Leave a comment

Comments 280

muzima July 18 2014, 11:43:03 UTC
большое спасибо за пост. я впервые посмотрела на свою проблему с другой стороны. а у меня проблема обратная. во мне на столько развита эмпатия и состродание ко всему в мире, что у меня развилось генерализированное тревожное расстройство, вместе с паническим еще туда.

и да, термин "эмпатия", действительно раньше назывался "симпатией" и виной тому David Hume, который когда-то много занимался вопросом ее механизмов, называя спасобность со-чувствовать симпатией.

Reply

tumbalele July 18 2014, 11:47:38 UTC
Да, крайности в любом случае нежелательны. Вы, похоже, взвалили на себя ношу Бога, а ее человеку нести не под силу :). И здесь действительно лучше провести границу между "своим" и "чужим".

Reply

muzima July 18 2014, 11:48:59 UTC
так точно. я и мой психотерапевт работаем над этим.

Reply

yoserian July 18 2014, 18:59:58 UTC
можно спросить, каким образом работаете?

Reply


yurvor July 18 2014, 11:52:15 UTC
Хорошая статья. Душевнополезная. Но мне всё-таки кажется, не точная ( ... )

Reply

tumbalele July 18 2014, 12:07:50 UTC
Думаю, что совсем эмпатию подавить невозможно, особенно в тех моментах, когда речь идет о выживании. В этот момент будешь восприимчив к чужой агрессии, потому что относится к фундаментальным витальным потребностям. А вот то, что сверху - атрофируется. Например, способность воспринимать физическую боль "чужака", сочувствовать ему - для этого симпатия не обязательна.

А то, что группа людей разругалась в пух и прах - это же тоже признак эмпатии, роботы не ругаются :). Если в результате человек станет чужаком, да еще враждебным, то плевать станет на его чувства и переживания.

Reply

yurvor July 18 2014, 12:16:20 UTC
Мне не очень ясно, как способность воспринимать физическую боль "чужого" связана со способностью ему сочувствовать. Тут эмпатия путается с симпатией. А ведь те люди, которые реагировали на чужую боль радостью - они же её тоже воспринимали! Т.е. у них тоже была эмпатия. Другое дело, что эта эмпатия вызывала у них антипатию к "чужим".

Я не согласен с тем, что " Если в результате человек станет чужаком, да еще враждебным, то плевать станет на его чувства и переживания. " Тут как раз очень важно контролировать его чувства - ведь если он спокоен, он представляет меньшую опасность, чем если он тревожен и/или агрессивен. Так что на его чувства совсем не плевать - правда, совершенно в другом смысле, конечно.

Опять же, я призываю отделять эмпатию от реакции на чужие чувства. Наличие эмпатии совершенно не означает "положительную" реакцию на чужие чувства. Она вполне может быть и "отрицательной". А отсутствие эмпатии скорее приведет к отсутствию реакции - типа, ну радуется человек или тревожится, мне-то что?

Reply

dr_spring October 10 2014, 19:32:30 UTC
Это признак скорее недостатка или отсутствия эмпатии. Здесь уже наметились чужаки (а может, они были таковыми изначально), чувства которых другим безразличны.
Если человек считывает чувства другого, считает их неадекватными и заставляет другого их подавлять, то можно ли называть это эмпатией?

Reply


megavolt_ex July 18 2014, 11:58:00 UTC
А где граница между эмпатией и слиянием?

Reply

tumbalele July 18 2014, 12:02:42 UTC
Думаю вот здесь: "ты свой, но не мой и не я"

Reply

megavolt_ex July 18 2014, 12:06:25 UTC
Но сам механизм как раз их слияния. Я знаю про тебя то что ты не говорил явно. Причём чувствую твою боль как свою боль. Т.е. вроде как знание что ты отдельный ещё есть но по ощущениям мы уже единый организм.

Reply

tumbalele July 18 2014, 12:11:35 UTC
Ну, слияние оно и основано на эмпатии, куда от этого денешься. Другое дело, что не обязательно оно является чем-то негативным (есть у меня несколько мыслей относительно экзистенциальной идеи о фундаментальной изоляции и ее частичной ошибочности, как-нибудь напишу). Главное - уметь заново обнаруживать себя :))

Reply


a_rising_a July 18 2014, 12:02:47 UTC
Спасибо за пост!
И тема интересная, и прочиталось как ответ на многие незаданные вопросы.

Reply


enot_avanturist July 18 2014, 12:30:45 UTC
Все, что Вы пишите, было исследованно еще Густовом Лебоном в своих трудах, посвященных вопросам управления толпой и массами. Его труды давно взяты на вооружение политтехнологами и прочими" любителями"управлять человечеством. Создается впечатление, что современная психология во многом базируется на работах " старых мастеров " ,интерпретируя их.

Reply

tumbalele July 18 2014, 14:01:02 UTC
Современная психология достаточно далеко ушла от Г.Лебона.

Reply


Leave a comment

Up