Разнообразный Накадзава Хиромицу

Jan 11, 2016 10:00





Ещё один японский художник первой половины ХХ века - Накадзава Хиромицу (中沢弘光). Он родился в 1874 году и прожил долгую жизнь - девяносто лет. Выпускал серии гравюр и отдельные листы, рисовал открытки, проиллюстрировал много книг (в основном - классики), участвовал в разных художественных объединениях и основывал новые, в 1920-х годах побывал в Европе, получил много премий и побывал членом академии Художеств… И тем не менее каких-то подробностей о нём мы смогли найти очень мало; больше того - даже фотографию разыскали одну-единственную, маленькую, скверного газетного качества.


Так что будем просто смотреть его гравюры и рисунки. Они очень разные - Накадзава Хиромицу увлекался многими стилями и манерами, особенно интересуясь западными новинками. Ранние его работы - это в основном модерн, ар-деко:





Это «Обоняние» из цикла «Пять чувств».



«Одержимая», едва ли не самая выразительная из его ранних работ.

Но были и такие листы («Морской цветок», 1912):



И даже такие («Спасение утопающего», 1907):



В начале 1910-х годов, когда начали издавать в переводе на современный японский средневековую классику, Накадзава Хиромицу иллюстрировал и «Повесть о Гэндзи», и «Повесть о Тайра», и другие книги. О его иллюстрациях к «Гэндзи» мы ещё напишем отдельно - они, на наш вкус, едва ли не лучшие из всех, тут дадим только пару образцов:




А это - «Повесть о Тайра». Можно видеть, что даже одно произведение сопровождалось картинками в разном духе:







Узнаёте последнюю сцену?




Тут и монах Монгаку под водопадом, и образцы оружия…

Иллюстрировал он и драматургическую классику, в том числе - полное собрание сочинений Тикамацу Мондзаэмона и действа Но:. Вот «Ныряльщица»:



А вот листы из одной серии «День майко» (начало 1920-х годов) - в разных техниках и стилях.













Чуть более ранняя танцовщица из храма Гион:



В тех же двадцатых годах Накадзава Хиромицу выпустел самые большие свои серии гравюр - с достопримечательностями Японии, пейзажными и бытовыми.









Театр, конечно, и тут занимает почётное место:







Такие «пейзажи с людьми», пожалуй, наиболее частый и устойчивый сюжет у Накадзавы Хиромицу.

Красильня, 1915













А вот - поздние, уже послевоенные храмы и святилища:






И наряду с этим - вот такое:



Или такое:



Или такое:



Нам этот художник очень нравится. Хотелось бы узнать побольше о его жизни, будем искать!

Сёва, Мэйдзи, Тайсё, Япония

Previous post Next post
Up