Нижний Тагил. Исторический центр

May 13, 2016 00:51

Предыдущие части:
Предисловие
Музей-завод
Старый заводской посёлок




Уж если Екатеринбург со своими многочисленными усадьбами, особняками и доходными домами глубоко провинциален, то Нижний Тагил провинциален просто безнадёжно. Это и неудивительно - до революции он так и не успел побыть городом (статус города присвоен только в 1918 г., т.к. Демидовы на дух не переносили никакую администрацию в своей вотчине), а какие на фиг дворцы в заводском посёлке? Практически вся дореволюционная дворянская и купеческая застройка (из того, что осталось) собрана в одном месте - на небольшом участке проспекта Ленина, улице Карла Маркса и улице Уральской. Мы помним строгановскую контору и демидовский особняк на другом берегу реки - в историческом заводском районе, но то лишь фрагменты.




1. Сначала взглянем на улицу Островского, идущую вдоль р. Тагил и демидовского завода (перпендикулярно плотине), - одну из нескольких старейших улиц, перечисленных де Геннином ещё в 1740-е гг. Тогда в три линии уступами от реки шли улочки Нижняя, Средняя и Верхняя Ерзовки. Островского и начинающаяся чуть дальше Папанина повторяют контуры тех улиц, хотя старых построек здесь не сохранилось. Начало эти улицы брали на площади, на которую мы сейчас и смотрим. Пусть вас не смущает слово "площадь": непременными её атрибутами были канавы, грязь, бегающие куры и наваленные брёвна.




Зелёный скверик на возвышенности справа от площади зовётся Сквер рабочей молодёжи. Ранее здесь стоял главный храм Нижнего Тагила - Входо-Иерусалимский собор. А ещё был памятник Николаю Никитичу Демидову - правнуку того Никиты Демидова, который основал уральские заводы. Николай Никитич был человеком довольно типичной для промышленника судьбы - мот по молодости, жмот на старости (когда деньги пришлось самому зарабатывать, да). В юности настолько неплохо перебесился, что пришлось срочно-обморочно жениться на даме из рода Строгановых - поправить положение. Так ненадолго пересеклись фамилии хозяев западного и восточного Урала. Супруги быстро друг другу надоели и жили порознь (она - в Париже, он - в Петербурге), однако успели завести четверых детей, из которых двое умерли в детстве, а двое (Толик и Павлик) - стали не менее "интересными" личностями, чем папаша. Николай Никитич был последним из Демидовых, кто ещё активно принимал непосредственное участие в семейном бизнесе. Ну и как положено дворянину и промышленнику, сволочью был порядочной. Любить его было особенно не за что, поэтому крепостные на заводах временами волновались. В удачно подвернувшемся 1812 году Николай Никитич "в патриотическом порыве" из особо волнительных сколотил "добровольческий полк" и отправил на фронт (правда, полк в боях так и не участвовал). Ещё наш герой всей своей тонкой душой полюбил искусства и проматывал огромные деньги на скупку и реставрацию всего подряд... во Флоренции (где ему даже памятник поставили). Кстати, помимо предметов искусства рачительный меценат активно скупал там недвижимость. В общем, то был образцовый капиталист, неудивительно, что тагильский памятник ему снесли в первую очередь после окончания боёв - в 1919 г. Собор же простоял до 1930-х и был снесён при участии другого выдающегося тагильского персонажа - Шалвы Степановича Окуджавы, ныне более известного как отец поэта.

2. Из того, что есть на бывшей площади сейчас. Самое любопытное - это памятник В.И.Ленину - "Ленин на шаре" (чуть выше в гору, чем раньше стоял Демидов). Вождь пролетариата не способствовал установке себе прижизненных памятников, в отличие от последователя, поэтому первые памятники Ильичу начали появляться только в 1924 г., после его смерти. Этот - один из таких, первых.




Его автор - учитель рисования А.И.Фролов из той самой школы №1, что была в заводском посёлке. Вот он, "сфотался" со своим детищем (фото с сайта semantic.uraic.ru, оригинал - из книги "Демидовские гнезда"):



В 2000-е какие-то придурки (то ли идейные, то ли накуренные) сумели ночью спереть памятник с пьедестала и совершить какой-то обряд с отпиливанием головы и последующим выбросом оной в реку. Но Ильича всё равно восстановили.

