Начало
тут.
Покажем покрупнее портреты этих монахов храма Ко:фукудзи. Про двоих из них мы уже когда-то рассказывали.
Гэмбо:, ввязавшийся в интриги при дворе и в итоге павший их жертвой.
Гэмпин, ушедший из города Нара в отшельники.
А это Гё:га (729-803), на заглавной картинке его же статуя в другом повороте.
Родом Гё:га был из края Ямато, начинал учиться в городе Нара, а потом больше тридцати лет провёл в Китае, изучая наставления об «одном лишь сознании» и толкования «Лотосовой сутры». Он скопировал около 500 свитков разных буддийских книг, а сам написал больше 40 свитков (в основном, видимо, выборок из тех же китайских сочинений). По возвращении в Японию в храм Ко:фукудзи Гё:га начал всё это преподавать, набрал учеников. Но в 782 г. проиграл диспут монаху Мё:ицу 明一(728-798) из храма То:дайдзи - не смог ответить на его вопросы. Как говорили, это потому, что в Китае Гё:га успел забыть японский язык. Но так или иначе, стыдясь поражения, он, как и Гэмпин, и сделался отшельником.
В «Избранный рассказах» («Сэндзю:сё:», середина XIII в.) про его уход из храма рассказано так. Однажды в келью, где жил Гё:га, пришёл монах средних лет. Выглядел гость хуже некуда; по его словам, он много лет страдает от страшных язв, врач сказал, что болезнь безнадёжна - а помочь может только отрезанное левое ухо достойного монаха. Гё:га сам взглянул на язвы, убедился: действительно, выглядят отвратительно, но их немного. И тогда тою же бритвой, которой обычно брил голову, Гё:га не долго думая отрезал себе левое ухо и отдал собрату по общине. Болящий ушёл, а Гё:га, раз не мог больше иметь дело с людьми (поскольку был осквернён), удалился в окрестности горы Мива, где уже жили такие же увечные «нелюди», хинин. Провёл там несколько месяцев - а потом ему во сне явился бодхисаттва Каннон Одиннадцатиликий и с благодарностью вернул ухо; проснувшись, Гё:га обнаружил, что ухо приросло на место. Рассказчик продолжает: подобные примеры самопожертвования известны из индийской истории и китайской, сам Будда и великий переводчик Сюань-цзан тоже не жалели собственного тела для ближних, а Гё:га их обычай продолжил в Японии.
Похожую историю про ухо рассказываю про монаха
Мё:э, жившего в XII-XIII вв., но тот изуродовал себя не из сострадания к кому-то лично, а просто из стремления сделаться «нелюдем». А почему ухо? Мё:э объяснял, что без носа или глаз трудно будет читать сутры и творить обряды, а уха не жалко. Но возможно и другое объяснение: ухо, много лет внимавшее Закону Будды, обладает великой чудесной силой.