Я уже писал ранее в сообществе о том, как изящно в Украинской Православной Церкви
подошли к проблеме несогласованности месяцесловов Церкви во Отечестве и Русской Православной Церкви Заграницей. И вот - новое каноническое деяние.
На прошедшем 23 декабря в Киеве заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято
решение об
(
Read more... )
Reply
Во-2х, конкретно случай канонизации, произведенной в РПЦЗ, рассматривался Архиерейским Собором несколько лет назад, и я бы не писал об изящности, если бы не было определенных несоответствий теории и практики. Вы почитайте ту запись, на которую я ссылаюсь в начале пóста -- там подробно расписано: что, кто и в каком порядке.
Reply
В Чите с 2002 г. без единого официального акта установилось почитание преподобного Варлаама Чикойского - три раза в год храмовый праздник и ежевоскресные молебны перед ракой в кафедральном соборе. Википедия канонизовала преподобного на основании того, что "в конце XIX века Варлаам был прославлен как местночтимый святой". На самом деле не был никогда и никем. А "в 1984 году Варлаам Чикойский был прославлен для общецерковного почитания в Соборе Сибирских святых". Вы уже привели позицию Синодальной комиссии по вопросу списочного прославления.
О.Максим, подскажите, пожалуйста, как правильно будет в данном случае со стороны епархии согласовать установившуюся традицию с каноническими требованиями, касающимися процесса канонизации.
Reply
Reply
Кстати, в том списке 1984 г. указана память преп.Варлаама только 5/18 октября, в годовщину пострига, что странно, и проигнорирован день смерти, что указывает на недопустимо низкий уровень подготовки к прославлению.
Наверное, нужно канонизовать отдельно, иначе зачем тогда вообще прославляли в 2000-х преподобных Макария и Далмата из того же списка. Но кто этим будет заниматься...
Reply
Простите, отче, но это чушь. Если святой прославлен (а установление соборной памяти до реформы 1989 года трактовалось именно как местное прославление включенных в список подвижников), то его должно почитать. Если почитание становится достаточно сильным -- именно отдельно, с молебнами, с отдельно написанными богослужебными текстами. Иначе получается экклезиологический оксюморон -- святой прославлен, но почитать мы его не будем.
без санкции Синода установленными тремя праздниками в году
Установление местноепархиальных праздников по каким-либо поводам -- право и прерогатива епархиального архиерея, не вижу в реализации этого права ничего криминального. Вот включение местных праздников в календарь -- да, потребовало бы санкции Синода. Но, насколько я знаю, никто и не пытался местные праздники делать общецерковными.
в годовщину пострига, что странноК сожалению, у + архиеп. Максима (Крохи) уже не спросишь, почему был избран именно этот день, но (опять-таки) не вижу ничего ( ... )
Reply
Установление местноепархиальных праздников по каким-либо поводам -- право и прерогатива епархиального архиерея, не вижу в реализации этого права ничего криминального. Вот включение местных праздников в календарь -- да, потребовало бы санкции Синода. Но, насколько я знаю, никто и не пытался местные праздники делать общецерковными.Отец Максим, в определении 1984 г. установлено почитание собора святых, а отдельно про почитание преподобного Варлаама нет ничего. Конечно, никакой беды не будет в том случае, если какая-нибудь бабушка лишний раз лоб перед иконой перекрестит. Но установление новых литургических традиций ( ... )
Reply
Нет, это не так. Еще раз повторяю -- до реформы 1989 года (юридически это было оформлено Священным Синодом 2 октября 1993 года) установление соборной памяти трактовалось как местное прославление подвижников, входящих в него. Посмотрите, например, июньскую "Зеленую" Минею: имена подвижников Собора поминаются именно как имена святых.
Новые праздники были установлены в 2002-03 годах явочным порядком, даже без указов на уровне епархии.
Вот это неправильно -- такие вещи должны, по-хорошему, оформляться циркулярным распоряжением по епархии. Чем тоже стоило бы озаботиться новым Преосвященным.
один местный песнописец сочинил акафист, который архиерей отдал мне редактировать
Отче, а Вы мне его не пришлете? Для истории архива акафистной группы?
Ссылка на разность в традиции празднования памяти святителя Льва на европейском западе и азиатском Востоке нерелевантнаЯ говорил не о разности традиций (тут это, конечно, не к месту), ( ... )
Reply
Reply
Мне очень трудно отвечать на этот вопрос, отче, поскольку я-то не в Сибири, но как минимум одно издание жития преп. Варлаама дошло и до нашей поволжской глуши: Преподобный Варлаам пустынник, Чикойский, Сибирский // Жития сибирских святых. Сибирский Патерик. Новосибирск: Изд-во "Новониколаевск", 1999. С. 205-218.
Вот я сам в своей статье о миссионерах к старообрядцам ссылаюсь на почитание св. Варлаама (вместе с его иконой): http://www.rusvera.mrezha.ru/578/6.htm Статья вышла аж в Сыктывкаре.
сегодня в Иркутске нет его почитания
Опять же трудно судить не на месте, но вот с сайта Иркутской епархии: http://iemp.ru/monitor.php?ELEMENT_ID=1232 Первая страница выдачи поисковика, глубже не копал.
отсутствие посвященных именно ему текстов, именно его иконописного подлинника, ( ... )
Reply
Reply
Кто Вам такое сказал? Классическая формулировка из акта:
6. Писать прославляемым святым иконы для поклонения, согласно правилам VII Вселенского Собора.
Да, есть рекомендация СКК проект иконы готовить заранее и включать его в пакет материалов к канонизации, но сам акт ничего подобного включать не должен.
Не был также рассмотрен Синодальной комиссией или кем-либо еще ни один богослужебный текст.
Не скажу, что это правильно (желательно, чтобы таки рассматривали и редактировали), но дело совершенно житейское. Десятки служб и сотни акафистов никто и никогда не рассматривал, что ничуть не мешает их использовать.
Кто до этого додумался?
Вполне возможно, что воспользовались готовой наработкой. В новосибирском сборнике, на который я уже ссылался, такие "тропари" указаны всем святым из Собора, которым нет индивидуальных тропарей (как, скажем, св. Василию Мангазейскому). Книжка вышла в 1999 году, так что, скорее всего, почитатели св. Варлаама взяли готовое.
Никогда не видел и не слышал, чтобы в ( ... )
Reply
Reply
Ну что Вы, отче! Всё в порядке.
некоторые важные моменты еще нуждаются в урегулировании
Это да.
Reply
++ почитание становится достаточно сильным -- именно отдельно, с молебнами, с отдельно написанными богослужебными текстами
Я думаю, даже у меня хватит денег нанять хороших знатоков ЦСЯ составить службу и акафист Иринею (Зюземилю), напиарить его как следует в интернете и среди бабок. Так что будут и молебны, и почитание - народ у нас любит перчёненькое и современных себе святых, с немощами и слабостями.
И будет вл. Ириней прославлен, следуя Вашей логике, и придётся вам, прикусив язычок (яко и надлежит дисциплинированному духовенству), петь ему величание.
А я постою в сторону и поулыбаюсь. И будет сие зело правильно.
Reply
Если Вы начнёте распространять почитание почившего Преосвященного в качестве уже прославленного святого, а не в качестве частного культа (тут-то Вам никто не указ), то я, как дисциплинированный представитель духовенства, поинтересуюсь, на основании какого акта правомочных церковных органов Вы утверждаете, что почивший Преосвященный прославлен. В случае преп. Далмата нашлось бы, на что сослаться. А вот Вам сослаться будет вовсе не на что.
Так что сие правильно отнюдь не будет.
Reply
Leave a comment