Одним словом указанная вторая диагональ, в которой есть место соединению Духа и Человека, только она и может обеспечить Восхождение и Развитие Человека. Оправдать его пребывание на Земле, как месте духовного роста, предшествующего последующему Спасению.
С одной стороны: Человек на Земле не изгнанник, а хозяин. С другой стороны нельзя считать Человека рабом Земли и материального. Он устремлен, движим и укоренен в более тонких основаниях своего бытия. Только тогда он Свободен и его природа соответствует его предназначению.
Вот и последняя глава труда святителя Игнатия.
Чтобы понять ее значение, надо вспомнить хотя бы кратко, о чем уже было нами сказано. Это еще не итоговый пост (уж потерпите).
Человек сотворен с определенным предназначением. Это предназначение определят его первозданную природу. Для светских людей тут правда происходит инверсия первопричинности. Они говорят, что природа Человека определила его предназначение. Поиск повисающего в воздухе ответа на вопрос о причинах появления существа, с такой отличной от всего сущего природой, я оставляю светским людям. Мне важно только одно что в предназначении, в общем-то, мы
сходимся.
Человек сотворен с неисчерпаемым потенциалом развития. Христиане говорят по образу и подобию. Образ - констатирует уникальную как раз природу Человека. А подобие - показывает направление развития Человека, то есть показывает его предназначение. Для реализации этого потенциала для Человека был создан видимый мир, Земля и тонкий мир - Небо, где находится
первый дом - Рай.
В силу своего несовершенства и предоставленной ему свободы Человек совершает
преступление Заповеди Бога. Это означает, что Человек отходит от своего предназначения. Что в свою очередь
разрушает его природу и делает его смертным.
В таком состоянии человек становится рабом появившегося в нем
злого начала. И чтобы не удалить окончательно от Человека возможности возвращения к своему предназначению и восстановления его
природы, Бог удаляет из тонкого мира Человека и закрывает для него возможность общаться явно с миром духов. Новым местом пребывания Человека становится Земля.
ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ «Господь, изгнав человека на землю из рая, вселил его на ней «прямо рая сладости» (Быт. 3:24), чтоб он, непрестанно обращая взоры к раю и вместе питаясь надеждою возвращения в рай, пребывал в непрестанном плаче покаяния».
Вот такой вот получился сюжет. Он, конечно же, не полный. Потому как вечное изгнание Человека равносильно окончательному удалению Человека от его предназначения. И мы знаем, что последовало обетование Спасения и пришествие Христа.
Человек оказался на Земле. При этом он был уникальным существом, та как объединял в себе
два мира: тонкий мир духов и грубый, вещественный. И тут возникает некая дилемма: как относится Человеку к месту своего изгнания? Есть два варианта, выступающие крайностями в попытке ответа на этот вопрос.
Вариант 1. Земля - места изгнания, временная тюрьма провинившегося Человека. И если исходить из такого понимания, то ни о каком благоустройстве Земли речи быть не может. Кто же будет заботиться о своей тюремной камере, тем более зная о скором освобождении? У того же святителя есть такой образ - гостиница. Правда, будучи епископом Кавказским и Черноморским, он вел переписку с генерал-губернатором Кавказским Н.Н. Муравьевым-Карским, в которой обсуждал не только вопросы духовной жизни, но и обустройства вверенной ему епархии. То есть, гостиница, это образ расставляющий приоритеты попечения об Отечестве Небесном и земном. Но не отменяющий один из них.
Вариант 2. Земля место окончательного пребывания Человека и потому забота о ней есть единственная точка приложения усилий Человека.
Естественно, что каждый из указанных вариантов ущербен. Если представить себе матрицу, в которой значения образуются между полюсами: духовный и мiрской, то указанные варианты будут соответствовать диагонали: только духовный и только мiрской. Для только духовного все мiрское - унижает Человека. Мiр является синонимом падения и изгнания. О нем печься означает уходить в сторону от пути к Богу. Но я убежден, что такая постановка вопроса ошибочна. И вот почему.
Человек изгнан из Рая не в наказание, а для профилактики и сохранения в нем потенции необходимой для Спасения. Но ведь Господу пришлось ждать несколько тысячелетий, чтобы увидеть готовность Человека принять Его и Благую Весть о Спасении. Это значит, что пребывание на Земле ( жизнь Человека) - это время когда Человек должен приобрести некие качества, позволяющие ему вкусить данное Богом лекарство ко Спасению. Получается мiр - это не тюрьма, а лечебница. И это меняет дело по существу!
Кроме того, я ниже приведу несколько цитат из Писания, которые, как я думаю, вступают в серьезное противоречие с вариантом 1 и соответствующей ему вершиной матрицы.
Итак.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею
дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,
так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор. 13:1-3).
Любовь к кому?
«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22:36-40)
Более того
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». (Ин. 15:12-14)
И последнее.
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? ? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?». (Иак. 2:14-20)
Итак, что мы видим. Быть христовым (Господь говорит другом!!!), это значит иметь любовь к Богу и к ближнему. Не просто любовь, а деятельную любовь. Но и ты, и ближний твой живете на Земле. Как же можно считать, что возможно исполнить заповедь Христа и слова апостола (между прочим первого, кто стал главой Иерусалимской Церкви и брата Господня принявшего мученическую смерть), отделяя себя от земного? Поэтому я считаю, что вторая диагональ: духовное+мiр и мiр+ духовное ближе к отображению задач пребывания человека на Земле.
Насчет второго, материального полюса. Чтобы отойти от чистого материализма к мировоззрению, допускающему некоторую метафизичность, я предлагаю чистым материалистам, ответить на один вопрос - что есть История? Почему и с какой стати они утверждают, что ее суть неизменно Развитие и Восхождение? Красиво звучит, но вы обоснуйте! Ведь и то и другое есть постоянная попытка Человека (общества) выйти за свои пределы. А с точки зрения чистого материализма за ними (пределами) ничего нет.
Развитие потенциала Человека? Но если нет Духа, то сам Человек конечен и,
стало быть, Развитие конечно. К тому же откуда убежденность, что Человек неизменно должен двигаться вверх? Он животное? Если нет Духа - животное и не
более. Он должен двигаться как все животное к минимизации затрат при максимизации результата. Но так в пределе это наступает окончательно и абсолютно победа второго закона термодинамики. Конец истории. Конец Человека.
Одним словом указанная вторая диагональ, в которой есть место соединению Духа и Человека, только она и может обеспечить Восхождение и Развитие Человека. Оправдать его пребывание на Земле, как месте духовного роста, предшествующего последующему Спасению. С одной стороны: Человек на Земле не изгнанник, а хозяин. С другой стороны нельзя считать Человека рабом Земли и материального. Он устремлен, движим и укоренен в более тонких основаниях своего бытия. Только тогда он Свободен и его природа соответствует его предназначению.
На этом мы заканчиваем разговор о соотношении понятий Человека и Свобода. На следующей недели я соберу некие опорные точки нашего исследования в один пост.