3. Позади памятника на месте снесённого собора стоят два учебных заведения - ПТУ и торговое училище... Простите, профессиональный колледж им. Н.А. Демидова и филиал УрГЭУ. На фото - столовая и общага второго из них.




4. Вернёмся к Николаю Никитичу. Согласно моде своего времени, он старался найти способных художников среди своих крепостных. Одними из таких стали художники Худояровы. А другим был домашний архитектор Демидова - Александр Петрович Чеботарёв, тагильский зодчий эпохи классицизма, которому хозяин оплачивал обучение, давал задания и, увы, всячески обижал. Душераздирающая история у человека. Вы уж извините, надо сделать небольшое лирическое отступление.

Демидов вовремя разглядел в юноше самородка и отправил в Петербургскую Академию художеств, а в дальнейшем обеспечил заказами. Однако засранцем Николай Никитич был знатным. В то время практика устройства способных крепостных в Академию художеств была распространённой, т.к. иметь карманных архитекторов, скульпторов и художников хотелось всем. Но Академия не была резиновой, поэтому поток ограничивали условием: к обучению допускаются только вольные, т.е. освобождённые крепостные. Демидов положил на правила и впихал в Академию Чеботарёва без выдачи вольной. Через два года Чеботарёва, несмотря на успехи в учёбе, из Академии выпнули, т.к. хозяин засиделся в Европе и забыл повторно дать на лапу. Вариант с освобождением и относительно справедливым контрактом Демидов вообще не рассматривал. Да и в переписке со своим архитектором не гнушался унижениями и постоянными указами "на место". Лишь на смертном одре наш сатрап пообещал архитектору вольную, установив срок - 8 лет с момента оглашения завещания. Ещё 8 лет в собственности Демидовых! И это при том, что сынок у барина, женившись на петербургской светской даме Авроре Карловне Шернваль, топырил пальчик, морщил носик и предпочитал всё столичное - новым главным архитектором с 1840 г. был назначен выхлопотанный из Петербурга Александр Зиновьевич Комаров, однокурсник Чеботарёва, но с дипломом I степени, рождённый вольным и обласканный судьбой. Чеботарёв же стал работать у Комарова на подхвате.

Особенно большая драма вышла со зданием заводской конторы (современным тагильчанам более известна как горсовет - по своему советскому назначению) - самым торжественным зданием дореволюционного Тагила, которое стоит здесь с 1840-х гг.




5. Чеботарёв числится техническим архитектором проекта (т.е. куратором непосредственно строительства), но сама контора была построена при Комарове, на главных чертежах стоит его подпись, и официально авторство его. Да вот только архитектурный "почерк" не его, а Чеботарёва, в чём сходятся специалисты при сравнении здания с вот этой демидовской больницей, где авторство Чеботарёва не оспаривается:




У Комарова в то время было множество государственных заказов и некогда было рисовать какие-то там конторы каким-то там Демидовым. А Толик и Павлик очень хотели в честь усопшего papá построить величественное здание и чтобы обязательно с фамилией приличного архитектора в титрах. Видимо, Чеботарёв всё-таки полностью спроектировал, а Комаров, бегло просмотрев, подмахнул. Все довольны, Чеботарёв терпит. Получив вольную, Александр Петрович недолго проработал у старых хозяев, т.к. длительное скотское отношение начало сказываться. Павлик не понимал, чего это бывший папкин любимчик что-то из себя корчит и смеет быть чем-то недовольным - и уволил его к чертям.

Чеботарёв съездил за дипломом в Петербург и куда-то пропал. Вскормленный традициями классицизма, он вряд ли мог принять вошедшую в моду эклектику. Может, потихоньку работал по специальности в каком-нибудь Мухосранске. А может и спился в хлам - для 40-летнего мужчины в глубокой депрессии, наверное, не редкость.

6. Главный корпус конторы и образующие с ним архитектурный ансамбль здание лабораторий (слева от главного корпуса) и жилой флигель (справа) в стиле ампир - были выстроены на месте старой деревянной конторы в виде терема и крепостной тюрьмы. Сейчас все помещения занимает музей-заповедник "Горнозаводской Урал" + есть ещё пивнушка.




7.



8.



9.



