение запрета сразу на гауптвахту отправляли.

Но в дежавю моем не это самое главное. Кольское озеро Нял-Явр и исландское озеро Миватн находятся примерно на одной широте. И поэтому растительность на берегах во многом похожа, оба озера имеют довольно пересеченный, неровный берег. Много заводей, утесов и даже небольших островков с несколькими деревьями.

7. От водопада Годафосс до озера Миватн мы ехали по 1-й трассе и потому добрались довольно быстро. Небо оставалось хмурым и временами начал срываться дождь. Уже на первой остановке возле озера, при первом взгляде на него у меня случилось дежавю №2. Ну как же все похоже. А то что и не было похоже, воображение дорисовывало само в смутных уже от давности воспоминаниях об озере Нял-Явр.

Дополнительные снимки к фото №7 - поместите курсор над маленьким снимком и он увеличится до нормального размера

8. Озеро озером, а вообще это в первую очередь край вулканов. Больших и маленьких, действующих и потухших. И конечно вокруг есть очень много лавовых полей.

9. Там и здесь из земли восставали куски затвердевшей магмы и только чья-то невидимая рука смягчала эту мордоровскую жесть цветочным ковром, пытающимся заглотить это застывшее исчадие "огнедышащего ада".

GPS: 65.5748,-16.9483

10. Восточный берег озера Миватн - природный парк Хёфди (Höfði). Хёфди это небольшой полуостров со странными лавовыми формированиями и разнообразной растительностью между ними. Парк этот помимо прочего знаменит каменными "колоннами" выросшими среди апокалипсических пейзажей озера Миватн. А меня очень заинтересовали эти трехэтажные "секции" словно препарированные для подробного изучения чьей-то заботливой рукой. Уппс, снова "чья-то невидимая рука". Правда же это место немного мистическое? :)

На этом по озеру Миватн все и вот что я хочу вам в этой связи сказать: большой ошибкой было то, что из-за нехватки времени мы проехали только по восточной стороне озера, свернув на 848-ю дорогу с 1-й трассы (по 848-й было ближе к пещере Грйоутайау). Конечно же нужно было бы объехать озеро по кругу: продолжить по 1-й трассе и свернуть на 848-ю дорогу с другого ее конца, с северной стороны, на выезде из поселения Reykjahlíð.

И не только объехать конечно. Там очень много пешеходных троп: гулять и любоваться на псевдо-кратеры Скутустадагигар (Skutustadagigar). Обязательно посмотреть на лавовое образование Диммуборгир (Dimuborgir), состоящее из различных вулканических пещер и скал, которые напоминают древнюю крепость. Это место также называют"Черной крепостью". Поднимитесь на кратер Хверфьядль (Hverfjall) - помимо самого кратера, оттуда должен быть замечательный вид на озеро Миватн "сверху". И еще же есть разлом земной коры и в нем пещера Грйоутайау (Grjótagjá), а в ней термальный источник.

Вот с этой пещерой у нас и вышел казус забравший очень много времени и сил. И я расскажу тем, кто собирается туда ехать, как в эту ловушку не попасть. Начну с того, что в случае с этой пещерой поиск в Google Maps выдает различные координаты в зависимости от того, на каком языке вводится название: на английском (Grjotagja) или на исландском (Grjótagjá). Зайдите по ссылкам и сами убедитесь. Правильное место на спутниковом снимке отмечено зеленым кругом с галочкой внутри. Правильные GPS координаты: 65.6263, -16.8835

Яндекс.Карты вообще не знает, что это за Grjótagjá такое. Ни на английском, ни на исландском, а на русском вообще никто не знает точно, как оно называется. Я же "перевел" это название на русский пользуясь исландско-русской практической транскрипцией от Википедии.

Далее.. Google Maps почему-то "отказывается" показать путь, по которому можно по нормальной дороге доехать до самой пещеры (показано синими стрелками - в самом конце этого блока будет подробнее) и упрямо ведет (показано зелеными стрелками) на стоянку возле кратера Хверфьядль (на схеме отмечено оранжевым кругом с восклицательным знаком внутри), а дальше предлагает спешиться и продолжить на своих двоих. А оттуда до пещеры идти (если не сбиться с пути) примерно 2 километра (показано оранжевыми стрелками). В принципе там очень даже интересно прогуляться: сначала много интересных карликовых деревьев на угольно-черном лавовом песке, а метров через 200 начинается лавовое поле. Идти по нему нелегко, особенно когда время уже поджимает и ты спешишь.

