День рождения в Древней Греции. Часть 3. День рождения бога/богини и другие способы греческого летоисчисления
А. Общие религиозные праздники
С гораздо большим воодушевлением древний грек почитал дни рождения богов и богинь, отмечая их ежемесячным возлиянием (в хорошем смысле слова), подношением плодов или выпечки, животных жертв и народными празднествами. Помимо дней рождения, праздники устраивались и в честь других важных событий в жизни богов: например, Великие Дионисии как бы отмечали «переезд» культа Диониса Элевтерия из Элевтер в Афины. «Счет они ведут привычный срокам праздников своих», - говорит Аристофан в «Облаках» о богах.
Однако, учитывая отсутствие дат (греки отсчитывали месяц декадами), разность календарей в разных греческих полисах и титулование лет по эпонимам (то есть, по именам ежегодно избираемых магистратов - в каждом полисе своих) точных дат по всей ойкумене, как теперь, у этих праздников как бы не существовало.
Например, близнецы Артемида и Аполлон родились по афинскому календарю в месяце таргелионе. Артемида родилась первой - в шестой день месяца - и помогла матери с рождением брата, которое произошло на следующий - седьмой день. Однако афинские месяцы начинались в середине современных. Это связано с положениями Солнца (равноденствиями и солнцестояниями) и Луны (от новолуния до новолуния), которые греки использовали как систему координат для отсчета начала года и месяцев.
Таргелион - 11-й месяц афинского года - падал на период от середины мая до середины июня. Значит, по теперешнему календарю 6 и 7 дни таргелиона это примерно 20 и 21 мая. В эти дни в Афинах (и, например, на Делосе, где родился Аполлон) отмечались Таргелии/Фаргелии (в честь них месяц и получил свое название) - празднования в честь Артемиды и Аполлона. В указанных государствах названия и период этого месяца совпадали, а, например, предыдущего и последующего месяцев - нет.
Более того, даже начало года в разных государствах падало на разные месяцы. В Афинах год наступал в новолуние после летнего солнцестояния, в Спарте - после осеннего равноденствия, в Беотии - после зимнего солнцестояния (то есть, был приближен к нашему), а в Милете - после весеннего равноденствия.
Праздники в честь Артемиды и Аполлона, а равно и Афины, (день рождения которой приходился на 28 гекатомбейона - 12 августа), и Афродиты (4 мунихиона - 24 апреля), и прочих богов проходили и в другие дни других месяцев. Таким образом, для каждого месяца находился свой крупный праздник, привязанный к культу какого-нибудь бога или богини. В Афинах только общеполисных празднеств в год отмечалось с полсотни. По сути, как и у всех древних народов, этот календарь был сельскохозяйственным, отмечавшим празднованиями в честь богов этапы проведения земледельческих работ.
При этом культовый календарь старались соблюдать точно (хотя бы формально - см. далее третью главу), и каждый участник приготовлений к празднествам знал свое место, обязанности и отведенный для их выполнения срок. Это подметил Демосфен, сравнив подготовку к военным действиям и к большим праздникам. По эффективности первая намного уступала второй (Демосфен. IV. Первая речь против Филиппа. 35-36):
«Но как вы думаете, граждане афинские, почему это так происходит: праздники Панафиней и Дионисий всегда справляются в надлежащее время независимо от того, каким людям - сведущим или неопытным - выпадет жребий устраивать те и другие, и на эти празднества затрачиваются такие деньги, сколько не идет ни на один из морских походов, и, вдобавок, это требует столько хлопот и приготовлений, сколько вряд ли идет вообще на что-либо другое; между тем военные походы все у вас запаздывают, не попадая вовремя - в Мефону, в Пагасы, в Потидею?
Это потому, что это все установлено законом и каждый из вас наперед еще задолго знает, кто назначен хорегом, кто гимнасиархом от данной филы, когда у кого и что надо получить и что потом надо делать; ничего в этих делах не забыто, не оставлено невыясненным и непредусмотренным; наоборот, в том, что касается войны и военных приготовлений, - не установлено, не налажено, не предусмотрено ничего».
На иллюстрациях:
1. Панафинейская процессия в честь Афины. Изображение на ионическом фризе Парфенона. V в. до н.э.
2. Процессия мужчин и юношей, возглавляемая флейтистом, в честь Диониса. Краснофигурный килик вазописца Триптолема. V в. до н.э. Лувр.
Предыдущие части:
Часть 1. Рождение и первые годы жизни Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологии
Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет Римские термы в Ашкелоне Римская вилла в Британии Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1 Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2 Колодцы в Мессене и Эретрии Килиндра на Астипалее - самое большое младенческое кладбище в мире Поджо Граминьяно - самое большое младенческое захоронение в Италии И, наконец, итоги…