10. С балкона жилого флигеля открывается потрясающий вид на пруд. До этого года дом дремал в густой зелени, спрятанный от безумного мира. Его и сфотографировать-то было непросто. Но пройдясь в этих местах на майских праздниках, я обнаружил, что зелень убрана, а вокруг здания конторы развернулись широкомасштабные строительные работы. Кажется, в этом году Носов займётся историческим центром всерьёз.




11.



12. Здание лабораторий, в котором уже давно и прочно обосновался краеведческий музей.




13. Площадка перед входом в краеведческий музей в здании лабораторий заводской конторы символично украшена продукцией Нижнего Тагила - моделью паровозика Черепановых и танком Т-34 на пьедестале (Т-34 на постаменте в Тагиле 2 штуки, а вот паровозиков - 4). Но самое интересное - два кирпичных здания поблизости - верхний и нижний провиантские склады (на это фото попал верхний). В заводском посёлке в них, как следует из названия, хранили продовольствие для рабочих, позже - фураж, затем продукцию, а с 1920-х тут вообще был бардак - автогаражи. Сейчас оба здания бережливо подобрал под себя музей. Числятся эти здания по улице Уральской, к ним мы ещё вернёмся.




14. Где-то внизу, в труднопроходимых зарослях спряталась действующая лодочная станция.




15. Внутренний двор заводской конторы и здание "горсовета" с тыла.




16. Маниакальная тяга к порядку и завершённости, свойственная архитекторам эпохи классицизма, не позволила оставить три стороны прямоугольника незамкнутыми, и вот дворик со стороны пруда замыкает флигель, некогда использовавшийся для гостей Демидовых. Сейчас здание производит тяжёлое впечатление. Двухсотлетний дом, кажется, давно уже никому не нужен. Он как престарелый пёс - никак не может отдать Богу душу, и рука ни у кого не поднимется его "пристрелить" - всё же по-человечески беднягу жалко. А, ну и закон запрещает - это охраняемый памятник архитектуры.




17.



18.



19. Настало время повернуться лицом на главный тагильский проспект - проспект Ленина - по которому потопаем. Историю свою он также ведёт от улиц из списка де Геннина - тогда он вроде как был улицей Нагорной, позже стал Ягодной. Вообще, столь оживлённое место многократно перестраивалось (до середины XIX века улица шла по диагонали - до пересечения нынешних Первомайской и Карла Маркса), возможно, что широкий ныне проспект "съел" ещё какие-то улицы. По некоторым источникам, улица также когда-то называлась Верхней, а параллельная ей Уральская - Нижней. В 1837 году в Тагил пожаловал 19-летний отпрыск анператора - Александр Николаевич, будущий Александр II. Люди плакали, радовались и поздравляли друг друга - как никак первый визит монаршей особы в городишко. Улицу на радостях переименовали в Александровскую. Жалко, в Тагил не привезли слона. Ну а улицей Ленина она стала в 1926 году (с 1931 г. - проспект).




20. Мы вступаем в зону купеческой застройки. Это вам, конечно, не ул. 8 марта в Екатеринбурге, но чем богаты, тем и рады. Первое здание на нечётной стороне - путеводная звезда капиталистического Нижнего Тагила - дом второго общества потребителей. В этом доме учили, что важно потреблять, а также - как нужно потреблять, заставляя зубрить труднопостигаемую мантру: "Разъединённый потребитель жертвует свою покупательную силу, объединённый строит на ней своё благосостояние". Сам дом принадлежал видному тагильскому "алкогольному магнату" купцу Аксёнову.




21. До недавнего времени его соседом был один из старейших тагильских жилых домов - того же Аксёнова, построен по типовому проекту в 1840-1850-е. В советское время в нём располагалась химчистка. Ещё был маленький одноэтажный пристройчик - магазин посуды и игрушек Любимова (в советское время - кооперативный кинотеатр "Заря", затем молочный магазин). Дом с пристройчиком снесли в 2012 году при Исаевой. В жилом здании не было цокольного этажа, зато был подземный ход куда-то на противоположную сторону улицы. Ход случайно открыли при сносе и сразу на всякий случай засыпали мусором.




