Нижний Тагил. Тихий центр

May 17, 2016 02:38

Предыдущие части:
Предисловие
Музей-завод
Старый заводской посёлок
Исторический центр

О существовании улицы Уральской половину своего детства я даже не подозревал. Это совершенно неожиданный кусочек заповедной земли: всего в 150 м севернее кипит жизнью шумный и неугомонный проспект Ленина, с юга, скрытый оградой и густой зеленью, отзывается визгами и смехом парк аттракционов и оживлённая набережная. А здесь, в тихом центре, жизнь будто остановилась. Тихий центр обречён на застройку и "благоустройство", но потому улочка и прекрасна, что есть здесь это неуловимое чувство грядущей потери - деревенька в сердце промышленного города, свидетель эпох, доживает свой век.

1.






На сайте горадминистрации прошло обсуждение плана реконструкции трёх районов города - набережной, района возле вокзала и исторического центра. Набережную уже реконструировали. Настало время улочки Уральской. План весьма сомнительный, но, как я уже говорил, в каком-то виде он начал реализовываться. После получения нескольких десятков отзывов, обсуждение на сайте горадминистрации было свёрнуто, а его участникам таинственно сообщили, что их мнение учтут. Поглядим... Пусть план был диковатым и вряд ли реализуемым, но интересующихся я с ним всё же ознакомлю.

[План реконструкции исторического центра]Общий вид этого восьмого чуда света




Противоположный ракурс




Согласно текущему проекту на месте Вшивой горки предполагается строительство футуристического культурного центра с органным залом и парком скульптур.




Пожалуй, это был единственный объект, который был более менее детально прорисован. Вот он с фасада крупнее




Крыша







Помимо этого, планировалось обустроить ещё одну улочку между Ленина и Уральской, назвать место "Городом мастеров" и разместить здесь торговые точки сувенирами и предметами кустарного произодства.




И ещё фото непонятно чего, что по картинке пока похоже на голубятню




2. На заглавном фото - мой любимый дом на улице, с которого она собственно и начинается. С наступлением тепла он утопает в сирени, а на крылечке частенько отдыхает бабушка - хозяйка.




3. Напротив него - редчайший для Нижнего Тагила представитель модерна. Видимо, в начале XX века, когда пришла мода на модерн, в Тагиле модники почти не строили. Здание хорошо отремонтировано, сейчас в нём располагается администрация парка им. Бондина, отсюда этот напускной официоз и флажочки.




4. Продолжение улочки




5.



6.



7.



8. А вот это здание свой век уже дожило. В прошлом - земская школа, в беспокойные годы начала века служила политической тюрьмой. Сейчас здание заброшено и быстро обратилось в руины. Недавно, правда, его обнесли забором. То ли чтобы дети не лазали, то ли действительно восстанавливать собрались.




9.



10. Небольшой, простенький флигель чьей-то усадьбы к. XIX века. Больше выделяется своим нынешним назначением: здесь размещается библиотека Нижне-Тагильского музея-заповедника, настоящая краеведческая сокровищница.




11. А это быв. горнозаводское училище - в "кирпичном" стиле с элементами "под Русь".




12. Во дворе за этим зданием неожиданно (если не знать, что здание училища принадлежит музею изо) открывается экспозиция современной скульптуры. Не знаю, почему, но современная скульптура подразумевает всякие винтики, шпунтики, жёлуди, спички и прочие предметы двойного назначения, подчёркивающие нужду художника и его необеспеченность материалом. Автор монументов - современный тагильский скульптор Александр Иванов, о котором ещё скажу у чего-нибудь более презентабельного.




13.



14.



15. Даже так




16. Вернёмся на Уральскую. Парочка сараев напротив. Ну что тут можно сказать... Гореть в аду без права переписки.




17. Нижнетагильский музей ИЗО.




18.



Здесь можно найти целый ряд довольно любопытных картин. К примеру, "Морской вид" - одна из последних работ Айвазовского (всего здесь 4 картины Айвазовского). Помимо него, в тагильском музее изо выставлены работы Боровиковского, Тропинина, Саврасова, Шишкина, Крамского, Васнецова, Верещагина и нескольких других именитых столичных художников XIX века, а также уцелевшие от "чисток" 1930-х экземпляры авангардного искусства и творчество местных авторов, хотя кого оно вообще интересует?









