Скажите, друзья, вы когда-нибудь были в промышленном городе Нижнем Тагиле?
Л.Г.Шкавро, "ОДА ГОРЕ ВЫСОКОЙ"
Об этом городе немало рассказывают, но мне хотелось бы поведать о нём с позиции "местного". Как в одном замечательном французском фильме, от путника ожидают леденящих душу историй, для Тагила - начинающихся с описания инфернальных пейзажей металлургического завода и в 50% случаев ими и заканчивающихся. Но в моём рассказе о городе хардкора будет больше лирики, ибо Тагил я люблю и ценю. Возможно, это потому, что здесь я провёл всё детство - время, безусловно, счастливое и беззаботное, из которого выносят только приятные воспоминания. А возможно, Нижний Тагил - действительно любопытный город, который нужно лишь слегка "поскрести". По крайней мере, ни к какому другому городу, где довелось жить или просто бывать, я так не прикипел.
Перед фотоэкскурсией по улицам Тагила захотел дать некий справочный обзор, чтобы было ясно, чем живёт город последние годы. Обзор бешено разросся и превратился почти в статью (но в своём-то уголке могу себе позволить произвол и самодурство). Зато справочные отступления в последующих постах будут минимальны. Это полуисторическая и полуполитическая сводка, тесно связанная с новейшей историей города и менталитетом тагильчан.
Предприятия
[Spoiler (click to open)]Нижний Тагил - город рабочих, т.е. один из тех самых городов-неудачников, который за 20 лет не научился честно зарабатывать допоздна в пыльных офисах, не строит торговые центры, не может похвастаться пробками и вообще паразитирует на областном бюджете. В конце 80-х население города подбиралось к 430 тыс. человек, но с 90-х гг. идёт стабильный отток, сейчас город уже на уровне 50-х гг. - 350 тыс. чел. Нижний Тагил часто относят к моногородам, причём сами же тагильчане - когда нужно выклянчить денежку из федерального бюджета. Самое смешное, что градообразующим предприятием Тагила в зависимости от ситуации называется то НТМК, то УВЗ. На данный момент его можно назвать "стереогородом" - жизнь в городе в равной степени зависит от благополучия двух промышленных монстров, чей вклад в городскую казну примерно одинаков. Википедия утверждает, что на НТМК на сегодня трудится 15 тыс. человек, а на УВЗ - 27 тыс. человек.
Оба предприятия с богатой историей. НТМК был основан в 1940 году как Ново-Тагильский металлургический завод - на смену устаревшим производственным мощностям завода им. Куйбышева (старого демидовского), и со временем стал одним из крупнейших металлургических производств в стране (хотя и здорово уступает Магнитогорскому комбинату). Сейчас НТМК - флагманское предприятие холдинга ЕВРАЗ, наполовину принадлежащего Роману Абрамовичу. Именно НТМК является основной экологической проблемой Тагила, хотя за последние 20 лет ситуация улучшилась: используются новые очистные технологии, сокращаются выбросы (вместе с объёмом производства, ага). В любом случае, с конца 80-х гг. (тогда начались оживлённые дискуссии об экологии, "усталых городах", вышла парочка грустных документалок) и по сей день НТМК - это красная тряпка для уральских экологов. На сегодняшний день в городе тяжело пахнет только когда дует юго-восточный ветер - со стороны коксохимического производства. В остальное время в Тагиле дышится даже несколько легче, чем в Екатеринбурге, сдавленном автомобильными выхлопами.