И вот идешь ты по лавовому полю. Не видно ни конца ни края его. Вокруг тебя большие и малые лавовые глыбы. Довольно острые и малоприятные на ощупь. Перепрыгивать с камня на камень надо осторожно, чтобы не сломать себе чего-нибудь. И идти надо вдоль "забора" состоящего из вбитых метровых столбиков и натянутой в несколько уровней колючей проволоки. Там частная территория и "заборчик" этот ясно об этом заявляет.

Где-то метрах в 800-х  (отмечено синим кругом с вопросительным знаком внутри) должен был быть указатель, по которому нужно повернуть направо и продолжить еще около километра  и идти прямо, до самой пещеры. Но этого указателя там не было, точнее он был сломан и валялся где-то рядом среди камней. Это я уже на обратном пути его разыскал (когда мы возвращались к стоянке по пути отмеченному оранжевыми стрелками).

А без указателя мы продолжили прямо (отмечено красными стрелками). Посматривая на часы, упрямо шагал скакал и скакал по глыбам по насточертевшему уже лавовому полю. Преодолев эту пересеченную местность и достигнув края поля я вышел на большую зеленую лужайку (отмечено красных кругом с крестиком внутри). Хорошенько осмотревшись и сверившись со снимком плана местности в телефоне окончательно утвердился в мысли, что произошла какая-то ошибка и я забрел куда-то не туда.

Достал я телефон, включил программку Maps.me, которая работает с сигналом GPS и заранее скачанными картами, т.е. работает автономно, без интернета. И с помощью этой программули взял правильное направление и пройдя еще пару километров по реденькому леску состоящему из карликовых деревьев (красными стрелками от красного круга до зеленого)  мы наконец добрались до пещеры. На все эти совершенно излишние брождения было потрачено не меньше двух часов, а то и все три..

Итак, правильный ответ: едущим по часовой стрелке с 1-й трассы свернуть на 848 дорогу (неважно с какого конца, западного или восточного) и ехать до поворота на 860 дорогу (GPS 65.6225, -16.9192). Едущим против часовой стрелки свернуть на 860-ю дорогу с 1-й трассы (GPS 65.6396, -16.8652). Далее по 860-й дороге до пещеры Грйоутайау (Grjótagjá). Там будет указатель - не промахнетесь.

11. Те самые карликовые поросли неподалеку от кратера Хверфьядль (Hverfjall)

12. Вот где-то здесь должен был стоять этот чертов указатель поворота. Но его не было на месте.. И мы продолжили прямо, не повернув.. А стремянка здесь, чтобы перелезть через забор из колючей проволоки.

13. А это конец двухкилометрового лавового поля. Двухкилометрового в том направлении,  по которому я продвигался. Дойдя до этого лужка я понял, что искомая пещера где-то в другом месте.

14. Хорошо, что у меня оказалась заряженная исландской картой Maps.me. Она то и вывела нас пещере, которая "спряталась" где-то в месте разлома образованного расхождением Северо-Американской и Евразийской плит.

GPS: 65.6270,-16.8827

15. Ну вот, усталые и довольные мы с трехчасовой задержкой наконец нашли желанную пещеру Грйоутайау (Grjótagjá). И тут вдруг такая табличка. Мол, случалось такое  и падали камушки с потолка пещеры. "И не последний раз!" выделено, чтоб совсем понятно стало. О_o!!

16. Заглянул я в пещеру, а там "занято". Сидят молодые люди в горячей водички и плевать они хотели на всякие камушки "падающие с потолка". А размеры камушков вполне приличные - сами видите.

