Изящные решения продолжаются

Dec 26, 2014 01:24

Я уже писал ранее в сообществе о том, как изящно в Украинской Православной Церкви подошли к проблеме несогласованности месяцесловов Церкви во Отечестве и Русской Православной Церкви Заграницей. И вот - новое каноническое деяние.
На прошедшем 23 декабря в Киеве заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об ( Read more... )

агиология: канонизация святых, агиология: почитание святых, агиология: новомученики, Церковь: объединение РПЦ МП и РПЦЗ, Украина

Leave a comment

ext_620338 December 26 2014, 02:52:49 UTC
Преценденты давно есть. В 1984 установлено празднование Собора Сибирских святых. В список были включены как прославленные, так и народночтимые угодники. Некоторые были прославлены позже (преподобный Макарий (Глухарев), Далмат Исетский), некоторые до сих пор официально не канонизованы, как наш Варлаам Чикойский. И есть публикуемый в Минее май-3 список Русских Святых, который еще шире. Богослужебная книга, издается по благословению. А там, если говорить о Сибири, есть, например, "мученики Иргенские", скорее всего исповедники раскола, замученные воеводой Пашковым, известным по "Житию Аввакума". Наш бывший архиерей им молебны служил.

Reply

ustavschik December 26 2014, 20:07:51 UTC
Во-1х, это уже не прецеденты. Синодальная комиссия официально озвучила точку зрения, что списочное прославление, без поименного включения в список, не есть канонизация, а "упоминание в богослужебных книгах" (это был выпад, по-видимому, как раз в адрес списка "Зеленой" Минеи) не является обоснованием почитания подвижника как святого. Возможно, чуть позже это будет оформлено каким-либо действием, наподобие исключения из календаря двухгодичной давности.
Во-2х, конкретно случай канонизации, произведенной в РПЦЗ, рассматривался Архиерейским Собором несколько лет назад, и я бы не писал об изящности, если бы не было определенных несоответствий теории и практики. Вы почитайте ту запись, на которую я ссылаюсь в начале пóста -- там подробно расписано: что, кто и в каком порядке.

Reply

ext_620338 December 27 2014, 04:14:54 UTC
Благодарю за разъяснение и важные детали, прошу прощения за частичный оффтопик. Просто негде и не у кого больше спросить.
В Чите с 2002 г. без единого официального акта установилось почитание преподобного Варлаама Чикойского - три раза в год храмовый праздник и ежевоскресные молебны перед ракой в кафедральном соборе. Википедия канонизовала преподобного на основании того, что "в конце XIX века Варлаам был прославлен как местночтимый святой". На самом деле не был никогда и никем. А "в 1984 году Варлаам Чикойский был прославлен для общецерковного почитания в Соборе Сибирских святых". Вы уже привели позицию Синодальной комиссии по вопросу списочного прославления.
О.Максим, подскажите, пожалуйста, как правильно будет в данном случае со стороны епархии согласовать установившуюся традицию с каноническими требованиями, касающимися процесса канонизации.

Reply

ustavschik December 28 2014, 18:55:32 UTC
К сожалению, заранее что-то спрогнозировать практически невозможно. Имя преп. Варлаама было в 1984 году внесено в список Собора Сибирских святых, и это, насколько мне известно, единственный формальный акт церковных властей. И именно в этом качестве он (пока ещё?) указывается в месяцеслове нашего общецерковного календаря: Варлаам Чикойский, пустынник: || Сибир. Так что на данный момент, как мне кажется, ничего особо менять не надо -- почитание св. Варлаама зафиксировано, так что следует молиться и всячески его почитать ( ... )

Reply

ext_620338 December 29 2014, 03:20:35 UTC
Да, это единственный акт. И из этого акта, насколько я понимаю, следует, что преподобный почитается только в составе Собора Сибирских святых 10/23 июня. И вряд ли следует, что надо "всячески его почитать" вне этих рамок, с отдельными молебнами и без санкции Синода установленными тремя праздниками в году.
Кстати, в том списке 1984 г. указана память преп.Варлаама только 5/18 октября, в годовщину пострига, что странно, и проигнорирован день смерти, что указывает на недопустимо низкий уровень подготовки к прославлению.
Наверное, нужно канонизовать отдельно, иначе зачем тогда вообще прославляли в 2000-х преподобных Макария и Далмата из того же списка. Но кто этим будет заниматься...