УВЗ был основан чуть раньше, чем НТМК (1931-1936 гг.), как вагоностроительный завод, но с началом войны производственные мощности завода были пополнены эвакуированным харьковским паровозостроительным и ещё 10 другими предприятиями, и УВЗ в качестве завода №183 принялся за выпуск Т-34. Всего здесь было произведено более 25 тыс. танков, но помимо этого завод выпускал детали фюзеляжа для Ил-2, направляющие для "Катюш", авиабомбы и снаряды. Сейчас УВЗ - флагманский завод корпорации "Уралвагонзавод", куда также входят, например, екатеринбургские Уралтрансмаш и военный завод №9. Так уж сложилось исторически, что УВЗ стал главной движущей силой танкостроения в России. С развалом СССР одни его конкуренты (напр., тот же харьковский) оказались за границей, а другие, типа Омсктрансмаша, борьбу проиграли. Лет 20 УВЗ форсил Т-90, который один фиг ВС РФ не могли себе позволить, сейчас же, когда Т-90 слегка устарел, в КБ допиливают "Армату" - наследника так и не рождённых омского "Чёрного орла" и тагильского "Т-95". Не отстаёт и вагоностроительство - по всей стране можно встретить полувагоны, цистерны, платформы и хопперы с обозначением "ПОСТРОЕН 5" - это продукция УВЗ. Хотя во время прошлого кризиса ОАО "РЖД" неожиданно предпочло тагильским вагонам китайские, тем самым дав понять, что УВЗ не стоит расслабляться.
Предприятия Тагила этими двумя гигантами не исчерпываются. Третьим предприятием города можно назвать ВГОК (Высокогорский горно-обогатительный комбинат) - 4000 человек, но дела там довольно плохи (новый собственник НПРО «Урал», купивший ВГОК у ЕВРАЗА, занялся массовыми сокращениями). Возраст предприятия на 1 год старше города. Тагил ведёт свою историю с 1722 года, когда был основан демидовский завод, а ВГОК - с 1721 года, когда началась разработка Высокогорского месторождения. Это месторождение ВГОК разрабатывает уже почти 300 лет и по сей день (каждое воскресное утро можно отчётливо слышать взрыв - это как раз с карьера), кроме того ещё ряд месторождений в окрестностях разрабатываются шахтовым способом. Хотя ведущая роль ВГОКа в поставке сырья для металлургических производств города, конечно, уже в прошлом - объёмы добычи не те.
Ещё одним "градообразующим" предприятием был «Высокогорский механический завод» (ВМЗ), основанный потомками Демидовых в 1916 г. как снарядный, ясен пончик - под потребности Первой мировой. В советское время сохранил специализацию по боеприпасам, а также обеспечивал инструментами и механизмами нижнетагильские производства. В годы войны завод под №63 был одной из тех знаменитых уральских кузниц победы с подростками и женщинами у станков: выпускал снаряды разных калибров, а также боеприпасы для "Катюш". Говорят, во время холодной войны входил в top-10 советских оборонных предприятий по версии ЦРУ (уж не из-за него ли учитель ОБЖ в школе пугал нас десятками ядерных боеголовок, нацеленных на Нижний Тагил?). ВМЗ был хоть и на вторых ролях после УВЗ и НТМК, но всё же значительным заводом, и поэтому его банкротство и бесславная гибель, наверное, стали самой серьёзной потерей в новейшей истории для Тагила. Сейчас завод развалился на несколько мелких производств, которых со старым связывают разве что производственные площади. Выпуск боеприпасов вместе с 420 профильными сотрудниками взяло под своё крыло другое предприятие ВПК - химический завод "Планта" (в годы войны - завод №256). Завод "Планта", расположенный на противоположном конце города от ВМЗ - в посёлке Северный, - и по сей день клепает снаряды для армии РФ, а также, внезапно, мебель.
Других, менее значительных, заводов в Тагиле тоже пока хватает, хотя многие уже почили в бозе. Ещё одним серьёзным работодателем можно считать железную дорогу. Хоть тагильская ветка и второстепенная, и Транссиб по ней обычно пускают только когда какая-нибудь "Ока" снесёт какой-нибудь мост в Ектеринбурге, но нагрузки хватает: Нижний Тагил является транспортным узлом на три направления - Екатеринбург, Алапаевск и Серов. Алапаевское направление - это та самая Верхняя Салда - т.н. титановая долина. Грузы из Верхней Салды к Транссибу удобнее возить через Тагил, чем через Алапаевск - хотя бы потому, что дорога Алапаевск-Тагил-Екатеринбург электрифицирована, а Алапаевск-Егоршино-Екатеринбург - нет. Серовское направление - это не только Серов, но и Краснотурьинск, Верхняя и Конда. И сердце всего этого узла - внеклассовая сортировочная станция Смычка, которой уже более 80 лет.
