Но сам механизм как раз их слияния. Я знаю про тебя то что ты не говорил явно. Причём чувствую твою боль как свою боль. Т.е. вроде как знание что ты отдельный ещё есть но по ощущениям мы уже единый организм.
Ну, слияние оно и основано на эмпатии, куда от этого денешься. Другое дело, что не обязательно оно является чем-то негативным (есть у меня несколько мыслей относительно экзистенциальной идеи о фундаментальной изоляции и ее частичной ошибочности, как-нибудь напишу). Главное - уметь заново обнаруживать себя :))
"Причём чувствую твою боль как свою боль. " - не обязательно. Вполне может быть, что я чувствую твою боль, но это твоя боль, а не моя. Крайне упрощенно, можно же отличить боль в одной ноге от боли в другой. Или там в руке. Точно так же можно чувствовать боль, но локализовывать её не в себе. "Я чувствую боль, но она не во мне". Хотя это сложно, конечно, этому нужно учиться.
Если я ЧУВСТВУЮ боль то эта некая отдельная часть всё равно Я. Ты отличаешь какая нога болит. Но ноги они твои. Так же и в слиянии. Другой становиться частью меня и по этому и проблемы начинаются.
Это вопрос сознательного восприятия. Если я _знаю_, что то, что я чувствую, не мое, то могу что-то делать или не делать по этому поводу - не то же самое, если мне кажется, что это мое.
Т.е. если определить границы Я как "границы того, что я чувствую себе", то это одно. А если определить границы Я как "границы того, что я представляю себе", то это другое. Это просто разные понятия. И совершенно не обязательно реагировать на одно так же, как на другое.
Тут ещё важно, если угодно, "качество боли" (не знаю, как правильно назвать, сейчас поймешь). Скажем, если ты ударился, к примеру, рукой, то сначала оно болит - типа, синяк. Но потом ты такой потер больное место и дальше пошел, как бы забыл про него. А если ты обратишь внимание на него, то опять почувствуешь силу боли. Т.е. ты можешь сознательным образом усиливать или уменьшать восприятие боли.
То же самое и с эмпатией - ты можешь усиливать или ослаблять чужое чувство, если ты знаешь, что оно чужое. Кстати, почему мы все время говорим про чужую боль? Тоже самое верно и для чужой
Потому что при этом может домешиваться знание как легко это исправить за счёт себя. И если своя боль будет меньше этой то имеем слияние и отказ от себя.
Не понял, что значит "легко это исправить за счёт себя". Мы пока разговариваем про различение, а не про исправление или какие-либо ещё реакции. Когда болит нога, ты же можешь просто констатировать "вот болит нога", и ничего не предпринимать. Так и здесь.
Могу но если для того чтобы она перестала болеть нужно ногу переставить в другое место то странно сотаваться стоять на гвозде. Можно но как то странно.
Прежде, чем переставлять, стоит подумать, отчего болит и куда переставлять. А пока думаешь, нужно стоять. Ведь далеко не все всегда очевидно с первого взгляда. А иногда то, что с первого взгляда очевидно, со второго оказывается неверным.
Почему не будешь-то? Честно говоря, не понимаю, что ты хочешь доказать.
Ситуация абсолютно идентично тому, что у тебя нога болит. Сначала разбираешься, что болит, потом разбираешься, от чего. Пока разбираешься, лучше ничего не предпринимать вот-прям-сразу. Даже если очень больно - терпи.
То же самое и с эмпатией.
А вообще не очень ясно, почему мы сузили рассмотрение до боли. Эмоций-то полно - и радость, и агрессия, и печаль, и все, что угодно. И все эмпатируется.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Т.е. если определить границы Я как "границы того, что я чувствую себе", то это одно. А если определить границы Я как "границы того, что я представляю себе", то это другое. Это просто разные понятия. И совершенно не обязательно реагировать на одно так же, как на другое.
Тут ещё важно, если угодно, "качество боли" (не знаю, как правильно назвать, сейчас поймешь). Скажем, если ты ударился, к примеру, рукой, то сначала оно болит - типа, синяк. Но потом ты такой потер больное место и дальше пошел, как бы забыл про него. А если ты обратишь внимание на него, то опять почувствуешь силу боли. Т.е. ты можешь сознательным образом усиливать или уменьшать восприятие боли.
То же самое и с эмпатией - ты можешь усиливать или ослаблять чужое чувство, если ты знаешь, что оно чужое. Кстати, почему мы все время говорим про чужую боль? Тоже самое верно и для чужой
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ситуация абсолютно идентично тому, что у тебя нога болит. Сначала разбираешься, что болит, потом разбираешься, от чего. Пока разбираешься, лучше ничего не предпринимать вот-прям-сразу. Даже если очень больно - терпи.
То же самое и с эмпатией.
А вообще не очень ясно, почему мы сузили рассмотрение до боли. Эмоций-то полно - и радость, и агрессия, и печаль, и все, что угодно. И все эмпатируется.
Reply
Leave a comment