Наибольший обывательский интерес, конечно, представляют две "детективные" картины - "Портрет Авроры" и "Тагильская мадонна". Первая долгие годы считалась подлинником Брюллова - портретом одной из самых знаменитых светских львиц XIX века Авроры Шернваль - человека и крейсера (это я без шуток: по одной из версий фрегат "Аврора", участвовавший в блистательном отражении англо-французского десанта в Петропавловске-Камчатском, своим именем обязан не столько греческой богине утренней зари, сколько этой популярной в Петербурге даме, ну а после списания фрегата ещё при жизни Авроры Карловны его имя было унаследовано всем известным крейсером). Госпожа Шернваль была женой Павлика Демидова, некоторое время владела заводами, а её второй муж - Андрей Николаевич Карамзин, сын знаменитого историка - оказался способным управляющим, которого в Тагиле крепко полюбили, и паршивым военачальником, которого хлопнули в Крыму. Подлинником портрет был аккурат до 1995 года, пока точно такой же портрет не выставили на торгах в "Сотсби". Брюллов повторов не писал, поэтому тагильский вариант нарекли удачной копией работы местного крепостного Худоярова, которую тот мог вполне сделать, будучи на учёбе в Италии. Экспертизу никто не делал и не собирается. И я их понимаю: представляете, если за 1,5 млн. фунтов стерлингов покупаете просто копию? Лучше не рисковать со всякими экспертизами ))




"Мадонна с вуалью" или "Тагильская мадонна" - история широко известная. Сводится она к следующему: портрет святого семейства был написан в 1508 году не абы кем, а самим Рафаэлем Санти, а попутно было сделано несколько копий его учениками. Экземпляры картины разлетелись по свету, и никто не заморачивался на накладные. В итоге на начало XX века в мире осталось лишь несколько известных экземпляров сомнительного авторства. В 1920-х в господском доме в Нижнем Тагиле неожиданно находят ещё один вариант картины (одна её половинка вообще как мостик через ручей использовалась). А чем чёрт не шутит - Демидовы были при деньгах, могли себе позволить. Искусствовед И.Э. Грабарь, немало сделавший для того, чтобы в музеях нашей Родины было то, что мы там сейчас видим, примчался в Тагил и забрал картину на реставрацию и экспертизу. А экспертиза показала, что данный вариант - самый старый из всех известных. Ну и стала картина числиться оригиналом руки Рафаэля, и не видал её, конечно, Тагил как своих ушей - выставлена она была в Пушкинском музее... ровно до 1979 года, пока ещё более старый экземпляр и со следами авторских редакций не был найден во Франции. Картину, потерявшую ценность, выпихнули обратно в Тагил, где она была принята с благоговением, и наплевать на авторство (всё равно тагильчане не смирились с поражением по копирайту и таинственно сообщают посетителям, что авторство не установлено, но кто знает, Демидовы ведь были при деньгах...). В этом музейчике для "Тагильской мадонны" был оборудован отдельный зал, но увидеть картину - шанс небольшой, т.к. она часто катается по выставкам или просто "отдыхает" от народа, отчего и сам факт её наличия уже некоторыми ставится под сомнение.




В остальном сие здание - вполне традиционный провинциальный художественный музей. Директор музея, оказывается, мечтает о расширении небольшим пристройчиком, т.к. ещё есть в музейных хранилищах много чего, что очень хочется показать миру. На парковой территории вокруг здания музея стоят симпатичные скульптуры ещё из советского прошлого.

19. Вот эта, например - работа московского скульптора М.Г. Манизера, называется "В стране радости, в стране счастья". Она исполнена веры в людей, в светлое будущее, в то, что теперь всё точно будет хорошо. Создана в 1946 году... На Всесоюзной выставке скульптура с прохладцей была встречена публикой, и недоумённый и разочарованный автор выслал её подальше в провинцию. Здесь её тоже восприняли неоднозначно, поэтому и осталась она в тихом скверике, спрятанная от глаз.