22. Дальше пошли дома поинтереснее. Вот, например, дом К.Н.Мотылёва, первый этаж которого также сдавался под магазины: два галантерейных и один бакалейный. В бакалейном продавались восточные сладости, сухофрукты, шоколадки, кофеёк - торговал татарский мулла Валитов. А 10 августа 1919 года (через месяц после того, как город заняли красные) в этом здании собралась тагильская молодёжь и, пожёвывая сухофруктики, решила самоорганизоваться в комсомольскую ячейку. У дома два парадных фасада, т.к. расположен он аккурат на перекрёстке.




23. Теперь осмотрим чётную сторону улицы. Я уже говорил про техникумы на холме, построенные на месте собора. Вот один из них - торгово-экономический.




24. А непосредственно на улицу выходят фасадами вновь купеческие дома. И первый из них - бывший главный дом усадьбы А.А.Любимова - директора завода в 1826-1839 гг. Здание скорее всего построил тот же Чеботарёв, это довольно типичный и простой особняк в стиле классицизма. После смерти хозяина (а тот и пожить-то в нём толком не успел) здание выкупили Демидовы, чтобы разместить в нём архив, коллекцию минералов и инструментов, а также оборудовать в нём обсерваторию для метеорологических наблюдений. Люди для всего этого балкон стеклят, а Демидовы сразу - хлобысь! - и здание в центре выкупили. Всю эту "кунсткамеру" на рубеже веков приобрели братья-пивовары Злоказовы, и здесь разместились магазинчики, что было вполне в духе всей улицы. Например, сюда въехала частная типография гражданки Кузнецовой, первый в городе книжный магазин гражданки Ахаимовой и фруктово-бакалейная лавочка гражданина Загидуллина. С купеческих времён в доме, говорят, осталась шикарная роспись потолка на втором этаже - на тему "Времена года". А может, уже и не осталась, может, натяжные сделали.




25. Следующий одноэтажный домик - дом купца М.И.Ярославцева. Здание явно было изначально купеческим - с широкими окнами-витринами и парадным крыльцом в центре фасада. Купец специализировался на галантерее, косметике и ювелирке, но в этом магазине продукция была выставлена почему-то более экзотичная - музыкальные инструменты, патифоны, пластинки и фототовары. В советское время здесь всё-таки разместилась галантерея. А после демократических реформ у здания начались новые приключения. Ностальгирующие по хрусту французских булок и господским вечерним посиделкам забахали тут шикарный (насколько хватает фантазии у потомков тагильских холопов и пролетариев) ресторан "На Александровском". Для пущего антуражу у входа разместился всенепременный аксессуар в виде швейцара. Ну, поиграли, побаловались, да закрыли ресторанчик. Вместо него в здании разместилась еврейская религиозная община, но первое, что она сделала - спалила крышу (вообще говоря, стихия виновата - молния попала). Мэром Исаевой из городской казны были выделены 4 млн рублей на ремонт, всё-таки памятник культурного наследия, на балансе города висит (да, и откуда такое радение аккурат напротив другого памятника, который тупо снесли?).




26. Следующее здание некогда было одним из редких образцов эклектики в Тагиле, ныне же являет собой замечательный образец советского неоклассицизма (не знаю, хорошо это или плохо). В дореволюционный период здание принадлежало обувному и галантерейному торговцу М.М.Мозгунову, первый этаж занимали магазины, а второй - гостиница. В послереволюционный период здание надстроили двумя этажами, а профиль сохранился - здесь до сих пор находится гостиница "Северный Урал".




27. Здесь мы пересекаем улицу Огаркова. Названа улица так не в честь советского маршала, а в честь одного из местных участников гражданской войны А.П.Огаркова. Прежде была Библиотечной, а до этого - Балыковским/Волостным переулком. И сейчас коротенькая Огаркова больше напоминает переулок.




28. Вновь перейдём на южную сторону. Давайте посочувствуем архитекторам вот этого сооружения. Они честно пытались создать что-то в духе ансамбля улицы, застроенной в XIX веке, и не их вина, что в финале они всё-таки сорвались и соорудили то, чему их научили - ларёк. Что за мода, кстати, на вот такие мансарды с окошками в кровле? В Тагиле такие здания есть ещё на Гальянке.




29. Далее продолжается купеческий Тагил.




