Ещё один японский художник первой половины ХХ века - Накадзава Хиромицу (中沢弘光). Он родился в 1874 году и прожил долгую жизнь - девяносто лет. Выпускал серии гравюр и отдельные листы, рисовал открытки, проиллюстрировал много книг (в основном - классики), участвовал в разных художественных объединениях и основывал новые, в 1920-х годах побывал в Европе, получил много премий и побывал членом академии Художеств… И тем не менее каких-то подробностей о нём мы смогли найти очень мало; больше того - даже фотографию разыскали одну-единственную, маленькую, скверного газетного качества.
Так что будем просто смотреть его гравюры и рисунки. Они очень разные - Накадзава Хиромицу увлекался многими стилями и манерами, особенно интересуясь западными новинками. Ранние его работы - это в основном модерн, ар-деко:
Это «Обоняние» из цикла «Пять чувств».
«Одержимая», едва ли не самая выразительная из его ранних работ.
Но были и такие листы («Морской цветок», 1912):
И даже такие («Спасение утопающего», 1907):
В начале 1910-х годов, когда начали издавать в переводе на современный японский средневековую классику, Накадзава Хиромицу иллюстрировал и «Повесть о Гэндзи», и «Повесть о Тайра», и другие книги. О его иллюстрациях к «Гэндзи» мы ещё напишем отдельно - они, на наш вкус, едва ли не лучшие из всех, тут дадим только пару образцов:
А это - «Повесть о Тайра». Можно видеть, что даже одно произведение сопровождалось картинками в разном духе:
Узнаёте
последнюю сцену?
Тут и
монах Монгаку под водопадом, и образцы оружия…
Иллюстрировал он и драматургическую классику, в том числе - полное собрание сочинений Тикамацу Мондзаэмона и действа Но:. Вот «Ныряльщица»:
А вот листы из одной серии «День майко» (начало 1920-х годов) - в разных техниках и стилях.
Чуть более ранняя танцовщица из храма Гион:
В тех же двадцатых годах Накадзава Хиромицу выпустел самые большие свои серии гравюр - с достопримечательностями Японии, пейзажными и бытовыми.
Театр, конечно, и тут занимает почётное место:
Такие «пейзажи с людьми», пожалуй, наиболее частый и устойчивый сюжет у Накадзавы Хиромицу.
Красильня, 1915
А вот - поздние, уже послевоенные храмы и святилища:
И наряду с этим - вот такое:
Или такое:
Или такое:
Нам этот художник очень нравится. Хотелось бы узнать побольше о его жизни, будем искать!