Железнодорожники - это одна из четырёх "народностей" Нижнего Тагила наравне с металлургами, горняками и вагоностроителями. Шутки шутками, но в 90-е, когда все заводы "прикурили", железная дорога худо-бедно кормила.
Город в колючей проволоке
[Spoiler (click to open)]В годы войны в Тагиле располагался лагерь для военнопленных №153, в котором содержалось 15000 человек, включая солдат и офицеров 6-ой армии Паулюса, пленённых под Сталинградом. Среди военнопленных были не только немцы, но и венгры, румыны, поляки, испанцы из Голубой дивизии, австрийцы, французы, люксембургцы и даже несколько японцев. Как и во многих уральских городах, военнопленные были активно заняты в строительстве, говорят, их руками была построена улица Карла Маркса. В 50-е лагерь был свёрнут, но ему на смену в Нижний Тагил пришли тюрьмы. Кто-то решил, что промышленный город с тяжёлым воздухом - подходящее место для покаяния и осмысления. На сегодняшний день насчитывается 7 исправительных учреждений (из них 2 - строгого режима) + СИЗО + центр содержания для несовершеннолетних. В основном, они вынесены на окраины, аж 3 штуки находятся на ж/д станции "Сан-Донато" (он же рудник им. III Интернационала, тагильский аналог екатеринбургского Компрессорного - "оставь надежду всяк сюда входящий"). В советское время Тагил был известен тем, что именно здесь располагалась единственная в СССР специальная зона для оступившихся сотрудников милиции - ИК-13. Но в новейшее время дорожка сотрудника милиции стала уже, оступиться на ней теперь легче, и вот уже по стране 6 таких колоний, контингентом обеспечены. Этой зимой контингент ИК-13 пополнил и мой сосед по подъезду...
Не берусь судить о покаянии и переосмыслении, но тюрьмы для Нижнего Тагила - тема больная. Горожане уверены, что освобождённые могут оседать в их городе, да и "сидельцы" доставляют хлопот - контролировать и развивать преступный мир можно и из-за решётки. Подозрения усилились в чёрные 90-е, когда Тагил не сходил со страниц криминальных хроник. В неофольклор Тагила вошло множество историй того времени, уже с полумифическим ореолом: как в 1998 году угнали 15-метровый кран КАТО (его просили вернуть за вознаграждение), как пропал киоск вместе с "киоскёршей". Журналист "Вокруг света" писал о семитонной магнитной шайбе, которую загадочным образом вынесли трое несознательных рабочих с территории режимного "УВЗ". Но это всё, конечно, из серии анекдотов про чеховского "злоумышленника" и "народную смекалку". Если серьёзно, в 90-е город полностью контролировался разнообразными ОПГ, периодически устраивавшими кровавые бойни. Самый известный эпизод разборок по понятиям, правда, тоже был не кровавым, а скорее курьёзным - в 1994 году прямо с полигона "братки" угнали Т-80 (слава богу, без боезапаса) и поехали по Вагонке "на разборку" (чуть позже их примеру последовали и сами рабочие УВЗ, которым задерживали зарплату). Сам промышленный профиль города располагал к развитию мафии, а не дешёвой шпаны. Недаром сериал "Охота на изюбря" снимали на натуре - в Тагиле. Ушли ли те "легендарные" ОПГ в небытие или просто всё наконец-то поделили и легализовались - не скажу, не слежу за этим вопросом. Скорее всего, всё проходит по екатеринбургской схеме - всех задавил серьёзный московский бизнес.
Память о 90-х: мемориальная плита на месте гибели бизнесмена и его телохранителя. Их расстреляли из автомата из проезжающего автомобиля - на выходе со двора в самом центре города, на проспекте Ленина (метров 500 до мэрии).