30. Вот, например, один из самых роскошных домов улицы - дом купца Е.Е. Копылова, между прочим, бывшего крепостного. Первый этаж занимал тагильский аналог "Дамского счастья" Золя - большой оптово-розничный магазин тканей, задавивший ассортиментом всех конкурентов. Предположительно, автор проекта - А.З.Комаров, понастроивший на Среднем Урале чуть ли не больше Малахова.




31. А дальше - типовой дом, принадлежавший предпринимателю И.А.Комиссарову. Здесь тоже приторговывали тканями, но исключительно дешёвыми - парусиной, ситцем, льном и т.п.




32. А вот это здание уже серьёзное, изначально принадлежало председателю Верхотурской уездной земской управы (что-то не сиделось ему в Верхотурье). Два парадных входа, выделяющийся балкон (ни у кого ведь такого на улице не было), строгость и выдержанность в оформлении. К началу XX века он также стал доходным, здесь, в соответствии с соседями, торговали шмотками, дамскими шляпами и ювелирными изделиями. В общем, эта часть улицы была настоящим кошмаром для мужей. Обратите внимание на уральский колорит - кованую решётку на крыше.




33. Следующий дом принадлежал одному из самых успешных и рачительных бизнесменов Тагила - купцу Лошкарёву, учредителю ТД "Арсений Лошкарёв и Ко", владельцу завода по производству "газировки" и гильзовой фабрики. В своём доме купец организовал два магазинчика - бакалейный и хозтовары. В 1918 г. дом с особым удовольствием национализировали. В гражданскую здесь разместили части кавалерийского эскадрона Красной Армии (- Куда на лошади в учреждение прёшь? (с)), а потом обустроили Дом учителя.




34. Самый большой дом на купеческой улице принадлежал В.К. Хлопотову. Место исключительно примечательное. Тагильчане моего возраста и старше хорошо помнят детский кинотеатр "Искра", игровые автоматы и стерео-сеансы (он первым начал крутить стереокино в Тагиле). Однако немногие знают, что это был вообще первый кинотеатр в городе, организованный тем самым Хлопотовым под названием "Иллюзия" в 1911 г. Энтузиаст так болел за дело, что специально для кинотеатра построил на заднем дворе небольшую электростанцию, от которой потом запиталась вся улица, включая фонари. На втором этаже размещалась гостиница. В здании также (по какой-то странной традиции) был оборудован подземный ход, ведущий к пруду. Когда добропорядочный Викул Карпыч узнал, что постояльцы по этому ходу водят в гостиницу проституток, замуровал его к чёртовой матери. Увы, кинотеатр не пережил 90-е, теперь в бывшем вестибюле разместился художественный салон под старым названием "Искра".




35. А с восточного торца здания, где раньше размещался вход в кинотеатр с афишами, вообще появились вот эти убогие ТЦ:




36. Последнее здание купеческой улицы - эклектичный дом купца И.Ф. Уткина, мучного магната, страстного коннозаводчика. Стоит уже на углу с ул. Красноармейской. Позади размещались каменные двухэтажные склады, где после революции был организован ещё один кинотеатр - "Свобода", который позже переименовали в "Горн". В 1930-е бремя детского кинотеатра нёс на себе он. Но в 1970-е кинотеатр закрыли, а пристрои снесли по причине ветхости.




Напомню, что подробнее про тагильские кинотеатры очень хорошо рассказано здесь. И ещё очень хорошо рассказано здесь

37. На обширной территории между улицами Шамина (Карла Маркса), Александровской (Ленина), Библиотечной (Огаркова) и Высоковской (Первомайская) раньше была большая базарная площадь с кучей лавочек, палаток и прилавков. Только придержите фантазию. Не пряники, баранки и румяные бабы с открыток, а довольно вонючий и чумазый рынок, как и положено трудовому городу. Это вам не Ирбитская ярмарка. В 1930-х краснопузые варвары снесли к чертям все замолкшие лавочки и насадили здесь своих богомерзких деревьев - скверы Октябрьской революции (ныне Комсомольский) и Красной армии (ныне Пионерский). Занимался этой деятельностью замечательный садовод-мичуринец К.О.Рудой. Это в его парках вы пьёте пивасик в пятницу вечером, дорогие Нижний Тагил, Алапаевск, Кушва, Челябинск и Магнитогорск. Увы, он не пережил 1937 г., ибо помимо саженцев занимался и политикой и даже когда-то занимал административный пост при Колчаке.