20. А чуть дальше - фигура рабочего, создана тагильским скульптором М.П.Крамским и вполне традиционна. Подобные фигуры часто украшают парадные входы дворцов культуры и театров. Однако здесь, в тенистом уголке сада у музея, кажется, что рабочий присел отдохнуть и прислушаться - к весне. На меня эта скульптура производит какой-то успокаивающий эффект. Где-то здесь в пару к рабочему стояла ещё скульптура с лаконичным названием "Девушка", но теперь не наблюдается.




21. Эта дамочка - лесная нимфа. Сразу видно, да, что скульптура ближе к современным? Она 1995 года, а в этом месте не стоит и 10 лет ещё. Позади скульптуры - любопытные руины, на месте которых, видимо, выстроен музей. Окна-иллюминаторы намекают на почтенный возраст. Может быть, здесь стоял ещё один провиантский склад?




22. Ангелоподобная скульптура у порога музея взирает на путника с выражением: "А ты уверен, сын мой, что ничего не попутал?" Наверное, должна образумить вандалов. А вообще мне нравится.




23. А перед самым входом - "городской ангел", удивлённо взирающий на странного вида конструкцию, по замыслу обозначающую... э-э... кусок плотины. Это, кстати, два не связанных друг с другом монумента двух разных скульпторов.




24. Автор "городского ангела" с копьём и собачкой - вновь Иванов. Пока творческому полёту мысли мешает косность мышления заказчика - не дали, например, художнику поставить крылатый паровоз Черепановых перед зданием отделения дороги (- При чём тут крылья и железная дорога? - справедливо возмутились в отделении). Но зато смог он поставить собачку с авоськой на Карла Маркса, аиста с младенцем у роддома, гигантского муравья и стрекозу в парке Бондина и памятник Петру и Февронии. Все скульптуры друг от друга отличаются, если будем их встречать - я обязательно сообщу вам ху из ху.




25. Бондин для многих тагильчан - это в первую очередь парк. А ещё вроде какой-то писатель. "Вроде какой-то писатель" - единственный серьёзный литератор Нижнего Тагила до середины XX века Алексей Петрович Бондин, последователь соцреализма, в своём творчестве старавшийся равняться на Максима Горького. Он родился в Нижнем Тагиле, в юности уехал на заработки, повкалывал на Путиловском заводе в Петербурге, а после вернулся в родной город, где вплотную занялся литературной деятельностью - до самой своей смерти в 1939 году. На территории парка им. Бондина сохранился дом, в котором он жил здесь в 30-е.




26. А ещё собственно здесь он и похоронен - раньше центральный вход в парк находился аккурат у могилы и увенчавшего её чуть позднее барельефа с портретом писателя.




27.



28. После планировка чуть сменилась, и теперь здесь тихое, тенистое место вдали от суеты, как и положено могиле. Ограду парка остряки назвали могильной оградкой с самым большим в мире периметром.




Как-то захотелось разузнать, что за книги писал Бондин. Хоть каким-нибудь спросом он перестал пользоваться уже в 1980-х, сейчас же его книги - букинистическая редкость. Один букинист у Шарташского рынка на вопрос про Бондина удивлённо вскинул брови: "Вы что - его родственник?" Но избранное в 2 томах для меня всё-таки раздобыл.

Благодаря насыщенной жизни и богатому рабочему опыту, Бондин смог детально изобразить быт уральских рабочих самых разнообразных профессий на стыке эпох: старателей ("Лога"), заводских рабочих ("Ольга Ермолаева"), железнодорожников ("Матвей Коренистов"). А рассказы писателя - уже что-то пришвинское, сам Алексей Петрович был заядлым охотником, в малой литературной форме он поведал о своих путешествиях по уральским лесам. Честно говоря, отсутствие интереса к Бондину вполне объяснимо - ныне он покажется махровым конъюнктурщиком, уж очень наивно и оптимистично его восприятие революционных перемен на Урале. Но при внимательном прочтении и попытке поставить себя в те условия, в которых жили люди начала века, книги всё же имеют определённую литературную ценность. И самым сильным его произведением я считаю роман "Лога" - рекомендую. Действие там, кстати, практически всё дореволюционное, дифирамбов Советам можете не бояться. Очень уж интересная судьба у главного героя - трудяги и хозяйственника, который вроде и делал всё по совести, но с какого-то момента начал "берега терять", поверив в свой эффективный менеджмент. Даже без очевидных аллюзий на марксизм, психологическая сторона романа здорово описывает волевых и целеустремлённых, из низших слоёв, тех, что и становились хозяевами жизни на наших глазах в 1990-е. И нетрудно понять, какими те нувориши стали теперь (это я совсем необязательно в негативном смысле, а вообще).