Транспорт
[Spoiler (click to open)]Общественный транспорт Нижнего Тагила - это трамваи, автобусы и маршрутки. Ещё в 80-е и в начале 90-х маршрутки были представлены редкими "рафиками", а рабочих на предприятия развозили громыхающие усть-катавские трамваи КТМ-5 из трёх депо. Однако в 90-е НТМК сделал ставку на обширный парк собственных "Икарусов", спустя 10 лет трамвайная ветка на Тагилстрой почти прекратила своё существование. Со временем и УВЗ снял трамваи своего депо с баланса и передал муниципалитету, но эти пока бегают. Сейчас парк представлен всё теми же КТМ и уралтрансмашевскими "спектрами". Когда в конце 90-х Россель в добровольно-принудительном порядке заставлял всех в области покупать исключительно местную продукцию, в Тагиле морщили нос от навязанных машин (что, впрочем, обосновано: у КТМ и близких родственников Татры "Спектров" разная ремонтная база). Самый первый "Спектр" в стажировочном тест-драйве сгорел как свечка, да так, что водитель с контролёром едва успели выскочить через форточку. Расследование показало, что в пожаре они сами виноваты - по глупости, а менее чем через месяц полыхнул КТМ - счёт 1:1. Теперь "спектров" в Тагиле стало много - уже более половины парка, замещение активно продолжается. Прошлой зимой на путях появились низкопольные "спектры" 71-407. И принимают их уже теплее, как свои - "Уралтрансмаш" теперь принадлежит УВЗ. Говорят, одно время хотели пустить и троллейбусы, в 2000-е разговор о троллейбусах возобновился, но в контексте замены трамваев. Пока же трамваи живут.
Ещё в 90-е город был полон муниципальных ЛАЗ-695 и ЛиАЗ-677, в то время коммерческими городскими автобусными перевозками занялся также "Союз ветеранов Афганистана", но расплодившиеся "газели" за считанные годы угробили практически все автобусные маршруты. Сейчас, встретив муниципальный автобус, можно загадывать желание - Вы точно счастливчик. "Газельки" поделили между собой две конкурирующие компании - "Строитель" и "Союз-НТ". По информации инсайдеров, первую крышевала мафия, а вторую - милиция, хотя разницы решительно никакой. Нелёгкий бизнес газелиста включал в себя покупку авто (либо в складчину, либо с последующим наймом напарника - "газелька" работает на износ почти круглосуточно), "приобретение" маршрута у одного из двух перевозчиков и плата мафии за возможность работы. Бизнес на самом деле не слишком доходный, потому как все затраты надо окупить где-то за 2 года, прежде чем маршрутка придёт в тотальную негодность на убитых тагильских дорогах, а количество "газелей", выжидающих "дичь" на остановках, превышает все разумные пределы. Есть одно любопытное отличие тагильских маршруток от екатеринбургских, взаимно разрывающее шаблон жителям обоих городов при дружественных визитах. В Екатеринбурге за проезд платят на входе - когда водитель трогается, он отпускает руль, поворачивается в салон и начинает собирать плату за проезд (ныне уже анахронизм - "газели" из Екатеринбурга практически выкурили). В Нижнем Тагиле плату за проезд собирают по окончанию поездки, что нередко становится завязкой драматичных по своему накалу сцен в случае, когда пассажир забывает/отказывается/не может оплатить проезд.
До конца 90-х в городе был ещё один - экзотичный - вид транспорта: регулярный паром через пруд, доставлявший пассажиров по расписанию от центра до частного сектора Гальянки. Сколько стоил проезд - не помню, но вообще довольно смешные деньги, вроде даже дешевле трамвая. Со временем, жители Гальянки разжились авто (или наоборот автовладельцы обжили частный сектор Гальянки), и паром закономерно был отменён, а пристани разобраны. Теперь о нём напоминает только загаженный спуск к воде на набережной.