Reply

ustavschik December 29 2014, 09:25:31 UTC
И вряд ли следует, что надо "всячески его почитать" вне этих рамок
Простите, отче, но это чушь. Если святой прославлен (а установление соборной памяти до реформы 1989 года трактовалось именно как местное прославление включенных в список подвижников), то его должно почитать. Если почитание становится достаточно сильным -- именно отдельно, с молебнами, с отдельно написанными богослужебными текстами. Иначе получается экклезиологический оксюморон -- святой прославлен, но почитать мы его не будем.

без санкции Синода установленными тремя праздниками в году
Установление местноепархиальных праздников по каким-либо поводам -- право и прерогатива епархиального архиерея, не вижу в реализации этого права ничего криминального. Вот включение местных праздников в календарь -- да, потребовало бы санкции Синода. Но, насколько я знаю, никто и не пытался местные праздники делать общецерковными.

в годовщину пострига, что странноК сожалению, у + архиеп. Максима (Крохи) уже не спросишь, почему был избран именно этот день, но (опять-таки) не вижу ничего ( ... )

Reply

ext_620338 December 30 2014, 14:19:16 UTC
>Простите, отче, но это чушь. Если святой прославлен (а установление соборной памяти до реформы 1989 года трактовалось именно как местное прославление включенных в список подвижников), то его должно почитать. Если почитание становится достаточно сильным -- именно отдельно, с молебнами, с отдельно написанными богослужебными текстами. Иначе получается экклезиологический оксюморон -- святой прославлен, но почитать мы его не будем.
Установление местноепархиальных праздников по каким-либо поводам -- право и прерогатива епархиального архиерея, не вижу в реализации этого права ничего криминального. Вот включение местных праздников в календарь -- да, потребовало бы санкции Синода. Но, насколько я знаю, никто и не пытался местные праздники делать общецерковными.Отец Максим, в определении 1984 г. установлено почитание собора святых, а отдельно про почитание преподобного Варлаама нет ничего. Конечно, никакой беды не будет в том случае, если какая-нибудь бабушка лишний раз лоб перед иконой перекрестит. Но установление новых литургических традиций ( ... )

Reply

ustavschik January 12 2015, 21:51:21 UTC
в определении 1984 г. установлено почитание собора святых, а отдельно про почитание преподобного Варлаама нет ничего
Нет, это не так. Еще раз повторяю -- до реформы 1989 года (юридически это было оформлено Священным Синодом 2 октября 1993 года) установление соборной памяти трактовалось как местное прославление подвижников, входящих в него. Посмотрите, например, июньскую "Зеленую" Минею: имена подвижников Собора поминаются именно как имена святых.

Новые праздники были установлены в 2002-03 годах явочным порядком, даже без указов на уровне епархии.
Вот это неправильно -- такие вещи должны, по-хорошему, оформляться циркулярным распоряжением по епархии. Чем тоже стоило бы озаботиться новым Преосвященным.

один местный песнописец сочинил акафист, который архиерей отдал мне редактировать
Отче, а Вы мне его не пришлете? Для истории архива акафистной группы?

Ссылка на разность в традиции празднования памяти святителя Льва на европейском западе и азиатском Востоке нерелевантнаЯ говорил не о разности традиций (тут это, конечно, не к месту), ( ... )

Reply

ext_620338 January 14 2015, 04:42:11 UTC
Я понял про трактовку прославление в соборе=местночтимое, но она не устраняет путаницу в ряде моментов. Нет вопросов, когда прославлен собор святых в епархии N, и включенные в него подвижники, ранее не канонизованные, становятся местночтимыми святыми данной епархии. Но в случае преподобного Варлаама, прославленного в сонме Сибирских сятых, как считать? В Тобольской епархии, где было совершено прославление, о нем знают примерно ноль процентов верующих, и никакого почитания нет, кроме формальных упоминаний в списке. Во всех других сибирских епархиях, где ничего не знают о проеподобном, кроме имени из списка, - становится он местночтимым? В 1984 Чита входила в Иркутскую епархию, но сегодня в Иркутске нет его почитания. До 2009 Бурятия была частью Читинской епархии, и там почитают преподобного, с иконами в храмах, частицами мощей, паломничеством к месту монастыря на территории исторического Верхнеудинского округа, но без праздников. Тропарь, кондак и молитву берут "самодельные", употребляемые в Чите, никогда официально не утвержденные ( ... )

Reply

ustavschik January 14 2015, 18:13:03 UTC
Во всех других сибирских епархиях, где ничего не знают о проеподобном, кроме имени из списка, - становится он местночтимым?
Мне очень трудно отвечать на этот вопрос, отче, поскольку я-то не в Сибири, но как минимум одно издание жития преп. Варлаама дошло и до нашей поволжской глуши: Преподобный Варлаам пустынник, Чикойский, Сибирский // Жития сибирских святых. Сибирский Патерик. Новосибирск: Изд-во "Новониколаевск", 1999. С. 205-218.
Вот я сам в своей статье о миссионерах к старообрядцам ссылаюсь на почитание св. Варлаама (вместе с его иконой): http://www.rusvera.mrezha.ru/578/6.htm Статья вышла аж в Сыктывкаре.

