Модель, где Человек связующее звено между мирами меня лично потрясает. Выходит, что Человек призван привносить в мир материи нечто из мира Идеального. Почти как у Платона, с его пещерой прообразов. Только у него, это качество не являлось обязательным для Человека. А в христианской модели Человек не может, будучи мостиком двух миров, не реализовывать этого заложенного в нем потенциала.
После окончания военного училища и прибытия к месту службы у меня появилась уйма времени на чтение.
Сперва ежедневно, а затем раза 3-4 в неделю я тратил на дорогу к своей части по 5 часов. Из них 3 часа приходилось на сидения в каком-то виде транспорта. И я читал. Очень быстро устав от «романов» (я читал все подряд: классику, фантастику, детективы) я почувствовал потребность в литературе, содержащей какие-то смыслы. Дело было в тех самых «лихих 90-х», когда смыслы активно изымались из нашей жизни.
С легкой руки одного из родственников я подсел на мистическую и эзотерическую литературу. Тогда этого «добра» хватало! И
тогда я уяснил себе, что человек это посредник между мирами. Цель этого посредничества, условия необходимые для этого дела, последствия исполнения такой роли, - вот примерно все, чем разнились разного рода оккультные школы и практики. Но меня к счастью интересовали не практики, а сами концепции. Я читал все скорее как фантастические сюжеты, и не погружался особо попытки заглянуть в «тот мир».
Я оценивал успехи авторов по созданию образов и картин «того мира». Наибольшее впечатление на меня произвел Кастанеда. Ну, почти что реальный мир! Но меня смущала необходимость во всякого рода стимуляторах для общения с ним. Я помню интервью одного популярного актера, где она рассказывает о моменте, когда отказался от любых доз алкоголя перед выходом на сцену. Актер не мог понять, кому предназначаются аплодисменты и похвальные отзывы после спектакля: ему или алкоголю. И завязал. Вот так и у Кастанеды, было не ясно, кто там путешествует между мирами: герой или мухоморы.
И вот, наконец, мне в руки попала одна книга - «Старец Силуан. Жизнь и поучения». И там вдруг я увидел реальный опыт погружения реального человека в эти миры. Не как у эзотерических авторов, где они пытались нафантазировать картины этих миров. А живой опыт. И без всякого рода стимуляторов. Кроме того, чувствовались переживания этого «путешественника» от необходимости возвращения обратно. Как это он назвал «плач Адама» перед закрытыми вратами Рая.
Одним словом, я увидел Реальность, в которой миры соединялись. И тогда для меня все встало совсем в ином свете. Не сказать что я тут же воцерковился, точней весь воцерковился. Но, как поется в Покаянном Каноне «душе бо моя грешная того восхоте».
Вчера, мы уже подошли вплотную к этой же роли Человека, как места соединения двух миров. Человек как Храм Божества, места соединения тварного и Нетварного, плоти и Духа. Эту тему развивает святитель Игнатий в следующей главе.
МИРОЗДАНИЕ «Человек сотворен Богом. Сотворением человека Творец заключил мироздание, то есть сотворение миров, видимого и невидимого. Он, прежде нежели приступил к созиданию окончательной твари, в которой восхотел сочетать миры видимый с невидимым, приуготовил для этой твари жилище - землю.
До греха не было в мире смерти. «Смерть вошла в мир грехом» (Рим. 5:12), быстро объяла, заразила, неисцельно повредила мир.
Мы упомянули выше о мирах видимом и невидимом. Это понятие - относительное. Оно образовалось в нас из состояния падения, в котором мы находимся, в котором очень естественно называть видимую нами часть создания Божия миром видимым, а невидимую - миром невидимым. В сущности этого разграничения нет»
Да, для духов нет преграды между мирами. Для плотских же созданий она есть. И Человек есть место единения миров. И может быть именно вследствие такого положения Человек наделен Творческим Даром. Ведь мы же отличаемся от Ангелов!
«…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его…» (Псалтирь 8:5-7)
Мы отличаемся от них способностью к падению. Правда, я не совсем тут понимаю, как мог пасть сатана. То есть его
падение говорит, что у него была некая степень свободы. И были некоторые степени его отпадения. Так как ниже, в этом же труде, святитель пишет, что только после искушения прародителей в Эдемском саду, Господь вынес окончательный приговор диаволу, как не способному перемениться от зла к добру. А человек, пока носит «одежды кожаные» способен на такое перерождение. То есть у Человека большая Свобода выбора, нежели у Ангелов. Но еще раз скажу, я как-то глубоко не копал в эту сторону.
Для меня важно, что отличия есть. И что они очень существенные. Потому как если душа, как пишет святитель в этом же труде, односущностна с Ангелами, то наше тело - это уникальное наше свойство. А это и есть сложность природы, соединения в ней, как пишет святитель Игнатий, «мира видимого и невидимого», которая и дают Человека некие качества.
Эти качества напрямую связаны с нашим предназначением. Иначе бы Господь, Совершенный Творец, не наделил нас ими. О сотворении Человека говорится в следующей главе. Тут же в завершении я хочу сказать, что модель, где Человек связующее звено между мирами меня лично потрясает. Выходит, что Человек призван привносить в мир материи нечто из мира Идеального. Почти как у Платона, с его пещерой прообразов. Только у него, это качество не являлось обязательным для Человека. А в христианской модели Человек не может, будучи мостиком двух миров, не реализовывать этого заложенного в нем потенциала.
Ответственность за материальный мир и наделение его смыслами! И тогда, выходит, что в этом наша задача перед мiром! Нести высокие смыслы в него. Кроме христианства, такое я встречаю только у коммунистов.