Культура
[Spoiler (click to open)]Культура в наше время вопрос повсеместно болезненный, и Тагил тут, конечно, не исключение, хотя навязанный телехохмачами имидж безнадёжной глубинки, наполненной криминалом и люмпенами, всё же не соответствует действительности. До революции досуг горожан был скрашен заводским театром, парочкой кинотеатров (увлекательный рассказ о тагильских кинотеатрах публиковал smolenski) и традиционным зимним мордобоем на пруду между гальянскими и городскими. Причём, подавляющая часть населения чаще вынуждена была выбирать последнюю опцию в силу её доступности. Советская власть город преобразила, пусть и не вдруг. Взять хотя бы генплан города, составленный в 1940-х, согласно которому самым важным и торжественным зданием, так сказать - городской витриной, стал драматический театр. Отныне даже далёкий от искусств гражданин проникался уважением к столь чтимым на официальном уровне культурным явлениям. Со временем, у маленьких тагильчан появился свой - кукольный театр. Впрочем, и о "важнейших из искусств" власти не забывали: новые вместительные кинотеатры (равно как и небольшие в отдалённых районах) появлялись регулярно - с ростом востребованности (а посещаемость кино в советское время, как известно, была крайне высокой), а также в городе появился свой цирк (что, как ни парадоксально звучит, придаёт по нашим меркам солидности, так как цирками может похвастаться даже не каждый региональный центр). И я уж не говорю о множестве ДК и клубов, которых всегда довольно в промышленном городе (ах, как жаль, что smolenski так и не сделал пост про тагильские ДК).
Сегодня, правда, львиная доля кинотеатров закрылась, цирк на затяжном ремонте, библиотеки пустуют, а в драмтеатре с переменным успехом бьются за массового зрителя традиционными постановками классических пьес, обильно разбавленными похабными комедиями Рэя Куни (заслуженный "кормилец" постсоветского театра), "Лисистратой" и т.п. (попытки молодых экспериментаторов замутить что-то "прогрессивное", в духе Коляды, понимания у руководства театра не нашли, и энтузиасты разбежались). Но этими бедствиями вряд ли удивишь провинциала, и все уже привыкли, что чем меньше город - тем там хреновей с культурой.
Это для местных. А что ждёт в Нижнем Тагиле приезжих? Например, достаточно приличное число музеев, главные из которых объединены в музей "Горнозаводской Урал", а потому представляют собой некоторую силу, способную вести переговоры с властями и чего-то там даже добиваться. В первую очередь это музей-завод, краеведческий музей и музей изобразительных искусств. Есть и музей боевой славы металлургов, танковый музей УВЗ, музей Черепановых, музей лаковой живописи (традиционный тагильский промысел, сравнительно недавно возрождённый), музей пожарной службы и прочие специализированные музеи, но все они небольшие. Впрочем, про некоторые из музеев позже я расскажу подробнее, не переключайтесь.
Тагильская архитектура - не то, ради чего стоит ехать специально. Есть немного классицизма, эклектики, конструктивизма, совсем едва - модерна, более полно и концептуально представлен сталианс, которым город обязан тому самому генплану 1940-х, радикально преобразившему центр. Причём проспект Ленина - это прямо сталианс-сталианс, по индивидуальному проекту, целым кварталом занесённый в объекты культурного наследия. Надеюсь, когда-нибудь наберусь смелости рассказать о нём, впрочем - если меня опередит makeev-dv, будет только лучше.
Городская скульптура в Нижнем Тагиле не была представлена широко вплоть до 1980-х, но в последнее советское десятилетие монументальное искусство города сделало прямо-таки рывок благодаря местному скульптору Анатолию Глебовичу Неверову. Сейчас без его монументов город показался бы неуютным. Самый заметный из них, пожалуй - памятник первым комсомольцам Тагила на площади перед кинотеатром "Современник" (см. фото выше). В XXI веке взошла звезда другого скульптора - Александра Иванова, его работы (которые также можно найти в центре) отличаются нетрадиционными решениями, в духе современного искусства. Впрочем, подробнее об обоих скульпторах мы поговорим позднее, думаю сделать о каждом отдельный пост. Само собой, Тагил не миновала мода на городскую скульптуру "низкого штиля" - смешные фигурки для тех, кто любит пофотографироваться. Большая их часть появилась в реконструированном парке у драмтеатра, но потихоньку они расползаются дальше по центру. К эти фигурам всегда противоречивое отношение, но в принципе, на мой предвзятый взгляд, некоторые вышли симпатичными и остроумными. Откровенного кошмара, вроде лошадиной головы на Вайнера в Екатеринбурге, нет. Хотя Артамонов ужасен, чего греха таить:
Фото с сайта газеты "Тагильский рабочий"
Градоначальники
[Spoiler (click to open)]Пара слов о тех, кто в разное время населял вот эту ратушу. Во время наших экскурсий мы иногда будем упоминать то одного, то другого мэра.