29.



30.



31. Внешне страшненький и неинтересный - на самом деле охраняемый памятник, дом инспектора училищ, бывший также учебным корпусом реального училища, которое мы видели на этой улице чуть ранее.




32. В глубине, между Уральской и Ленина, в новом проекте застройки исторического центра планировалась организация небольшого проулка "Старый город". Мне кажется, не такая уж и бредовая идея - могут вытащить на свет божий любопытные вещи.




33. Освоение Урала, как известно, началось в начале XVIII века, но немногие постройки с той поры дошли до наших дней. Старейшим каменным зданием в области считается молотовый цех в Алапаевске 1702 г., но он плохо сохранился. А вот нижний провиантский склад 1760-х гг. постройки в стиле петровского барокко и с древнерусскими мотивами (теремные колонны) - сохранился хорошо. Архитектурно они, кстати, перекликаются - этими круглыми окошками-иллюминаторами.




34.



35.



36. Здание верхних провиантских складов на полвека младше брата, больше и несколько наряднее, но выдержано в том же стиле. В верхнем складе ныне расположен музей природы с экспозициями, посвящёнными уральской флоре и фауне, а также ледниковому периоду - у музея есть три скелета мамонтов. В нижнем хранятся фонды музея, но помимо этого есть выставка, где воссоздан интерьер дореволюционного трактира. Рядом с нижним складом сохранился последний кусочек мостовой XIX века.




37. Мы снова вышли к зданию заводской конторы - вынырнули из тихого, тенистого центра в шумный. Здание со двориком мы уже осмотрели, остановим ещё свой взгляд на вот этой экспозиции: посвящена она доблестной продукции НТМК советского периода.




На комбинате всегда работали люди рассудительные: зачем располагать рекламную экспозицию у комбината, если в центре, близ старенького завода, её увидит больше людей? Зачем по-старорежимному крутить в узлы рельсы и балки, а ну как заказчик ещё подумает, что мы такие и выпускаем? Поэтому на выставке у нас традиционная продукция НТМК - прямые рельсы, круглые колёса и т.п.

38. Повосхищавшись, возвращаемся немного назад, т.к. самое интересное я оставил на закуску - выставка заводской техники под открытым небом. В детстве это было у меня любимой частью парка Бондина, хотя к самому парку и не относится. Раньше здесь также стояла завалочная машина мартеновского цеха - любимый ребячий экспонат (с сиденьем и рулём ведь!). Но теперь эта машина вернулась на "родину" - в мартеновский цех завода-музея. Впрочем, и то, что осталось, ещё очень любопытно, особенно, если вы не доберётесь до завода-музея.




39. Макет вододействующего кричного молота. XIX век




40. Водяная турбина пер. половины XIX в. с Выйского завода. Если не ошибаюсь, именно её нашли нечаянно в советское время на территории завода в земле.




41. Ухват для загрузки в нагревательную печь того же периода




42. Ножницы продольные для отрезки кромок кровельного железа и шкив механической передачи. XIX век




43.



44. Вилка для садки пакетов кровельного железа в нагревательную печь и последующей доставки их под листовой молот (слева). Изложница и прибыльная часть для отливки слитков в мартеновском цехе (справа). Всё - начало XX века.




Это был исторический центр дореволюционного Тагила - всё, что буйные ветры времени нам сохранили на память (пока).

улицы, Урал, города, Нижний Тагил, изо, здания, Свердловская область

Previous post Next post
Up