38. Отдельная весёлая песня здесь с памятниками. В 1891 году, спустя полвека после посещения Нижнего Тагила Александром II, тагильчане, видимо, отчаялись увидеть у себя ешё какого-нибудь монарха, и решили влепить памятник своему старому кумиру на базарной площади. Выглядел он вот так:




Это была величественная каменная часовенка с увесистой державой на макушке. Увы, памятник часто использовался не по назначению - для митингов, пикетов и прочих безобразий. В октябре 1917 года в Тагиле тоже поторопились отметиться чем-нибудь антимонархическим, и снесли державу на фиг, а вместо неё некий скульптор-самоучка (по основной профессии машинист, посидит за художества при Колчаке) водрузил натуральную статую свободы с факелом (ну дык известно, что статуя в Нью-Йорке тоже в какой-то мере тагильская). Называлась эта штука "Павшим за свободу". В это же время базар стали фильтровать сворачивать и разбивать вокруг парк. Получилось следующее:




В 1930-е памятник признали не слишком-то художественным, и поставили то, что признать "не слишком художественным" никто не посмеет: памятник отцу народов И.В.Сталину, простоявший... правильно, пока ветер в другую сторону не подул - до 1950-х гг. Был он вот таким:




Затем долгое время город выжидал, резонно решив, что городить раз в 20 лет монументы - несколько.. э-э.. накладно для бюджета. Место было занято просто камнем, на котором менялись плиты с намерением воткнуть какой-то новый памятник: то пионерам, то комсомольцам, в 90-е, кажется, какой-то политический (могу ошибаться, нигде упоминаний не встретил). Тот камень немного видно на заднем плане на этом старом фото фонтана:




NB: все архивные фото, кроме последнего, с сайта новостного агентства "Все новости НТ" отсюда и отсюда.

39. А несколько лет назад здесь всё же установили бюст Н.Н.Демидову - тому самому, чей памятник снесли у конторы. Тагильчане, слабо отражающие, что это за дядя, для удобства зовут его "чупа-чупсом".




В общем, этот пятачок - сам по себе памятник - политической активности и убеждённости Нижнего Тагила. Я даже знаю, чей памятник тут поставят следующим.

40. Одноэтажный театр кукол тагильского архитектора А.И. Обухова сейчас выглядит аккуратненько, а все 90-е простоял довольно обшарпаным.




41. Вот эта фресочка просто угнетала детей своим запустением и оторванными кусками любимых героев.




В 1930-е гг. чуть позади нынешнего театра кукол стоял первый тагильский цирк - деревянный, на 1800 мест. Им по праву гордились - у цирка даже была своя котельная для отопления в зимний период, а областные центры и этим похвастаться не могли. Бывали в нём и Карандаш, и Кио, и Дуров. Самым же популярным номером были состязания борцов - этакий аналог "Мэдисон Сквер Гарден". В 1947 году у цирка потекла крыша, и его разобрали. А следующий цирк у Тагила появился только в 1975 году.

42. Тагильский ответ екатеринбургским бутикам - грёбанный стыд под названием "Александровский пассаж". И не говорите мне, что городу был нужен свой большой торговый центр и именно здесь! Давайте представим, что кто-нибудь влепит торговый центр в Екатеринбурге на площади перед ТЮЗом (тьфу-тьфу-тьфу, мало ли). А здесь - ничего, не постеснялись, прикрыв кукольный театр вот этим шедевром архитектуры. До этого события я ещё терпимо относился к мэру Диденко.




43. Улица Красноармейская. Долгое время этот перекрёсток был границей города. Далее улица Нагорная переходила в Салдинский тракт, где, как и положено - на отшибе, располагалось городское кладбище. В XIX веке участок был освоен, и город двинулся дальше. В то время улица, конечно, называлась не Красноармейской, а Арзамасской (в Тагиле селились пилигримы с Арзамаса). По другую сторону перекрёстка улица Красноармейская рассекает большую парковую зону на два сквера - Комсомольский, который мы уже прошли, и Пионерский, в котором нам делать нечего. Уже в советское время на неприкосновенность зелёной зоны вновь посягнули предприятия торговли: Гермес брал реванш у своего отпрыска Пана - продуктовый магазинчик (ныне зовётся "Ясень") появился здесь раньше всех. Теперь же, в тени "Александровского пассажа", торговцы осмелели и отвоевали дополнительную территорию под ларьки и ТЦ "Демидовский". Место-то проклятое, похоже.