Фото с сайта ntagil.ru
Первым мэром Нижнего Тагила был Николай Наумович Диденко. Как и все одиозные уральские личности, вроде Росселя и Ельцина, Диденко тоже поднялся из строителей. Трудно оценить его правление, приходящееся на 1990-е и начало 2000-х, с учётом царящей по всей стране атмосфере разрухи и безысходности. Наверное, могло быть и хуже. Он был типичным "местным царьком", заигрывающим с электоратом и время от времени прибегающим к дешёвому популизму - т.е. самым обычным мэром 90-х. Ему нравилось участвовать в городских мероприятиях, где никогда не обходилось без оды градоначальнику, а в конце каждого такого мероприятия, когда брал слово, с хитрой физиономией говорил свою коронную фразу, эпатирующую претенциозностью и полным несоответствием действительности: "Я всегда говорю: Москва - это первый город... после Тагила" - и купался в предсказуемых овациях. Так рок-звёзды исполняют в заключение концерта всеми любимый и ожидаемый хит. А на 1 сентября мы ездили поздравлять его с началом нашего учебного года и дарили цветы.
При Диденко город практически миновала точечная застройка, но в ней и не было необходимости на фоне стабильного оттока населения. Парки были слегка запущены, но мэр строил амбициозные планы по обустройству новых - вдоль выйского и краснокаменского берегов реки Тагил (там даже посадили несколько "звенящих кедров", но их никто не поливал, и кедры за пару лет погибли). Процветавший бандитизм, стрельбу на улицах и развал предприятий, наверное, не в его силах было прекратить. Коммунальное хозяйство держалось с переменным успехом. В общем, был это мэр-серендячок, со своими заскоками, но что-то делал. В 2008 году его убрали на покой. А чтобы не подумал возвращаться - завели пару уголовных дел. Вряд ли он больше воровал, чем все остальные сотоварищи из окружения Росселя, и завели-то дежурную банальщину: отвалил 5,5 млн. руб. за паршивенький сайт горадминистрации. Дело было тихо прекращено в 2011 за давностью. Были у него дела и посерьёзней, вроде незаконной приватизации муниципиального имущества, но их заглушили. Напоследок Диденко успел таки подгадить городской архитектуре, влепив в историческом центре уродливый и никому не нужный ТЦ "Александровский пассаж". В строительстве, говорят, участвовал его сын. Собственно говоря, львиная доля муниципальной собственности до сих пор остаётся под его сыном - настолько хитро всё отработал Николай Наумович, что уже два его последователя окончательно выкурить с насиженных мест не могут.
Фото с сайта urfo.org
На новых выборах в 2008 году произошёл конфуз - назначенный от партии власти кандидат Чеканов неожиданно столкнулся с самовыдвиженкой Валентиной Павловной Исаевой, которая тоже всем сразу объявила о своей принадлежности к "Единой России". Исаева была директором самой престижной школы в городе - политехнической гимназии №81. Не без скандала Исаева добралась до выборов и одержала несколько неожиданную по своей убедительности победу (злые языки моментально заговорили о вмешательстве мафии). Единороссы сразу же поздравили с победой себя, многие же в области восприняли событие как акт неповиновения власти со стороны тагильчан, практически бунт (сейчас своим своенравием точно так же гордится Екатеринбург, продинамивший на выборах кандидата от ЕР). Вот только правление Исаевой с 2008 по 2012 год разочаровало решительно всех. Развал и запустение, быстро пришедшие в негодность дороги и проблемы с коммунальным хозяйством, периодическая взбучка "на ковре" у губернатора Мишарина. По доброй традиции перед уходом с поста Исаеву торжественно исключили из партии, намекнув таким образом о завершении политической карьеры. На прощание Валентина Исаева написала самооправдательную книгу тиражом 500 экземпляров, которую всё равно никто не читал, и заявила, что мэр она хороший, но вот только в двух вещах не разбирается - в дорогах и в заводах. Следственный комитет же - так же на прощание - влепил Исаевой уголовку по продаже кинотеатра "Современник" по заниженной стоимости (продали его опять-таки Мише Диденко, временно притворившемуся филармонией, под снос "по цене сайта" - 5,5 млн. руб. - поистине мистическая сумма для тагильской мэрии!).
