День рождения в Древней Греции. Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности...

Jun 07, 2017 12:02

... по данным археологии

Продолжаем разговор... (с)

Итак, кажется, греки предпочитали избавляться от младенческих трупов весьма практично - без похорон и отдельных мест на кладбищах. Или колодец на афинской Агоре эллинистического времени не имеет аналогов?


Мессена - новая столица Мессении, основанная после обретения ею независимости от Спарты в 369 году до н.э. Во время археологического сезона 2004-2005 годов на агоре Мессены был открыт колодец также периода эллинизма. В нем на глубине от 3 до 4 метров оказался знакомый нам по Афинам набор находок - кости детей и собак и фрагменты керамики. Дети: исключительно младенцы - от 8-мимесячного до прожившего месяц после рождения. Пол, как вы помните, по младенческим костям установить невозможно.

Первоначальную сортировку костей делал тот же антрополог, что исследовал спартанские Апофеты, - Теодорос Пициос. У него получилось минимум 284 младенца. Относительно недавно биоархеолог Хрисса Бурбу пересортировала останки и снизила количество похороненных в колодце до 262. Исследования костей не дали никаких результатов относительно врожденных патологий или травм, которые могли бы привести младенцев к смерти. Также я не обладаю информацией о периоде, за который почти три сотни младенцев оказались в колодце.

На иллюстрациях: расположение колодца на агоре Мессены и сам колодец.







Колодец в Эретрии (на острове Эвбея) содержал в себе кости, по меньшей мере, 19 младенцев и 1100 собак, а также клад бронзовых и серебряных монет, относящихся к первой половине III в. до н.э. К сожалению, исследовательница костей занимается зооархеологией, поэтому подробностей о младенческих останках пока нет.

Нам известны также древние колодцы, куда сбрасывали тела не только младенцев и намного более раннего времени (в Коринфе, Элевсине, Микенах), но поскольку они не соответствуют узкой теме, заявленной в названии поста, то мы их рассматривать здесь не будем.

По всему выходит, что детские останки не вызывали у греков (и римлян) эмоционального отклика, и от них предпочитали избавляться быстро и без уважения. Или речь идет только о ненужных и больных младенцах, а долгожданные и любимые удостаивались места на семейном участке некрополя? А может, все дело в возрасте как маркере определенного места в социуме? Например, современная христианская западная цивилизация даже эмбрион рассматривает как полноценного человека, но при этом некрещеный не имеет права быть похороненным в черте церковного кладбища. В таком случае греки (и римляне) детей, умерших в возрасте до трех лет, должны были «хоронить» исключительно в помойных ямах.

Но давайте рассмотрим еще два примера детских захоронений из обоих миров, прежде чем сделаем такой нелицеприятный для древних вывод.

Продолжение следует...

Предыдущие части:

Часть 1. Рождение и первые годы жизни

Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологии

Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет

Римские термы в Ашкелоне

Римская вилла в Британии

Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1

Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2

Греция, античность, археология, инфантицид, фотографии

Previous post Next post
Up