GPS: 65.6256,-16.8833

А "прорывался"  я так упорно к этой пещере вовсе не для посидеть в "горячей водичке". А для того, чтобы лицезреть то, что на двух снимках ниже. Увидев "оригинал" я присвистнул! Ну и ну! Ну совсем же не похоже!! Это не мои снимки - найдены в сети. Я даже авторство указывать не буду - этих снимков сотни и они похожи друг на друга как две капли воды. Сделать еще один снимок-близнец? Для этого надо было дождаться пока молодая парочка закончит водные процедуры. Объектив жутко запотел внутри пещеры - для того, чтобы фотокамера привыкла к влажности и разнице температур снаружи и внутри, также требовалось время. И еще надо было пробраться по камням в дальний угол пещеры, установить фотокамеру на штатив.  И надеяться, что никто в это время не ввалится в пещеру! А потом по возвращению долго и муторно фотошопить добытые таким трудом снимки, чтобы картинка стала похожей на эти снимки, что ниже. И знаете что? Я сказал: "Да нафиг нужно! Я все понимаю, но фототворчетсво должно приносить радость!" А тут охренеть какой "бег с препятствиями". В общем, забил я на это дело. Тем более, что мы потеряли два или три часа на блуждания по лавовым полям в поисках этой пещеры и было уже поздноватенько, а нам еще предстояло два или три часа ехать до места ночевки. И мы уехали..

17. На пути к "Dettifoss Guesthouse" мы остановились на несколько минут в Хусавике. А на следующий день после посещения водопада Деттифосс, я сюда еще вернусь.

18. В Хусавике нам попалось на глаза довольно странное транспортное средство. Не могу не показать))

Продолжение следует.. Блок "Полезная информация для туристов и путешественников" в самом низу странички.

Исландия - путешествие в мечту. Все выпуски

ЕЩЕ ЗАПИСИ ПО ТЕГУ "ИСЛАНДИЯ"

Для планирующих поездку в Исландию

День 1-й (1 часть) - Чудесный перелет и первые впечатления

День 1-й (2 часть) - Бродилка по Рейкъявику в режимное время

День 2-й (1 часть) - День, который не хотел заканчиваться..

День 2-й (2 часть) п-ов Снайфельснес: закат на выдохе

День 3-й (1 часть) - Полуостров Снайфельснес - северная часть

День 3-й (2 часть) - Полуостров Снайфельснес - запад и юг

День 4-й (1 часть) - Полуостров Ватснес: исландское сафари

День 4-й (2 часть) - По восточной стороне п-ва Ватнснес и далее..

Пост-исландский синдром

Исландские Тресковые войны

Голубоглазый красавчик возвращается..

Мои Fb, G+, Tw, Ig, Rss. Кнопки активные.

Плюсуйтесь! Добавляйтесь! Stay tuned!

Поездка в Исландию состоялась совсем недавно в июле 2015 года. Актуальная информация о ценах, интересных местах и прочие туристические полезности будет помещаться в конце каждого исландского поста в блок желто-песочного цвета. Сразу хочу оговорить: ни от кого предложений о рекламе тех или иных услуг в Исландии я не получал, ибо занят я был самим путешествием очень-очень и на всякие посторонние занятия не отводил времени от слова "совсем". Кому интересна эта информация - задержится-почитает-посмотрит :-)

Вечером 8 июля 2015 года мы добрались до заранее забронированного "Dettifoss Guesthouse". Сегодня специально зашел на букинг и посмотрел цены на отели в том районе на те же даты в 2016 году. На сегодняшний день на многие даты уже свободных номеров нет, а цены процентов на 20% выше , чем те по которым заказывали мы. Но, если заказывать в нем места заранее, то может выйти и подешевле. В нашем случае номер с двумя раздельными кроватями обошелся в $100 (душ и туалет "в конце коридора")

В целом и общем: цена плюс-минус среднестатическая для гестахауза расположенного прямо посреди тундры вне крупных населенных пунктов и имеющего неподалеку какую-то достопримечательность. Кровати в номерах вполне удобные. Кухня оборудована нормально. Гриль для жарки мяса имеется. Вполне нормальное место для ночлега. Вечером начал моросить дождь и находиться в сухом помещении было довольно таки неплохо по сравнению с кемпинг-опцией.

И, кстати душ хоть и общий, но отремонтирован недавно. Все эти фотографии не сделаны мной, но я подтверждаю - все именно так и выглядит. Время проведенное в этом гестхаузе оставило только приятные впечатления. Для усталого путешественника то, что нужно. И цена вполне нормальная по местным меркам. В общем, рекомендую!