Фото с сайта газеты "Тагильский рабочий" (tagilka.ru)
В 2012 году в Нижний Тагил вернулся самый популярный в городе человек со времён Юрия Гагарина. Сергей Константинович Носов личность интересная и совсем не простая. Во-первых, он из династии магнитогорских металлургов, его дед был популярен в Магнитогорске практически так же как внук популярен в Тагиле: именем Григория Носова назван магнитогорский университет. Семья Носовых - советские аристократы, элита, пользовавшаяся недоступными простым смертным благами. Судьба Сергея Носова как крупного начальника была предопределена с младых ногтей. Но, рождённый принцем Магнитогорска, в 1998 году он внезапно (на самом деле, из-за конфликта с "генералом" ММК Рашниковым) покинул родное королевство и уехал в Нижний Тагил, где стал генеральным директором ОАО НТМК. И вот тут началась его слава. С одной стороны, ему повезло, так как именно в это время начался подъём промышленности в стране, дела стали потихоньку налаживаться - закономерный отскок, так сказать. С другой стороны, он действительно оказался талантливым и харизматичным руководителем. Вот тогда-то его и стали восхвалять как спасителя НТМК, пошли заказы, затарахтело производство, у всех на устах появилось новое модное слово: "Стан-5000" (мечта Росселя, стан по производству труб большого диаметра - для Газпрома и Транснефти, т.е. выход НТМК на "серьёзный бизнес"). Не всё было благополучно, в 2003 в прессе стали появляться вопросы: а где, собственно, стан-то? Потом была неприятная публикация о криминальных корнях НТМК, на которую последовал довольно вялый ответ, подрядчики заволновались, руководство НТМК обвинило журналистов... В общем, Стан-5000 в Тагиле сорвался, а серьёзным бизнесом занялся ММК, построив его на свои деньги. В Тагиле стало как-то неуютно, Носов в 2005 уезжает. Да и не особо волновал этот Стан-5000 горожан. Ну не срослось, бывает. Всё равно все (даже ВГОК, УВЗ и железная дорога) думали, что Носов спас ни много ни мало весь город, единолично, а то что уехал - ну так талантливые начальники на дороге не валяются, Москва их быстро прибирает, оставляя провинцию с тем, что есть. В Тагиле все желали ему успехов и не сомневались, что фамилия теперь прогремит во всероссийском масштабе. Где-нибудь в "команде Путина", не меньше.
Но Носов пропал из виду. В следующий раз "это наше всё" прозвучал в Нижнем Тагиле в 2012 году, снова появившись на Урале. Город, тлеющий тихой ненавистью к Исаевой, забурлил от восторга и не мог поверить своему счастью, боялись спугнуть: думали, что Носов в губернаторы сразу подастся. Когда же Сергей Константинович пошёл на выборы градоначальника, поддержка тагильчан была почти тотальной - за него проголосовало 92% (sic!). Такая любовь населения слегка смутила других политиков региона. Губернатор в конце 2012 года приехал с визитом в Нижний Тагил и принялся критиковать бедственное положение города с дорогами и коммунальным хозяйством. Носов выслушивал это со скромной улыбкой, всем своим видом давая понять, что критика к только что избранному мэру не относится, поговорим в следующем году. Действительно, в 2013 начался настоящий бум: ремонтировались тотально все дороги города, а одна стратегически важная, по меткому замечанию мэра, строилась заново (ул. Фестивальная, связывающая Тагилстрой и Серовский тракт, одна из немногих сохраняла брусчатку), был полностью реконструирован парк у Театральной площади, перестроили памятник архитектуры - "демидовскую дачу", занялись обновлением коммунальных систем. Сергей Носов, чувствуя тотальную поддержку населения любому своему начинанию, принялся довольно уверенно менять городской уклад, с олимпийским спокойствием принимая подчас революционные решения: замена центрального городского фонтана "Каменый цветок", одного из знаковых сооружений города, преображение ЦПКиО с удалением кафе, снос стеллы на въезде в город, застройка набережной. Но тагильчане довольны, считая что настоящий мужик приходит и делает, а вот, дескать, женщины да мафёрики только воруют, ничего организовать не умеют. И лишь у немногих возникал вопрос: а откуда, собственно, деньги, Зин? Вернее, откуда такая милость федерального бюджета? Газета.