сегодня в Иркутске нет его почитания
Опять же трудно судить не на месте, но вот с сайта Иркутской епархии: http://iemp.ru/monitor.php?ELEMENT_ID=1232 Первая страница выдачи поисковика, глубже не копал.

отсутствие посвященных именно ему текстов, именно его иконописного подлинника, ( ... )

Reply

ext_620338 January 15 2015, 05:32:14 UTC
Написание икон народночтимых, еще не прославленных Церковью угодников не противоречит традиции (вот как в случае с Иргенскими мучениками, например),. Я имел в виду, что акт канонизации должен содержать описание иконы, чего не было и до сих пор нет в случае с преподобным Варлаамом. Не был также рассмотрен Синодальной комиссией или кем-либо еще ни один богослужебный текст. Акафист я уже комментрировал. Тропарь сделан из икоса службы Собору Сибирских святых - это единственное место, где поминается имя Варлаама во всей службе. Но в икосе перечислен весь сонм из двадцати с лишним святых: двадцать имен убрали, Вардаама оставили. Кто до этого додумался? Кондак и молитва взяты из Минеи Общей ( ... )

Reply

ustavschik January 15 2015, 10:42:25 UTC
акт канонизации должен содержать описание иконы
Кто Вам такое сказал? Классическая формулировка из акта:
6. Писать прославляемым святым иконы для поклонения, согласно правилам VII Вселенского Собора.
Да, есть рекомендация СКК проект иконы готовить заранее и включать его в пакет материалов к канонизации, но сам акт ничего подобного включать не должен.

Не был также рассмотрен Синодальной комиссией или кем-либо еще ни один богослужебный текст.
Не скажу, что это правильно (желательно, чтобы таки рассматривали и редактировали), но дело совершенно житейское. Десятки служб и сотни акафистов никто и никогда не рассматривал, что ничуть не мешает их использовать.

Кто до этого додумался?
Вполне возможно, что воспользовались готовой наработкой. В новосибирском сборнике, на который я уже ссылался, такие "тропари" указаны всем святым из Собора, которым нет индивидуальных тропарей (как, скажем, св. Василию Мангазейскому). Книжка вышла в 1999 году, так что, скорее всего, почитатели св. Варлаама взяли готовое.

Никогда не видел и не слышал, чтобы в ( ... )

Reply

ext_620338 January 15 2015, 17:10:30 UTC
О.Максим, прошу прощения за непонятливость и благодарю за уделенное моим вопросам время. В основном ситуация для меня стала понятна, в том числе, что некоторые важные моменты еще нуждаются в урегулировании.

Reply

ustavschik January 15 2015, 17:32:50 UTC
прошу прощения за непонятливость
Ну что Вы, отче! Всё в порядке.

некоторые важные моменты еще нуждаются в урегулировании
Это да.

Reply

be_it_so December 31 2014, 16:04:27 UTC
++ он почитался именно как святой -- в 1997 году ему были составлены, а в 2000 году напечатаны в Щадринске служба и акафист

++ почитание становится достаточно сильным -- именно отдельно, с молебнами, с отдельно написанными богослужебными текстами

Я думаю, даже у меня хватит денег нанять хороших знатоков ЦСЯ составить службу и акафист Иринею (Зюземилю), напиарить его как следует в интернете и среди бабок. Так что будут и молебны, и почитание - народ у нас любит перчёненькое и современных себе святых, с немощами и слабостями.

И будет вл. Ириней прославлен, следуя Вашей логике, и придётся вам, прикусив язычок (яко и надлежит дисциплинированному духовенству), петь ему величание.

А я постою в сторону и поулыбаюсь. И будет сие зело правильно.

Reply

ustavschik December 31 2014, 17:55:30 UTC
придётся вам, прикусив язычок
Если Вы начнёте распространять почитание почившего Преосвященного в качестве уже прославленного святого, а не в качестве частного культа (тут-то Вам никто не указ), то я, как дисциплинированный представитель духовенства, поинтересуюсь, на основании какого акта правомочных церковных органов Вы утверждаете, что почивший Преосвященный прославлен. В случае преп. Далмата нашлось бы, на что сослаться. А вот Вам сослаться будет вовсе не на что.
Так что сие правильно отнюдь не будет.

Reply


Leave a comment

Up