44. Мы же отвернёмся от всего этого безобразия и взглянем на район, до которого Красноармейская дотягивается буквально на излёте. Слева у нас позднесоветская панелька переменной этажности с одноэтажным пристроем под "учреждение". Когда-то здесь было фотоателье. Сейчас офисы, в основном - Металлинвеста. Дальше администрация Ленинского района, выходящая фасадом на короткий Асбестовский переулок.




45. Справа, по другую сторону от проезжей части, нам является торжество пенсионного фонда РФ. Посмотрите, как оно светится и ничуть не смущается того, что появилось при скандально известном Дубинкине.




46. Здесь же, прямо за пенсионным фондом, находится одно из интереснейших мест в Нижнем Тагиле - горка под неблагозвучным названием Вшивая. Версий появления этого топонима множество, однако в первую очередь горка так называется по имени переулочка, когда-то её пересекавшего, но позднее застроенного.




В начале 90-х на русскую православную церковь сошла благодать в виде массового возврата земель, храмов и паствы (ни то, ни другое, ни третье правительству уже было не нужно). Воодушевлённые успехами, воинствующие христиане (на всякий случай замечу, что таковых я отличаю от христиан обычных) начали активно столбить всё ещё пустующие места крестами с угрозами возвести новые храмы на пожертвования и прочие народные деньги в лучших традициях точечной застройки новейшего времени. Вот и на Вшивой горке появился такой крест - старый городской пустырь должен был явить миру новый храм - памятник трём утраченным храмам старого Тагила (и ничуть не смущало епархию, что церквей за это время в Тагиле и так стало в два раза больше, чем было до революции). Храм должен был быть построен на народные пожертвования - как и церковь Александра Невского на Гальянке, что символизирует духовную преемственность поколений. Скептики вспоминали, что церковь на Гальянке была построена благодарными крестьянами в честь отмены крепостного права, новый же собор можно приурочить максимум - к монетизации льгот. Растерянные архитекторы на генплане полуэфемерного Демидов-парка всё же обозначили дрогнувшей рукой горку словом "собор". Что дало повод одному троллю в "Тагильском рабочем" развить идею до величественного собора-небоскрёба - храма светской власти, а вокруг маленькие церквушки, костёлы, мечети, синагоги и жертвенное место манси - как памятник многонациональности и многоконфессиональности Тагила, символ примирения и терпимости.

Со временем разговор о соборе, у которого уже даже был назначен настоятель, заглохли. Зазвучали новые проекты и предложения, среди которых, например, смотровая площадка, как альтернатива Лисьей горе. Хотя какая из неё на фиг доминанта? Там же ничего толком и не видно. Но по крайней мере это позволило бы сохранить последний оплот естественного рельефа на территории города. Однако, пока суд да дело, подножие Вшивой горки уже начали под шумок осваивать застройщики: первым здесь вбахали здание пенсионного фонда. Следующим на очереди встал "Металлинвест", мечтающий переехать из здания напротив и успевший закрепить за собой территорию договором об аренде. В декабре 2013 года компания презентовала свой проект офисного центра, который решительно необходим "Демидов-парку" для завершенности концепции в ансамбле с пенсионным фондом. К услугам граждан - офисы "Металлинвеста", актовый зал "Металлинвеста". Ах да, и, конечно, кафе. Что-то из этого должно быть с видом на пруд. Всё в купе даст толчок развитию рекреационной зоны, облагораживанию территории, улучшит культуру, распрекрасит город. Но опоздали ребята со своим проектом. Нового мэра уже не заинтересовать - он сам катается на "Bentley" и представляет интересы каких-то сильных людей, которым никуда не упирался ни "Металлинвест", ни всё, что тот может предложить вкупе с несчастной девочкой-архитектором. Времена и правила игры поменялись, и местечковый бизнес, так долго выстраивавший "правильные" отношения с городской администрацией, теперь рискует превратиться в такую же историю, как и эта заросшая и одряхлевшая улочка Уральская, по которой мы пройдёмся в следующей серии.

47.

улицы, Урал, города, Нижний Тагил, здания, Свердловская область

Previous post Next post
Up