ру, в приступе брезгливости к недемократичным 92% поддержки, решила, что с городом расплатились за пропутинскую кампанию, недаром ведь скромный рабочий Холманских вдруг стал по царской милости полпредом. Были и другие хитрые умозаключения у тех, кто интересовался, а чем, собственно, занимался Сергей Носов до 2012 года. А занимался он Суроямским ГМК в г. Нязепетровске как раз в то же время, когда серьёзные люди занялись ВСМПО-АВИСМА - надеждой на своё светлое будущее для жителей Свердловской области и для серьёзных людей, хоть эти две надежды особо друг с другом и не связаны. В позапрошлом году проектом Суроямского ГМК вплотную занимался ММК, а сейчас, скорее всего, от него уже избавился, но ещё два года назад, когда проект курировал Носов, обсуждалось, что комбинат будет поставлять сырьё для Верхней Салды. Нижний Тагил же напрямую не связан ни с одним из этих предприятий, но кое-кто начал подозревать, что неспроста Носов в последние годы перед градоначальством варился в этом соку, и предположили, что город понадобилось привести в достойный вид и причесать, как фасад распиаренной "титановой долины", через который пойдут транспортные и финансовые потоки (кстати, сейчас активно обсуждается проект агломерации Нижнего Тагила и Верхней Салды), и Носов - 100% московский проект. Ну и гешефт здесь где-то точно зарыт. Ну что ж - тоже версия, хоть у умников так и не хватило трудолюбия и, возможно, ума - сложить свою гипотезу в ровную картинку.
Из этих двух версий мой осведомитель в администрации склоняется скорее к первой, какой бы наивной она не казалась - что Тагил это такой PR-проект Кремля. Большинство же тагильчан верят в патриотический порыв своего лидера, а он в ответ действительно преображает город, исходя в немалой степени из интересов горожан, его населяющих. Чего только стоят публичные интернет-обсуждения главных архитектурных проектов - набережной, привокзальной площади и исторического центра. Вдумчивые горожане в обсуждениях, конечно, интересуются: почему проекты не на конкурсной основе, а безальтернативны; почему проходят лишь один раунд обсуждений, и правки по учтённым пожеланиям горожанам неизвестны; почему в каждом проекте всенепременно фигурируют высотные офисные стекляшки, которые обрисованы и обсуждаются значительно менее ясно, чем спортивные корты и велодорожки и т.д. Но значительная часть тагильчан, впервые увидевшая инженерную 3D-графику, обрадована хоть какими-то изменениями и всецело одобряет.
В общем, Тагил вступил в новую жизнь, удачи ему в этом начинании.
Итого
Да-да, и это тоже Тагил. Кем бы хозяин ни был, в романтике ему трудно отказать
[Spoiler (click to open)]Большинство промышленных предприятий Тагила пережило кризисы, поэтому он не стал городом озлобленных безработных (во всяком случае, пока). Сейчас же город с надеждой смотрит в будущее и держит пальцы крестиком за стабильность, поэтому и столь консервативен в политике. Тагил не избалован торговыми центрами, кафе и кинотеатрами, досуг горожан довольно ограничен и аскетичен, но это не город бескультурья и гопников, как может показаться. Конечно, есть свои интеллигенты - учёные, инженеры, педагоги, художники и т.д. (однако вряд ли вы их встретите праздно шатающимися в день города, так что не обессудьте). Есть молодёжные клубы и движения - увлекающихся кинематографом, туризмом, рок-музыкой, театром, настольными играми и т.д. Действует довольно сильное сообщество защиты животных. Жизнь продолжается, и, может, со временем люди перестанут отсюда уезжать в попытке порвать с провинциальностью.
На этом о людях закончим. Дальше речь пойдёт о вечном камне - через который ушедшие поколения общаются с потомками. Нижний Тагил как город тех, кого уже нет...