... по данным археологии.
Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет
Вероятно, стоило бы слегка определиться, что можно считать детоубийством по современным и по античным меркам. Надо отметить, что инфантицид - пожалуй, наиболее безопасная для матери и эффективная мера для ограничения количества детей в семье. Более того, возможно, он и наиболее гуманен в отношении новорожденного. Но оставление на «волю богов» младенца - уголовное преступление по нынешним законодательствам западных стран - в древности не считалось чем-то зазорным. Родителям всегда хотелось верить, что боги его не оставят.
Смерть от голода, холода или утопления не оставляет в веках видимых следов и с течением времени может выглядеть естественной. В этом случае достоверно по костям определяется только возраст смерти, а для установления насильственности смерти требуется какой-то косвенный метод. Ну, например, отсутствие принятого в данной местности похоронного обряда или несвойственное возрастное распределение по шкале естественных смертей. То есть, если пиковое значение смертей в захоронении длительного времени приходится на возраст новорожденного, то налицо неонатицид.
Немногие семьи в античности были достаточно отважны, чтобы оставлять ущербного ребенка. Но множество патологий развития незаметны без специальных современных скринингов в первые недели жизни ребенка, так что поводом для избавления от младенца могли быть только видимые при рождении уродства. Избавление от уже признанного ребенка не приветствовалось. Поэтому из письменных источников и археологических данных нам известно, что детей-инвалидов вполне можно было вписать в общество.
Кроме вышесказанного нам известно, что некоторые религиозные культы могли требовать человеческих жертв, в том числе и младенцев.
На иллюстрациях: надгробные аттические стелы IV в. до н.э. с изображением новорожденных: стела Филонои и стела Амфареты.
![](https://pp.userapi.com/c837435/v837435212/3560e/E1_BpMTHaKU.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c837435/v837435212/35617/tDA6yMxLLGU.jpg)
В
заметке о римских днях рождения я упоминала, как поступали гордые квирины с ненужным ребенком. Осуждение детоубийства появилось в письменных источниках только с распространением христианства. Античные авторы не считали эту проблему достойной обсуждения и осуждения. Так что можно предположить, что подобная практика была распространена довольно широко.
Из греческой же истории любой мало-мальски просвещенный человек сразу вспомнит сверхрациональных спартанцев. О традиции избавляться от уродливых или больных младенцев нам поведал Плутарх (Ликург. 16):
«Отец был не в праве сам распорядиться воспитанием ребенка - он относил новорожденного на место, называемое «лесхой», где сидели старейшие сородичи по филе. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Тайгете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе».
Однако, как мы уже знаем, в 2007 году эти сведения были опровергнуты заключением пятилетних исследований костей, найденных под Апофетами, - скелетных останков младенцев обнаружено не было вообще. Кости принадлежали мужчинам от 18 до 35 лет. Этому сообщению также противоречит жизнь спартанского царя Агесилая II, который, как известно, был хромым от рождения. Из античных авторов никто, кроме Плутарха, если не ошибаюсь, об этой «традиции» не рассказывает.
На иллюстрациях: вид на Тайгет, на переднем плане древняя и современная Спарты и скала около Кеады, которая считается Апофетами.
![](https://pp.userapi.com/c837435/v837435212/35621/TJCURyl8I68.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c837435/v837435212/3562b/i5adc2ztksQ.jpg)
На ум приходит и карфагенский ритуал молк, обязывавший родителей жертвовать первенцев Баал-Хаммону. Самые известные упоминания мы находим у Диодора Сицилийского (20. 14. 4-6, здесь речь идет об осаде Карфагена Агафоклом Сиракузским):
«Они также утверждали, что Крон отвернулся от них, поскольку в прежние времена они имели обычай жертвовать для этого бога благороднейших своих сыновей, но в последнее время тайно купленных и выращенных детей они посылали ему в жертву; а когда было произведено расследование, выяснилось, что некоторые принесённые в жертву были подменены. Когда они задумались об этих вещах и увидели вражеский стан под своими стенами, они переполнились суеверным страхом, потому что сочли, что они пренебрегли почитанием богов, которые были утверждены их отцами. В своём рвении загладить вину за своё бездействие они выбрали двести благородных детей и принесли их в жертву публично, а другие, которые были под подозрением, принесли себя в жертву добровольно в количестве не менее трёхсот человек. Был в их городе бронзовый образ Крона, простирающий свои руки ладонями вверх и наклонно к земле, так что каждый из детей, помещённый на это самое (место), скатывался и падал в специальные зияющие ямы, заполненные огнём».
и у Плутарха (О суеверии. 13):
«... сознательно и намеренно они приносили в жертву своих собственных детей, а те, у кого детей для заклания не было, покупали их, словно птенцов или ягнят, у бедняков, и мать ребенка хладнокровно стояла рядом, не издавая ни единого стона, а если даже рыдала и плакала, то вызывала этим только презрение, дитя же ее все равно приносили в жертву, и больше того - все пространство перед идолом наполняли звуками флейт и грохотом тимпанов, чтобы заглушить вопли и рыдания».
Однако археологические исследования тофетов вновь не подтверждают древние сплетни - в массе своей младенцы, «пожертвованные богу», были мертворожденными или умерли естественной смертью. Что, конечно, не отменяет и действительных жертв богам живых детей.
На иллюстрациях: надгробные стелы карфагенского Тофета.
![](https://pp.userapi.com/c837435/v837435212/35634/5K7FHncbxaE.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c837435/v837435212/3563d/h9QeAI5_vWc.jpg)
Продолжение следует...
День рождения в Древней Греции. Часть 1. Рождение и первые годы жизни