... по данным археологии
И, наконец, итоги...
Подытожу рассказанное в предыдущих постах части 2. В античных источниках период раннего детства, и особенно младенчества, практически не освещен. С медицинской точки зрения его тоже никто не рассматривал. Два таких известных медика античности, как Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) и Соран (I-II вв. н.э.), уделяли внимание только женщинам - беременности и родам, кратко упоминая советы по уходу за младенцами. Также письменные источники не сообщают нам ничего подробного о ритуальных обычаях, касающихся смерти и похорон детей до трех лет. Однако, несомненно, эти смерти трогали близких ребенка и наверняка вызывали печаль и боль у родителей.
Интерес к исследованию детских костей появился не так давно. Вроде как ребенок - не человек, что с него взять, он же и не жил почти вовсе. Однако, как выяснилось с появлением все новых методов исследования остеологического материала, и останки младенцев могут многое рассказать о жизни в античности. И не только о самих младенцах.
К сожалению, детские косточки очень хрупкие, что отражается на их сохранности, и по ним не различить пола погребенного ребенка. Возраст для младенцев чаще всего определяют по неонатальной линии на молочных зубах: если она присутствует, значит, ребенок родился живым и некоторое время прожил. При её отсутствии следует считать его мертворожденным или результатом выкидыша/аборта.
Какую же информацию могут дать детские скелеты? О заболеваниях и патологиях, методах их лечения или поддерживающей терапии. О культуре питания, характерной для данной местности. А также об отношении античных взрослых к античным детям - вспомним о двух таких разных малышах из
афинского колодца.
Относительно античного инфантицида следует сказать, что с ним дело обстоит не так просто, как могло показаться на первый взгляд. Да, ценность жизни младенца в античности была весьма невелика. Но это обуславливалось, скорее, высокой перинатальной смертностью, нежели склонностью древних людей к предумышленному убийству новорожденных.
К тому же религиозное сознание того времени рассматривало видимые врожденные патологии как проклятие богов, и не всякий мог позволить себе идти наперекор божественному замыслу. Видимо, с этим связано равнодушное отношение к останкам детей с патологиями.
Что же касается массовых захоронений неонатальных косточек в непредназначенных для этого местах, то не всякий подобный «некрополь» был свидетельством инфантицида. Хотя исследователи могли предполагать худшее и строить версии относительно инициаторов зловещего «преступления», часто реальность была намного проще.
Вероятно, стоит смотреть на это, как на традиции погребения определенной возрастной категории, обусловленные сложившимся в веках и закрепленным правом отношением к детям от рождения до трех лет как к неполноценным членам социума. Им отказывали в посмертных обрядах, но, тем не менее, некоторые черты культа в погребениях все же присутствуют. Взрослые заботились о правильном переходе младенцев в иной мир, давая им в «поводыри» собаку, а «в подарок» (детям или богам) - бусину.
Впрочем, интерпретации как младенческих захоронений, так и присутствия в них собачьих останков достаточно гипотетичны, и в будущем, с увеличением количества (и качества) исследований в этой области, нас наверняка ждут интересные открытия.
На иллюстрациях: младенец Дионис в компании Гермеса (мрамор, IV в. до н.э., Археологический музей Олимпии) и младенец Плутос в обществе богини Эйрены (римская копия с греч. оригинала IV в. до н.э., мюнхенская Глиптотека).
Предыдущие части:
Часть 1. Рождение и первые годы жизни Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологии
Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет Римские термы в Ашкелоне Римская вилла в Британии Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1 Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2 Колодцы в Мессене и Эретрии Килиндра на Астипалее - самое большое младенческое кладбище в мире Поджо Граминьяно - самое большое младенческое захоронение в Италии